КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00685

НазваниеЦифровой разрыв и местные администрации: взгляд через социальные медиа

РуководительПрокопьев Егор Александрович, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Карельский научный центр Российской академии наук", Республика Карелия

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами

Ключевые словацифровой разрыв, социальные медиа, ВКонтакте, онлайн-взаимодействие, муниципалитеты, городские и сельские поселения, местные администрации, Северо-Западный федеральный округ, регрессионное моделирование, контент-анализ

Код ГРНТИ06.61.33


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цифровая трансформация экономики должна обеспечивать рост равенства возможностей для всех жителей нашей страны. Одним из индикаторов её успеха будет сокращение цифрового разрыва между сельскими и городскими муниципалитетами. При этом вопрос измерения цифрового разрыва на муниципальном уровне в силу отсутствия доступной статической информации остаётся практически не изученным. В данном проекте предлагается осветить проблему оценки цифрового разрыва на муниципальном уровне на примере использования социальных медиа при онлайн-взаимодействии местных администраций с гражданами на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Возникшие менее 20 лет назад, социальные медиа стали неотъемлемой частью нашей жизни. По мере всё большего структурирования общества вокруг Интернета от властей ожидают, что их способы коммуникации подстроятся под привычные для людей социальные медиа. При этом уже сейчас органы государственной власти не могут позволить себе игнорировать социальные медиа, хотя бы из-за наличия там миллионов пользователей. Представляется, что для органов местного самоуправления (особенно в сельских поселениях) процесс адаптации социальных медиа идёт медленнее и вызывает затруднение, поскольку они обладают более скромными возможностями и перегружены решением текущих задач. В результате чего, в данной сфере начинает проявляться цифровой разрыв. Пандемия COVID-19 проиллюстрировала, насколько важно получать точную и проверенную информацию о сложившейся ситуации непосредственно по месту жительства и использовать все возможные каналы коммуникации. Своевременно размещенная информация также важна для предупреждения паники населения, вызванной ложными информационными сообщениями. Сегодня социальные медиа являются простой и удобной площадкой для реализации информационной функции, без которой невозможно создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. На данный момент в России не существует понимания целостной картины того, как администрации муниципалитетов используют социальные медиа для взаимодействия с гражданами: какова стратегия взаимодействия? какие темы освещаются? какой процент местных жителей знает об этих ресурсах? востребованы ли официальные группы и страницы руководителей администраций в социальных медиа у населения? какую учётную запись следует использовать (личную или служебную)? какие факторы препятствуют и способствуют созданию и ведению официальных страниц? насколько сильно отличаются эти факторы в городских и сельских поселениях? есть ли региональные различия и особенности? Поиск ответов на данные вопросы делает актуальными исследования по использованию социальных медиа для нужд государственного управления на муниципальном уровне, развивает систему знаний о цифровом разрыве, а также обусловливает необходимость систематизации лучших практик для выработки единых правил в социальных медиа для государственных служащих. В проекте будет использоваться сочетания методов математической статистики, картографирования и социологии. В результате мы получим: 1) развитие теоретико-методологических основ организации онлайн-взаимодействия населения с органами власти; 2) систему показателей, измеряющих цифровой разрыв в сфере использования социальных медиа для нужд местных администраций; 3) комплексное представление об уровне распространения и использования социальных медиа для работы местных администраций, уровне вовлечённости местных жителей в онлайн-взаимодействие с местными администрациями в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации; 4) перечень территориальных факторов, влияющих на успешную интеграцию социальных медиа в работу местных администраций, а также комплекс персонализированных факторов вовлечения населения во онлайн-взаимодействие посредством социальных медиа.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации проекта: 1) Разработан механизм организации онлайн-взаимодействия местных администраций с населением через социальные медиа, включающий в себя субъекты, формы, принципы, цели и задачи взаимодействия населения с местными органами власти, а также факторы, способствующие активизации вовлеченности населения в онлайн-взаимодействие с местными администрациями. 2) Выявлены все муниципальные образования на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, использующие социальные медиа для взаимодействия с гражданами. Определён перечень этих медиа и частота их использования. 3) Определены факторы, влияющие на наличие официальных страниц местных администраций в социальных медиа. 4) Рассчитаны индексы вовлечённости граждан в работу официальных страниц муниципалитетов в социальных медиа. Определены факторы, влияющие на уровень вовлечённости. 5) Разработана система показателей, измеряющих цифровой разрыв в сфере использования социальных медиа для нужд местных администраций. 6) Создана типология взаимодействия местных администраций с жителями в социальных медиа. 7) На основе количественного контент-анализа официальных групп муниципалитетов разработана авторская классификация форм онлайн-взаимодействия местных администраций с жителями в зависимости от способа, содержания, тесноты, тематики взаимодействия. 8) Определены этапы эволюции онлайн-взаимодействия населения с органами власти посредством социальных медиа, выявлены их ключевые особенности и территориальные различия. 9) Создана серия тематических карт с отображением информации: а) по индексу вовлечённости граждан; б) по преобладающим тактикам взаимодействия местных властей с жителями в социальных медиа; в) по наиболее популярным темам сообщений в официальных группах; г) по хронологии появления официальных страниц местных органов власти в социальных медиа. 10) Сформирован каталог лучших практик в области адаптации и организации взаимодействия органов местного самоуправления с населением посредством социальных медиа, для каждой из которых будут определены, проблемы и факторы, препятствующие их адаптации в деятельность органов власти. Определён перечень критериев, характеризующих лучшие практики адаптации и организации взаимодействия. 11) Разработана классификация рисков взаимодействия органов власти с населением в социальных медиа в зависимости от вероятности их возникновения и масштаба наступления последствий. 12) Выявлены персонализированные факторы вовлечения населения во взаимодействие посредством социальных медиа. Создана типология пользователей социальных страниц органов местного самоуправления. Полученные результаты обладают научной новизной. Во-первых, использование в качестве объекта исследования социальных медиа развивает систему знаний о цифровом разрыве в Российской Федерации на уровне муниципальных образований. Во-вторых, несмотря на наличие множества исследований по вопросам использования социальных медиа для задач органов государственного управления, в разрезе местных администраций российская практика с её спецификой будет представлена впервые. Общие результаты реализации проекта: 1) Зарегистрирована база данных по материалам исследования. 2) Опубликовано не менее 2 сообщений в СМИ о проекте и его результатах. 3) Опубликовано не менее 3 статьей в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) или «Скопус» (Scopus). 4) Подготовлена серия аналитических записок для региональных и муниципальных органов власти.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
I) Разработан механизм организации онлайн-взаимодействия местных администраций с населением через социальные медиа. Данный механизм основывается на принципах доступности, целеполагающего соответствия, конфиденциальности, институционализации, прозрачности, демократичности, принятия всеми заинтересованными сторонами, адаптации, преемственности. Основными акторами механизма становятся такие субъекты взаимодействия как органы власти и государственные и муниципальные служащие, организации и учреждения, местные жители, представители бизнес-сообщества, некоммерческие организации, средства массовой информации, центры управления регионами. В качестве ведущих стратегических типов онлайн-взаимодействия были определены следующие: «проталкивание», «вовлечение», «налаживание связей», «управление впечатлением». Преобладание информационной составляющей в функционале стратегии «проталкивания» позволяет выделить в ней такие подтипы как «почтальон» и «отправитель». Перечисленные стратегические типы взаимодействия определяют конфигурацию форм взаимодействия дезагрегированных в зависимости от цели субъектов взаимодействия, сферы общественной жизни и интенсивности взаимодействия. Неотъемлемой структурной частью механизма является совокупность факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают существенное влияние на интенсивность онлайн-взаимодействия и уровень вовлеченности граждан в такое взаимодействие. К таким факторам были отнесены фактор главы муниципального образования, а также ряд социально-экономических факторов, дифференцированных в зависимости от уровня администрирования муниципальных образований: на уровне районов и округов – численность населения, уровень бюджетной обеспеченности, доходы и расходы бюджета; на уровне поселений – численность населения, уровень средней заработной платы, доходы и расходы бюджета, количество муниципальных служащих, расстояние до регионального центра. II) Выявлены все муниципальные образования на территории СЗФО, использующие социальные медиа. Муниципалитеты СЗФО лучше всего представлены в социальной сети «Вконтакте» (ВК). В ней зарегистрировано 65% поселений, 198 из 199 районов и округов. Далее по мере убывания популярности идут «Телеграм» и «Одноклассники». Эти социальные медиа получили широкое распространение только среди районов (округов) и практически не используются на поселенческом уровне. Использование других социальных медиа носит единичный характер. III) Собран уникальный массив муниципальных данных, часть из которого оформлена и зарегистрирована в виде базы данных «Муниципальные образования Северо-Западного федерального округа в «Вконтакте» за 2011–2022 годы». Помимо информации о наличии официальной группы в ВК, в базе данных представлены 2 блока вспомогательных показателей. В первый блок включены показатели, характеризующие социально-экономическое положение муниципального образования: уровень средней заработной платы; уровень расходов бюджета; уровень бюджетной самостоятельности; плотность населения; удалённость от регионального и районного центров. Во втором блоке представлены обезличенные сведения по главам муниципальных образований: возраст; пол; уровень образования; наличие опыта работы в администрации муниципалитета. Итоговая база данных содержит 12997 наблюдений по 15 параметрам для поселений и 2391 наблюдение по 13 параметрам для районов и округов. IV) Определены факторы, влияющие на появление официальных страниц местных администраций в ВК за 2011–2022 гг. Установлено, что для районов и округов высокие значения численности населения, уровня бюджетной обеспеченности, доходов и расходов бюджета повышали вероятность появления группы в ВК. Эта вероятность увеличивалась, если выбранный глава района (округа) был приезжим или шёл на выборы как самовыдвиженец. На основе поселенческих данных удалось подтвердить значимость численности населения, уровня средней заработной платы, размеров доходов и расходов бюджета, количества муниципальных служащих, расстояния до регионального центра, принадлежности к районному центру и возраста главы. Последние три фактора оказывают отрицательное влияние. V) Предложен новый метод расчёта индекса вовлечённости, позволяющий получать его значения на ретроспективных данных. Индекс вовлечённости рассчитан по ВК для официальных страниц муниципальных образований СЗФО за период с 2017 по 2022 г. Для районов и округов установлено, что численность населения, уровень средней заработной платы, расстояние до регионального центра, количество дней существования группы отрицательно влияют на величину индекса вовлечённости. На поселенческом уровне отрицательное влияние оказывают только численность населения и количество дней существования группы. VI) Разработана система показателей, измеряющих цифровой разрыв в сфере использования социальных медиа для решения задач местных администраций. Она включает: 1) количество дней существования группы; 2) количество сообщений на стене группы; 3) доля подписчиков группы от общей численности населения в муниципальном образовании; 4) индекс вовлечённости граждан; 5) численность населения; 6) средняя заработная плата. Её особенностями является многоступенчатый отбор, сравнение с сопоставимыми по уровню социально-экономического развития муниципалитетами и цветовая кодировка. VII) Расширена типология взаимодействия местных администраций с жителями в социальных медиа. Предложено дополнить стартовый тип взаимодействия – стратегию «проталкивания», выделив два типа поведения, встречающихся в обследованных группах: «почтальон» и «отправитель». Принадлежность к типу поведения определяется процентом использования оригинальных публикаций на стене группы. VIII) На основе количественного контент-анализа сообщений в официальных группах муниципалитетов была разработана классификация форм онлайн-взаимодействия местных администраций с жителями в зависимости от цели, тематики сообщения и цветового кода по индексу вовлечённости, характеризующего интенсивность взаимодействия. Форма онлайн-взаимодействия администрации с жителями определяется по каждой группе по двум часто встречаемым целям сообщений, по трём наиболее популярным темам и в зависимости от индекса вовлечённости граждан характеризуется низкой, средней, высокой степенью интенсивности. IX) Определено, что до декабря 2022 года исследуемые муниципальные образования в социальных медиа осуществляли сугубо информационную функцию и только начали появляться единичные случаи проявления стратегии «вовлечения», следовательно, находились на начальном этапе онлайн-взаимодействия с населением. X) Создана серия тематических карт: а) по хронологии появления официальных страниц местных органов власти в ВК; б) по наличию учётных записей в «Одноклассниках» и «Телеграме»; в) по индексу вовлечённости граждан; г) по самым встречаемым целям сообщений на стене; д) по наиболее популярным темам сообщений в официальных группах; е) по проценту размещения на своей стене чужих сообщений. XI) Проведено две фокус-группы с главами муниципальных образований в Республике Карелия и Архангельской области, на их основе была скорректирована программа социологических обследований на второй год реализации проекта. XII) Подготовлено к печати и направлено 2 статьи в высокорейтиноговые журналы WoS. Результаты исследования были представлены на семи конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Архангельске. XIII) СМИ о проекте: https://karelia.news/news/10105375/karelskie-uchenye-analiziruyut-cifrovoy-razryv-naselennykh-punktov-respubliki-na-primere-socsetey/ XIV) Страница проекта на сайте ИЭ КарНЦ РАН: http://economy.krc.karelia.ru/project.php?id=1011&plang=r

 

Публикации

1. Губина О.В., Прокопьев Е.А., Шлапеко Е.А., Курило А.Е. Внедрение социальных медиа в работу местных администраций: сбор данных для оценки влияния фактора главы Труды III гранберговской конференции. Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной памяти академика А.Г. Гранберга., С. 117-122. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.36264/978-5-89665-383-7-2023-018-311

2. Прокопьев Е.А., Курило А.Е., Губина О.В., Шлапеко Е.А. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В "ВКОНТАКТЕ" ЗА 2011-2022 ГОДЫ -, RU 2023622789 (год публикации - )

3. - Карельские ученые анализируют цифровой разрыв населенных пунктов республики на примере соцсетей КАРЕЛИЯ.НЬЮС, Сетевое издание Karelia.news. Свидетельство о регистрации СМИ серия ЭЛ № ФС77-69896 выдано 31.05.2017 Роскомнадзором. (год публикации - )