КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00450

НазваниеЦелостность / фрагментарность: эстетика Л.Н. Толстого в философской критике и теории литературы первой трети ХХ в.

РуководительСмирнова Наталья Николаевна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словаТеория литературы, целостность, фрагментарность, эстетика, Л.Н. Толстой, философская критика, ХХ в.

Код ГРНТИ17.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен исследованию этапов освоения идей Л.Н. Толстого в философской критике и теории литературы первой трети ХХ в. в аспекте ‘целостности / фрагментарности’ как одной из ключевых оппозиций культуры данного периода, характеризующегося сменой парадигм мышления, возникновением новых идей в теории, обусловленных расщеплением непрерывности исторического времени, отходом от больших форм повествования. Научная значимость и актуальность исследования связаны с необходимостью комплексного теоретического осмысления влияния эстетики Л.Н. Толстого на развитие философской критики и теории литературы ХХ в., современной оценки исторических интерпретаций эстетического наследия Л.Н. Толстого в свете важнейших направлений интеллектуальной истории ХХ в. При этом избранный ракурс исследования предполагает объемное изображение процесса освоения идей Толстого в эпоху громадных исторических перемен. Назрела необходимость системного выявления и описания процесса освоения мысли Л.Н. Толстого в культуре, формирования синтетического взгляда на интерпретации, которые разные направления литературоведения и критики давали эстетическим идеям Толстого.

Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта будет открытие нового направления в изучении этапов освоения эстетических идей Л.Н. Толстого. Будет рассмотрена эстетика Толстого в рецепции философской критики и теории литературы первой трети ХХ в. с точки зрения целостности / фрагментарности как одной из важнейших оппозиций культуры данного периода. Будет показано, что эстетические искания Л.Н. Толстого – выработка нового модуса повествования, в том числе и с учетом эволюционирующих представлений писателя о сути искусства – стали также и средоточием теоретических поисков первой трети ХХ в. Противопоставление эстетики «большой формы» романа и фрагментированного повествования становится отправной точкой развития новых идей и концепций в теории. Непосредственным практическим результатом реализации проекта будет цикл аналитических статей, выявляющих в широком спектре идей Л.Н. Толстого, оказавших разнообразные влияния на теоретико-литературную и философскую мысль, закономерности, связанные с оппозицией целостность / фрагментарность. Также результаты исследования будут представлены в докладе на научной конференции, тематика которой включает в себя тематику проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект «Целостность / фрагментарность: эстетика Л.Н. Толстого в философской критике и теории литературы первой трети ХХ в.» открывает новое направление в изучении этапов освоения эстетических идей Л.Н. Толстого. Эстетика Толстого рассматривается в рецепции философской критики и теории литературы первой трети ХХ в. с точки зрения целостности / фрагментарности как одной из важнейших оппозиций культуры данного периода. Эстетические искания Л.Н. Толстого – выработка нового модуса повествования, в том числе и с учетом эволюционирующих представлений писателя о сути искусства – стали также и средоточием теоретических поисков первой трети ХХ в. Противопоставление эстетики «большой формы» романа и фрагментированного повествования становится отправной точкой развития новых идей и концепций в теории. В статье Н.Н. Смирновой «История “сцеплений”: от “Видения поэта” М.О. Гершензона до “Умирания искусства” В. Вейдле» (Смирнова Н.Н. История “сцеплений”: от “Видения поэта” М.О. Гершензона до “Умирания искусства” В. Вейдле // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 3. С. 5–13. DOI: 10.31857/S160578800026309-5; https://izv-oifn.ru/s160578800026309-5-1/) рассмотрены важнейшие для развития теории литературы вехи восприятия знаменитого высказывания Л.Н. Толстого о «сцеплениях», обеспечивающих целостность романного повествования. Толстовская идея «сцеплений» не раз инспирировала различные толкования в литературоведении (в частности, М.О. Гершензона, В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума, Т. Райнова и др.). Подробно рассмотрены два полюса толкования идеи «сцеплений» в интуитивистской теории М.О. Гершензона и в формальном методе В.Б. Шкловского. Показано, что в теории М.О. Гершензона «сцепления» становятся фундаментом принципа медленного чтения и выражают точки корреляции личностного видения автора и интерпретатора. В теории В.Б. Шкловского «сцепления» есть прием, элемент техники повествования в сказке, новелле, романе и т.п., функцией которого определяется персонажная субъективность. В 1930-е гг. В. Вейдле подводит своеобразный итог развития эстетики первой трети ХХ в., показывая изменение ключевых ориентиров в литературе и искусстве. Этот период ознаменован исчезновением личности и непроницаемой живой жизни из системы воззрений на природу творчества, влиянием аналитических подходов, как в литературоведении, так и в художественной практике, способствующих расщеплению, фрагментации художественного целого в эстетическом восприятии, сведéнию изучения творчества к выявлению и тиражированию приемов. Исследователи до сих пор чаще обращаются к идее сцеплений через интерпретацию Шкловского, что неизбежно создает искажения в представлении эстетики Толстого. В работе В.С. Сергеевой «Британская рецепция творчества Л.Н. Толстого в преддверии «русского бума» 1910-х». (Сергеева В.С. Британская рецепция творчества Л.Н. Толстого в преддверии «русского бума» 1910-х // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 4. С. 88–107. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-4-88-107; https://studlit.ru/index.php/ru/arkhiv/89-2023-tom-8-4/1287-britanskaya-retseptsiya-tvorchestva-l-n-tolstogo-v-preddverii-russkogo-buma-1910-kh) показано, что вынужденная фрагментация восприятия наследия писателя, принадлежащего к иной культурной среде преодолевается на разных уровнях стереотипизации нового и чужого: Л.Н. Толстой «воспринимался и как яркий представитель чужой культуры, во многом известной через стереотипные представления, и как великий наследник традиций европейского романа, и как прогрессивный общественный деятель, чье творчество обретало особый смысл в контексте политической борьбы, и как олицетворенный “отпор” французскому натурализму, и как религиозный философ, увлекший своим примером других». Выборочность восприятия – то, что попадало в поле зрения англоязычной аудитории в первую очередь – помогает выявить специфику чтения Толстого в Британии. Результаты исследований были также представлены в семи докладах на конференциях, тематика которых включает в себя тематику проекта.

 

Публикации

1. Сергеева В.С. Британская рецепция творчества Л.Н. Толстого в преддверии «русского бума» 1910-х Studia Litterarum, № 4. Том. 8 С. 88-107. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-4-88-107

2. Смирнова Н.Н. История “сцеплений”: от “Видения поэта” М.О. Гершензона до “Умирания искусства” В. Вейдле Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка., №3. Том. 82..С. 5-13. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S160578800026309-5