КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-28-01302
НазваниеМетодология аксиологического подхода к изучению русской словесности А.А.Ухтомского и Д.И. Чижевского
РуководительФёдорова Елена Алексеевна, Доктор филологических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", Ярославская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2023 г. - 2024 г. |
Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение
Ключевые словаметодология, аксиология, этнопоэтика, историософия, А.А. Ухтомский, Д.И.Чижевский. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, духовно-нравственная проблематика
Код ГРНТИ17.07.41
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью создания общей в аксиологическом плане методологии изучения русской словесности. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении этических учений и работ о русской литературе религиозных мыслителей А.А. Ухтомского и Д.И.Чижевского, создании на основе их трудов методологии исследования русской словесности. Оба ученых придерживались принципа целостности человека: рассматривали его в единстве духовного и физиологического начала, оба исследовали феномен «двойничества» в русской литературе (опираясь на анализ произведений Ф.М. Достоевского), оба обращались к духовно-нравственной проблематике произведений русской словесности, беря за основу святоотеческое учение. Размышления о русской литературе этих мыслителей до сих пор не систематизированы и частично не опубликованы. Систематизация и публикация их работ о русской литературе поможет создать методологию анализа отечественной словесности в контексте аксиологического подхода, в историко-культурном контексте национальных, общеславянских литературно-художественных движений. Особое внимание при этом необходимо сосредоточить на литературных явлениях, связанных с вопросами архитектоники личностного и национального самосознания, которыми продиктована структура художественного образа. В данном аспекте для литературного развития актуально отношение индивидуального и личностного строения человека, которыми обусловлены соответственно сферы выражения и воплощения, способы и формы выражения духовно-нравственных доминат личности и народа. При этом понятия «личность», «самосознание», «доминанта», «выражение», «воплощение» четко фиксируются в определенном методологическом значении, которым обусловлены формы художественного мышления, не допуская того не дифференцированного употребления данных понятий, которое стало общим местом в литературоведении. Д.Л. Чижевский рассматривал историю славянских литератур в контексте истории европейского искусства как историю духовного развития народов. А.А. Ухтомский исследовал роль предания в истории русской словесности. Обоих мыслителей объединяет духовная система координат - религиозно-философское понимание смысла развития форм и эпох в культуре, а также понимание целостности духовного и биологического в человеке. Сопоставление трудов Чижевского и Ухтомского позволит создать инструментарий, с помощью которого можно осуществлять комплексный анализ текста, включающий аксиологический, культурологический подходы к тексту. Подобная методология будет учитывать национальную специфику русской литературы. Структурный, сравнительно-типологический методы, использование научных теорий, проверенных практикой, а также методы обобщения и сравнения позволят реконструировать картины мира писателей, определяющих национальную картину мира. На первом этапе работы предстоит систематизировать основные методологические работы Ухтомского и Чижевского, подготовить их к публикации, составить к ним научный комментарий. На втором этапе необходимо сформулировать основные методологические принципы, которые можно брать за основу при анализе произведений русской литературы, осуществить анализ программных произведений русской классической литературы и современной литературы, продолжающей эти традиции. Составить программу духовно-нравственного воспитания школьников и студентов, в основе которой будет использована методология аксиологического подхода к русской литературе.
Ожидаемые результаты
Результатом исследовательского проекта станет разработка методологических стратегий анализа отечественной словесности в контексте аксиологии А.А. Ухтомского и Д.И.Чижевского, что позволит определять границы свободы интерпретации художественного текста, создать инструментарий, с помощью которого можно осуществлять комплексный анализ текста, включающий аксиологический, культурологический подходы к тексту. Подобная методология будет учитывать национальную специфику русской литературы. Результаты исследования будут опубликованы в коллективной монографии, посвященной методологии А.А. Ухтомского и Д.Л. Чижевского. Монография будет включать публикации работ религиозных мыслителей о русской литературе и национальном самосознании с научным комментированием. В приложении будут даны конспекты семинарских занятий в высшей школе и конспекты уроков в средней школе, где предлагается анализ произведений Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова на основе представленной методологии. Это позволит ввести в научный оборот методологические работы религиозных мыслителей, что поможет дополнить представление об отечественной методологии в области литературоведения на мировом уровне. Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников и студентов на основе этических идей мыслителей, разработка семинарских занятий и уроков в средней школе по программным произведениям русской литературы поможет решить важнейшую на сегодняшний день проблему воспитания молодого поколения на основе традиционных ценностей.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В процессе работы над проектом осуществлена разработка методологических стратегий анализа произведений классической отечественной словесности в русле этических учений Д.И. Чижевского и А.А. Ухтомского. Феноменологический и аксиологический подходы к художественному тексту, структурный и сравнительно-типологический анализ позволяют реконструировать национальную картину мира, которая вбирает в себя культурные картины мира Пушкина, Гоголя, Толстого и Достоевского. Второй ряд писателей - это Лермонтов и Салтыков-Щедрин. Ядро национальной картины мира определяют произведения Достоевского.
Антропологические воззрения Ухтомского и Чижевского отражают иерархическое строение человека: оба мыслителя выделяют «низшую природную» составляющую человека («плотской» человек), которая может отделиться от индивидуума и воплотиться в его «двойника». Для Ухтомского «двойник» - это выражение эгоизма и индивидуализма, который мешает человеку открыть духовные глубины другого человека, для Чижевского – это рационализм, который который ведет к опустошению жизни, к ослаблению человеческого индивидуального бытия, к обезличиванию. В «двойнике», по мысли Чижевского, находит выражение человеческая «заменимость». Этическая функция появления «двойника» схожа с этической функцией смерти. Поэтому перед человеком возникает дилемма: или обретение новой жизни в Абсолютном бытии, или уход в Ничто.
Ухтомский размышляет о том, что домината определяет судьбу человека. Перенесение доминанты с себя на другого, по мнению Ухтомского, открывает человеку «лицо Другого». Освобождение от «двойника» помогает человеку подняться на другой уровень коммуникации, который Ухтомский называет «собеседованием». Проявление естественного начала в человеке – это совесть, считает Ухтомский. «Плотской» человек действует против своего естества, а духовный – «естество преобразует в дух».
Чижевский утверждает, что человек «микрокосмичен», в его душе отражается весь мир. В душе человека происходит сознательная борьба между добром и злом, Богом и дьяволом. Заслуга Достоевского в том, что он показал надприродное бессознательное, которое представлено творческим вдохновением и вещими снами. Чижевский, как и Ухтомский, критикует философские взгляды Ницше, считая, что идея «вечного возвращения» и сверхчеловека обессмысливает бытие и приводит к отказу от возможности спасения. Проблема бессмертия и спасения, по мнению обоих мыслителей, зиждется на любви к Богу и на любви к ближнему. Обособившийся человек отрывается от субстанции духовной жизни и создает свои «неподвижные идеи», которые ведут его в тупик. Опора на предание слова и быта, обращение к христианским символам позволяет этическому индивидууму включить себя в единство всего этического мира и найти свое место в мире. Общей в этических учениях Ухтомского и Чижевского является вера в возможность даже обособившегося от общей жизни человека восстановиться и вернуться к «почве».
В результате проведенного исследования предлагается рассматривать романы Пушкина, Толстого и Достоевского как произведения с телеологическим сюжетом, который включает в себя мотивы испытания, выбора героя и его движение к спасению. Во время выбора раскрывается доминанта героя или народа, основанная на самоутверждении или самопожертвовании (оппозиция «безобразие» и «благообразие»). Народ в этих произведениях предстает как соборная личность. В романах данных авторов прослеживаются традиции древнерусской словесности (церковный календарь, симметричная композиция, символика света и др.), а также утверждается идеал мира как семьи, обращенной к Евангельской Истине, и соборная личность, идущая по пути спасения и помогающая другим обрести этот путь.
В произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского представлены локальные тексты – петербургский и московский. Так, в романе «Подросток» Достоевского «петербургский текст» романа раскрывается посредством литературных типов Скупого рыцаря, Германна, мотивов самоубийства и сумасшествия, образа зеркала как символа рефлексии, Медного всадника как апокалипсического образа. «Московский текст» соотносится со старомосковскими храмами, колокольным звоном, сакральным символом — голубем и символикой света. Вместе с тем «локальные» тексты не только противопоставлены, они напряженно взаимодействуют, образуя синтетическое единство. «Русская идея» Аркадия вбирает в себя идею европейского путешественника Версилова и русского странника Макара Долгорукого.
Концепция сравнительной истории славянских литератур как «истории духа» Чижевского предполагает исследование идеи-понятия-образа в конкретно-исторической форме, прежде всего символа и метафоры, что необходимо рассматривать в единстве с принципом доминанты Ухтомского. Доминанта, находящаяся между действительностью и мыслями человека, воздействует на интегральный образ в сознании личности. В романе «Бесы» такими образами, связанными с хронотопами героев, становятся порог и дорога. Для Ставрогина закат солнца в соединении с порогом и образом Матреши становится метафорой потерянного рая и предела его человеческой природы, через которую он не смог перешагнуть. Заходящее солнце для Марьи Лебядкиной связано с переживанием духовной радости. Степан Трофимович осмысляет метафору дороги как движения к смерти и к освобождению от бесовщины, он соотносит свой путь с судьбой России. Образ железной дороги для Петра Верховенского символизирует роковую неизбежность его исхода из России.
Еще не опубликованные заметки Ухтомского на полях романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» позволяют проследить традиции Гоголя у Щедрина. Объединяет Чичикова и Иудушку Головлева пробуждающееся самосознание, которое позволяет им увидеть своих двойников. По мнению Ухтомского, это первый шаг по пути к «собеседованию», которое предполагает умение перенести доминанту на «лицо другого человека».
В рамках проекта отобраны и подготовлены к печати основные методологические работы Ухтомского (4 статьи и 14 книг с заметками) и Чижевского (14), проанализировано более 60 рабочих программ и 50 учебных пособий для высшей и средней школы с точки зрения освоения духовно-нравственной проблематики. Составлен предварительный перечень произведений, которые войдут в новую программу по духовно-нравственному воспитанию школьников и студентов.
В результате исследования появилась возможность ввести в научный оборот не опубликованную статью А.А. Ухтомского О “естественном“ человеке», установить святоотеческие и философские источники этого учения о человеке. Выработанная методология аксиологического подхода к художественному тексту прошла успешное апробирование на 9 международных научных конференциях, в том числе на симпозиуме Международного общества Достоевского в Нагойском университете международных отношений (Япония) ((https://www.ids2022n.jp/media/20230919-091730-444.pdf), что позволило дополнить представление об отечественной методологии русской словесности на мировом уровне. Результаты исследования вошли в сборник материалов конференции, посвященной 80-летию со дня памяти Ухтомского (РИНЦ), а также в 8 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, рецензируемых WoS, Scopus, одна – ВАК, 3 – РИНЦ. Кроме того, результаты исследования изложены в 5 лекциях, которые прочитаны учителям и школьникам Великого Новгорода, Рыбинска, Ярославля. https://elibrary.ru/item.asp?id=53915854
Ссылки на проект в СМИ: https://vk.com/lit_gorod?z=video-70020805_456254378%2F98a41caf5e5f511a3f
https://yaroslavl.bezformata.com/listnews/dominanti-uhtomskogo-v-staroy-russe/117602484/?ysclid=lpceylwq9r723274173,
https://rybinsk-city.ru/news/nauka-i-obrazovanie/professor-fakulteta-filologii-i-kommunikacii-yargu-doktor-filologicheskih-nauk-elena-fedorova-vystupila-na-konferenciyah-v-novgorodskoy-oblasti.htm?ysclid=lpcek3qfvj829022630,
https://www.uniyar.ac.ru/news/journal/uchenye-yargu-predstavili-rezultaty-issledovaniy-na-xviii-simpoziume-mezhdunarodnogo-obshchestva-f-m/?ysclid=lpcdguwhwg508457551.
Публикации
1. Капустина С.В. ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО В КОНТЕКСТЕ НАРОДОВЕДЕНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Русский язык в пликультурном мире, 2023. Т. 2. С. 55-59. (год публикации - 2023)
2. Капустина С.В. А.А. Ухтомский о М.Е. Салтыкове-Щедрине Проблемы исторической поэтики, - (год публикации - 2024) https://doi.org/10.15393/j9.art.2024.13262
3. Любарец В.В. «ЗАКОН ЗАСЛУЖЕННОГО СОБЕСЕДНИКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА» И «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ» VI Всероссийская научная конференция «Филологические чтения – 2023», 2023. (год публикации - 2023)
4. Тоичкина А.В. «Русская идея» как предмет изображения в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» Прооблемы исторической поэтики, Т. 21. № 4. С. 130-154. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.13042
5. Федорова Е.А. Телеологический сюжет в романах «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Война и мир» Л.Н. Толстого Проблемы исторической поэтики, Т. 21. № 4. С. 102-129. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.13123
6. Федорова Е.А. Принцип доминанты в образвх героев романа Ф.М. Достоевского "Бесы" (в свете этического учения А.А. Ухтомского) Проблемы исторической поэтики., Проблемы исторической поэтики. 2023. № 21(1). С. 114-139. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.11962
7. Федорова Е.А., Капустина С.В. Диалог Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина: аксиологический аспект IV Всероссийская научная конференция "Филологические чтения - 2023"., IV Всероссийская научная конференция "Филологические чтения - 2023". Ярославль, 2023. С. 187-195. (год публикации - 2023)
8. Федорова Е.А., Любарец В.В. Мечтатель и подпольный герой М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского в свете этического учения А.А. Ухтомского Два века русской классики, Два века русской классики. № 2. Т. 5. С. 50–71. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-2-50-71
9. - Книжный клуб Телеканал "Рыбинск-40", 03.12.2023 (год публикации - )
10. - О ПРИНЦИПЕ ДОМИНАНТЫ А.А. УХТОМСКОГО В СТАРОЙ РУССЕ социальная сеть "ВКонтакте", группа "Абитуриенты Филком", 22.05.2023 (год публикации - )
11. - Ученые ЯрГУ представили результаты исследований на XVIII симпозиуме Международного общества Ф.М. Достоевского в Нагойском университете в Японии Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 09.2023 (год публикации - )
12. - Об Ухтомском в Великом Новгороде: профессор ЯрГУ, доктор филологических наук Елена Федорова выступила на масштабных научных мероприятиях Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 02.2023 (год публикации - )
13. - Научная группа профессора ЯрГУ доложила об исследованиях в рамках гранта РНФ на конференции «Евангельский текст в русской словесности» Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 06.2023 (год публикации - )
14. - Профессор факультета филологии и коммуникации ЯрГУ, доктор филологических наук Елена Федорова выступила на конференциях в Новгородской области Рыбинск Сити, 11.03.2023 (год публикации - )
15. - Русская словесность о цели и смысле жизни Сайт МУ ДПО "Информационно-образовательный Центр", 04.2023 (год публикации - )
16. - О принципе доминанты Ухтомского в Старой Руссе БезФормата, 26.05.2023 (год публикации - )
17. - Лекция-встреча "Человек в поисках своей судьбы в романах А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого" социальная сеть "ВКонтакте", группа "Молодежная библиотека "Читай-город"", 07.11.2023 (год публикации - )