КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01204

НазваниеВлияние цифровой активности на развитие когнитивных функций в дошкольном возрасте

РуководительРубцова Ольга Витальевна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словадошкольный возраст, когнитивные функции, память, внимание, цифровая активность, игра дошкольников, цифровые игры, экранное время

Код ГРНТИ15.31.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследование направлено на изучение влияния цифровой активности дошкольников на особенности развития у них когнитивных функций (в частности, памяти и внимания). В настоящее время дети дошкольного возраста являются активными пользователями цифровых устройств: смартфонов, планшетов, компьютеров, игровых консолей и т.д. По данным опросов родителей, российские дошкольники проводят за цифровыми устройствами более 1 часа в день. Новая цифровая среда, в которую современный ребенок погружен с первых лет жизни, оказывает влияние на различные аспекты его развития. Так, в зарубежных исследованиях приводятся эмпирические данные о влиянии цифровой активности детей на физическую активность, качество сна, психосоциальное благополучие (D. Mulé, B. Chen, H.P. Lin, A.K. Przybylski и др.) и т.д. Рядом авторов получены данные об изменениях уровня цифровой активности дошкольников в условиях локдауна, вызванного пандемией COVID-19 (C. Fitzpatrick и др.). Фокус внимания отечественных исследователей сосредоточен, прежде всего, на связи цифровой активности с физической активностью дошкольников, их эмоциональным интеллектом, а также на некоторых аспектах применения цифровых технологий при работе с детьми с ОВЗ (А.А. Герасимова). В то же время в настоящий момент в психологической науке относительно мало данных, касающихся влияния цифровой активности на развитие когнитивных функций дошкольников. Изучение особенностей развития таких базовых когнитивных функций как память и внимание, в условиях их опосредования цифровыми технологиями, открывает принципиально новые возможности для использования последних в образовательных целях. В рамках исследования планируется изучить связь между уровнем цифровой активности и развитием у дошкольников внимания и памяти, а также сравнить возможности ряда традиционных настольных игр и их цифровых аналогов для развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста. В результате проведения исследования будут сформулированы рекомендации по практическому применению цифровых и настольных игр для развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы для организации предметной среды в дошкольных образовательных учреждениях, а также могут быть полезны родителям старших дошкольников, в том числе при подготовке детей к школе.

Ожидаемые результаты
Получены актуальные данные об уровне цифровой активности современных российских дошкольников. Получены актуальные данные о соответствии уровня развития когнитивных функций (памяти, внимания) современных дошкольников принятым возрастным нормам. Выявлена связь между цифровой активностью дошкольников и уровнем развития их когнитивных функций (памяти, внимания). Экспериментально изучена динамика развития когнитивных способностей дошкольников при использовании настольных игр, направленных на развитие внимания и памяти, а также их цифровых аналогов. Сформулированы рекомендации по использованию традиционных настольных игр и их цифровых аналогов для развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Полученные результаты представляют интерес для педагогов ДОУ, психологов, а также родителей детей дошкольного возраста.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 году в рамках проекта проведено: • анкетирование родителей дошкольников (выборка – 556 чел.); • пилотажное экспериментальное исследование на базе двух ДОУ города Москвы (выборка - 76 детей дошкольного возраста). Анкетирование родителей дошкольников проводилось с целью выявления различий в использовании настольных и цифровых игр российскими родителями. Для проведения опроса была разработана анкета «Современные дети: цифровые игры VS настольные игры» (Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., 2023). В анкетировании приняли участие 556 родители детей дошкольного возраста. Результаты опроса показали, что большинство детей регулярно играют в настольные и цифровые игры, при этом родители стремятся ограничивать время, которое дети уделяют цифровым играм. Родители часто используют цифровые приложения в качестве средства контроля и одновременно средства поощрения ребенка (дошкольник получает разрешение поиграть на планшете в качестве награды за что-то). Установлено, что в настольных играх родители чаще выступают в качестве активных участников игрового процесса (играют вместе с ребенком), в то время как в цифровых играх детям предоставляется больше самостоятельности (родители просто наблюдают за детьми, не вникая в игровой процесс). Экспериментальное исследование проходило на протяжении 15 недель при участии 76 детей подготовительных групп (37 мальчиков и 39 девочек). В ходе эксперимента дети были разделены на три группы: экспериментальная группа №1 (далее ЭГ1), в которой дети играли в настольную версию игры «Dobble», экспериментальная группа №2 (ЭГ2), в которой дети играли на планшетах в цифровую версию игры «Dobble» — «Double Match: one common image», и контрольная группа (КГ). В процессе исследования каждый ребенок из экспериментальных групп 2 раза в неделю в течение 8 недель играл в настольную (ЭГ1) или цифровую версию (ЭГ2) игры «Dobble». Таким образом, каждый ребенок за время экспериментального исследования провел около 16 игровых сессий по 10-15 минут каждая. При этом с воспитателями и родителями детей была договоренность о том, что на протяжении эксперимента дети не играют в эту игру вне детского сада. До и после эксперимента в каждой из трех групп дошкольников была проведена диагностическая оценка объема слуховой и зрительной памяти детей, оценка способности концентрации, переключения и распределения произвольного внимания. Для диагностики были использованы методики: 1. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия; 2. Методика диагностики объема зрительной памяти дошкольников Д. Векслера; 3. Методика исследования степени концентрации произвольного внимания «Тест переплетенных линий» (Модификация теста А. Рея); 4. Методика «Проставь знаки» (тест Пьерона-Рузена). По результатам повторной диагностики было обнаружено, что в целом за время эксперимента показатели дошкольников улучшились во всех группах, включая контрольную. Такой эффект объясняется возрастным развитием детей за время проведения исследования. При этом, результаты сравнительного анализа показывают значимые положительные эффекты у детей ЭГ2 в развитии кратковременной и долговременной слуховой памяти, зрительной памяти, а также в устойчивости произвольного внимания, по сравнению с детьми из ЭГ1 и КГ. Таким образом, согласно полученным данным, цифровая версия настольной игры «Dobble» оказала более значимый развивающий эффект на исследуемые параметры памяти и внимания дошкольников экспериментальной выборки по сравнению с традиционным аналогом. Для надежной экстраполяции полученных эффектов на более широкую аудиторию необходимо в дальнейшем увеличить выборку дошкольников, а также расширить диагностический инструментарий. Результаты исследования опубликованы: • Саломатова О.В. Концепция цифровой игры С. Эдвардс в контексте культурно-исторической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. С. 30–38. DOI: 10.17759/chp.2023190304 • Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024 (в печати) Результаты пилотажного исследования были представлены: • 13 октября 2023 года на Международной научно-практической конференции "Сила игры", в которой приняли участие 2500 специалистов системы образования из 79 регионов (524 населенных пункта) Российской Федерации. Видеоматериалы и презентация доклада доступны на сайте Конференции (https://xn----7sbkrcp3bb1h.xn--p1ai/confhall1) • 30 ноября 2023 года на семинаре, организованном Центром междисциплинарных исследований современного детства МГППУ для педагогов ДОУ и специалистов в области детской психологии (на семинар было зарегистрировано более 100 участников). (https://www.youtube.com/watch?v=Rk3LHBK7bdM). Более подробная информация о проекте представлена на сайте ЦМИСД МГППУ. (https://childresearch.ru/cifrovaja-aktivnost-doshkolnikov/)

 

Публикации

1. Саломатова О.В. Концепция цифровой игры С. Эдвардс в контексте культурно-исторической парадигмы Культурно-историческая психология, Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. С. 30–38. DOI: 10.17759/chp.2023190304 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17759/chp.2023190304

2. Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования, - (год публикации - 2024)