КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01615

НазваниеФормальные и неформальные механизмы участия населения в развитии муниципальных образований: особенности и перспективы развития в современных условиях

РуководительВорошилов Николай Владимирович, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», Вологодская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-156 - Региональная и городская экономика

Ключевые словаМестное самоуправление, муниципальные образования, социально-экономическое развитие, типология, механизмы (формы) участия населения в развитии территорий, выборы, территориальное общественное самоуправление, инициативное бюджетирование, Северо-Западный федеральный округ, Вологодская область, анкетный опрос.

Код ГРНТИ06.61.53


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Для российских муниципалитетов по-прежнему характерна низкая их финансово-экономическая самостоятельность, что требует поиска новых источников, ресурсов для развития локальных территорий. Этот и другие факты свидетельствуют о недостаточности у органов местного самоуправления ресурсов для полного, качественного и быстрого решения всех вопросов и проблем местного значения, что актуализирует необходимость повышения вклада непосредственно жителей муниципалитетов в развитие территорий (с точки зрения финансового, трудового и иного личного участия), а также роли жителей в принятии управленческих решений на местном уровне, в том числе с точки зрения определения приоритетных направлений развития муниципалитета и приоритетов финансирования проектов, мероприятий по развитию муниципалитетов. Кроме того, масштабность распространения различных форм участия населения в развитии территорий крайне неравномерна среди муниципалитетов России (что обусловлено неурегулированностью многих вопросов их функционирования, а также недостаточным распространением лучшего, эффективного опыта их деятельности), как и эффективность, результативность их деятельности. В связи с этим важно проанализировать и систематизировать данные формальные и неформальные механизмы и сформировать системное видение и понимание их применения, дальнейшего развития в условиях новой муниципальной реформы и трудностей, связанных с преодолением последствий санкций, введённых многими странами мира против России в 2022 г. Конкретная научная задача в рамках заявляемого проекта заключается в систематизации и комплексной оценке формальных и неформальных механизмов участия населения в развитии территорий (муниципальных образований) и на основе этого обоснование организационно-экономического механизма эффективного функционирования данных механизмов, в том числе с учётом новой реформы местного самоуправления. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов, особенностей и закономерностей проявления и распространения формальных и неформальных механизмов участия населения в развитии территорий в зависимости от социально-экономической и пространственной специфики того или иного муниципалитета.

Ожидаемые результаты
По итогам выполнения научного проекта будут получены следующие ключевые научные результаты: – Систематизированы основные «формальные» механизмы участия населения в развитии муниципальных образований (формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) с точки зрения нормативно-правовых, организационных, информационных и иных основ функционирования данных механизмов; – Обобщён зарубежный опыт функционирования различных «формальных» механизмов (форм) участия населения в развитии территорий; – Проанализирована и обобщена практика распространения данных «формальных» форм участия населения в развитии территорий на примере субъектов Северо-Западного федерального округа за последние 5-10 лет; – Разработана типология муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню социально-экономического развития и по периферийности (расположения относительно городов); – Выявлена специфика и особенности развития формальных» форм участия населения в развитии территорий в зависимости от разных типов муниципальных образований, в рамках разработанных двух типологий муниципалитетов; – Проанализирована и оценена электоральная активность (в том числе в разрезе различных типов муниципальных образований) в 2010-2022 гг. жителей субъектов Северо-Западного федерального округа (в разрезе муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований; – На основе проведённого анкетного опроса глав муниципальных образований субъектов Северо-Западного федерального округа с выявлены и проанализированы основные формы (механизмы) участия жителей муниципалитетов в развитии территорий, выявлены имеющиеся проблемы и определены перспективы в данной сфере; – Систематизированы основные «неформальные» механизмы участия населения в развитии муниципальных образований (участие жителей в деятельности некоммерческих организаций, в том числе волонтёрских и благотворительных; обсуждение вопросов развития муниципалитетов на официальных сайтах муниципалитетов, официальных и неофициальных страницах соответствующих муниципалитетов в социальной сети «Вконтакте»; участие жителей в развитии территорий посредством специальных информационных ресурсов по работе с обращениями граждан – сайтов, страниц в социальных сетях, где жители могут заявить об имеющейся проблеме в развитии муниципалитета и предложить пути их решения; создание формальных и неформальных инициативных групп жителей по обсуждению тех или иных вопросов и решению определённых проблем и др.); – Обобщён зарубежный опыт функционирования различных «неформальных» механизмов (форм) участия населения в развитии территорий; – Обобщена и оценена практика распространения «неформальных» механизмов участия населения в развитии территорий на примере субъектов Северо-Западного федерального округа за 2019-2023 гг.; дана оценка результативности данных механизмов и их реального влияния на процессы развития муниципальных образований; – Разработан организационно-экономический механизм эффективного функционирования различных формальных и неформальных механизмов (форм) участия населения в развитии территорий, в том числе с учётом новой реформы местного самоуправления; – Разработана концепция проекта «Площадка общественного диалога», предусматривающего создание в каждом муниципальном районе, муниципальном округе и городском округе отдельного интернет-портала или отдельного раздела (страницы) официального сайта муниципалитета, на котором происходит обсуждение проблем развития муниципального образования, формируются идеи, предлагаются проекты, мероприятия, объединяются ресурсы населения, бизнеса и власти для реализации этих проектов; – Разработаны методические рекомендации органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ по развитию и поддержке различных формальных и неформальных форм участия населения в развитии территорий – Опубликовано 4 статьи по результатам выполненных исследований, в т.ч. 2 – в журналах, входящих в базу данных Web of Science или Scopus, 1 – в журнале, входящем в RSCI; 1 – в журнале, входящем в РИНЦ; результаты исследования представлены на 2 конференциях, семинарах всероссийского (международного) уровня. Полученные в ходе реализации проекта результаты могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере развития института местного самоуправления; в образовательном процессе для обучающихся экономических специальностей; служить основой для дальнейших научных исследований.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основной задачей исследования по проекту в 2023 г. являлось исследование особенностей и тенденций развития различных форм осуществления населением местного самоуправления в России (в том числе более подробно по субъектам РФ, относящимся к Северо-Западному федеральному округу). Для достижения данной цели применялся ряд общенаучных и прикладных методов (например, метод группировок); использовались данные официальной статистики Росстата, отчётные данные Министерства финансов и Министерства юстиции Российской Федерации, данные о выборах и референдумах, размещённые на сайте Центральной избирательной комиссии РФ, результаты анкетного опроса глав муниципальных образований субъектов СЗФО, проведённого членами научного коллектива в августе-ноябре 2023 г. На основе изучения зарубежного опыта установлено, что большинство форм участия населения в местном самоуправлении являются распространенными как в России, так и за рубежом. Существенное влияние на них оказывают процессы цифровизации, в связи с чем они переходят в онлайн-формат, о чем свидетельствует активное развитие порталов, направленных на работу с инициативами и обращениями граждан и деятельности органов местного самоуправления и их представителей в социальных сетях. Разработаны типологии муниципальных образований (муниципальных районов/округов, городских округов) субъектов СЗФО по доле сельского населения, по периферийности, по уровню социально-экономического развития, которые позволяют оценить влияние расселенческих (демографических) факторов и социально-экономических факторов на процесс электоральной активности населения. Результаты анализа избирательных компаний по выбору глав поселений (в подавляющем большинстве это выборы глав сельских поселений) регионов Северо-Западного федерального округа за 2018-2022 г. (проанализирована 321 избирательная компания за данный период) позволили сделать выводы о низкой активности населения на данных выборах как с точки зрения явки на выборах (во всех рассматриваемых регионах средняя явка меньше 50%, в Республике Карелия - 36%, в Архангельской области - 41%, Республике Коми и Новгородской области - 42%; на отдельных выборах явка составляла всего 8-13%), так и с точки зрения участия жителей в качестве кандидатов на местных выборах (в Республике Карелия и Республике Коми среднее число кандидатов на выборах было меньше 3, в большинстве избирательных компаний – минимально возможные 2 человека); невысокой (в ряде случаев) реальной поддержке даже победившего кандидата (на отдельных выборах за победившего кандидата проголосовало всего 25-33% от участников голосования, что в свою очередь при низкой явке избирателей свидетельствует о фактической поддержке избранного главы лишь 10-20% избирателей муниципалитета). В ходе оценки влияния ряда факторов (уровень урбанизированности территории и общий уровень развития муниципалитета) на особенности электоральной активности жителей в 2018–2022 гг. на примере муниципальных образований СЗФО выявлено, что на выборах, где отсутствует законодательно установленный порог явки избирателей, отмечается достаточно низкая явка избирателей (на выборах высших должностных лиц субъекта РФ по регионам СЗФО в 2019–2022 г. она составляла от 28 до 42%, на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2021 г. – от 39 до 46%, на выборах глав сельских поселений – от 8 до 71%). В большинстве случаев для муниципалитетов с преобладанием сельского населения характерна более высокая явка на выборах и более высокая поддержка победивших кандидатов, в Вологодской области данная закономерность также характерна для районов с низким уровнем развития, в Республике Коми – для районов со средним и низким уровнем развития. На материалах ряда регионов СЗФО (Республики Коми и Карелия, Вологодская, Мурманская и Архангельская области, включая Ненецкий автономный округ) изучена практика участия жителей городов в государственном и муниципальном управлении. Выявлено наличие различий в электоральном поведении жителей городов разной людности, однако определяющее значение играет скорее не размер города, а его экономическая специализация. Установлено, что города-ЗАТО и города с моноотраслевой экономикой являются лидерами по явке избирателей, а также по уровню поддержки Президента РФ Путина В.В. На основе анализа итогов голосования за выбор объектов благоустройства городской среды определено, что жители малонаселенных городов сильнее замотивированы и вовлечены в данные процессы. По результатам проведённого в рамках данного проекта в августе-ноябре 2023 г. анкетного опроса глав муниципальных образований субъектов СЗФО (анкеты были разосланы во все 1125 муниципальных образований СЗФО, количество полученных и заполненных анкет составило 290, что позволяет обеспечить ошибку выборки не более 4-5%) получены следующие ключевые выводы: 1) Высокая роль в развитии муниципалитета и в осуществлении населением местного самоуправления характерна: голосования на выборах в органы власти разных уровней (на данную форму указали 47,0% всех ответивших глав муниципалитетов СЗФО); обращений граждан в органы местного самоуправления (42,5% в среднем по всем муниципалитетам СЗФО); обсуждений вопросов развития муниципалитета на официальном сайте муниципалитета, официальных и неофициальных страницах муниципалитета в социальной сети «ВКонтакте» (38,1% в среднем по СЗФО); инициативных проектов и инициативного бюджетирования (36,9% в среднем по СЗФО); участия наслеения в субботниках, спортивно-массовых и культурных мероприятиях (35,1% в среднем по СЗФО); организации и деятельности территориального общественного самоуправления (31,9% в среднем по СЗФО); деятельности старост сельских населённых пунктов (30,8% в среднем по СЗФО); 2) Основными препятствиями к активному участию населения в развитии муниципальных образований являются следующие: привычка у жителей надеяться на готовое (78,6% всех ответивших в среднем по субъектам СЗФО), безразличие у жителей к общим делам, индивидуализм («каждый сам за себя») (66,7% ответивших), недостаток знаний, недостаточная компетентность жителей в сфере местного самоуправления (53,0% ответивших), недостаточный уровень государственной поддержки (в том числе финансовой) различных форм местного самоуправления (47,0% ответивших); 3) Для повышения роли и эффективности участия населения в развитии муниципальных образований необходимо реализовать следующие мероприятия: проведение регулярной разъяснительной работы с жителями по возможностям их участия в развитии муниципалитета и в осуществлении местного самоуправления (53,3% всех ответивших в среднем по субъектам СЗФО); обобщение и распространение лучших практик развития различных форм участия населения в развитии муниципалитетов и в осуществлении местного самоуправления (40,7% ответивших); создание специализированных подразделений в местной администрации по работе с населением, общественными, некоммерческими организациями (40,1% ответивших); максимально широкий поиск и регулярная работа с местными активистами, заинтересованными в участии в решении различных вопросов развития муниципалитета и в привлечении и организации жителей для решения данных задач (34,7% ответивших), обучение работников органов местного самоуправления в сфере деятельности по развитию различных форм участия населения в развитии муниципалитетов и в осуществлении местного самоуправления (33,5% ответивших). По результатам проведённых исследований подготовлено и опубликовано 2 статьи (1 статья в журнале, индексируемом в базе WoS; 1 статья в журнале, индексируемом в Scopus); отдельные результаты исследования также представлены в формате очных докладов на 6 конференциях, научных мероприятиях. Информация о выступлении членов научного коллектива с докладами по результатам данного гранта РНФ представлена в виде новостей на сайте Вологодского научного центра РАН: выступление Н.В. Ворошилова на конференции в Минске (http://www.volnc.ru/activity/view?id=9014), выступление М.А. Лебедевой на конференции в Санкт-Петербурге (http://www.volnc.ru/activity/view?id=9096).

 

Публикации

1. Ворошилов Н.В. Особенности, тенденции и факторы развития различных форм осуществления населением местного самоуправления в регионах Европейского Севера России (FEATURES, TRENDS, AND FACTORS SHAPING DIVERSE APPROACHES TO LOCAL GOVERNANCE IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA) Север и рынок: формирование экономического порядка (Sever i Rynok: Formirovanie Ekonomiceskogo Poradka), Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 165–183. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37614/2220-802X.3.2023.81.011

2. Секушина И.А. Особенности участия населения городов Европейского Севера России в государственном и муниципальном управлении (Features of participation of the population of cities of the European North of Russia in public and municipal administration) Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз (Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast), Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 4. С. 131–152. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15838/esc.2023.4.88.7