КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00577

НазваниеИсследование процессов генерации и внедрения студентами профессионально-педагогических инициатив и степени их технологизации в университетских практиках

РуководительЧервонный Михаил Александрович, Доктор педагогических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-607 - Теория и методология профессионального образования

Ключевые словаПрофессиональная подготовка учителей, генерация педагогических инициатив, внедрение инициатив студентов-педагогов, технологизация в университетском образовании, технопарк универсальных педагогических компетенций

Код ГРНТИ14.35.07


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Существование человека в XXI веке во многом определятся информацией, его интегрированностью в разноплановые системы: информационного общества, техносоциума, киберсоциума. Возникновение сообществ людей, в том числе профессиональных, как новых систем взаимодействия и коммуникации субъектов, в частности, киберсоциумов, обладающих качествами эволюционирующих систем, приводит к возникновению новых , таких как, цифровая экономика, цифровое обучение, киберпедагогика и т.д. Развитие информационных и коммуникационных технологий существенным образом меняет контекст педагогического образования, открывая новые перспективы для прогресса общества и государства. В данном контексте становится актуальной подготовка учителя, работающего на будущее, основанная на генерации и внедрении студентами профессионально-педагогических инициатив, что обеспечит тотальную инновационность системы образования. Фундаментальная проблема заключается в теоретико-методологическом обосновании "научной модели становления и развития педагога на основе инициативной образовательной деятельности в условиях современной информационной образовательной среды", определяющей перспективы разработки стратегии инициативной подготовки и её педагогического обеспечения в университетском образовании, а также необходимости создания новых технологий подготовки педагога новой формации в рамках данной модели. Научная новизна заключается в том что, впервые будет: проведен анализ и выявлена степень технологизации университетских образовательных практик подготовки педагога, учитывающих профессиональные инициативы студентов; предложена новая эффективная образовательно-инициативная модель подготовки педагога; разработана технология подготовки студентов в соответствии с моделью, определены критерии подготовки инициативного студента-педагога.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты: 1. Анализ научной, методической и научно-периодической литературы по исследованиям процессов генерации и внедрения студентами профессионально-педагогических инициатив и степени их технологизации в университетских практиках в России и за рубежом. 2. Теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей посредством разработки профессиональных инициатив студентов. 3. Научно-теоретические положения образовательно-инициативной модели подготовки учителей: (методологические подходы, закономерности и принципы, методы, содержание модели подготовки в педагогическом университете). 4. Разработана технология инициативной подготовки студентов в соответствии с образовательно-инициативной моделью подготовки учителей. 5. Условия, способы и результаты развития педагога в рамках предложенной образовательно-инициативной модели подготовки студента. Значимость для новой научной тематики: - выявление теоретических основ личностно-профессионального развития студентов на основе генерации педагогических инициатив и их проектирования для внедрения в современный образовательный процесс со школьниками как в систему общего, так и дополнительного образования; - проявление практик инициативного развития будущих педагогов на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, их классификация; - разработка теоретических оснований технологии личностно-профессионального развития студентов-педагогов на основе инициативной образовательной деятельности на примере подготовки учителей физики, математики и иностранных языков; - определение педагогических условий генерации студентами профессионально-педагогических инициатив; - построение компетентностного портрета выпускника в рамках образовательно-инициативной модели подготовки учителя; - разработка образовательно-инициативной модели подготовки современного педагога и её верификация в контекстах информационной среды, дающей возможность введения новых направлений в теории опережающей подготовки учителя; - разработка технологии инициативной подготовки студентов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Проведен анализ данных сайтов 45 организаций системы высшего образования (34 сайтов педагогических вузов и 11 сайтов вузов, занимающихся подготовкой по направлениям педагогического образования). Обобщенные результаты обработки информации данных, полученных по картам анализа сайта 34 педагогических вузов всей выборки, позволили построить рейтинговую таблицу. Заключительная строка таблицы отражает суммы всех выделенных видов педагогических инициатив студентов за исследуемый период (сентябрь–декабрь 2022 г) по видам: внеурочные, досуговой деятельности детей, образовательные стартапы, дополнительного образования детей, урочные (http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2343). Анализ сайтов 11 непедагогических вузов показал, что в 5 из 11 есть системные мероприятия, направленные на формирование инициатив студентов. Из анализа практик вузов выделена конкурсная (как самая системная) модель сопровождения инициативной деятельности студентов–педагогов, характерная для педагогических вузов. Для непедагогических вузов проявилась еще в единичном случае проектная модель, которая функционирует на базе целенаправленно работающего структурного подразделения, обеспечивающего помощь всем обучающимся в продвижении проектов под нужды общества и экономики. В остальных 6 непедагогических университетах инициативы будущих педагогов могут быть представлены на различных несистематических мероприятиях. Общий анализ сайтов университетов показал, что подготовка будущих педагогов на основе системного подхода к развитию профессионально-педагогической инициативы студентов встречается у трети университетов (у 10 педагогических и 5 непедагогических). В педагогических вузах выраженных концепций по формированию инициатив почти не встречается. В 5 непедагогических вузах из 11 системно проявляются разработанные технологии инициативной подготовки студентов всего университета, также просматриваются концептуальные основы такой деятельности. В большей степени разрабатываемые инициативы имеют выраженную социальную направленность. Студенты-педагоги интегрируются со своими инициативами в такую модель подготовки. 2. Проведено анкетирование 676 респондентов, в том числе обучающихся по педагогическим направлениям подготовки и специальностям: вузов России – 392; вузов респ. Казахстан 284. Результат показал, что необходима целенаправленная и систематическая работа по обеспечению разнообразия видов и форм профессионально-педагогических проб (главным образом в рамках методической подготовки и практик), и именно пробы при должной их организации могут выступать первым шагом к образовательным инициативам. По результатам опубликована статья: http://journals.tsu.ru/language/&journal_page=archive&id=2401. Установлены и разработаны научно-теоретические положения модели подготовки учителей в педагогическом университете: (методологические подходы, закономерности и принципы, методы, содержание). 1) Определена совокупность методов исследования: контент анализ – для обработки зарубежных и отечественных университетских сайтов; анкетирования – для выяснения мнений педагогов преподавателей университетов и учителей по изучению актуализированных профессиональных задач, а также мнения студентов для выяснения наличия педагогического сопровождения, участия в педагогических пробах; бинарных оппозиций – для определения природы инициативности, ее классификации, а также определения условий формирования инициативности как следствия побуждающих мотивов, бинарных по своему роду (от самых благородных до эгоцентрических). 2) Определены подходы: а) проблемно-деятельностный, актуализирует перспективы решения профессиональных задач студентами; б) контекстный, актуализирует контексты для определения моделей развития педагога: информационная среда, технологии; цифровое образование и др.; в) проблемный и проектно-исследовательский, как подходы в постановке задач, обеспечения этапов технологии. 3) Изучено более двухсот источников – кандидатские и докторские диссертационные работы и научные статьи по педагогике, психологии последних двух десятилетий, что позволило установить модели развития и реализации инициативности студентов: системно-функциональная, конкурсная, формирования инициативности на основе интерактивной информационно-образовательной среды, формирования инициативности студента – педагога с позиций «Я-концепции», развития инициативности у студентов в рамках общественных объединений и другие. 4) На основе анализа научной литературы установлены закономерности: возрастного проявления инициатив, творческих инициатив, инициативности в экономике и управлении и др. В работах по психологии установлены связи инициативности личности с учебно-профессиональной активностью студентов; инициативности и самостоятельности студентов; между проявлениями инициативности и убеждениями личности, инициативность и социальной активностью. Выявлены различия и схолства в мотивационной и эмоциональной сферах проявления свойства инициативности у будущих педагогов и действующих учителей. 5) Разработаны совокупности принципов, содействующих развитию инициативности в образовании. Общетеоретические: принцип прагматизма, (обучающихся побуждают к развитию гибкости мышления и свободе собственных творческих изысканий); принцип сознательности (создающий основу для проявления инициативности обучающихся наивысшей степени). Частные принципы работы с инициативностью студентов: обеспечение самостоятельной работы педагогов по переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, применение интерактивности в образовательном процессе, направленность на поиск студентами субъективно новой информации в ходе самостоятельной интеграции основы типового действия в решение, создание условий для работы с информацией и информационными технологиями. Принципы развития личности как главные триггеры, обеспечивающие запуск инициативы. В рамках студент-центрированного обучения принят набор принципов организации учебного процесса университета, повышающих самостоятельность студентов: признание предшествующего неформального образования, организации гибкого поступления и процесса обучения, разработки специальных программ и средств обучения с включением студентов в эти процессы. 6) На основе обобщения, теоретических построений разработаны укрупненные группы условий для поэтапной генерации профессионально-педагогических инициатив будущих учителей: 1) целенаправленное, системное и последовательное развитие исследовательских, творческих и инициативных качеств, способностей будущего педагога осмысленно генерировать основные идеи; 2) создание особой образовательной среды в вузе; 3) наличие особых образовательных пространств; 4) технологизация результатов инициативной деятельности студентов. 7) Установлена совокупность методов для работы с творческими инициативами студентов вуза: междисциплинарной деятельности, смешанного обучения, интерактивности индивидуального обучения, применения специального программного обеспечения, создания положительной компетентностной мотивации, организации интерактивной познавательной практической деятельности студента. Таким образом проведена работа по установлению и разработке элементов образовательно-инициативной модели подготовки современного педагога (закономерностей, принципов, условий, методов). Их обзор изложен в статьях, обобщается для представления разработки собственной модели в подготавливаемой монографии. Построение модели определяет перспективы разработки стратегии инициативной подготовки студента, развития его потенциала (https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2384), педагогического обеспечения такой подготовки в университетском образовании, а также соответствующих технологий подготовки педагога новой формации в рамках данной модели.

 

Публикации

1. Долганова Н.Ф., Сартакова Е.Е., Газизов Т.Т., Червонный М.А. Students Self-Skills Development 2023 IEEE 24th International Conference of Young Professionals in Electron Devices and Materials (EDM), Pp. 2050-2053 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/EDM58354.2023.10225238

2. Игна О.Н., Ревякина В.И., Червонный М.А. Профессионально-педагогические пробы и инициативы будущих учителей иностранных языков в вузовской подготовке Язык и культура, № 63, с. 167-186 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/19996195/63/9

3. Игна О.Н., Червонный М.А., Уалиханова Б.С. «Миражи» и «явь» визуализации в современном образовательном процессе Праксема. Проблемы визуальной семиотики, 37, выпуск 3, C. 9-36 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-3-9-36

4. Каминский П.П., Яковлев И.Н., Червонный М.А., Газизов Т.Т. Horizons of Development of Physics Education of Young People Throught the Prism of the Big University of Tomsk 2023 IEEE 24th International Conference of Young Professionals in Electron Devices and Materials (EDM), Pp. 2070-2075 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/EDM58354.2023.10225073

5. Сошенко И.И., Червонный М.А., Абакумова Н.Н. Профессиональные инициативы студентов как фактор развития субъектности будущих педагогов Вестник Томского государственного университета, № 492. С. 169–181 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/15617793/492/19

6. Червонный М.А., Игна О.Н., Яковлев И.Н. Профессионально-педагогическая инициатива будущего учителя и её роль в трансфере педагогического знания в образовательную практику Вестник Томского государственного университета., № 488, с. 60-70 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/15617793/488/6

7. Червонный М.А., Игна О.Н., Яковлев И.Н. Инициативы будущих учителей в педагогических вузах Вестник Томского государственного педагогического университета, № 229, вып. 5, с. 93-102 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-93-102

8. Дроздова Ангелина Геннадьевна, Пираков Фаррух Джамшедович, Газизов Тимур Тальгатович Автоматизированная информационная система «Электронный журнал фиксации движения по образовательной траектории студентов» -, 2023667605 (год публикации - )

9. - В тройке лидеров Портал "Томск без формата", Электронный ресурс (дата обращения 01.12.2023) (год публикации - )

10. - ТГПУ и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет подписали договор о сотрудничестве в рамках гранта РНФ Портал "Томск без формата", Электронный ресурс (дата обращения 01.12.2023) (год публикации - )