КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01551

НазваниеРазвитие подходов к созданию и реализации стратегии различных форм организации бизнеса в современной экономике

РуководительКобылко Александр Анатольевич, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-157 - Экономика предпринимательства, организация и управление предприятиями

Ключевые словастратегия, стратегическое планирование, стратегия предприятия, экосистема, бизнес-экосистема, МСБ, корпорация, формат стратегии

Код ГРНТИ06.81.12


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Данное исследование направлено на развитие теории стратегического планирования и актуализации её положений исходя из современный реалий. В результате реализации поставленной цели предполагается сформировать структурный каркас стратегии для предприятий различного типа и масштаба. Будет сформирован алгоритм структуризации типовой стратегии предприятия, её характерных качественных и количественных показателей исходя из специфики функционирования. Это становится возможным за счёт выявления формата стратегии малого, среднего, крупного предприятия, а также группы предприятий и бизнес-экосистемы. В настоящее время фундаментальные подходы к формированию стратегии не учитывают подобных особенностей и требуют конкретизации. Аналогично получат свою качественную характеристику в гармоничной реализации стратегии такие её составляющие, как длительность, публичность, основные структурные элементы. А также - какие из предприятий и в силу каких причин могут не формировать стратегию вовсе. Исследование базируется на достижениях системной экономической теории, позволяющей с пространственно-временных позиций проанализировать актуальные подходы к планированию деятельности предприятия.

Ожидаемые результаты
По итогам выполнения данного исследования предполагается получить следующие научные результаты. 1. Формализовать процесс формирования стратегии предприятия за счёт её рассмотрения как структурированного документа с набором обязательных и дополнительных элементов. 2. Актуализировать и конкретизировать описание стратегии и её характерных черт для различных бизнес-формаций, таких как: небольшое предприятие, корпорация (или группа компаний), бизнес-экосистема и пр. 3. Уточнить понятие формата стратегии как важной прикладной составляющей планирования деятельности предприятия. 4. Выявить характерные черты современной стратегии предприятия в бизнес-практике и предложить на основе анализа подобной информации корректировки в соответствии с рекомендациями теории. 5. Сформировать концептуальные границы перехода смены формата стратегии при изменении масштаба предприятия и формы организации бизнеса. 6. Обосновать временные рамки формирования стратегии, её срочной или бессрочной формы и оснований для досрочного отказа от её исполнения. Предполагаемые результаты позволят не только развить теорию стратегического планирования, но также актуализировать подходы к формированию стратегии предприятия за счёт уточнения основных положений данного процесса и повысить эффективность долгосрочных управленческих воздействий. Так события последних нескольких лет показывают, что стратегия часто воспринимается как достаточно гибкий инструмент управления, поверженный изменениям, пересмотру и отмене в силу каких-либо внешних или внутренних потрясений. Или неиспользование ей целей и положений в тактической и оперативной деятельности. В то же время не учитывается, что она должна обеспечивать функционирование механизмов развития предприятия, отказ от которых в незапланированном режиме связан с трудностями в силу комплексности и согласованности многих её элементов. Поставленные цель и задачи призваны предложить алгоритмы формирования и реализации стратегии, устойчивой к подобного рода потрясениям, а также учитывающей особенности функционирования различных типов и масштабов предприятий и их совокупностей.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Первый год выполнения проекта был посвящён анализу теоретических и практических аспектов формирования и реализации стратегии. Основное внимание участников коллектива было уделено выявлению структурных особенностей и подходов к реализации стратегии: определение наличия целевых и модельных указаний, сроков реализации стратегии, методов актуализации, возможностей досрочного отказа от стратегии, детализации ее положений и пр. В большом числе научных работ по тематике стратегического планирования авторы центральное место отводят феноменологической составляющей, при этом редко конкретизируя характеристики стратегии – ключевые разделы и прочие характеристики. В рамках проекта стратегия рассмотрена как концепт (сценарий, план действий), наделённый рядом структурных характеристик. Это целевые показатели, конкретные долгосрочные решения, срочность реализации, длительность, секретность, ее детализация и другие. Выявлено, что стратегии часто реализуются не полностью, пересматриваются или отменяются как ответ на текущие изменения среды. Теория, в свою очередь, не даёт однозначных указаний относительно данных особенностей: каков должен быть срок стратегии, может ли она корректироваться в процессе исполнения, в какой форме её следует формулировать и пр. Результаты, которые получены в процессе первого этапа исследования уже сейчас позволяют конкретизировать некоторые особенности (атрибуты) формирования стратегии. Проанализированы формы реализации стратегий отечественных экосистем и российских корпораций; уточнены характеристики срочности и длительности стратегий этих компаний; описаны функциональные особенности стратегий для различных типов предприятий. В период с июля по ноябрь 2023 г. на базе сайта «Предприятия в России: состояние и изменения» (https://russianenterprises.ru) был проведён опрос предприятий «Формат стратегии в турбулентный период» с целью выявления особенностей формирования и актуализации стратегий в условиях повышенной неопределённости. В опрос приняло участие 162 предприятия из всех федеральных округом Российской Федерации. Половина участников – представители крупного бизнеса (50%), а 21% и 29% – представители средних и малых предприятий (по численности сотрудников) соответственно. 45% компаний относятся к форме обществ с ограниченной ответственностью, ПАО – 7% и АО – 12%. Подавляющее большинство компаний – более 75% – функционируют более десяти лет, что однозначно указывает на долгосрочный характер их деятельности. Анкета состоит из 39 вопросов, диверсифицированных для респондентов, указавших на наличие или отсутствие стратегии у своего предприятия. Кроме общих блоков, направленных на составление портрета респондента и информации о предприятии, основная часть включала в себя вопросы относительно формата стратегии (наличие цели, решений, качественных и количественных показателей, степени открытости её положений и пр.) или причин отсутствия стратегии. Также были внесены вопросы для рассмотрения изменения характеристик стратегии в условиях нестабильности внешней среды. Создан телеграм-канал «Формат стратегии» (https://t.me/strategyformat). Целью канала является продвижение результатов исследований в научной и деловой среде, а также формирование обратной связи с практиками бизнеса.

 

Публикации

1. Кобылко А.А. Planned and Actual Timeline of the Strategy Российский журнал менеджмента, Том 21, № 2, с. 255-274 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu18.2023.205

2. Кобылко А.А. Функции стратегии в контексте размера предприятия Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХIV Всероссийского симпозиума, Секция 1 «Теоретические проблемы стратегического планирования». С. 137-139 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.34706/978-5-8211-0814-2-s1-26

3. Кобылко А.А. Management in Crisis and Pacific Periods: Strategy or Tactics? GSOM Economy&Management Conference 2023, - (год публикации - 2024)

4. Кобылко А.А., Рыбачук М.А. Публичность и длительность как внешние атрибуты стратегии: системный подход Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. трудов XXVII Научно-практической конференции., СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023 (год публикации - 2023)

5. Кобылко А.А., Рыбачук М.А. Human Capital in Structure of Corporate Strategy: Approaches to Harmonization Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, - (год публикации - 2024)

6. Кобылко А.А., Рыбачук М.А. On the Problem of Defining the Spatio-Temporal Characteristics of an Ecosystem Strategy Alexander Bogdanov`s System World - 2023, - (год публикации - 2023)