КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01839

НазваниеМеханизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)

РуководительЛащенко Светлана Константиновна, Доктор искусствоведения

Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая организация высшего образования "Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-503 - Музыковедение

Ключевые словатворчество, креативность, текст, память, история идей и эмоций, гипертекст, мемуары, рецепции, самоанализ, самопрезентация, самоосознание, имидж, идентичность, музыка, Глинка

Код ГРНТИ18.41.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Творческая личность — элемент культуры, без которого невозможно ее развитие. Однако, по сию пору не изучены механизмы ее формирования и социальной адаптации; принципы выработки ее самосознания и форм самопрезентации в глазах современников, влияющие на представления потомков. Решение возникающих здесь вопросов не только интересно как историческое явление. Оно обретает актуальность, поскольку начинает входить в круг основных идеологем нашего времени, вызывая потребность научного осмысления. Рабочая гипотеза проекта основана на понимании того, что существующие объяснения феномена креативности и креативной личности касаются теоретических обобщений. Настало время обобщения выдвигавшихся идей и их «проверки» в отношении конкретных творческих личностей. Такая «проверка» — единственная, способная подтвердить (или опровергнуть) существующие абстрактные выкладки. Российская культура XIX–XX веков — периода роста самосознания отечественных креативных лидеров — дает широчайшее поле для наблюдений и выводов. Нами избрана сфера музыкального искусства первой половины 19 века, однако в качестве контекста будет учитываться отечественная художественная культура в целом. Основания выбора лежат в осознании существования именно в музыке этого времени предельно широкого интервала между формами непосредственного творческого самовыражения композиторов, с одной стороны — и их вербальной самопрезентацией, с другой. Наиболее показательной фигурой здесь, как представляется, является создатель отечественной музыкальной традиции М. И. Глинка, оставивший по себе мемуарные записки, на материале которых можно взойти от частного – к общему, проследив на их примере особенности соотношения его самосознания и самопрезентации, субъектности и социальности, а также тех последствий, какие это имело для ценностной системы отечественной культуры 19-го — 20-го веков. Предложив свой вариант ответов на возникающие здесь вопросы, осмыслив особенности механизмов самопрезентации на контурах взаимодействия внутренних психических импульсов и диктата социокультурной среды, полагаем, что выводы, к которым приведет исследование, будут полезны и актуальны для общего понимания характера самопрезентации не только самого Глинки, но креативной личности как таковой в её возможном конфликте между референтными значениями творчества и формами креативной социальной практики, в свое время зафиксированном Н.А. Бердяевым как «трагедия творчества». Междисциплинарность обеспечивается участием в проекте искусствоведов, культуролога, психолога и философа. Внешние оценки творчества Глинки нами уже подвергнуты системному изучению и отображены в книге «М. И.Глинка: pro et contra» (СПб.: РХГА, 2022). Изучены также многие обстоятельства его профессиональной деятельности («Глинка, которого мы не знали», СПб.: РХГА, 2022). Таким образом, мемуарное наследие Глинки, являющееся предметным полем исследования, предполагается рассмотреть в широком социо-культурном контексте как показательный пример саморефлексии творческого лидера. При этом необходимо учитывать, что полное освещение глубокой историко-культурной проблемы невозможно без переосмысления сложившихся знаний о самом памятнике русской мемуарной традиции – «Записок М. И. Глинки», давно нуждающихся в републикации в соответствии с требованиями современной гуманитарной науки. Актуальность обусловлена в том числе верификацией доминирующих в современной культуре постмодернистских концепций креативности как самопрезентации по преимуществу. Новизна обусловлена предметом (реконструкция «Записок») и синтезом музыковедческих и философско-культурологических подходов.

Ожидаемые результаты
Цель проекта – провести анализ самоосознания, саморепрезентации и креативности как факторов развития творческой индивидуальности. Материал анализа - мемуарное наследие М. И. Глинки и механизмы самопрезентации музыканта. Основные результаты исследования соответствуют его целям и задачам. Мы предполагаем осуществить ряд публикаций на бумажных и электронных носителях, а также провести научное мероприятие с международным участием. Цель реализуется решением взаимодополняющих задач: 1. Представление «Записок» в качестве знакового документа эпохи, раскрывающего самосознание творческой личности и социокультурной среды в обстоятельствах времени. Результатом должна стать публикация «Записок М. И. Глинки» (2024г.), снабженная предисловием, послесловием, научно-справочным аппаратом. 2. Выявление типических характеристик взаимодействия творческой личности и социокультурной среды (в нашем случае – преимущественно музыкальной среды России XIX века), результатами чего станет публикация коллективной монографии: «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в российской культуре» (2024 г.). 3. Анализ общих соотношений внутренних и внешних факторов генезиса творческой индивидуальности и верификация на их материале вышеперечисленных моделей объяснения креативности. Основной результат – создание нового раздела на уже функционирующем информационном ресурсе, посвященном М.И.Глинке, по адресу http://glinka.rhga.ru/ 4. Подведение итогов исследования и обозначение новых исследовательских горизонтов. Основной результат – проведение научного мероприятия с рабочим названием «Самосознание творческой личности и социокультурной среды. Отечественные и зарубежные композиторы», по итогам которого планируется издать сборник докладов (≈12-15 п.л., публикация 2024 г.). Основные результаты и выводы исследования будут представлены в серии аналитических статей: за период реализации проекта – не менее 8 (из них не менее 4 в изданиях баз SCOPUS, WoS или RSCI); не менее 4 статей в первый год исследования. В оборот будут введены новые факты из истории отечественной культуры. В том числе – восстановлена историческая справедливость по отношению к забытым именам, развенчаны стереотипы и идеологемы. В философско-эстетическом плане, а также в аспекте психологии творчества, на конкретном историческом и музыковедческом материале будут исследованы механизмы формирования креативной деятельности на конкретном этапе развития отечественной культуры, сопоставлены с точки зрения эвристического потенциала различные модели интерпретации творческой деятельности и их связь с креативностью как с социальной компетенцией, как конструктивное, так и деструктивное влияние на творческий психотип. Таким образом, очевидна новизна как на уровне конкретного исторического и искусствоведческого материала, так и в аспекте общих (искусствоведческих, философско-эстетических и психолого-антропологических) выводов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 году научным коллективом выполнялись задачи, сформулированные в заявленном на первый год выполнения проекта плане, в соответствии с общей концепцией проекта. 1. Подготовка к публикации «Записок М.И.Глинки»: Готовящееся в рамках нашего проекта издание «Записок» будет включать конкретные, откомментированные документы, связанные с биографией и сочинениями Глинки, с текстологическим анализом как явления отечественной и европейской культуры, что будет способствовать развитию современной отечественной глинкианы. Академическое издание «Записок М.И. Глинки» сыграет роль одного из своеобразных «ускорителей» столь необходимого сегодня изучения музыкально-исторического прошлого России и, в частности, жизни и творчества самого Глинки. Новое издание в России «Записок М. И. Глинки» с расширенными комментариями станет весомым аргументом в борьбе за историческую справедливость в восприятии и понимании личности композитора, а предлагаемый в проекте взгляд на «Записки» как на опыт самопрезентации композитора может стать, строго говоря, опытом познания того как Глинка видел себя в роли Глинки; каким он само-сознавал себя и каким хотел быть воспринятым ближайшим кругом современников и потомков. Раскрытие специфики самопрезентации, связанной с особенностями культурного быта эпохи, позволяет приблизиться к тому Глинке, которого он создавал и, одновременно, скрывал на страницах своих «Записок». 2. Разработка концепции и структуры, а также подготовка материалов для разделов коллективной монографии с рабочим названием «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в российской культуре»: Предметным полем для будущей коллективной монографии является все мемуарное наследие М. И. Глинки, рассматриваемое в широком социокультурном контексте. Основной темой коллективной монографии становится выявление типических характеристик взаимодействия творческой личности и социокультурной среды (в нашем случае – преимущественно музыкальной среды России XIX века). Монография будет содержать сравнительный анализ двух источников: «Записок М. И. Глинки» и «Записок композитора А. Ф. Львова» для построения сравнительной характеристики избранных форм самопрезентации; представит восприятие М.И.Глинки глазами друзей и недругов; выявит открытые и скрытые смыслы «Записок М. И. Глинки»; рассмотрит вопрос об исторической объективности «Записок». В коллективной монографии анализируются особенности самопознания и самопрезентации творческой личности первой трети – середины 19 века. В качестве объекта рассмотрения избран уникальный памятник русской литературно-музыкальной культуры «Записки М. И. Глинки». Внимательное чтение этого сочинения позволяет, с одной стороны, скорректировать представления о Глинке как определённом психотипе, отличавшемся чертами характера, склонностями, особенностями эмоциональных и интеллектуальных реакций. Высказывается предположение, что сформированная под влиянием наследственности, воспитания, социальной среды, образования, образа жизни совокупность этих психотипических признаков и позволила Глинке именно так, а не иначе раскрыться в композиторском творчестве. С другой стороны, приводимые в «Записках…» наблюдения над людьми «глинкинского круга» и характером общения с ними композитора в существенной мере расширяет сложившиеся представления о русской музыкальной культуре первой трети – середины 19 века. 3) Разработка структуры и архитектуры разделов «Записки М. И. Глинки» и «Музыкальная среда России XIX века» веб-сайта «М.Глинка в русской и мировой культуре», подбор материалов для разделов и открытие демоверсии по адресам: http://glinka.rhga.ru/section/zapiski/ и http://glinka.rhga.ru/section/soziolog/. Новые разделы информационного ресурса выполняют следующую задачу проекта: анализ общих соотношений внутренних и внешних факторов генезиса творческой индивидуальности и верификация на их материале вышеперечисленных моделей объяснения креативности. Разделы будут содержать материалы и тексты, комментарий и необходимый научно-справочный аппарат; информационно-поисковую систему, выстроенной по тематическому (категории, проблемы) и фактическому (имена, названия, публикации) принципу, медийную и визуальную составляющие проекта. Новые разделы инфоресурса представляют собой расширенную версию исследований, включались социологические, психологические, культурологические и интерактивные компоненты. Данные исследований сгруппированы в следующих разделах инфоресурса: «Записки М. И. Глинки»; «Музыкальная среда России XIX века», «Глинка глазами друзей и недругов» и др. В тематических разделах (контекст, история идей и эмоций, мемуары, рецепции, самоанализ, самопрезентация, музыка, Глинка) содержатся как архивные материалы, так и актуальные исследования, аннотированные описания, комментарий, система тегов и гиперссылок с возможностью скачивания файла. 4) Промежуточные научные результаты исследования отражены в публикации четырех аналитических статей по тематике, а также в выступлениях с докладами по тематике проекта на различных научных мероприятиях (см. пункт 1.10. настоящего отчета). Наше исследование выстраивает целостную картину отношения к творчеству и личности М.И.Глинки в полноте проблемных аспектов с учётом максимального охвата отечественных и наиболее значительных зарубежных подходов. Исследование предпринимает опыт сопряжения двух взаимосвязанных задач, одна из которых обладает конкретно-историческим, вторая, — философско-культурологическим значением. Значимость новой академической публикации «Записок М. И. Глинки» сегодня очевидна. За время, прошедшее с последнего издания памятника, была выработана новая методология, построенная на сочетании феноменолого-герменевтических, семиотических, психоаналитических, цифровых и аксиологических подходов к пониманию творческой деятельности; освоены новые исторические данные. От анализа реакций социо-культурной среды мы переходим к изучению аксиологических и психологических аспектов творческой индивидуальности композитора. Наше исследование обращается к «Запискам…» как к своего рода эго-документу, позволяющему судить об особенностях первого в России опыта самопрезентации композитора, который реализует свое «Я» как самость в символическом языке культуры по ту сторону социокультурных реакций и внешних означающих имиджа как «пристежки» Другого. Подобная задача направлена на осмысление того, каким виделось Глинке, сознающим свое место в истории отечественной музыки, значение собственного вклада в развитие отечественной музыкальной и, шире, художественной культуры, тот проецируемый в будущее образ, которому он старался соответствовать и исходя из которого оценивал, разбирал и судил о фактах своей жизни, собственных поступках и переживаниях. Результаты исследования, полученные в первый год работы, позволяют аргументированно утверждать: создавая свои мемуарные «Записки…», Глинка не только шёл по пути самопознания себя как сложившейся творческой личности, но и ориентировался на то, каким он хочет предстать в глазах близких ему современников и остаться в памяти потомков и какими хочет быть увиденными свои сочинения. Ожидаемые в результате исследования конечные научные продукты (издание «Записок», коллективная монография, разделы информационного ресурса) обнаружат новые современные ракурсы восприятия феномена М.И.Глинки и новое понимание понимания характера самопрезентации творческого субъекта в символическом порядке культуры; позволят не только познакомиться с классическими текстами, но и представят современный дискурс идей. Научные продукты ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и будут полезны не только для музыковедов и музееведов, но и для искусствоведения в целом, а также для психологов, философов, культурологов, антропологов, а также всех читателей, интересующихся отечественной культурой в целом.

 

Публикации

1. Бильченко Е. В. Русский культурный архетип как мифологическая целостность: музыкальная философия М.И. Глинки Вече. Ежегодник русской философии и культуры., № 35. - 2023. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – С. 145-160. (год публикации - 2023)

2. Лащенко С.К. Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья первая. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, - (год публикации - 2023)

3. Лащенко С.К. Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья вторая. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, - (год публикации - 2024)

4. Лащенко С.К. Античный ген в наследии М. И. Глинки Платоновские исследования, - (год публикации - 2024)