КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00723

НазваниеСтатус монаха и монашеская идентичность в Толедском королевстве

РуководительБиркин Михаил Юрьевич, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-107 - История Средних веков и эпохи Возрождения

Ключевые словаТоледское королевство вестготов, епископ, аббат, клир, монахи, монашество, раннее Средневековье, поздняя Античность, христианство, община, идентичность, авторитет, Исидор Севильский, Фруктуоз Браккарский

Код ГРНТИ03.09.25


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Монашество – особый институт и особый уклад жизни, без которого невозможно представить как историю средневековой Европы, так и уклад современной Церкви – и православной, и католической. Возникнув в III в. как движение, предполагающее уход от мира и мирских благ, монашество постепенно обретает черты некого специального modus vivendi и, следовательно, специальным образом регламентируется. Однако парадокс состоит в том, что хотя монашество предполагает и провозглашает уход от мира, тем не менее по крайней мере для эпохи Средних веков невозможно не учитывать влияния монастырей на общество и культуру. Сказанное в полной мере относится и к Толедскому королевству вестготов. Первые монастыри на территории Пиренейского полуострова появились еще в VI в., а во второй половине VII в. число монастырей резко возрастает. Вместе с тем возрастает и роль аббата: все больше настоятелей монастырей со временем становятся епископами и участвуют в общегосударственных Толедских соборах. Как следствие, в VI–VII вв. формируется монашеская идентичность: монахи воспринимаются как отдельное специфическое сословие, обладающее отличным от других статусом, имеющее определенный внешний вид, особые функции и обязанности. Этот процесс не был одномоментным: мы видим в источниках упоминания разных монашеских движений (например, киновийцы, пустынники, анахореты, religiosi vagi), соответственно, разных способов взаимодействия с миром и встраивания в социум. В то же время постепенно формируется понятие о «правильных» и «неправильных» формах монашеского служения. В рамках нашего проекта предполагается исследовать процесс формирования монашеской идентичности в Толедском королевстве вестготов в VII в. Вопрос о разных типах идентичности – прежде всего, этнической, уже ставился в исследовательской литературе в русле направления «Новой культурной истории», однако вопрос о формировании монашеской идентичности применительно к вестготскому периоду пока решен не был. Заявленная проблема представляется весьма актуальной, поскольку научные результаты проекта должны пролить свет на вопрос о конструировании идентичности в переходный период (в нашем случае – от Античности к Средним векам и от Империи к отдельным королевствам), когда в общественно-политической жизни имели место разные, подчас противоположные тенденции. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть фигуру монаха, иерархию внутри общины, статус аббата и изменение этого статуса в течение VII в., взаимодействие монахов с одной стороны с клиром (в первую очередь, с епископатом), а с другой – с мирянами. До нас дошли три устава вестготской эпохи: устав Исидора Севильского, устав Фруктуоза из Браги (основателя многих монастырей) и т.н. Общий устав. Все эти тексты сыграли огромную роль в становлении и развитии монастырей не только в Испании, но и потом в державе Каролингов, куда они попали вместе с монахами, бежавшими в результате мусульманского завоевания. Авторы первых двух уставов – Исидор Севильский (ум. 636 г.) и Фруктуоз Браккарский (ум. 665 г.) – заслуженно считаются главными идеологами христианства в Вестготском королевстве; их влияние на культуру раннесредневековой Европы трудно переоценить. Тексты трех уставов станут основой нашего исследования; кроме них предполагается привлечь широкий круг нормативных и нарративных источников, как то: соборные постановления, жития, трактаты Исидора Севильского («Сентенции», «О церковных службах»). В рамках предлагаемого проекта планируется перевести три вышеназванных устава и снабдить их подробным историко-филологическим комментарием. Перевод можно будет использовать на семинарских и практических занятиях в рамках дисциплин гуманитарного цикла, а также для научных исследований.

Ожидаемые результаты
В результате проекта будут выделены принципы конструирования монашеской идентичности в Толедском королевстве вестготов VII в.; выделены отличительные черты взаимодействия монахов как носителей специфической идентичности с представителями иных сообществ христиан, в том числе в контексте оппозиции «мирское» – «сакральное»; выявлена динамика в изменении структур религиозной власти, связанных, с одной стороны, с монашеством, и клиром и мирянами – с другой. Проект предлагает в широком социокультурном контексте рассматривать историю монашества раннесредневековой Испании как часть конкуренции разных типов идентичностей и типов авторитета. Такое видение проблемы предлагается впервые, тогда как в рамках «Новой культурной истории» вопросы идентичности, власти и авторитета успешно изучаются в исследованиях смежной тематики. Поэтому представляется, что в целом результаты проекта будут являться актуальными на мировом, а не только российском уровне.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В первый год реализации проекта был осуществлен первый русский перевод трех вестготских монашеских правил (Regula Isidori, Regula Fructuosi, Regula communis). Эти тексты, непосредственно посвященные монашеству и представлениям об устройстве жизни в монастыре, послужили источниковой базой для рассмотрения двух ключевых для первого этапа проекта вопросов: особенностей монашеской идентичности в вестготском Испании и взаимоотношениях монахов с носителями иных христианских идентичностей. В качестве одного из ключевых параметров монашеской идентичности была определена добровольная бедность, маркировавшая на уровне внешнего облика и практик, этоса и в целом самовосприятия принадлежность монахов к монашеству как таковому и отличавшая их от клира и мирян. Paupertas составляла сердцевину монашеской идентичности: она не только была связана со всеми ключевыми такими аспектами modus vivendi монахов, как отказ от имущество и его общность, общежитие, братская любовь, равенство и смирение, но их основанием и воплощением одновременно. Добровольная бедность, влекшая за собой отречение от прежних социальных идентичностей, выступала принципиальным условием вторичной социализации монахов, равных в своей человеческой немощи перед Богом (См. Биркин М. Ю. Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024 [в печати]). Рассмотрение процессов конструирования монашеской и клерикальной идентичности, противостоящей идентичности мирян, было помещено в контекст базовой для поздней Античности и Средних веков оппозиции «священного» и «мирского», являвшейся точкой схождения множества других бинарных мыслительных категорий: «божественное – дьявольское», «вечное - временное», «мудрость – знание», «порядок – своеволие», «внутреннее – внешнее», «созерцание – действие», «убеждение – принуждение» и множество других. Большая часть этих категорий, тяготевших к полюсу сакрального, играла принципиальную роль в формировании идентичности клира и, прежде всего, монашества, определяя соответствующие модели поведения, фиксирующие близость к божественному: чтение Писание, молитва, созерцание, труд во избежание праздности и исполнение повелений Бога. Когда речь шла выстраивание идентичности по принципу «мы – они», то граница между «мирского» и «священного» становилась непроницаемой. Но вместе с тем это не исключало проникновение «божественного» в «мирское», ведь именно через эту призму стоит воспринимать окормление паствы епископом (См. Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI – начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 33–54 [в печати]). Эти наблюдения о взаимодействии сфер мирского» и «священного» тесно связаны с взаимодействием монахов и мирян, часто происходившим в рамках каритативной деятельностью монастырей, которая в вестготской Испании во второй половине VII в. приобретает все большее значение. Именно в связи с благотворительной деятельностью монастырей, как показывает 3-й канон III собора в Сарагосе (691 г.), связано появление в стенах обителей множество мирян, что неизбежно порождало конфликты с монахами вносило разлад в монашеский уклад жизни и грозило «обмирщением» монастырей. В ходе исследования удалось выделить основные причины возникавшего в таких условиях напряжения. Так, миряне нарушали привычную трудовую деятельность монахов, тогда как труд представлялся ключевой аспектом монашеского делания. Более того, общение с мирянами лишало монахов твердости держаться выбранного пути, и многие из них ради возможного богатства и почестей решали вернуться в мир. Это, в свою очередь, могло вести к конфликтам и спорам о внесенном при вступлении в монастырь имуществе. При этом решить обозначенную проблему, полностью закрыв монастыри от мира, было невозможно: они, будучи важным экономическими центрами, были прочно интегрированы в социум как важный по защите бедных. Для сохранения монашеского образа жизни и соответствующей идентичности приходилось принимать меры, направленные, с одной стороны, на обеспечение помощи лишь благочестивым, близких монахам по своим нравам мирянам, а с другой – на увеличение дистанции между насельниками и гостями обителей (См. Марей Е. С. Миряне и монахи в 3-м каноне III собора в Сарагосе (691 г.) // Средние века. 2024 [в печати]). Результаты работы первого года проекта докладывались на одном докладе в рамках международной конференции и одной публичной лекции в рамках цикла лекций «Городская цивилизация Поздней Античности и Раннего Средневековья», организованного Государственной публичной исторической библиотекой России. Ссылки на список устных выступлений и статей размещены на странице проекта ( http://eirl.pstgu.ru/religious-leadership-section/status-monaha-i-monasheskaya-identichnost-v-toledskom-korolevstve ) с указанием на источник финансирования и состав участников проекта.

 

Публикации

1. Биркин М. Ю. Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании) Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, - (год публикации - 2024)

2. Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI – начале VII в. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение, Вып. 110. С.33-54 (год публикации - 2023)

3. Марей E. C. Миряне и монахи в 3-м каноне III собора в Сарагосе (691 г.) Средние века, - (год публикации - 2024)