КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-10010

НазваниеПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ИНТЕРЕСАХ СОКРАЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ

РуководительОсипов Александр Михайлович, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словаОбразование, система образования города, управленческая информация, информационные перегрузки, социальные издержки, экономические издержки, концепция оптимизации информационных потоков в образовании

Код ГРНТИ04.51.00 04.21.61 04.51.53


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Недооценка темы связана с тремя причинами: а) перегрузки мало известны специалистам, часть менеджеров и ученых их отрицает; б) «бумажный прессинг», как и сопротивление ему снизу, за 20 лет стал привычным, не подвергался исследованиям; в) решение данной проблемы противоречит, по мнению ученых, интересам бюрократии. АКТУАЛЬНОСТЬ вытекает из НИР по гранту РНФ 18-18-00047 и связана с трендами: 1. в системе образования Санкт-Петербурга, как и в стране, усиливались информационные перегрузки: нерелевантные, односторонние потоки документального сопровождения работы; 2. топ-менеджмент не оптимизировал информационные потоки из-за отсутствия знания их структуры и перегрузок, концепции их предотвращения в СПб (и в стране). Актуальность проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: теории и практики. Управление базируется на законодательстве, внутренних инструкциях и «проектном менеджменте», а проект «Образование» (на 2019-2024 гг.) «не видит» проблем информационных перегрузок. Но нарастают имитационные формы работы и усиливается бюрократический контроль. Информационные перегрузки – проявление бюропатологий и барьер в развитии образования [Социс, 2020, №3, с. 60-61, 69]. Проблема этих перегрузок отчасти освещена в ряде работ, но освещение не доведено до системы образования Санкт-Петербурга как исключительной по размерам и важности для самого города и страны. Информационные перегрузки – главная причина выгорания, ухода из профессии и текучести кадров в образовании в стране и в Санкт-Петербурге. Топ-менеджмент признает наличие этих перегрузок, но не ведет к их сокращению. 1. За 1991-2021 гг. «бумажная работа» утроилась (у учителя в день с 0,6 до 1,8 ч.; ежегодно в среднем 95 видов документов, от 3600 до 5400 страниц А4; у директоров школ с 1,6 до 5,0 ч.). Ситуация разнится по сегментам отрасли и должностным группам [Социс, 2020, №3, с. 65-68]. 2. Управленческая информация, по экспертным оценкам, на 3/4 избыточна, половина ее дублируется, цифровизация не сократила информационные перегрузки. 3. Школа, проводя в месяц 10 тыс. уроков, тратит 4,5 тыс. часов на избыточную отчетность, а Санкт-Петербург с почти тысячей школ, вузов, колледжей, лицеев и учреждений дошкольного и дополнительного образования содержит несколько тысяч ставок ради избыточной отчетности. 4. Отчетность, по мнению большинства учителей, стала важнее качества образования, менеджмент больше занят отчетностью, чем внутренними задачами и качеством. 5. Действующий Реестр видов документов Минобрнауки (весна 2018 г.) включал 1684 вида, лишь девятая его часть – об образовательной деятельности. Рекомендации по сокращению отчетности (совместное письмо Минпроса и Рособрнадзора "О сокращении документационной нагрузки учителей" от 18.12.2020) не учитывают специфику мегаполисов и Санкт-Петербурга. НАУЧНАЯ НОВИЗНА: Изучение проблемы началось в 2018 г. на межрегиональной выборке (n=2450) персонала (Алтай, Новгородчина, Санкт-Петербург), но в выводах и рекомендациях Санкт-Петербург не выделен. Исследования проблемы в мегаполисах отсутствуют. Ситуация в Санкт-Петербурге остается неизученной в плане информационных перегрузок и их социальных последствий, как и возможности их оптимизации. Специалисты педагогики и теории управления образованием не выделяют проблему информационных перегрузок (напр., Менеджмент в образовании / под ред. С.Ю. Трапицына, 2018; профильные журналы «Педагогика», «Образовательная политика», «Вопросы образования», «Директор школы» и др.). Эта проблема не характерна в столь острой форме для мегаполисов других стран (ЮВА, ЕС, США и др. Подробнее: «Глобальная социология образования…», 2015). Некоторые авторы (П.А. Бояджиева и др.: Социс, 2020, №3, с. 60-61) считают, что проблема информационных перегрузок в образовании табуирована, а ее освещение приводит к развенчанию (а) «бумажного прессинга» как довлеющего метода бюрократического управления и (б) научных кланов, диктующих концепции образовательной политики в эпоху «либерального рынка».

Ожидаемые результаты
1. Аналитическая оценка информационных потоков и перегрузок в системе образования Санкт-Петербурга (дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном, органах управления, основных типах учреждений и должностных группах персонала). 2. Расчетная оценка совокупных социальных (включая экономические) потерь, связанных с информационными перегрузками в системе образования Санкт-Петербурга, детализированная по сегментам системы, основным типам учреждений и должностным группам. 3. Аналитическое описание позитивного управленческого опыта оптимизации информационных нагрузок в дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном образовании в Санкт-Петербурге, а также в затронутых НИР (грант РНФ 18-18-00047, 1920) регионах. 4. Аналитическое описание экспертного видения возможностей минимизации информационных перегрузок в системе образования Санкт-Петербурга. 5. Концепция совершенствования информационных потоков в системе образования Санкт-Петербурга, включающая практические рекомендации. 6. Описание результатов экспертизы выводов и рекомендаций проекта, по основным сегментам системы, типам учреждений и должностным группам персонала. 7. Открытое распространение результатов основных проекта в виде - публикации 1 брошюры (условное название «Информационные перегрузки в системе образования Санкт-Петербурга», 6 п. л., рассылка по ведущим научным центрам и муниципальным органам управления образованием в Санкт-Петербурге), - публикации 3 статей в изданиях в РИНЦ, 3 статей в изданиях RSCI, Scopus; - презентации на (миним.) 3 конференциях городского, российского и международного уровня; - размещения материалов на открытом ресурсе веб-портала РГПУ им. А.И. Герцена, - внедрения в курсы по образовательному менеджменту, социологии образования, философии образования, ВКР выпускников РГПУ им. А.И. Герцена, 8. Практическое внедрение через представление результатов и рекомендаций в муниципальные и городские органы управления образованием, профильные комитеты законодательных органов власти, научно-практическое сопровождение внедренческих мероприятий (по согласованию с органами управления образованием Санкт-Петербурга). ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ для развития новой научной тематики 1. Выход изучения образования за рамку «академической ограниченности», нацеленность на решение практической проблемы. 2. Концептуальное и научно-методическое развитие такого подхода к управлению, который опирается на научное, детализированное представление об общественной миссии образования (то есть комплексе его институциональных функций, очерчивающих область и характер ответственности образования в обществе, его влияния на общество и его подсистемы – экономику, социальную сферу, культуру, власть). Основы концепции институциональных функций образования изложены А.М. Осиповым (см. Социология образования. Учебник и практикум / Под ред. А.М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2018), но не доведены до типологии поселений. 3. Проект позволит учесть специфику крупных, относительно самостоятельных территорий, урбанизированных агломераций как Санкт-Петербург, и сегментов его системы образования. 4. Результаты проекта означают усилие по внедрению науки в комплекс инструментов управления образованием в мегаполисе. Научный коллектив (под руков. А.М. Осипова, межрегиональное сообщество исследователей – проф. Н.А. Матвеева, П.И. Рысакова, Е.А. Шуклина, Н.Г. Багдасарьян, В.В. Тумалев и др.) является единственным, работающим в этом направлении два десятилетия.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Исследование начато после заключения трудовых договоров в июне 2023 г. В НИР участвовали 4 члена коллектива. Исполнители отметили широкую поддержку персоналом системы образования темы НИР, но поддержка сочеталась с преобладающим пессимизмом в отношении возможности скорого преодоления перегрузок и потерь, связанных с избыточной документацией на индивидуальном и организационном уровнях системы образования. За 5 месяцев к декабрю 2023 г. выполнены работы (в соответствии с п. 1.5 Заявки и Соглашением 23-28-10010 от 20.04.2023, стр. 27-28): 1. Проработана концепция и методики НИР в привязке в С.-Петербургу. Она в главном, для обеспечения трендового анализа с базой данных по С.-Петербургу в НИР 2018-2020 гг., строилась на принципах проекта РНФ 18-18-00047. 2. Проведен по свободной укрупненной выборке с опорой на ряд потоков СПбАППО (раздаточный метод, группы, на момент присутствия) и школьные социальные сети (метод снежного кома, онлайн) анкетный опрос работников разных сегментов системы образования мегаполиса и ее должностных групп. Он позволяет судить о динамике (за 2018-2023 гг.) распространенности ин-формационных перегрузок, значимых для целей управления и преодоления социальных и экономических потерь. 3. После ремонта выборки (n>1600) сформирована стандартизированная база данных (n=1009, репрезентативная в отношении возрастно-половой и должностной структуры) анкетного опроса персонала (в настоящем отчете – файловая папка «база», пригодная к обработке, с пакетом ПО anc00.exe). 3. Выполнен предварительный анализ этой базы (представлен как п. 3 «Аналитическое описание реестра документов, создаваемых учителями СПб.). Он в трендовом плане в целом подтвердил оценки 2018-2020 гг. по системе образования С.-Петербурга с незначтельными отклонениями в общем объеме информационных перегрузок. 4. Начато исследование в жанре хронометража нагрузок учителей с применением метода дневниковой тетради, получено и вводятся в базу данных 147 индивидуальных тетрадей (в 2024 г. будут получены остальные из n=290). 5. Выработана предварительная оценка информационных перегрузок в системе образования СПб., их социальных и экономических последствий. В более полном виде такая оценка будет продуктом второго года НИР. 6. Проведены экспертный опрос (выборка по принятым критериям эксперта, метод снежного кома, n=24) по проблеме информационных перегрузок в системе образования СПб., предварительный анализ экспертных мнений. 7. Распространение материалов и результатов НИР (со ссылками на РНФ и СПбНФ, РГПУ им. А.И. Герцена, с существенным перевыполнением от задания по Соглашению 23-28-10010). Требования Конкурсной документации о трудовом договоре с руководителем проекта, о доле исполнителей в возрасте до 39 лет и их оплате труда от общего ФОТ выполнены в 2023 г. В целом, проект выполняется в соответствии с Соглашением 23-28-10010 от 20.04.2023. У исполнителей есть уверенность в полном достижении условий и задач этого Соглашения в 2024 году.

 

Публикации

1. Кукушкина А.Г., Осипова А.А. Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий Вестник института социологии, Т. 14. №2. С. 34-49 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.5

2. Осипов А.М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий Вестник Института социологии, Т. 14. №2. С. 15-33 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2

3. Осипов А.М. Какова общественная эффективность образования в России? Вестник РУДН. Серия: Социология., 4 (год публикации - 2023)