КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01292

НазваниеСтруктура лингвистических способностей: вклад когнитивных, личностных и мотивационных факторов

РуководительГаврилова Евгения Викторовна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-551 - Общая психология, методология и история психологии, психология личности

Ключевые словалингвистические способности, когнитивные способности, интеллект, рабочая память, мотивация, личностные черты

Код ГРНТИ15.21.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение когнитивных, личностных и мотивационных факторов развития лингвистических способностей. Лингвистические способности, предполагающие усвоение и активное использование иностранного языка, широко востребованы современным обществом и создают предпосылки не только для успешной профессиональной реализации человека в международном сообществе, но и обуславливают широту его личных интересов и уровень социальной открытости. В этой связи изучение тех индивидуально-психологических характеристик, которые вносят вклад в эффективное усвоение иностранных языков, является важной научно-исследовательской задачей. Результаты исследования в перспективе позволят создать благоприятные условия для раскрытия лингвистического потенциала и успешной профессиональной реализации молодого российского поколения. Реализация проекта предусматривает несколько аспектов. В теоретическом плане предлагается разработка нескольких моделей структуры лингвистических способностей. Первая модель включает анализ взаимосвязей между различными языковыми компонентами. Вторая модель предполагает описание структуры лингвистических способностей в системе их отношений с конкретными когнитивными, личностными и мотивационными переменными. В качестве ведущих когнитивных факторов будут рассмотрены общий и вербальный интеллект, а также рабочая память. В отношении личностных черт планируется изучить вклад таких диспозиций, как Открытость опыту, Сознательность, Экстраверсия, Нейротизм и Доброжелательность. Мотивационные факторы предусматривают изучение конкретных мотивационных установок (инструментальных и интегративных), которые определяют психологический настрой на достижение определенной цели. Концентрация не на изолированных переменных, а на комплексе психологических факторов, подчеркивает фундаментальный характер исследования, поскольку позволяет сформировать целостное представление о системе функционирования психологических конструктов, обеспечивающих эффективное освоение человеком окружающего мира посредством языка. В эмпирическом плане проект предполагает проведение дифференциально-психологического исследования на выборке студентов старших и младших курсов лингвистических факультетов с целью сравнения паттернов взаимосвязей между изучаемыми переменными в зависимости от опыта изучения иностранного языка. Отдельное внимание будет уделено оценке вклада изучаемых переменных в уровень владения иностранным языком (средний vs. высокий). Последние эмпирические факты говорили об отсутствии значимого влияния интеллектуальных факторов именно на высокие показатели лингвистической успешности (2018, 2022). Поэтому вопрос о возможном вкладе мотивационных установок и личностных черт в высокий уровень развития лингвистических способностей требует дальнейшего научного прояснения. Полученные данные позволят сделать заключение о характере взаимосвязей лингвистических способностей с изучаемыми переменными с учетом опыта изучения иностранного языка и индивидуальных возможностей учащихся. Практический аспект проекта предполагает разработку и апробацию комплекса лингвистических тестов. Определенные шаги в этом направлении были сделаны руководителем проекта в прошлых исследованиях (2016, 2018). В данном проекте с целью детального изучения конструкта лингвистических способностей планируется разработка пяти языковых тестов, включающих: 1) способность к лингвистическим умозаключениям; 2) грамматическую чувствительность к способам употребления слов и выражений; 3) синтаксическую чувствительность к построению предложений; 4) способности к быстрому запоминанию значений слов; 5) аудиальную чувствительность к словам на иностранном языке. Создание системы лингвистических задач, предполагающих оценку успешности оперирования различной языковой информацией, осуществляется впервые в связи с изучением вопроса психологических факторов развития лингвистических способностей, что подчеркивает новизну проекта.

Ожидаемые результаты
Проект предполагает следующие результаты. Во-первых, будут представлены результаты эмпирической верификации модели структуры лингвистических способностей. На теоретическом уровне полученные данные позволят представить целостное описание психологических переменных, отвечающих за формирование языковой компетентности. Во-вторых, будут представлены результаты эмпирической верификации модели, описывающей структуру лингвистических способностей в системе их отношений с когнитивными, личностными и мотивационными факторами. Полученные эмпирические факты позволят описать вклад конкретных индивидуально-психологических характеристик в успешность в лингвистической сфере. В-третьих, будут детально исследованы и описаны паттерны взаимосвязей между изучаемыми переменными с учетом опыта изучения иностранных языков, благодаря сравнению эффектов на выборке учащихся младших и старших курсов лингвистических факультетов. Также вклад когнитивных, личностных и мотивационных переменных будет оценен с учетом тестовых показателей уровня лингвистической успешности (средние vs. высокие показатели) испытуемых. Таким образом, характер взаимосвязей между изучаемыми переменными будет оценен комплексно – с учетом внешних и внутренних условий формирования языковой компетентности. В-четвертых, будет разработана тестовая батарея из пяти лингвистических тестов, которые в перспективе позволят дифференцированно подойти к оценке языковых способностей учащихся, учитывая качественно разные параметры их компетентности в языковой сфере. Разработанные тесты могут быть использованы в качестве дополнительного диагностического инструментария в дифференциально-психологических исследованиях схожей тематики. Более того, различные типы лингвистических задач смогут дополнить арсенал основных тестов, использующихся в психометрической практике. В-пятых, будут подготовлены методические рекомендации, которые могут быть востребованы при составлении программ языкового обучения в сфере основного общего или профильного образования. Также данные о большем / меньшем вкладе когнитивных, личностных и мотивационных переменных в лингвистическую успешность испытуемых на определенном этапе их обучения помогут создать методологическую «базу» для построения индивидуальных траекторий взаимодействия как с лингвистически одаренными учащимися, так и с теми, кто на данный момент испытывает трудности, или имеет сравнительно небольшой опыт в освоении иностранных языков.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В рамках работы по проекту в первый год были выполнены следующие задачи. 1) Подготовлен обзор отечественных и зарубежных научных работ, посвященных изучению вопроса о психологических факторах лингвистических способностей. Первая часть обзора, охватывающая анализ когнитивных переменных как предикторов успешности в языковой сфере, была использована в процессе написания эмпирической статьи, которая опубликована в декабре 2023 года в журнале «Вопросы психологии» (№ 3. Т. 69. С. 67 – 81). Вторая часть обзора, посвященная связи личностных черт и мотивационных установок с лингвистическиими способностями, будет опубликована в следующем году. 2) Разработана батарея тестовых методик оценки лингвистических способностей, которая включает тесты, оценивающие уровень владения языковым материалом в ходе выполнения языковых заданий разного содержания. В частности, тестовая батарея включает следующие методики: - тест оценки способности к лингвистическим умозаключениям, который оценивает общую способность выводить правила построения предложений и использовать их в конструировании собственной речи на иностранном языке. Тест включает две шкалы, которые оценивают два показателя – способность делать перевод (прямой и обратный) и способность объяснить правила нового языка; - тест грамматической чувствительности, направленный на оценку способности понимать правила грамматических отношений между словами в предложении и переносить эти правила на другие примеры в языке; - тест синтаксической чувствительности, оценивающий способность понимать правила способов сочетания слов внутри предложений; - тест способности к быстрому запоминанию значений слов на иностранном языке (семантический тест), направленный на оценку способности быстро запоминать и воспроизводить значения новых слов; - аудиальный тест, оценивающий способность запоминать на слух и воспроизводить значения новых слов на иностранном языке (кратковременную аудиальную память). 3) Разработан опросник оценки интегративных и инструментальных установок и интереса к изучению иностранных языков. Практически все тесты и опросники (за исключением аудиального) сконструированы в двух форматах – в электронном и «бумажном» виде в зависимости от условий проведения исследования. Электронные версии тестов содержат обратную связь, включающую содержательную интерпретацию полученных результатов испытуемых. 4) Осуществлена апробация разработанных психодиагностических методик в ходе проведения пилотажного исследования, проведенного на выборке испытуемых объемом 122 человека (М = 19,38 лет, SD = 1,91), и получены первые результаты о психометрических свойствах тестов. - Все тесты (за исключением синтаксического теста и опросника мотивационных установок) имеют хорошие показатели внутренней согласованности и могут быть использованы в дальнейших исследованиях. - Получены данные о положительных корреляционных связях между данными различных лингвистических тестов, что на данный момент позволяет трактовать результаты в пользу выдвинутого ранее утверждения о лингвистических способностях как о сложном (однофакторном) психологическом конструкте, включающим различные по своей природе компоненты, отвечающие за успешность в языковой сфере. - Получены значимые положительные взаимосвязи данных общего и вербального тестов интеллекта с показателями лингвистическими методик, а также связь способности к лингвистическим умозаключениям со способностью к переработке периферийной информации. Способность к лингвистическими умозаключением демонстрирует связь с данными всех когнитивных тестов, в то время как показатели вербального интеллекта и способности к переработке периферийной информации связаны с отдельными лингвистическими показателями (в частности, способностью к ЛУ, грамматическим тестом). Эти данные позволяют сделать предположение о вкладе различных когнитивных переменных в лингвистическую успешность испытуемых в зависимости от конкретных изучаемых языковых показателей. - Получены значимые корреляции личностных диспозиций Экстраверсии (отрицательные корреляции) и Нейротизма (отрицательные корреляции с аудиальными способностями и положительные со способностью к лингвистическими умозаключениям) выделяют отдельные личностные черты, характеризующие испытуемых с высоким уровнем развития лингвистических способностей. В отношении мотивационных установок значимые корреляции были получены только с внешним типом учебной мотивации. 5) Результаты пилотажного эмпирического исследования представлены на международных научных мероприятиях – Международном Съезде психологов в сфере образования (выступление 10 ноября) и IV Международной научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (выступление 16 ноября). 6) Опубликована научная статья в журнале «Вопросы психологии» (№ 3. Т.69. С. 67 – 81. 2023).

 

Публикации

1. Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А. Переработка периферийной информации как фактор лингвистических способностей Вопросы психологии, № 3. Т. 69. С. 67 - 81 (год публикации - 2023)

2. - В МГППУ изучили специфику лингвистических способностей на примере изучения английского языка Naked science, - (год публикации - )