КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00508

НазваниеМетодология формирования механизмов низкоуглеродного развития российской экономики в новых условиях

РуководительКудрявцева Ольга Владимировна, Доктор экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами

Ключевые слованизкоуглеродная экономика, декарбонизация экономики, устойчивое развитие, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), возобновимые источники энергии (ВИЭ), углеродный налог, торговля эмиссионными квотами, наилучшие доступные технологии (НДТ),углеродный след, оценка экосистемных услуг, низкоуглеродная промышленная политика, экономика замкнутого цикла, биоэкономика, зеленая экономика

Код ГРНТИ06.71.63


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Основная научная проблема, на решение которой направлено исследование, состоит в разработке механизмов низкоуглеродного развития российской экономики в новых условиях (от методологии до конкретных инструментов) с использованием современных методов и инструментария экономической науки, а именно, экономики природопользования, а также новых моделей экономического развития: циклической экономики, зеленой экономики, биоэкономики с целью приближения к устойчивому развитию на долговременную перспективу. Особое внимание будет уделено следующим ключевым направлениям: развитию секторов национальной экономики с учетом задач импортозамещения в ключевых отраслях, формированию механизмов рационального природопользования, адаптации секторов национальной экономики к новым условиям, их декарбонизации и развитию потенциала российских экосистем, обеспечивающих поглощение парниковых газов. Экономическое развитие России требует учета ряда региональных и отраслевых факторов, в том числе потенциала повышения энергоэффективности, возможности сокращения выбросов парниковых газов в энергетическом, транспортном, других секторах экономики, а также развития возобновляемой энергетики. Влияние изменения климата на регионы России неоднородно: ряд исследований показывает позитивные отраслевые эффекты, однако оно сказывается негативно на инфраструктуре регионов в зоне вечной мерзлоты. Переориентация российского экспорта энергоресурсов на новые рынки и неопределенность в дальнейших отношениях с европейскими покупателями энергоресурсов в текущих условиях не снимает необходимости учета возможных углеродных налогов, поскольку климатическая повестка в настоящее время актуальна в том числе и в странах азиатского региона, включая Китай. Правильная адаптация мер российской промышленной политики к внешнему санкционному и климатическому вызову может способствовать позитивным изменениям в структуре российской промышленности: производству продукции высоких переделов с низкой долей энергоносителей, углеродоемкого сырья и материалов в стоимости, создавая стимулы для российских производителей и иностранных инвесторов к переносу в Россию не только энергоемких этапов производственного цикла, но и более длинных производственных цепочек. Научная новизна состоит в разработке методологии низкоуглеродного развития российской экономики в новых условиях с использованием методов и инструментария циклической экономики, зеленой экономики, биоэкономики, экономики природопользования. Конечной целью является разработка инструментов и механизмов низкоуглеродного развития, научное обоснование их необходимости и целесообразности при помощи методов затраты-выпуск, межотраслевого подхода анализа использования ресурсов и выбросов, анализа среды функционирования (DEA), оценки жизненного цикла (LCA)), географических и картографических. До настоящего времени в научной и практической литературе отсутствует комплексное системное представление механизмов низкоуглеродного развития, несмотря на множество отдельных исследований по определенным аспектам данной проблемы. Для коллектива это направление также является новым, несмотря на солидный совокупный бэкграунд в смежных областях. Предлагается проведение экономической оценки экосистемных услуг. Целью является также получение нового знания о механизмах низкоуглеродного развития экономики, представленного в виде системной методологии. Будет уделено внимание как декарбонизации отраслей экономики и адаптации к изменениям, так и рациональному использованию потенциала российских экосистем, что должно способствовать развитию регионов и повышению качества жизни населения. Это может внести значительный вклад в мировую экономическую науку, поскольку подобный подход не был реализован ранее нигде. Присутствует необходимый бэкграунд: публикации и успешно реализованные проекты по циклической и зеленой экономике, энергетике, НДТ, экономической оценке экосистемных услуг, конкурентной и промышленной политике.

Ожидаемые результаты
1. Осуществлено структурирование эколого-экономических, математических и пространственно-географических методов для разработки методологии и инструментария формирования механизмов низкоуглеродной экономики и её отдельных направлений. 2. Систематизирован международный и российский научно-исследовательский и научно-прикладной опыт в сфере низкоуглеродной экономики и декарбонизации отраслей, отдельных направлений и технологий, оценены возможности его применения в России. Систематизированы основные механизмы, разработаны критерии, выявлены факторы успеха «низкоуглеродной» промышленной политики, оказывающие влияние на перспективы низкоуглеродного развития. 3. Разработаны рекомендации по формированию системы регулирования выбросов парниковых газов в России с учетом особенностей российской экономики. 4. Систематизирована существующая система показателей в области выбросов парниковых газов, производства и потребления электроэнергии и разработаны рекомендации по их совершенствованию. 5. Рассмотрена структура энергопотребления, выбросов парниковых газов и оценены экосистемные услуги в контексте регионального развития. 6.Оценено изменение углеродного следа отдельных регионов в результате применения механизмов снижения выбросов парниковых газов. Подготовлена база данных для картографирования экосистемных услуг и использования ИКТ; результаты представлены в виде карт. 7. Разработаны и апробированы методология и инструментарий, способствующие низкоуглеродному развитию России в виде научно обоснованного комплекса мер промышленной, региональной и социальной политики с учетом межотраслевых взаимодействий и анализа жизненного цикла. Разработаны и научно обоснованы рекомендации для органов государственной власти, отвечающих за промышленную политику, по формированию низкоуглеродного развития промышленности с учетом новых экономических условий. Проведена оценка выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла продукции отдельных отраслей экономики, идентифицированы механизмы сокращения выбросов. Опубликованы 3 статьи в журналах баз данных Скопус, RSCI. Промежуточные результаты проекта представлены на международной конференции "Ломоносовские чтения" (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, апрель 2023 г.). Последующие результаты проекта представлены на международных конференциях: 1. "Ломоносовские чтения" (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, апрель 2024 г. ). 2. International Multidisciplinary Scientific GeoConference. Surveying, Geology and Mining, Ecology Management, SGEM 2024, Albena, Bulgaria, июль 2024. Полученные результаты позволят усовершенствовать систему мониторинга в сфере производства и потребления энергии с учетом выбросов парниковых газов. Учет экосистемных услуг, особенно связанных с поглощением и хранением углерода, позволит рассматривать территории не только с точки зрения выбросов, но и поглощения парниковых газов. Результаты могут быть использованы при разработке программ развития низкоуглеродной экономики территорий, программах развития отдельных секторов экономики, в научной и преподавательской деятельности при развитии научного направления низкоуглеродной экономики. Они имеют ценность как для экономики природопользования, так и для региональной и отраслевой экономики, пространственной экономики. Теоретическая значимость проекта состоит также в том, что полученные результаты (методические положения, выводы, рекомендации) позволят дополнить проводимые исследования в области решения проблем по формированию устойчивого низкоуглеродного развития регионов, станут базисом для обоснованных оценок ресурсного потенциала новых нетрадиционных видов энергии, дадут методологическую основу для реализации программ устойчивого развития. Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанные предложения и рекомендации позволят руководителям регионов России обеспечить научные и методические основы наиболее подходящего низкоуглеродного развития подведомственных территорий. Результаты могут быть использованы как государственными органами при долгосрочном планировании, так и коммерческими компаниями и инвесторами при анализе возможности реализации экономических проектов в том или ином регионе, особенно связанных с энергетикой или эксплуатацией природных ресурсов. Планируется передать полученные результаты в проектные организации и органы власти, способные реализовать эту политику. Также разработанная методология позволит воспроизвести проведенные исследования для других территорий России и территорий других стран и получить ценные с практической точки зрения результаты. Результаты данного проекта будут востребованы также на международном уровне: заведующий кафедрой экономики природопользования, на которой работает руководитель проекта и два исполнителя, С.Н. Бобылев, является экспертом Аналитического центра Китайско-сингапурского Города знаний под руководством Правительства района Хуанпу г.Гуанчжоу и экспертом ООН от России.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В процессе анализа и структурирования выделены и апробированы методы, имеющие важное значение для разработки методологии и инструментария формирования механизмов низкоуглеродной экономики: метод экономической оценки ущерба; метод экономической оценки затрат на предотвращение/смягчение негативных последствий изменения климата; метод анализа жизненного цикла; метод оценки совокупной стоимости владения, дополненной экстерналиями; метод «затраты-выпуск»; метод районирования и картографический метод. Показано, что метод экономической оценки ущерба в большей степени подходит для расчета ущерба, обусловленного выбросами загрязняющих атмосферный воздух веществ, тогда как метод экономической оценки затрат на предотвращение/смягчение негативных последствий изменения климата – для оценки экстерналий, связанных с выбросами парниковых газов и, соответственно, климатическими изменениями. На примере транспортной отрасли была проведена количественная оценка экстерналий, связанных с выбросами парниковых газов в течение жизненного электромобилей в сопоставлении с традиционными автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). С учетом специфики российской структуры генерации электроэнергии и ее углеродоемкости внешние эффекты в денежном выражении, обусловленные соответствующими выбросами от электромобилей, ниже, чем у автомобилей с ДВС, примерно на 70 руб. в расчете на 100 км пробега. Показано, что включение в модель совокупной стоимости владения экологических экстерналий пока не обеспечивает конкурентоспособности российских электромобилей, тем не менее интернализация внешних эффектов способна уменьшить разрыв в стоимости владения электрическими и традиционными транспортными средствами, а также способствовать росту общественного благосостояния. Результаты оценки выбросов СО2 на основе метода «затраты-выпуск» с использованием межстрановых таблиц показали, что в России существует значительная разница между экспортом выбросов углекислого газа и их импортом – 345 млн т. Углеродоемкость российского экспорта одна из самых высоких в мире. Помимо России, только у развивающихся стран (таких как ЮАР и Индия) коэффициент углеродоемкости экспорта выше единицы. Это объясняется структурой российского экспорта, в котором преобладают энергоносители и продукция с низкой добавленной стоимостью. Подготовлена база данных для картографирования экосистемных услуг и использования ИКТ. Результаты расчетов представлены в виде карт, демонстрирующих поглощение СО2 лесными экосистемами Арктической зоны Российской Федерации, а также энергоемкость валового регионального продукта в РФ. На основе систематизации международного и российского опыта в сфере низкоуглеродного развития предложены механизмы снижения выбросов парниковых газов применительно к России. В контексте декарбонизации транспортной отрасли предлагается, во-первых, предоставление покупателю электромобиля субсидии в виде «экологического бонуса», величина которого равна разнице в экстернальных издержках электромобиля и близкого к нему по техническим параметрам традиционного автомобиля с ДВС. Во-вторых, для компенсации бюджетных расходов целесообразно использование системы «бонус/малус», например, через прогрессивное налогообложение автомобилей с ДВС исходя из уровня выбросов. Также рекомендуется скорректировать транспортный налог и взимать его, ориентируясь не только на мощность двигателя традиционного автомобиля, но и на его экологический класс. В-третьих, в плане расширения выпуска «зеленого» автотранспорта результативным представляется реализация программы по аналогии с проводимой в Китае политикой «двойного кредита». Внедрение подобного механизма будет не только мотивировать выпускать электромобили, но и способствовать повышению топливной эффективности автопарков. С учетом начального этапа развития рынка электромобилей в России можно предложить введение целевых показателей, которые носят рекомендательный характер, а их достижение поощряется путем предоставления автопроизводителям различного рода льгот. Меры поддержки автопроизводителей могут быть реализованы в виде предоставления субсидий на конкурсной основе и государственных закупок. В контексте экосистемных услуг предлагается разработка механизма учета факторов, влияющих на поглощение углерода экосистемами России. Собраны статистические данные по выделенным авторами семи показателям, характеризующим энергоэффективность, энергопотребление, выбросы парниковых газов и относящимся к сегменту низкоуглеродного развития в национальных показателях Целей устойчивого развития (ЦУР), а также выявлен ряд проблем, затрудняющих анализ: не по всем показателям имеются данные за каждый год, региональные данные по большей части показателей отсутствуют. Собраны все необходимые данные и проведены расчеты поглощения углерода лесами регионов Арктической зоны РФ (АЗ РФ). Согласно авторским оценкам, общий объем поглощения углерода лесами АЗ РФ составляет 168,8 млн т СО2 в год. Расширен и систематизирован существующий набор индикаторов низкоуглеродного развития. Предложенная авторами система дополнена пятью показателями («доля электрической энергии, производимой с использованием ВИЭ, в общем объеме потребления электрической энергии»; «прирост мощностей для производства электроэнергии из ВИЭ»; «углеродоемкость экспорта»; «поглощение углерода экосистемами»; «доля общественного транспорта, работающего на электроэнергии»), включает в себя четыре направления (энергоемкость, углеродоемкость, внедрение более чистых источников энергии, поглощение углерода экосистемами), представлена на четырех уровнях – федеральном, региональном, городском и отраслевом. Систематизация и анализ комплекса мер промышленной политики России и других государств «Группы двадцати» позволили выделить сопутствующие и препятствующие выходу на траекторию низкоуглеродного развития меры, обобщить и оценить их возможные результаты и эффекты. Качественная и количественная оценка проведена на примере мер по развитию атомного энергопромышленного комплекса, по развитию и оптимизации электросетевого комплекса в целом, по развитию машиностроения. Показано, что в первых двух ситуациях меры промышленной политики способствуют сокращению эмиссии парниковых газов, тогда как в последнем приводят к обратному эффекту. Авторские расчеты на примере российской автомобильной отрасли показали, что с учетом дополнительных выбросов CO2 общая стоимость программы льготного автокредитования за 2020 г. минимально увеличилась бы на одну восьмую (если учитывать только стадию производства), максимально – вдвое (если учитывать весь жизненный цикл). Анализ возможностей трансформации промышленной политики России позволил включить в ее состав меры климатической политики, разработать критерии низкоуглеродной промышленной политики и подходы для разработки методологии и инструментария, способствующих низкоуглеродному развитию России: климатическая политика должна предусматривать формирование и развитие отраслей, производящих оборудование для возобновляемой энергетики как на внутренний рынок, так и на экспорт, но не только за счет инструментов «спонсирования» обязательного экспорта оборудования для ВИЭ в виде платежей за мощность со стороны конечных потребителей; климатическая политика не должна создавать дисбалансы развития; меры промышленной политики, в том числе предусмотренные долгосрочными документами стратегического планирования, должны сопровождаться анализом климатических эффектов и их стоимостной оценкой; «низкоуглеродный взгляд» на промышленную политику создает дополнительные стимулы для развития отраслей с меньшей углеродоемкостью и более высокой добавленной стоимостью. Опубликованы 4 статьи, включая 2 статьи в журналах из базы данных RSCI, при этом переводная версия одной из них индексируется в Scopus. Результаты представлены на 5 международных и российских конференциях.

 

Публикации

1. Барабошкина А.В. Сравнительная оценка конкурентоспособности и экстернальных издержек электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (на примере города Москвы) Экономика и управление, том 29, № 4, с. 423–434 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-4-423-434

2. Барабошкина А.В., Кудрявцева О.В. Оценка конкурентоспособности российского электромобиля как обоснование необходимости стимулирования рынка электромобилей в России Russian Journal of Economics and Law, том 17, № 2, с. 269–288 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.2.269-288

3. Барабошкина А.В., Кудрявцева О.В. Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, том 58, № 3, с. 137–156 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-7

4. Кудрявцева О.В., Ситкина К.С., Барабошкина А.В. Индикаторы перехода России к низкоуглеродному развитию (Indicators of the Transition of Russia to Low-Carbon Development) География и Природные ресурсы (Geography and Natural Resources), № 3, с. 144–155 (Vol. 44, № 3, pp. 260–270) (год публикации - 2023)