КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00650

НазваниеЛичность, учреждение, собор: Церковь в отечественных религиозно-философских и богословских дискуссиях начала XX века

РуководительХондзинский Павел Владимирович, Кандидат теологии

Организация финансирования, регион Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-206 - Этика. Эстетика. Философия религии. Теология.

Ключевые словаРусская Православная Церковь, церковная община, сословность, соборность, личность, авторитет, харизма, должность, индивидуализация, Новое время, религиозная мистика, обожение

Код ГРНТИ21.31.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Одним из ярких маркеров Нового времени явился затронувший все сферы жизни распад целостного универсума средневековой культуры. Секуляризация, субъективизация, индивидуализация, новое понимание места человека в мире, конфессионализация и другие характерные для эпохи модерна понятия говорят именно о разъединении внутри чего-то ранее цельного: Космоса, Церкви, Империи и, конечно, человека. Формирование концепции личного духа, защита свободы творчества, появление научной психологии и светской этики – во многом следствия атомизации жизни, в которой когда-то внутреннее и внешнее, общее и частное, церковное и государственное отражались одно в другом. И даже органистические теории романтиков предстают перед нами скорее как символы тоски по прошлому, чем как реальное преодоление центробежных тенденций времени. Указанные явления во всей силе затронули и Русскую Церковь в так называемую Синодальную эпоху (XVIII – нач. ХХ вв.). Нововременное представление о личности искало себе место и в церковной среде, все больше отделявшейся от светского общества, а обособление Церкви влекло за собой и обособления внутри Церкви. В российском контексте начала XX в. эти проблемы осмыслялись прежде всего в рамках духовно-академического богословия и религиозной философии, нередко находившихся в конфликте интерпретаций, но всегда – в процессе взаимовлияния. Новая антропологическая модель не только дала толчок к индивидуализации религиозного субъекта, но и вынудила Церковь вырабатывать проекты выхода из оппозиции «личностное — коллективное». Это было необходимо, так как к началу прошлого столетия во всей силе обнаружилось, что процесс обособления, проникающий в религиозную сферу, несет в себе опасность для понимания Церкви, прежде всего мыслимой как сообщество людей. «Я» нуждалось в таком самоопределении, при котором оно являлось бы органической частью церковной жизни, было бы интегрировано в Церковь, но при этом осталось бы самим собой: «Я». Проблема личности отразилась и в специфически богословских, умозрительных сферах: триадологии, христологии, экклезиологии, – и в церковно-политической жизни. В частности, осмысление “соборности” в новом историческом контексте, по аналогии с участием представителей всех сословий в органах государственной власти, выявило наличие различных групп в церковной среде, которые могут быть обозначены как внутрицерковные сословия. Этот процесс также потребовал ответной богословской рефлексии и поисков баланса между попытками дать ответы на проблемы исторического момента и сохранить понимание органической целостности церковной общины. Настоящий проект направлен на раскрытие указанных проблем на материале религиозно-философских и богословских дискуссий о Церкви конца Синодальной эпохи. Возможна ли свободная личность в Церкви? Можно ли определять Церковь по аналогии с земными учреждениями? Как сочетается институциональность и соборность в Церкви? Проект ставит своей целью отрефлексировать и обобщить предложенные тогда ответы на эти и близкие к ним вопросы, находящиеся на пересечении разных областей богословского, а также религиозно-философского знания и не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта будут охарактеризованы источники концепции противопоставления институционального и индивидуального в русском богословии предсоборного периода, описаны причины обращения отечественных религиозных мыслителей начала XX века к мистической традиции, обозначены различные подходы к пониманию Церкви и ее связей с государственными, общественными, культурными институтами в богословии конца Синодального периода. Понимание причин атомизации церковного сообщества и последствий влияния этого процесса на события церковной и государственной жизни в переломный для России период начала XX века представляется особенно важным как в силу слабой изученности данного явления, которое лишь начинает исследоваться представителями церковно-исторической науки, так и в силу актуальности предполагаемых выводов для характеристики современной общественно-церковной ситуации, в которой можно проследить те же разобщающие религиозное сообщество процессы и конфликты интересов внутрицерковных страт в новых реалиях. Перенос акцента в осмыслении этих вопросов с попыток построения аналогий между церковным собором и парламентом на богословское понимание церковного сообщества и места индивида в нем даст новые возможности для поиска решений проблем, вставших перед Церковью столетие назад и не решенных до сих пор.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В рамках проекта удалось выявить и охарактеризовать различные подходы к осмыслению модернизации Церкви в философско-богословском и общественно-политическом контекстах начала XX века. Процесс обособления разных сфер жизни, стимулированный секуляризацией, распространился из внешних областей, в которых «церковное» оказывалось отделенным от «общественного» и «государственного», на внутренние характеристики церковного сообщества, что приводило к переосмыслению его цельности в рамках оппозиций «личность/коллектив» и «индивидуальное/соборное». Фиксацию этой внутрицерковной атомизации, попытку дать ей теологические обоснования и влияние нее политических реалий демонстрирует дискуссия о составе предстоящего Поместного собора (Макарова А.В. Проблема внутрицерковного разделения на Предсоборном Присутствии 1906 года: телеологические и догматические обоснования идеи представительства // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. [В печати]). Однако осмысления требовали не только явления, проявившиеся в ходе подготовки к Собору, но и само понимание соборности и общинности Церкви в новых реалиях. Стремясь уйти от институционального образа Церкви, российские теологи и религиозные мыслители искали новые трактовки соборного начала, на что повлияли идеи церковной рецепции в концепции «харизматической организации» Рудольфа Зома (Ячменик В. А. «Рецепция в Церкви»: возникновение идеи и формирование термина в русском православном богословии рубежа XIX – XX вв. // Филаретовский альманах. 2023. № 19. С. 157–181). Проблема церковной харизмы проявлялась не только на общецерковном, но и на локальном уровне – в развитии идеи харизматической власти духовного отца (Ячменик В. А. Статья С.И. Смирнова «Старчество и духовничество» в контексте его спора с П.В. Гидуляновым об источнике «власти ключей» // Русское богословие: исследования и материалы. 2023. С. 112–130). Другая проблема, которая проявлялась через оппозицию «личностное/коллективное», заключалась в ответственности Церкви за общество. Решая ее, богослов М.М. Тареев описывал предназначение Церкви как посредничество между мистической жизнью личности и изменяющейся, исторической жизнью общества (Малышев А.В. Кенотическая экклезиология М. М. Тареева: опыт реконструкции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 109. С. 28–45). Также в рамках исследования важно было выявить «субъективный богословский метод» М. М. Тареева, чтобы проследить, как проблема оппозиции личного и коллективного проявлялась в христологии, герменевтике и базовых теоретических идеях мыслителя (Малышев А. В. Философия христологического догмата: Интерпретация М. М. Тареевым христологии Кирилла Александрийского // Филаретовский альманах. 2023. № 19. С. 124–156). М. М. Тареев искал и ответы на вопросы, связанные с разделением религиозной сферы и области культуры, обращаясь к трактовке пророческой функции в современном мире – и здесь его понимание не совсем совпало с ответами, которые давал ранее В. С. Соловьев, что проявилось в разных оценках мыслителями роли Ф. М. Достоевского (Макарова А. В. Профетизм Ф.М. Достоевского в богословских концепциях В.С. Соловьева и М.М. Тареева // Соловьевские исследования. 2023. № 2(78). С. 169–178.). В то же время, уходя от понимания Церкви как института и стремясь найти новые точки опоры для проповеди христианства в секулярном мире, представители академического богословия начала XX века, например, И. В. Попов и С. М. Зарин, пытались использовать научное обоснование реальности мистического опыта. Однако этот подход ставил исследователей перед необходимостью обозначить специфику христианского опыта в его отличии от опыта других религий, вынуждая искать ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой личный религиозный опыт и христианское действие в обществе (Хондзинский П. В., прот. У. Джеймс в русском академическом богословии нач. ХХ в. Часть I. По направлению к Джеймсу // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 75–84). Для других богословов-академистов – уже упомянутого М. М. Тареева, П. М. Минина, А. М. Туберовского – предложенное У. Джеймсом понимание плюрализма религиозно-мистического опыта стало вызовом и потребовало обоснования истинности мистического опыта, получаемого личностью внутри Церкви, перед лицом «психологического» подхода к религиозному опыту (Хондзинский П.В., прот. У. Джеймс в русском академическом богословии нач. ХХ в. Ч. II. От многообразия религиозного опыта к мистическому разуму // Вопросы философии. 2023. № 11. С. 114–125). Чтобы лучше понять перечисленные дискуссии об идеях представительства, харизмы и мистицизма, важно было также учитывать интеллектуальный и биографический контекст, в рамках которого развивались данные представления в духовно-академической корпорации, чему способствовало введение в научный оборот новых эпистолярных источников (Ячменик В. А., Калашников Д. С. Письма профессора И. В. Попова из научной командировки 1901–1902 гг. профессору С. И. Смирнову: к реконструкции академических связей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 129–142; Ячменик В. А. К истории дружбы двух профессоров: письма Ивана Васильевича Попова Сергею Ивановичу Смирнову за 1904–1915 гг. // Богословские труды. 2023. Вып. 51. [В печати]). Но споры о соотношении «личного» и «соборного» в церковном сообществе, а также об отношении самой Церкви с государством как проявлением секулярной культуры и о важности институционального начала Церкви, не ограничивались рамками наследия отдельных мыслителей, а проявлялись и на более глобальном уровне. Если полемика о понимании соборности во многом повлияла на состав Поместного собора 1917–1918 гг., то проблема отношений Церкви с миром была остро поставлена в 1927 г., после попытки нормализовать отношения Русской Церкви и советского государства митрополитом Сергием (Страгородским), ради сохранения институционального уровня церковной организации считавшим необходимым от нейтральной лояльности в отношении гражданской власти перейти к активному взаимодействию с ней (Хондзинский П. В., прот. Церковь и государство на стыке эпох: Декларация митр. Сергия (Страгородского) 1927 г. в контексте взаимоотношений града земного и града небесного // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 112. С. 80–93). Подвести итог проведенным за год исследованиям и охарактеризовать выявленные в рамках работы над проектом экклесиологические модели позволил круглый стол «Образы Церкви в русской богословской и религиозно-философской традиции конца XIX – XX вв.». Участники рассмотрели представление о Церкви как совершенном обществе, способном разрешить противоречия современности, в наследии раннего В. Н. Лосского;; кенотическое понимание Церкви, предложенное М. М. Тареевым; использование Н. П. Аксаковым органической метафоры Церкви для обоснования внутрицерковных разделений и идеи представительства; трансформацию харизматической экклесиологии в евхаристическую (Отчет о круглом столе с тезисами докладов см. на странице https://pstgu.ru/news/main/ekkleziologicheskie_podkhody_epokhi_moderna_stali_temoy_bogoslovskoy_diskussii_/).

 

Публикации

1. Макарова А.В. Профетизм Ф.М. Достоевского в богословских концепциях В.С. Соловьева и М.М. Тареева Соловьевские исследования, № 2(78). С. 169–178 (год публикации - 2023)

2. Макарова А.В. Проблема внутрицерковного разделения на Предсоборном Присутствии 1906 года: телеологические и догматические обоснования идеи представительства Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, - (год публикации - 2024)

3. Малышев А.В. Кенотическая экклезиология М. М. Тареева: опыт реконструкции Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение., Вып. 109. С. 28–45. (год публикации - 2023)

4. Малышев А.В. Философия христологического догмата: Интерпретация М. М. Тареевым христологии Кирилла Александрийского Филаретовский альманах, № 19. С. 124–156 (год публикации - 2023)

5. Хондзинский П.В. У. Джеймс в русском академическом богословии нач. ХХ в. Часть I. По направлению к Джеймсу Вопросы философии, № 10. С. 75–84. (год публикации - 2023)

6. Хондзинский П.В. У. Джеймс в русском академическом богословии нач. ХХ в. Ч. II. От многообразия религиозного опыта к мистическому разуму Вопросы философии, No 11. С. 114–125. (год публикации - 2023)

7. Хондзинский П.В. Церковь и государство на стыке эпох: Декларация митр. Сергия (Страгородского) 1927 г. в контексте взаимоотношений града земного и града небесного Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви., Вып. 112. С. 80–93. (год публикации - 2023)

8. Ячменик В.А. «Рецепция в Церкви»: возникновение идеи и формирование термина в русском православном богословии рубежа XIX – XX вв. Филаретовский альманах, № 19. С. 157–181. (год публикации - 2023)

9. Ячменик В.А. К истории дружбы двух профессоров: письма Ивана Васильевича Попова Сергею Ивановичу Смирнову за 1904–1915 гг. Богословские труды, - (год публикации - 2023)

10. Ячменик В.А. Статья С.И. Смирнова «Старчество и духовничество» в контексте его спора с П.В. Гидуляновым об источнике «власти ключей» Русское богословие: исследования и материалы, Вып. 6. С. 112–130. (год публикации - 2023)

11. Ячменик В.А., Калашников Д.С. Письма профессора И. В. Попова из научной командировки 1901–1902 гг. профессору С. И. Смирнову: к реконструкции академических связей Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, Вып. 113. С. 129–142. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
не указано