КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00800

НазваниеЛитература сквозь призму философии: история русской лирики в эстетике Вл. Соловьева

РуководительТахо-Годи Елена Аркадьевна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словамеждисциплинарный проект, история русской литературы, русская поэзия XIX века, литературная критика, поэтика, Владимир Соловьев, философия всеединства, эстетика, литературно-философская критика, духовная биография, русский символизм

Код ГРНТИ17.09.91


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Принципиальной исследовательской задачей проекта является реконструкция и целостный анализ эстетических воззрений на развитие русской лирики XIX в. крупнейшего из русских мыслителей, совмещавшего в одном лице философа, критика и поэта, - Вл.Соловьева. Теоретические суждения Соловьева о поэзии тесно связаны с его религиозно-философской системой всеединства, отличаются универсализмом, опираются на широкий спектр гуманитарных знаний, требуют учета его взглядов в области метафизики, гносеологии, историософии, антропологии и этики. Это предопределяет междисциплинарный характер предпринимаемого исследования и его методологическую новизну. Новизна проекта также заключается в комплексном изучении эстетических воззрений Соловьева на русскую лирику. В отличие от представителей биографической, сравнительно-исторической, психологической или культурно-исторической школ, где, при всех различиях, господствовал дух позитивизма, Соловьев стремился создать «духовную биографию» поэта, а в его лирическом тексте выявить «всемирный смысл». Именно на это была направлена его философская интерпретация литературных текстов и разработанная им методология анализа. Новаторство соловьевского подхода наиболее очевидно на фоне предпринимавшихся в XIX в. опытов описания истории русской литературы, начиная с Н.Греча, Н.Полевого, С.Шевырева и вплоть до И.Спасского, А.Кирпичникова, А.Пыпина и др. Оригинальность эстетической установки Соловьева и в том, что для него наивысшим родом искусств являлась именно чистая лирика (наряду с музыкой). На таких философско-эстетических основаниях задумывается им книга о русской поэзии XIX в., где история русской лирики должна была предстать как единый диалектически развивающийся процесс. То, что философ не успел воплотить замысел во всей полноте, обусловливает необходимость его научной реконструкции. Анализ нацелен на то, чтобы вскрыть в текстах, посвященных отдельным фигурам: А.Пушкину, М.Лермонтову, Ф.Тютчеву, А.Майкову, Я.Полонскому, А.Фету, А.Толстому, К.Случевскому, А.Голенищеву-Кутузову, первым символистам, - формальное и содержательное единство, вбирающее в себя и публицистические, и художественные элементы, демонстрирующее автономность выстроенного мира с самостоятельным набором черт: образами автора и адресата, системой персонажей, сюжетом и конфликтом и т.д. Комплексный характер проекта предусматривает уточнение места «поэтологии» в общей канве философских построений мыслителя, учет его личного поэтического творчества, его роль в формировании русской культуры Серебряного века. Это должно способствовать более глубокому изучению соловьевского наследия, а также прояснению специфики историко-литературных и эстетических концепций отечественных мыслителей ХХ в. Теоретическое значение проекта обусловлено тем, что к началу 20-х гг. XXI века вопрос: «как писать историю литературы?» - вновь актуализировался. Активная публикация архивных материалов, эго-документов, развитие digital-инструментов, благодаря которым книги, являвшиеся библиографической редкостью, оказались в свободном доступе, существенно обогатили представления об историко-литературном процессе. Однако резкое увеличение количества материалов приводит к дезориентации, поэтому возникает потребность в концептуальных ориентирах для осмысления процессов, разворачивавшихся внутри истории литературы, и построений современных историй литератур. В таком контексте соловьевский опыт создания универсалистской концепции приобретает особое значение. Изучение эстетических воззрений Соловьева, их взаимосвязи с нравственными, религиозными и национальными вопросами, веры философа в активную роль творчества в деле преображения реальной действительности приобретает особое значение в связи с современной общественно-политической ситуацией, требующей формирования устойчивых представлений о культурном и историческом достоянии России, включенности ее литературного и философского наследия в мировой духовный культурный фонд.

Ожидаемые результаты
От реализации проекта ожидаются следующие основные результаты: 1)организация и проведение международного круглого стола "Философия поэзии: проблемы изучения" (октябрь 2023 г., ИМЛИ РАН); 2)организация и проведение Международной научной конференции «Русская поэзия сквозь призму отечественной философии» (сентябрь 2024 г., ИМЛИ РАН); 3)написание в 2023-2024 гг. в общей сложности 14 статей по теме проекта, из которых 10 будут опубликованы в изданиях, индексируемых в системах РИНЦ и 4 в системах Russian Science Citation Index и/или Scopus и Web of Science; 4) научно-эдиционная подготовка и издание спецблока по теме проекта в журнале "Соловьевские исследования" (ВАК, РИНЦ, 2024г.); 5) апробирование в 2023-2024 гг. полученных в ходе работы над проектом результатов на авторитетных международных конференциях и на заседаниях постоянно действующего семинара по теме проекта в форме докладов (не менее 14 докладов); 6) организация работы постоянно действующего семинара "Литература сквозь призму философии"; 7) проведение в 2023-2024 гг. не менее 10 Открытых заседаний постоянно действующего семинара "Литература сквозь призму философии", в том числе с приглашением для выступления известных ученых; 8) введение в научный оборот новых концепций и архивных материалов в результате исследовательской работы в библиотеках и архивохранилищах; 9)размещение информации о результатах работы над проектом на сайте www.lit-phil.ru (информация о семинарах и конференциях, новых изданиях, библиографические материалы и т.д.) и на сайте ИМЛИ РАН. Работа над проектом должна определить реальный вклад Вл.Соловьева как наиболее авторитетного представителя отечественной мысли конца XIX- начала XX вв. в выработку методологии и инструментария философско-эстетического освоения литературного материала. Планируется реконструировать замысел соловьевского труда о русской поэзии XIX в во всей его полноте, описать соловьевскую логику диалектического развития русской лирики XIX в, обосновать, почему, с точки зрения Соловьева, только через лирику можно постичь закономерности становления национального самосознания, воплотившегося в формах словесной выразительности. Исследование позволит установить роль Соловьева в формировании культурных мифов о крупнейших поэтах первой половины XIX в. (Пушкин, Лермонтов) и в укреплении авторитета "второстепенных" поэтов второй половины столетия (Я.Полонский, К.Случевский). Анализ соловьевских текстов позволит установить то, каким образом в его творчестве литературоведческие идеи сопрягаются с эстетической системой, как это влияет на понятийный и категориальный аппарат его статей о русских поэтах. Соловьевские статьи, посвященные поэтам XIX в., будут проанализированы как цикл, внутренняя целостность которого обеспечивается стилистическим синтезом публицистических и художественных черт, наряду с такими элементами, как конфликт, сюжет, система персонажей, образы автора и адресата. Для выявления своеобразия позиции мыслителя и ее отличия не только от современной философу литературной критики, но и от ведущих академических школ соловьевская история русской лирики будет рассмотрена в контексте других опытов построения историй русской литературы, предпринимавшихся в XIX в. Будет уточнено место «поэтологии» в общей канве философских построений мыслителя, его личного поэтического творчества, роли в формировании русской культуры Серебряного века. Это позволит оценить степень влияния теоретических и практических опытов Соловьева в области литературно-эстетической критики на последующую рецепцию русской поэзии XIX в. При очевидной синэргии в русской культуре философии и литературы современные российские исследователи зачастую ориентируются на образцы, предлагаемые западной «континентальной» традицией или аналитической философией литературы. Проект направлен на преодоление этого интеллектуального парадокса. В этом заключается новизна предлагаемого ракурса рассмотрения проблемы. Актуализация соловьевского опыта создания универсалистской концепции, тесно связанной с его религиозно-философской системой всеединства и опирающейся на широкий спектр гуманитарных знаний, должна содействовать разработке методологии междисциплинарных исследований текстов различной гносеологической, культурологической и аксиологической природы: поэтических, литературно-критических, философско-эстетических. Достигнутые результаты будут полезны в современном научно-образовательном процессе, дадут ориентир при выборе стратегий и принципов конструирования курсов по истории литературы или учебных пособий по историко-литературным и историко-философским дисциплинам. Вместе с тем проект нацелен на формирование у молодого поколения целостной когнитивной картины русской культуры, преодоление мировоззренческих конфликтов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 г., проводя междисциплинарное исследование эстетических воззрений Вл.Соловьева на развитие русской лирики XIX в., участники проекта достигли следующих научных результатов: 1) написали в общей сложности 9 статей по теме проекта, из которых 8 опубликованы и приняты в печать в изданиях, индексируемых в системах РИНЦ, Scopus и в других международных базах, что значительно превышает запланированные показатели (планировалось опубликовать 2 статьи в изданиях, индексируемых в Scopus); 2) подготовили блок из двух статей по теме проекта для № 4 за 2023 г. журнала «Соловьевские исследования» (Scopus); 3) выступили с 16 докладами (планировалось не менее 8), основанными на результатах, полученных в ходе работы над проектом, на авторитетных российских и международных научных конференциях; 4) фронтально проанализировали тексты Соловьева, посвященные поэзии XIX в., уточнили место «поэтологии» в общей канве его философских построений, соотнесли соловьевские воззрения на лирику русских поэтов и их судьбы с суждениями других философов и литературных критиков, что содействовало утверждению нового концептуального подхода к изучению эстетических воззрений Вл.Соловьева на русскую лирику XIX в.; 5) разработали научную концепцию постоянно действующего семинара «Литература сквозь призму философии» и провели 6 открытых заседаний с приглашением для выступления известных ученых; 6) участвовали в разработке научной концепции и организации Международного круглого стола «Владимир Соловьев и будущее русской философии», приуроченного к 170-летию мыслителя, привлекли к участию в нем ученых из России, Италии, Китая и Японии и выступили в ходе дискуссии (апрель 2023 г.); 7) провели в соответствии с разработанной концепцией Международный круглый стол «Философия поэзии: проблемы изучения» (однодневную конференцию, 24 октября 2023 г., ИМЛИ РАН); программа Круглого стола включала 18 докладов ученых из различных научных институций России и дальнего зарубежья (Венгрия, Израиль, Италия, Франция). 8) размещали информацию о результатах работы над проектом (о семинарах и конференциях, новых изданиях, библиографические материалы и т.д.) на сайте научного проекта https://lit-phil.imli.ru/ и на сайте ИМЛИ РАН https://imli.ru/; сайт проекта также пополнялся видеозаписями всех семинаров и круглых столов (однодневных конференций); 9)участники проекта вели научную работу по индивидуальным планам: Ю.Ю.Анохина исследовала диалектический метод, применяемый Вл.Соловьевым при рассмотрении лирики А.А.Фета. Продемонстрировала, что проведенный Соловьевым анализ тематического диапазона фетовской лирики и формальных особенностей его поэзии базируются на диалектике таких антиномий, как «открытость» / «завершенность», «единичность» / «множественность», «форма» / «содержание». Проанализировала понятие «пессимистическая поэзия», используемое Вл.Соловьевым в статьях о русских поэтах и аргументировала, каким образом оно сопряжено с рядом значимых для концепции философа историко-литературных аспектов: с мотивом разочарования в отдельных произведениях Пушкина, лирику которого философ считал в целом утверждающей бытие; с отразившимся в стихотворениях отрицанием бытия на уровне мироощущения (лирика Е.А.Боратынского и М.Ю.Лермонтова) и миропонимания (лирика А.А.Голенищева-Кутузова). А.С.Балабаева продемонстрировала, как философские положения, изложенные в труде Соловьева «Оправдание добра» отражаются в его критической статье о Лермонтове. Соловьевская триада стыда, сострадания и благоговения, лежащая в основе нравственных отношений, соотносится с тремя грехами Лермонтова, которые оказали решительное влияние на исход его судьбы. Выявила методологию построения Соловьевым «духовных биографий» Пушкина и Лермонтова, в которых творчество и частная жизнь оказываются связаны, а божественная по своей природе гениальность накладывает значительные нравственные обязательства на избранника. Продемонстрировала, как гегелевский диалектический метод реализуется Соловьевым при характеристике этапов развития русской лирики XIX века, где Пушкин воплощает собой тезис, Боратынский и Лермонтов – антитезис, а их синтез обнаруживается в «поэзии гармонической мысли» Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого. Обосновала гипотезу о том, что диалектика свободы и необходимости Гегеля была использована Соловьевым при изложении теории судьбы как Провидения Божьего в статье «Судьба Пушкина». Е.М. Захарова исследовала природу эстетических оснований литературно-критических текстов Вл.Соловьева. Акцентировала универсализм выдвигаемых Соловьевым критериев для оценки лирического творчества, таких как одушевленность, истинность, художественность, поэтичность, патриотизм. Продемонстрировала специфичность философской критики Соловьева на уровне поэтики. Пришла к выводу, что «поэзия» и «поэт» для Соловьева обладают сакральным значением, в связи с чем адресат критических статей призван учиться метафизическим воззрениям через образную систему. Обосновала, почему статья «Поэзия Ф.И. Тютчева» в сжатом виде демонстрирует принципы поэтологической концепции Соловьева в целом. Обратила внимание на то, что при оценке стихотворений и философских взглядов поэта такая категория, как «лирический герой», предполагающая разделение биографического и текстового авторства, Соловьеву абсолютно чужда. Философ традиционно придерживается такого взгляда на поэтический мир, который при анализе лирики не учитывает ни влияний, ни историко-литературного контекста. Хотя поэтология Соловьева весьма обширна: литературно-критические этюды содержат анализ творчества Алексея Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Фета, А.Н.Майкова, К.К.Случевского и другие высказывания об отдельных лирических системах, однако неизменной остается принципиальная эстетическая установка мыслителя: искусство есть воплощение Красоты. Е.А. Тахо-Годи исследовала соловьевскую эстетическую терминологию на примере использования понятия «импрессионизм мысли» при характеристике лирики К.К.Случевского. Впервые в отечественном литературоведении провела всестороннюю реконструкцию восприятия Соловьевым лирики К.М. Фофанова с учетом широкого историко-культурного контекста, что позволило, с одной стороны, уточнить соловьевскую позицию в системе координат современной ему литературной критики, а с другой - определить место Фофанова в соловьевской иерархии ведущих лириков второй половины XIX в. (А.А. Голенищев-Кутузов, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, А.А. Фет). Показала, что для целостного представления об эстетической оценке лирики Фофанова Соловьевым требуется учет его этических и историософских воззрений, так как неприятие Фофанова-лирика сопряжено в сознании Соловьева с общим процессом диагностирования «духовной болезни» современного общества, а не только негативным отношением мыслителя к декадентским веяниям в литературном процессе конца XIX в. Прозорливость соловьевской «диагностики» была подтверждена анализом фофановских традиций у основателя эгофутуризма Игоря Северянина, в чьей лирике окончательно исчезает принципиальная для Соловьева граница между «истинным» и «фальшивым». Также исследовала отношение к эстетическим идеям Соловьева при осмыслении литературного процесса, сопоставляя суждения философствующих критиков первой четверти ХХ в. (Ю.И.Айхенвальда) и интерпретации современных литературоведов – отечественных и зарубежных.

 

Публикации

1. Анохина Ю.Ю. Лирика А.А. Фета в интерпретации Вл. Соловьева: к вопросу о методологии Litera, № 11. С. 32–45 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.11.68832

2. Анохина Ю.Ю. Понятие «пессимистическая поэзия» в статьях Вл. Соловьева о русской лирике Флагман науки, № 10 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37539/2949-1991.2023.10.10.024

3. Балабаева А.С. Творчество М. Ю. Лермонтова в религиозно-философской критике В. С. Соловьева, Д. С. Мережковского и В. В. Розанова Litera, Litera. № 8. С. 176–188. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.8.43830

4. Балабаева А.С. Философско-эстетические воззрения Г.В.Ф. Гегеля и В.С. Соловьева: к вопросу о влиянии Соловьевские исследования, № 4. С. 40-55. (год публикации - 2023)

5. Захарова Е.М. О сущности поэтического творчества в понимании Вл. Соловьева и Ю.Н. Говорухи-Отрока Филология: научные исследования, - (год публикации - 2023)

6. Тахо-Годи Е.А. Лирика К.М. Фофанова в восприятии Вл. Соловьева. Часть 3 Соловьевские исследования, № 4. С.23-39 (год публикации - 2023)

7. Тахо-Годи Е.А. Лирика К.М. Фофанова в восприятии Вл. Соловьева. Часть 1 Соловьевские исследования, Соловьевские исследования. № 2 (78). С. 55–73 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17588/2076-9210.2023.2.055-073

8. Тахо-Годи Е.А. Лирика К.М. Фофанова в восприятии Вл. Соловьева. Часть 2 Соловьевские исследования, Соловьевские исследования. 2023. № 3 (79). С. 6–23 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17588/2076-9210.2023.3.006-023

9. - "Владимир Соловьев. Поиск всеединства мира" Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель"., 26 января 2023 г. (год публикации - )