КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01252

НазваниеТрансформация института местного самоуправления в Российской Федерации в условиях развития современных цифровых технологий: правовые аспекты

РуководительЛипчанская Мария Александровна, Доктор юридических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-352 - Конституционное право. Публичное право. Муниципальное право и местное самоуправление

Ключевые словаместное самоуправление, муниципальная реформа, формы прямого волеизъявления; система публичной власти, цифровые технологии, муниципальные информационные системы, электронная демократия, цифровое неравенство

Код ГРНТИ10.16.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
С конца XX– начала XXI века все сферы социального управления, в том числе публичного, испытывают серьезное влияние современных цифровых технологий, которые, с одной стороны, создают новые возможности по повышению эффективности управленческой деятельности, с другой – несут определенные риски. Местное самоуправление также подвержено этим процессам. Вместе с тем, его специфика – близость к населению, самоуправленческая основа – существенно отличает процессы его цифровизации от схожих, происходящих на уровне государственной власти. Внедрение современных цифровых технологий на муниципальном уровне дает значительные возможности сущностного изменения института местного самоуправления путем выстраивания принципиально новой системы вертикальных и горизонтальных коммуникативных связей в муниципальном образовании. Однако, нельзя не замечать, что процессы цифровизации провоцируют перед системой публичного управления и обществом в целом серьезные вызовы, поскольку развитие цифровых технологий амбивалентно, следует минимизировать риски, связанные с этими процессами. Таким образом, концептуальная идея исследования заключается в изучении того, каким образом использование современных цифровых технологий позволяет трансформировать институт местного самоуправления, обеспечить реальное повседневное участие жителей в решении местных вопросов; обеспечить эффективность реализации полномочий органами местного самоуправления, одновременно нивелировав риски существующего цифрового неравенства, а также какие правовые средства необходимо применить для достижения указанных результатов. При этом особо актуальным исследование становится с учетом предполагаемой реформы местного самоуправления, связанной с принятием конституционных поправок 2020 года и формированием единой системы публичной власти (Проект Федерального закона № 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", принят Государственной Думой в первом чтении). Научная новизна предлагаемого фундаментального исследования заключается в формировании принципиально новых подходов к сущности и осуществлению местного самоуправления в условиях повсеместного использования современных цифровых технологий, а также в выработке конкретных предложений по изменению российского конституционного, муниципального и информационного законодательства, направленных на адаптацию его к новым общественным отношениям. В то же время подходы к правовому регулированию трансформации местного самоуправления под воздействием современных цифровых технологий могут быть востребованы и в других государствах, поскольку процессы информатизации в системе публичного управления во многом идентичны с позиции целеполагания.

Ожидаемые результаты
Предлагаемое исследование найдет выражение в следующих результатах: 1. Выявление и систематизация основных признаков цифровой трансформации местного самоуправления как социально-политического явления. 2. Определение новых форм осуществления местного самоуправления с учетом цифровизации публичного управления и иных сфер жизнедеятельности общества, а также предполагаемой муниципальной реформы, что позволит выявить концептуальные подходы к трансформации института местного самоуправления 3. Обобщение "лучших практик" использования современных цифровых технологий в местом самоуправлении как в Российской Федерации, так и на основе опыта ряда зарубежных государств. 4. Выделение концептуальных подходов к правовому регулированию цифровизации местного самоуправления, что послужит основой для выработки конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере использования современных цифровых технологий в местном самоуправлении в Российской Федерации. 5. Формулирование конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере использования современных цифровых технологий в местном самоуправлении в Российской Федерации. Доктринальные выводы такого рода до сих пор не предлагались ни в российской, ни, насколько известно, в зарубежной управленческой и правовой науке. Они будут представлять несомненный академический и прикладной интерес не только в России, но и в других странах. Инновационный потенциал предлагаемого исследования заключается в формировании принципиально новых подходов к цифровой трансформации местного самоуправления на современном этапе, а также в выработке конкретных предложений по изменению российского конституционного, муниципального и информационного законодательства, направленных на адаптацию его к существующим новым общественным отношениям. Результаты проекта будут содержаться в научно-практических рекомендациях для органов власти, опубликованной монографии, 8 научных статьях, из которых не менее 4 будет опубликовано в изданиях, индексируемых в базах данных Scopus, Web of Sience Core Collection или Russian Science Citation Index. Основные результаты исследования также найдут отражение в научных отчетах, которые будут направлены в РНФ и будут представлены для обсуждения учеными и практическими работниками на различных научно-практических конференциях. На основе проделанного исследования будет подготовлена аналитическая записка, которая будет направлена в органы государственной власти (Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ и др.).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном периоде в ходе выполнения плана работы исследовательской командой фактически проделана следующая работа и получены следующие основные научные результаты: 1. Определена сущность цифровой трансформации местного самоуправления и выявлены характеризующие ее признаки. В частности, проведено соотношение близких, но не тождественных понятий в сфере цифровой трансформации и осуществлено выстраивание категориально-понятийного аппарата. Авторами предложены научно обоснованные определения следующих понятий в рамках деятельности органов местного самоуправления: компьютеризация, информатизация, автоматизация, цифровизация и цифровая трансформация. Дано разграничение обозначенных понятий, а также выделены их сущностные признаки, имеющие значение для правового регулирования происходящих процессов цифровой трансформации. По итогам проведенного теоретико-правового исследования предложено авторское определение цифровой трансформации местного самоуправления, которая может быть определена как процесс внедрения и использования современных цифровых технологий на муниципальном уровне, характеризующийся качественным изменением системы управления муниципальным образованием, появлением у нее новых свойств, принципиально невозможных до трансформации и направленных на повышение эффективности ее осуществления. 2. Представлены аргументированные выводы по организационно-технологической готовности муниципальных образований в Российской Федерации к цифровизации, выявлены причины и предложены критерии определения цифрового неравенства муниципальных образований. Предложено с позиций целевого назначения выделить две группы муниципальных информационных систем: системы общего назначения и системы специального назначения. Обоснованы их общие и особенные черты, выявлены и систематизированы проблемы использования МИС общего назначения. Доказана целесообразность и потенциальная организационно-технологическая готовность в рамках цифровой трансформации местного самоуправления перевода в электронный вид ряда форм непосредственной демократии с обязательным законодательным закреплением. 3. Разработан и представлен комплекс выводов и предложений по проекту «Умный город», предложено подготовить и принять к апробации проект «Умный муниципалитет» или «Умное село». Выявлены и систематизированы риски ограничения прав личности при использовании цифровых технологий в реализации указанных проектов. Предложена разработка правовых стандартов внедрения и использования «сквозных» цифровых технологий в умных муниципальных образованиях. 4. Выделены основные тенденции, а также объективные и субъективные потенциальные проблемы, препятствующих внедрению цифровых технологий в деятельность муниципальных органов в Российской Федерации, которые необходимо учитывать при нормативно-правовом проектировании на муниципальном уровне. Аргументировано доказано, что одной из проблем цифровой трансформации местного самоуправления является триединое цифровое неравенство муниципальных образований, органов местного самоуправления и непосредственно граждан, суть и содержание которого за последние несколько лет трансформировалось от проблемы доступа к цифровым технологиям до обеспечения равных условий реализации гражданами своих прав посредством таких технологий, в том числе права на местное самоуправление. Авторами исследования предложены пути и способы нивелирования цифрового неравенства. На этапе выявления готовности населения муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления к цифровой трансформации исследовательским коллективом в период с сентября по ноябрь 2023 года проведено социологическое исследование. По итогам анализа его результатов было выявлено, что в большинстве муниципальных образований отсутствуют документы стратегического планирования цифровой трансформации муниципального образования, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой готовности к цифровой трансформации. При этом, в качестве основных проблем, с которыми сотрудникам местных органов власти приходится сталкиваться при использовании информационных технологий и систем, респондентами отмечаются: отсутствие необходимого оборудования; нехватка квалифицированных кадров для проведения цифровой трансформации; проблемы финансирования; дублирование работы (приходится в ручную вносить информацию в различные базы и системы, подписывать / использовать и бумажные и цифровые документы и т.д.); нехватка разъяснений по порядку работы с информационными технологиями и системами; нехватка информации / знаний по использованию цифровых технологий; постоянные сбои в работе используемых информационных технологий и систем. 5. В ходе выполнения плана на основе проведенного анализа зарубежного опыта научным коллективом разработаны и подготовлены три базы данных, в которых отражено правовое регулирование цифровизации местного самоуправления в зарубежных странах. Результаты интеллектуальной деятельности в форме Баз данных зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается соответствующими Свидетельствами о государственной регистрации. 6. Разработан и представлен комплекс выводов и предложений по стратегическому планированию процессов цифровизации и цифровой трансформации на муниципальном уровне, которые должны быть положены в основу концепции правового регулирования. Доказано, что ключевым риском цифровой трансформации на муниципальном уровне является разработка формальной, нереализуемой стратегии. 7. Сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере правового регулирования внедрения современных цифровых технологий в сферу местного самоуправления. В частности, предложено для закрепления в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение муниципальной информационной системы. Предложено поменять формулировку ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», указав в ней, что установленные данным федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами о местном самоуправлении. Обоснована необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 18.2 «Муниципальные информационные системы», в которой следует указать, что для реализации прав и полномочий органов местного самоуправления в муниципальных образованиях могут создаваться муниципальные информационные системы. Порядок их разработки и внедрения, а также иные требования к муниципальным информационным системам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Результаты исследования нашли отражение в организованной участниками проекта Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация местного самоуправления в современных условиях» в рамках международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы» (15-20 мая 2023 г., г. Москва), в выступлениях на 23 конференциях, из них 13 международных; в подготовленных и направленных на опубликование научных статьях.

 

Публикации

1. Амелин Р.В.,Чаннов С.Е.,Чурикова А.Ю., Липчанская М.А., Шиндина А.В., Синица А.И. The digital transformation of local government: notion and peculiarities Revista Juridica, vol. 02, n°. 74, Curitiba, 2023. e-4511 Abril-Junho pp. 751 – 766 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26668/revistajur.2316-753X.v2i74.4511

2. Липчанская М. А. Цифровое неравенство в системе местного самоуправления: понятие, критерии, пути преодоления Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право., выпуск 1, Т. 24 (год публикации - 2024)

3. Липчанская М.А, Чаннов С.Е. Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы Вестник Пермского университета. Юридические науки, Выпуск 2(64) (год публикации - 2024)

4. Липчанская М.А., Балашова Т.Н. Цифровая трансформация в системе местного самоуправления Российской Федерации как фактор повышения доверия населения Право: история и современность, Т.7, № 3. 2023. С. 296-310. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17277

5. Липчанская М.А., Балашова Т.Н., Еремина М.А. Transformation of direct and representative democracy at the municipal level in the context of the introduction of digital technology ScitePress, - (год публикации - 2024)

6. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю. Legal regulation of digital transformation of local self-government in BRICS countries: problems and prospects BRICS Law Journal, 11(3) 2024 (год публикации - 2024)

7. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Правовое регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в Российской Федерации и странах Азии: сравнительное исследование Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки., №3 с. 174-188 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21685/2072-3016-2023-3-13

8. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Цифровая трансформация местного самоуправления в условиях развития информационного общества и концепции «Умный город» Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, № 4, стр. 6-13 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18412/2313-8971-2019-5-2-4

9. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Цифровая трансформация органов местного самоуправления в условиях развития информационного общества Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы. Сборник статей международной конференц-сессии. Москва: РАНХигС при Президенте РФ, - (год публикации - 2024)

10. Чаннов С.Е. Муниципальные информационные системы как элемент цифровой трансформации местного самоуправления Вестник Саратовской государственной юридической академии, - (год публикации - 2024)

11. Чаннов С.Е. Понятие и признаки муниципальных информационных систем Муниципальное имущество: экономика, право, управление, № 4, с. 25-27 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18572/2072-4314-2023-4-25-28

12. Чаннов С.Е., Амелин Р.В. Правовое обеспечение разработки и использования муниципальных информационных систем Сибирское юридическое обозрение, - (год публикации - 2024)

13. Чурикова А.Ю. Зарубежный опыт правового регулирования цифровой трансформации института местного самоуправления Право и практика, № 4. С.16-21 (год публикации - 2023)

14. Чурикова А.Ю. От компьютеризации к цифровой трансформации: соотношение понятий NB: Административное право и практика администрирования, № 4. С. 24 - 36 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.7256/2306-9945.2023.4.68926

15. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. The impact of the COVID-19 pandemic on the legal regulation of digital transformation of local government authorities ScitePress, - (год публикации - 2024)

16. Шиндина А.В. Трансформация функций органов местного самоуправления в условиях информационного общества Издательство ФГБОУ ВО "СГЮА", 30 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог 5 лет спустя. Саратовская государственная юридическая академия. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2023. – 204 с (год публикации - 2023)

17. Шиндина А.В. Перспективные направления внедрения информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления на примере концепции машиночитаемого права Альманах Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии, 2023 (3), стр.70-75, Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 10 мая 2023 г. ПИ № ФС77-85274. (год публикации - 2023)

18. Шиндина А.В., Привалов С.А. Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России Вестник Саратовской государственной юридической академии, - (год публикации - 2023)

19. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. Нормативное регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в странах Азии Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622364 от 12.07.2023 (год публикации - 2023)

20. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. Нормативное регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в странах романо-германской системы права -, Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622497 от 21.07.2023 (год публикации - )

21. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. Нормативное регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в странах англосаксонской системы права -, Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622560 от 26.07.2023 (год публикации - )