КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01302

НазваниеМетодология аксиологического подхода к изучению русской словесности А.А.Ухтомского и Д.И. Чижевского

РуководительФёдорова Елена Алексеевна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", Ярославская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словаметодология, аксиология, этнопоэтика, историософия, А.А. Ухтомский, Д.И.Чижевский. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, духовно-нравственная проблематика

Код ГРНТИ17.07.41


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью создания общей в аксиологическом плане методологии изучения русской словесности. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении этических учений и работ о русской литературе религиозных мыслителей А.А. Ухтомского и Д.И.Чижевского, создании на основе их трудов методологии исследования русской словесности. Оба ученых придерживались принципа целостности человека: рассматривали его в единстве духовного и физиологического начала, оба исследовали феномен «двойничества» в русской литературе (опираясь на анализ произведений Ф.М. Достоевского), оба обращались к духовно-нравственной проблематике произведений русской словесности, беря за основу святоотеческое учение. Размышления о русской литературе этих мыслителей до сих пор не систематизированы и частично не опубликованы. Систематизация и публикация их работ о русской литературе поможет создать методологию анализа отечественной словесности в контексте аксиологического подхода, в историко-культурном контексте национальных, общеславянских литературно-художественных движений. Особое внимание при этом необходимо сосредоточить на литературных явлениях, связанных с вопросами архитектоники личностного и национального самосознания, которыми продиктована структура художественного образа. В данном аспекте для литературного развития актуально отношение индивидуального и личностного строения человека, которыми обусловлены соответственно сферы выражения и воплощения, способы и формы выражения духовно-нравственных доминат личности и народа. При этом понятия «личность», «самосознание», «доминанта», «выражение», «воплощение» четко фиксируются в определенном методологическом значении, которым обусловлены формы художественного мышления, не допуская того не дифференцированного употребления данных понятий, которое стало общим местом в литературоведении. Д.Л. Чижевский рассматривал историю славянских литератур в контексте истории европейского искусства как историю духовного развития народов. А.А. Ухтомский исследовал роль предания в истории русской словесности. Обоих мыслителей объединяет духовная система координат - религиозно-философское понимание смысла развития форм и эпох в культуре, а также понимание целостности духовного и биологического в человеке. Сопоставление трудов Чижевского и Ухтомского позволит создать инструментарий, с помощью которого можно осуществлять комплексный анализ текста, включающий аксиологический, культурологический подходы к тексту. Подобная методология будет учитывать национальную специфику русской литературы. Структурный, сравнительно-типологический методы, использование научных теорий, проверенных практикой, а также методы обобщения и сравнения позволят реконструировать картины мира писателей, определяющих национальную картину мира. На первом этапе работы предстоит систематизировать основные методологические работы Ухтомского и Чижевского, подготовить их к публикации, составить к ним научный комментарий. На втором этапе необходимо сформулировать основные методологические принципы, которые можно брать за основу при анализе произведений русской литературы, осуществить анализ программных произведений русской классической литературы и современной литературы, продолжающей эти традиции. Составить программу духовно-нравственного воспитания школьников и студентов, в основе которой будет использована методология аксиологического подхода к русской литературе.

Ожидаемые результаты
Результатом исследовательского проекта станет разработка методологических стратегий анализа отечественной словесности в контексте аксиологии А.А. Ухтомского и Д.И.Чижевского, что позволит определять границы свободы интерпретации художественного текста, создать инструментарий, с помощью которого можно осуществлять комплексный анализ текста, включающий аксиологический, культурологический подходы к тексту. Подобная методология будет учитывать национальную специфику русской литературы. Результаты исследования будут опубликованы в коллективной монографии, посвященной методологии А.А. Ухтомского и Д.Л. Чижевского. Монография будет включать публикации работ религиозных мыслителей о русской литературе и национальном самосознании с научным комментированием. В приложении будут даны конспекты семинарских занятий в высшей школе и конспекты уроков в средней школе, где предлагается анализ произведений Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова на основе представленной методологии. Это позволит ввести в научный оборот методологические работы религиозных мыслителей, что поможет дополнить представление об отечественной методологии в области литературоведения на мировом уровне. Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников и студентов на основе этических идей мыслителей, разработка семинарских занятий и уроков в средней школе по программным произведениям русской литературы поможет решить важнейшую на сегодняшний день проблему воспитания молодого поколения на основе традиционных ценностей.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В процессе работы над проектом осуществлена разработка методологических стратегий анализа произведений классической отечественной словесности в русле этических учений Д.И. Чижевского и А.А. Ухтомского. Феноменологический и аксиологический подходы к художественному тексту, структурный и сравнительно-типологический анализ позволяют реконструировать национальную картину мира, которая вбирает в себя культурные картины мира Пушкина, Гоголя, Толстого и Достоевского. Второй ряд писателей - это Лермонтов и Салтыков-Щедрин. Ядро национальной картины мира определяют произведения Достоевского. Антропологические воззрения Ухтомского и Чижевского отражают иерархическое строение человека: оба мыслителя выделяют «низшую природную» составляющую человека («плотской» человек), которая может отделиться от индивидуума и воплотиться в его «двойника». Для Ухтомского «двойник» - это выражение эгоизма и индивидуализма, который мешает человеку открыть духовные глубины другого человека, для Чижевского – это рационализм, который который ведет к опустошению жизни, к ослаблению человеческого индивидуального бытия, к обезличиванию. В «двойнике», по мысли Чижевского, находит выражение человеческая «заменимость». Этическая функция появления «двойника» схожа с этической функцией смерти. Поэтому перед человеком возникает дилемма: или обретение новой жизни в Абсолютном бытии, или уход в Ничто. Ухтомский размышляет о том, что домината определяет судьбу человека. Перенесение доминанты с себя на другого, по мнению Ухтомского, открывает человеку «лицо Другого». Освобождение от «двойника» помогает человеку подняться на другой уровень коммуникации, который Ухтомский называет «собеседованием». Проявление естественного начала в человеке – это совесть, считает Ухтомский. «Плотской» человек действует против своего естества, а духовный – «естество преобразует в дух». Чижевский утверждает, что человек «микрокосмичен», в его душе отражается весь мир. В душе человека происходит сознательная борьба между добром и злом, Богом и дьяволом. Заслуга Достоевского в том, что он показал надприродное бессознательное, которое представлено творческим вдохновением и вещими снами. Чижевский, как и Ухтомский, критикует философские взгляды Ницше, считая, что идея «вечного возвращения» и сверхчеловека обессмысливает бытие и приводит к отказу от возможности спасения. Проблема бессмертия и спасения, по мнению обоих мыслителей, зиждется на любви к Богу и на любви к ближнему. Обособившийся человек отрывается от субстанции духовной жизни и создает свои «неподвижные идеи», которые ведут его в тупик. Опора на предание слова и быта, обращение к христианским символам позволяет этическому индивидууму включить себя в единство всего этического мира и найти свое место в мире. Общей в этических учениях Ухтомского и Чижевского является вера в возможность даже обособившегося от общей жизни человека восстановиться и вернуться к «почве». В результате проведенного исследования предлагается рассматривать романы Пушкина, Толстого и Достоевского как произведения с телеологическим сюжетом, который включает в себя мотивы испытания, выбора героя и его движение к спасению. Во время выбора раскрывается доминанта героя или народа, основанная на самоутверждении или самопожертвовании (оппозиция «безобразие» и «благообразие»). Народ в этих произведениях предстает как соборная личность. В романах данных авторов прослеживаются традиции древнерусской словесности (церковный календарь, симметричная композиция, символика света и др.), а также утверждается идеал мира как семьи, обращенной к Евангельской Истине, и соборная личность, идущая по пути спасения и помогающая другим обрести этот путь. В произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского представлены локальные тексты – петербургский и московский. Так, в романе «Подросток» Достоевского «петербургский текст» романа раскрывается посредством литературных типов Скупого рыцаря, Германна, мотивов самоубийства и сумасшествия, образа зеркала как символа рефлексии, Медного всадника как апокалипсического образа. «Московский текст» соотносится со старомосковскими храмами, колокольным звоном, сакральным символом — голубем и символикой света. Вместе с тем «локальные» тексты не только противопоставлены, они напряженно взаимодействуют, образуя синтетическое единство. «Русская идея» Аркадия вбирает в себя идею европейского путешественника Версилова и русского странника Макара Долгорукого. Концепция сравнительной истории славянских литератур как «истории духа» Чижевского предполагает исследование идеи-понятия-образа в конкретно-исторической форме, прежде всего символа и метафоры, что необходимо рассматривать в единстве с принципом доминанты Ухтомского. Доминанта, находящаяся между действительностью и мыслями человека, воздействует на интегральный образ в сознании личности. В романе «Бесы» такими образами, связанными с хронотопами героев, становятся порог и дорога. Для Ставрогина закат солнца в соединении с порогом и образом Матреши становится метафорой потерянного рая и предела его человеческой природы, через которую он не смог перешагнуть. Заходящее солнце для Марьи Лебядкиной связано с переживанием духовной радости. Степан Трофимович осмысляет метафору дороги как движения к смерти и к освобождению от бесовщины, он соотносит свой путь с судьбой России. Образ железной дороги для Петра Верховенского символизирует роковую неизбежность его исхода из России. Еще не опубликованные заметки Ухтомского на полях романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» позволяют проследить традиции Гоголя у Щедрина. Объединяет Чичикова и Иудушку Головлева пробуждающееся самосознание, которое позволяет им увидеть своих двойников. По мнению Ухтомского, это первый шаг по пути к «собеседованию», которое предполагает умение перенести доминанту на «лицо другого человека». В рамках проекта отобраны и подготовлены к печати основные методологические работы Ухтомского (4 статьи и 14 книг с заметками) и Чижевского (14), проанализировано более 60 рабочих программ и 50 учебных пособий для высшей и средней школы с точки зрения освоения духовно-нравственной проблематики. Составлен предварительный перечень произведений, которые войдут в новую программу по духовно-нравственному воспитанию школьников и студентов. В результате исследования появилась возможность ввести в научный оборот не опубликованную статью А.А. Ухтомского О “естественном“ человеке», установить святоотеческие и философские источники этого учения о человеке. Выработанная методология аксиологического подхода к художественному тексту прошла успешное апробирование на 9 международных научных конференциях, в том числе на симпозиуме Международного общества Достоевского в Нагойском университете международных отношений (Япония) ((https://www.ids2022n.jp/media/20230919-091730-444.pdf), что позволило дополнить представление об отечественной методологии русской словесности на мировом уровне. Результаты исследования вошли в сборник материалов конференции, посвященной 80-летию со дня памяти Ухтомского (РИНЦ), а также в 8 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, рецензируемых WoS, Scopus, одна – ВАК, 3 – РИНЦ. Кроме того, результаты исследования изложены в 5 лекциях, которые прочитаны учителям и школьникам Великого Новгорода, Рыбинска, Ярославля. https://elibrary.ru/item.asp?id=53915854 Ссылки на проект в СМИ: https://vk.com/lit_gorod?z=video-70020805_456254378%2F98a41caf5e5f511a3f https://yaroslavl.bezformata.com/listnews/dominanti-uhtomskogo-v-staroy-russe/117602484/?ysclid=lpceylwq9r723274173, https://rybinsk-city.ru/news/nauka-i-obrazovanie/professor-fakulteta-filologii-i-kommunikacii-yargu-doktor-filologicheskih-nauk-elena-fedorova-vystupila-na-konferenciyah-v-novgorodskoy-oblasti.htm?ysclid=lpcek3qfvj829022630, https://www.uniyar.ac.ru/news/journal/uchenye-yargu-predstavili-rezultaty-issledovaniy-na-xviii-simpoziume-mezhdunarodnogo-obshchestva-f-m/?ysclid=lpcdguwhwg508457551.

 

Публикации

1. Капустина С.В. ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО В КОНТЕКСТЕ НАРОДОВЕДЕНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Русский язык в пликультурном мире, 2023. Т. 2. С. 55-59. (год публикации - 2023)

2. Капустина С.В. А.А. Ухтомский о М.Е. Салтыкове-Щедрине Проблемы исторической поэтики, - (год публикации - 2024) https://doi.org/10.15393/j9.art.2024.13262

3. Любарец В.В. «ЗАКОН ЗАСЛУЖЕННОГО СОБЕСЕДНИКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА» И «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ» VI Всероссийская научная конференция «Филологические чтения – 2023», 2023. (год публикации - 2023)

4. Тоичкина А.В. «Русская идея» как предмет изображения в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» Прооблемы исторической поэтики, Т. 21. № 4. С. 130-154. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.13042

5. Федорова Е.А. Телеологический сюжет в романах «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Война и мир» Л.Н. Толстого Проблемы исторической поэтики, Т. 21. № 4. С. 102-129. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.13123

6. Федорова Е.А. Принцип доминанты в образвх героев романа Ф.М. Достоевского "Бесы" (в свете этического учения А.А. Ухтомского) Проблемы исторической поэтики., Проблемы исторической поэтики. 2023. № 21(1). С. 114-139. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.11962

7. Федорова Е.А., Капустина С.В. Диалог Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина: аксиологический аспект IV Всероссийская научная конференция "Филологические чтения - 2023"., IV Всероссийская научная конференция "Филологические чтения - 2023". Ярославль, 2023. С. 187-195. (год публикации - 2023)

8. Федорова Е.А., Любарец В.В. Мечтатель и подпольный герой М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского в свете этического учения А.А. Ухтомского Два века русской классики, Два века русской классики. № 2. Т. 5. С. 50–71. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-2-50-71

9. - Книжный клуб Телеканал "Рыбинск-40", 03.12.2023 (год публикации - )

10. - О ПРИНЦИПЕ ДОМИНАНТЫ А.А. УХТОМСКОГО В СТАРОЙ РУССЕ социальная сеть "ВКонтакте", группа "Абитуриенты Филком", 22.05.2023 (год публикации - )

11. - Ученые ЯрГУ представили результаты исследований на XVIII симпозиуме Международного общества Ф.М. Достоевского в Нагойском университете в Японии Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 09.2023 (год публикации - )

12. - Об Ухтомском в Великом Новгороде: профессор ЯрГУ, доктор филологических наук Елена Федорова выступила на масштабных научных мероприятиях Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 02.2023 (год публикации - )

13. - Научная группа профессора ЯрГУ доложила об исследованиях в рамках гранта РНФ на конференции «Евангельский текст в русской словесности» Сайт "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", 06.2023 (год публикации - )

14. - Профессор факультета филологии и коммуникации ЯрГУ, доктор филологических наук Елена Федорова выступила на конференциях в Новгородской области Рыбинск Сити, 11.03.2023 (год публикации - )

15. - Русская словесность о цели и смысле жизни Сайт МУ ДПО "Информационно-образовательный Центр", 04.2023 (год публикации - )

16. - О принципе доминанты Ухтомского в Старой Руссе БезФормата, 26.05.2023 (год публикации - )

17. - Лекция-встреча "Человек в поисках своей судьбы в романах А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого" социальная сеть "ВКонтакте", группа "Молодежная библиотека "Читай-город"", 07.11.2023 (год публикации - )