КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00701

НазваниеПоведенческие стратегии потребителей финансовых услуг в условиях кибермошенничества: междисциплинарный анализ

РуководительЛегостаева Наталья Игоревна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словаЦифровое финансовое поведение, цифровая социализация, цифровая грамотность, цифровая девиация, кибермошенничество, цифровая виктимность, типология потребителей финансовых услуг, цифровые психотипы в экономике, кибер-абьюзеры

Код ГРНТИ00.29.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на исследование цифрового финансового поведения в контексте безопасности личности. Повышая качество жизни, особенно в условиях пандемии COVID-19, цифровизация порождает новые проблемы, связанные с адаптацией к ней и социализацией личности в условиях цифровой трансформации. Вместе с ростом предложений обществу цифровых финансовых услуг растет и кибермошенничество, снижая ощущение безопасности граждан и уровень доверия к цифровым технологиям. Планируется провести междисциплинарное исследование цифрового финансового поведения потребителей финансовых услуг с использованием количественных и качественных методов, а также привлечение экспертов из банковской и страховой сфер цифровой экономики. Центральными задачами проекта являются разработка типологии потребителей финансовых услуг, а также превентивных стратегий в экономической сфере, что в будущем позволит выявить группу риска и осуществить профилактику цифровой виктимизации в сфере страховых и банковских услуг.

Ожидаемые результаты
1) Обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам адаптации к цифровому обществу, финансовой и цифровой грамотности, готовности к использованию финансовых технологий, цифровой виктимизации и ее личностным предпосылкам (с учетом ситуативных, демографических и коммуникативных факторов). 2) Типология финансовых потребителей с учетом следующих факторов: уровень финансовой и цифровой грамотности, переживание негативных жизненных событий в прошлом или настоящем, тяжелая финансовая ситуация, финансовая тревожность, удовлетворенность жизнью, уровень межличностного доверия и доверия финансовым институтам, восприятие изменений в доходах, опыт цифровой виктимизации (на основе опросов и комплексной диагностики, а также интервью с экспертами в сфере страховых и банковских услуг). 3) Систематизация коммуникативных технологий, используемых кибермошенниками (с позиций драматургического подхода И. Гофмана) для идентификации приемов манипулятивного воздействия на поведение потребителей финансовых услуг. 4) Матрица кодов психологического воздействия финансовых мошенников на потенциальных жертв (например, воздействие авторитетом, вызывание жалости, запугивание и др.). 5) По результатам эмпирических исследований планируются 3 публикации, из которых 1 - в журнале, проиндексированном в базах Web of Science Core Collection и/или Scopus. Также предполагается участие в 1-й международной конференции и 2-х всероссийских и/или международных (и с международным участием) конференциях в России. 6) Рекомендации по профилактике цифровой виктимизации для специалистов сферы страхования и банковских услуг.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По результатам анализа литературы по проблематике проекта разработана аргументация для обоснования эвристического потенциала типологического метода в исследованиях, посвященных феномену кибермошенничества (релевантность его применения для динамичных социальных систем и процессов, методологическая гибкость и вариативность, использование для социального управления и др.). В рассмотренных источниках выявлены и проанализированы существующие варианты типологии различных аспектов кибермошенничества: типы мошенничества на основании использования различных средств коммуникации; способы кибермошенничества, основанные на технологиях социальной инженерии и когнитивных эффектах; типы субъектов кибермошенничества; способы кибермошенничества в кредитно-банковской сфере и др. Разработана авторская типология практик кибермошенничества, основанных на использовании актуальных цифровых технологий, позволяющая диверсифицировать конкретные приемы кибермошенничества, которые включают как манипуляцию с персональными данными, так и создание специального злонамеренного контента: 1) фишинговые сайты, 2) дипфейки, 3) сookie-файлы, 4) цифровая имитация документов, 5) скам-страницы, 6) файлообменники, 7) MVNO-операторы, 8) дубликаты сим-карт, 9) Bluetooth, 10) чат-боты, 11) QR-код, 12) VPN-сервисы. Дано описание приемов мошенничества, используемых на основе данных технологий. В мае 2023 года был проведен онлайн опрос "Определение профиля виктимности в условиях финансового мошенничества", в котором приняли участие 1018 российских респондентов. Для сбора данных был использован опросник, состоящий из 5 разделов и 59 утверждений. Утверждения подбирались с учетом акцентуированных форм поведения и установок, связанных с проблемами, с которыми человек может столкнуться при оценке финансовых рисков. В результате кластерного анализа результатов онлайн-опроса были выделены 5 психологических профилей финансовых потребителей: интуитивный, ситуативный (спонтанный), рациональный, недоверчивый, осторожный. Так же были выделены 2 высокорисковых кластера в аспекте уязвимого финансового поведения - интуитивный и ситуативный (спонтанный) психотипы, среднерисковый – осторожный психотип и низкорисковые - рациональный и недоверчивый. В результате факторного анализа была разработана матрица кодов уязвимости цифрового финансового поведения с описанием доминирующих симптомокомплексов в условиях финансовой тревоги, психологических и финансовых рисков. Самым срессоустойчивым к финансовому кибер-абьюзингу выступает рациональный психотип, поскольку для него не было выявлено кодов воздействия. Самым уязвимым стал доверчивый психотип, для которого был сформирован набор следующих кодов воздействия: воздействие инструктажем, воздействие обязательствами, воздействие страхом, воздействие профайлингом, воздействие сравнением, воздействие экспертностью. По результатам интервью с экспертами, которыми выступали судьи, были выявлены пробелы в законодательстве Российской Федерации в области защиты прав граждан, пострадавших от мошеннических действий, а также сделан вывод, что наиболее часто встречающимся видом мошенничества выступает телефонное, когда жертва после того, как с ней связался мошенник - якобы «сотрудник банка» предоставляет ему SMS-код и другую персональную информацию. Разработана программа эмпирического исследования на 2024 год, включающая количественные и качественные методы. Онлайн-опрос (1000 пользователей онлайн-магазинов, онлайн-сервисов и др.) включает блоки вопросов по 5-ти разработанным психотипам потребителей финансовых услуг (интуитивный, ситуативный (спонтанный), рациональный, недоверчивый, осторожный) с углубленным изучением психологических факторов. Интервью с экспертами предполагает проведение двух типов интервью: 1) глубинные интервью с жертвами кибермошенничества и 2) интервью с экспертами из правовых структур и экономической сферы. По итогам реализации первого года проекта подготовлены 12 публикаций, индексируемых в базе РИНЦ, в том числе, 1 публикация, индексируемая в базе Russian Science Citation Index on Web of Science, а также выступления на 4-х международных и 2-х всероссийских конференциях с публикацией материалов.

 

Публикации

1. Василькова В.В., Легостаева Н.И. Цифровые технологии как инструменты кибермошенничества: типологический подход Теория и практика общественного развития, № 9, С. 16–23. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.1

2. Медяник О.В. Психологические стратегии защиты россиян от суггестивного финансового воздействия: кластерный анализ Журнал социологии и социальной антропологии, - (год публикации - 2024)

3. Медяник О.В. Изучение кодов манипулятивного воздействия на пользователей в условиях кибермошенничества Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание., № 9, С. 56-61 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37882/2500-3682.2023.08.10

4. Медяник О.В., Легостаева Н.И. Коды психологического воздействия кибермошенников на финансовое поведение потребителей цифровых товаров и услуг Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ): сборник трудов Международной научно-практической конференции, С. 597-600 (год публикации - 2023)

5. Медяник О.В., Легостаева Н.И. Коды психологического воздействия на потребителей финансовых услуг в условиях роста кибермошенничества МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 62-Е ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник материалов ежегодного 62-го Международного научного форума., С. 181-182 (год публикации - 2023)

6. Медяник О.В., Легостаева Н.И., Медяник С.И. Влияние привлекательной внешности мошенников на потребителей финансовых товаров и услуг Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, № 3, С. 45-52. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-3-45-52

7. Медяник С.И., Медяник О.В. Поведенческие стратегии потребителей страховых услуг в условиях цифровизации Сборник трудов XXIV Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Е.В. Злобин, И.Б. Котлобовский., С. 211-219 (год публикации - 2023)

8. Василькова В.В., Легостаева Н.И. Информационно- коммуникационные технологии как основание типологии видов кибермошенничества Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: материалы Всероссийской научной конференции XVII Ковалевские чтения, С. 933-935 (год публикации - 2023)

9. Карапетян С.А., Медяник О.В. Финансовые технологии и их влияние на риски в банковском секторе Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: материалы Всероссийской научной конференции XVII Ковалевские чтения, С. 471-473 (год публикации - 2023)

10. Легостаева Н.И., Медяник О.В, Медяник С.И. Цифровое мошенничество как новый вызов цифровизации экономического сектора Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: материалы Всероссийской научной конференции XVII Ковалевские чтения., С. 832-834 (год публикации - 2023)

11. Медяник О.В., Легостаева Н.И. Коды психологического воздействия киберпреступников на потребителей финансовых услуг в цифровом обществе Шестая международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений, С. 195-202 (год публикации - 2023)

12. Медяник О.В., Легостаева Н.И. Стратегии финансового поведения россиян в условиях роста киберрисков Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: материалы Всероссийской научной конференции XVII Ковалевские чтения, С. 501-504 (год публикации - 2023)