КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01060

НазваниеВлияние новых трендов в оказании содействия международному развитию на параметры политических рисков для внешнеэкономической деятельности

РуководительБартенев Владимир Игоревич, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-152 - Мировая экономика и международные экономические отношения.

Ключевые словасодействие международному развитию, официальная помощь развитию, политический риск, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, международная инвестиционная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, базы данных

Код ГРНТИ06.51.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект нацелен оценить влияние новых трендов в оказании содействия международному развитию (СМР) на параметры политических рисков для внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в период глобальной турбулентности. Поставленная цель будет достигаться посредством решения следующих задач: - разработать матрицу механизмов прямого и опосредованного влияния СМР на параметры политических рисков для субъектов ВЭД из западных и незападных стран – доноров; - определить количественные параметры динамики и структуры распределения ресурсов официального СМР, иллюстрирующие это влияние; - выявить наиболее значимые новые тренды в эволюции международной политики в области СМР, а также в фактическом распределении ресурсов официального СМР (между донорами и реципиентами, формами, инструментами, каналами и секторами) после начала пандемии коронавируса и – отдельно – после резкого усиления глобальной турбулентности в феврале 2022 г.; - выявить ключевые изменения в параметрах политических рисков для субъектов ВЭД из западных и незападных стран-доноров после начала пандемии и ускорения глобальной турбулентности; - сопоставить опыт ряда крупнейших мировых доноров (США, ФРГ, КНР и др.) по снижению политических рисков для национальных субъектов ВЭД посредством инструментов СМР; - обозначить специфику влияния актуальных трендов в оказании СМР на параметры политических рисков на примере 1) отдельного региона (Центральной Азии); 2) отдельного сектора (информационно-коммуникационных технологий). Научная новизна проекта предопределяется: 1) отсутствием комплексных фундаментальных исследований по заявленной проблематике, учитывающих актуальные тектонические изменения в системе международных отношений и мировой экономике; 2) нацеленностью на разработку оригинальной методики анализа статистических данных по потокам СМР; 3) использованием новейших статистических данных по предоставлению СМР в период с 2020 г.; 4)введением в научный оборот обширного комплекса исследований, не знакомых научной общественности в России. Актуальность проекта обусловлена несколькими факторами: 1) повышением значимости категории «риск» в постпандемический период и распространением концепции «риск-ориентированного развития»; 2) усилением внимания к вопросам мобилизации ресурсов частного сектора в рамках реализации глобальной повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. в постпандемический период и к снижению политических рисков для бизнеса – в т.ч. и с применением инструментов официального СМР; 3) повышением значимости политических рисков различного типа – с одной стороны, на фоне обострения политической, экономической и технологической конкуренции – в первую очередь, между западными и незападными странами (с применением в т.ч. и инструментария СМР), а с другой - в результате снижения стрессоустойчивости развивающихся стран, противодействовать которому призвано содействие развитию. В теоретическом плане проект будет способствовать сближению двух кластеров исследований - в области СМР и анализа политических рисков, - которые пока развивались параллельно. В практическом плане результаты помогут разработке востребованных в новых политико-экономических условиях рекомендаций по повышению эффективности управления рисками в рамках ВЭД. Проект будет реализовываться коллективом перспективных молодых ученых, имеющих опыт проведения совместных исследований на базе Центра проблем безопасности и развития факультета мировой политики МГУ (директор-организатор – руководитель проекта В.И. Бартенев). Проект частично опирается на имеющийся у коллектива обширный научный задел, но являет собой полноценное поисковое исследование малоизученной междисциплинарной проблематики. Результаты исследований будут представлены в виде серии из не менее чем 9 статей, в т.ч. не менее 6 статей в ведущих рецензируемых научных изданиях, индексируемых в библиографических зарубежных базах данных публикаций и/или RSCI, а также сводном аналитическом докладе, и апробированы на ряде очных научных конференций.

Ожидаемые результаты
- разработка матрицы механизмов влияния потоков официального содействия международному развитию на параметры политических рисков для внешнеэкономической деятельности - имеет фундаментальное значение для дальнейшего структурирования нового междисциплинарного предметного поля; - разработка набора количественных параметров динамики и структуры распределения ресурсов СМР, иллюстрирующих их влияние на параметры политических рисков для внешнеэкономической деятельности – призвана заложить основы для решения ключевых задач в рамках изучения заявленной проблематики с применением любых больших массивов сопоставимых статистических данных по СМР; - составление перечня наиболее актуальных и значимых трендов в эволюции международного дискурса и политики в области СМР, а также в фактическом распределении ресурсов официального содействия развитию (между донорами и реципиентами, формами, инструментами, каналами и секторами оказания помощи) после начала пандемии COVID-19 и – отдельно – после резкого усиления глобальной турбулентности в феврале 2022 г. - имеет ключевое значение для определения возможностей и ограничений по использованию данных официальной международной статистики по потокам СМР для изучения прикладных аспектов заявленной проблематики; - составление перечня ключевых изменений в параметрах политических рисков для внешнеэкономической деятельности западных и незападных компаний после начала пандемии коронавируса и усиления глобальной турбулентности – имеет ключевое значение для осмысления актуальных тенденций в области политических рисков и раскрытия принципиальных различий в субъективном восприятии и объективных параметрах данных рисков для бизнеса из разных стран в условиях обострения межгосударственной конкуренции, - выявление сходств и различий в опыте крупнейших мировых доноров (США, ФРГ, КНР и др.) по снижению политических рисков для национальных субъектов внешнеэкономической деятельности посредством инструментов СМР; а также определение специфических механизмов влияния актуальных трендов в оказании СМР на параметры политических рисков для внешнеэкономической деятельности на примере отдельного региона (Центральная Азия) и отдельного сектора (информационно-коммуникационных технологий) - будут иметь принципиальное значение для апробации концептуально-теоретической модели анализа данного влияния, верификации априорных гипотез и подтверждения ее объяснительного потенциала.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Выполнены следующие работы: 1.Осуществлена актуализация источниковой базы. 2.Произведена актуализация комплекса релевантных научных исследований. 3.Подготовлена постановочная статья, где обозначены общие логические основания для сопряжения исследовательских повесток СМР и политических рисков, линии их пересечения, а также контуры матрицы механизмов прямого и опосредованного влияния официального СМР на параметры политических рисков для субъектов ВЭД из западных и незападных стран – доноров. 4. Определен набор количественных параметров динамики и структуры распределения ресурсов официального СМР, наиболее репрезентативно отражающих их влияние на характер, масштаб и географию политических рисков для субъектов ВЭД. 5. Осуществлена первоначальная обработка доступных массивов статистических данных по СМР с использованием разработанной методики. 6. Осуществлен анализ документов международных организаций за 2020-2023 гг. на предмет выявления ключевых изменений в представлениях о траектории мирового развития и актуальных трендов в эволюции международной политики в области содействия развитию, а также в фактическом распределении ресурсов официального СМР после начала пандемии коронавируса и – отдельно – после резкого усиления глобальной турбулентности, начиная с конца февраля 2022 г.; 7. Сопоставлены доклады ведущих консалтинговых агентств и центров, специализирующихся на анализе политических рисков, на предмет выявления наиболее значимых изменений в представлениях о характере, масштабах, географии политических рисков на глобальном уровне и отдельно применительно к Центральной Азии. Выявлены константы и переменные в восприятии бизнесом политических рисков с опорой на материалы ежегодных опросов бизнеса. 8. Осуществлен сбор материала для решения задач, запланированных на 2024 г. 9. Организован научный семинар в рамках «Ломоносовских чтений-2023». 10. Руководителем проекта сделаны доклады на крупнейших профильных международных конференциях – XIV Конвенте РАМИ (октябрь 2023 г.) и VI Ливенцевских чтениях (ноябрь 2023 г.) в МГИМО-Университете. В дополнение: 1. Подготовлен научный обзор исследований о влиянии традиционных инструментов международной помощи на политические риски для ПИИ, обозначены имеющиеся ограничения и намечены пути их преодоления. 2. Исследована специфика китайских подходов к оказанию помощи развивающимся странам для защиты капиталовложений национальных компаний от политических рисков в сравнении с релевантными практиками ведущих западных государств. Получены следующие результаты: 1. Разработана матрица механизмов прямого и опосредованного влияния официального СМР на параметры политических рисков для субъектов ВЭД из западных и незападных стран – доноров. Ее «каркас» формируют два параметра – вид официального СМР и тип политических рисков. Тремя ключевыми видами СМР выступают ОПР, инструменты мобилизации частного капитала (ИМ-ЧК) и прочие официальные потоки (ПОП), ориентированные на развитие. Применительно к ОПР и ПОП дополнительно учитываются два критерия: «увязка» средств с реализацией инвестпроектов и источник происхождения средств. В свою очередь, политические риски делятся на риски «экстра-легального» и «легально-правительственного» происхождения. Характер воздействия СМР подразделяется на прямое - снижение уровня оцениваемого бизнесом риска для проектов ВЭД, и косвенное - воздействие на среду, где генерируются политические риски. Любое воздействие может быть позитивным (митигирующим); негативным (усиливающим) или двойственным. 2. С опорой на анализ литературы и с использованием БД «Система отчетности кредиторов» ОЭСР сформирован перечень целевых направлений ОПР, обладающих наибольшим потенциалом воздействия на риски «экстра-легального» и «легально-правительственного» происхождения для субъектов ВЭД из западных и незападных стран-доноров. Для каждой макрокатегории рисков выбраны по 10 общих целевых направлений и составлен перечень направлений, касающихся политики и повышения качества управления в отдельных секторах. 3. Составлен перечень актуальных трендов в эволюции международной политики в области СМР, а также в фактическом распределении ресурсов официального СМР: 1. Увеличение объема чрезвычайной помощи в области здравоохранения 2. Стагнация общих объемов ОПР (за вычетом помощи в борьбе с COVID-19) 3. Перераспределение потоков ОПР в ущерб наименее развитым странам 4. Замедление темпов роста мобилизации частного капитала на цели развития (при определенной стагнации средств, выделяемых на эти цели) 5. Сокращение доли частного капитала, мобилизуемого с помощью гарантийных инструментов 6. Укрепление позиций незападных провайдеров (в первую очередь, КНР) в структуре ОФР 7. Сокращение реальных объемов ОПР, направляемых на обеспечение мира и предотвращение конфликтов (в т.ч. в «хрупкие» государства) 8. Ускоренное увеличение объемов помощи, направляемой по многосторонним каналам 9. Увеличение доли кредитов по отношению к грантам (с усугублением долговой проблемы). 10. Увеличение доли помощи беженцам (на фоне конфликта на Украине) при стагнации доли программируемой страновой помощи. 4. Сформирован перечень изменений в изменениях восприятия политических рисков субъектами внешнеэкономической деятельности из западных и незападных стран-доноров после начала пандемии и ускорения глобальной турбулентности. Выявлены следующие аспекты влияния пандемии COVID-19: - деприоритизация политических рисков по сравнению с рисками других типов; - усиление приоритизации невоенных «легально-правительственных» рисков; - появление ожиданий роста общественного недовольства, сепаратизма и национализма; - вытеснение усилением американо-китайского соперничества остальных геополитических рисков; - усиление обеспокоенности дисбалансами внутреннего развития США; - деприоритизация рисков, связанных с ситуацией в развивающихся регионах. Выявлены следующие аспекты влияния эскалации конфликта на Украине: - резкое усиление значимости «экстра-легальных» рисков и рисков эскалации межгосударственных конфликтов; - повышение значимости классических рисков «экстра-легального» происхождения; - повышение риска крупномасштабных кибератак; - росте важности «тайваньского вопроса»; - увеличение числа отраслей, придающих большое значение политическим рискам. В дополнение: 1. Дана оценка современному состоянию исследований влияния традиционных инструментов международной помощи на политические риски для ПИИ. Выявлены: - несоответствие степени научной разработанности проблематики уровню ее политической значимости; - дефицит трудов, охватывающих весь спектр политических рисков; - редкое разграничение митигирующего эффекта различных инструментов помощи; - отсутствие исследований всей совокупности провайдеров или опыта других стран вне ОЭСР, кроме Китая; - дефицит исследований с охватом всех реципиентов и их разграничением по категориям; - отсутствие анализа данных за период после начала пандемии COVID-19. Все это указывает на наличие исследовательской ниши, требующей заполнения. 2. Раскрыта логика инициирования и реализации китайских проектов СМР в целях митигации политических рисков для ПИИ в странах Глобального Юга. Установлено: - Основными пропонентами запуска проектов СМР являются китайские госкомпании. - Проекты помощи осуществляются подрядчиками из КНР и направлены на строительство социальной инфраструктуры в подкрепление основного контракта реципиента с китайскими компаниями. - Основную роль в митигации политических рисков играют условия льготных кредитов. - Акцент делается на «легально-правительственные» риски; «экстралегальные» риски не митигируются напрямую. Результаты отражены в 4 подготовленных к публикации статей и обзорах. Из них 2 статьи опубликованы (в т.ч. 1 в издании, индексируемом в WoS/Scopus/RSCI/РИНЦ), 1 принята к публикации в журнале, индексируемом РИНЦ и 1 – подана в журнал, индексируемый в зарубежных БД и RSCI.

 

Публикации

1. Бартенев В.И. Содействие международному развитию и политические риски для внешнеэкономической деятельности: логика сопряжения тем Вестник Московского университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика, Т.15. №1. С.133–163. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-1-133-163

2. Гомбоин З.Э. Официальная помощь КНР развивающимся странам как инструмент защиты инвестиций китайских компаний от политических рисков Проблемы Дальнего Востока, - (год публикации - 2024)

3. Бартенев В.И. Влияние международной помощи на политические риски для прямых иностранных инвестиций Вестник МГИМО-Университета, Т.16. №.5. С.155-188 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-155-188