КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-10104

НазваниеРепрезентация творчества и самостоятельности в произведениях детской и подростковой литературы

РуководительАсонова Екатерина Андреевна, Кандидат педагогических наук

Организация финансирования, регион Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология

Ключевые словаРепрезентация в художественной литературе, творчество, самостоятельность, детская литература, подростковая литература, продуктивная деятельность, творческая деятельность, самостоятельная деятельность, методика использования, педагогическая оценка, воспитание, развитие, образование, просвещение

Код ГРНТИ17.82.93


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект представляет междисциплинарное исследование, посвященное способам репрезентации творчества и самостоятельности в произведениях детской и подростковой литературы и способам использования их для развития творческой активности и самостоятельности детей и подростков. Проект направлен на решение проблемы развития творчества и самостоятельности детей и подростков на основе использования детской и подростковой литературы. Актуальность проблемы обусловлена существующим противоречием между растущей потребностью современных детей и подростков в самостоятельности и творчестве, повышением роли самостоятельности и творчества в профессиональном развитии современного человека и недостатком новых продуктивных средств развития творческой и самостоятельной деятельности детей и подростков. Детская и подростковая литература на русском языке, в которой присутствует изображение творческой и/или самостоятельной деятельности, выступала объектом исследования в целом ряде научных работ (темы самостоятельности и творчества далеко не редки в произведениях для детей и подростков, и многие их этих произведений уже анализировались исследователями), однако способы репрезентации творческой и самостоятельной деятельности в этих произведениях, а также их типология впервые становятся предметом специального исследования и педагогической оценки. Новизна исследования связана также с тем, что, несмотря на появление в последние годы ряда публикаций, посвященных использованию детской и подростковой литературы в обучении различным предметам, в научно-методической литературе нет специальных работ, посвященных способам, приемам и методам использования этих произведений для организации развивающей и воспитательной, просветительской деятельности, ориентированной на стимуляцию творческой и самостоятельной деятельности детей и подростков. Выделение заявленной проблематики детской и подростковой литературы наделяет культурные и образовательные практики, связанные с восприятием и обсуждением исследуемых произведений, развивающей и воспитательной функцией, позволяя обосновать новый подход к развитию самостоятельности и творчества обучающихся начальной и основной школы. Фундаментальная научная задача проекта заключается в разработке методологии исследования репрезентации творчества и самостоятельности в произведениях для детей и подростков, а также способов использования этих произведений для организации творческой и самостоятельной деятельности обучающихся начальной и основной школы средствами создания позитивного образа творчества и самостоятельности, а также освоения социальных моделей такой деятельности. Это предполагает решение следующих конкретных задач: анализ способов репрезентации творчества и самостоятельности в художественных произведениях для детей и подростков; разработка типологии способов репрезентации творчества и самостоятельности детей и подростков в художественных произведениях детской и подростковой литературы; разработка приемов и методов работы с литературным материалом в начальной и основной школе, а также способов использования детской и подростковой литературы для организации развивающей и воспитательной, просветительской деятельности, ориентированной на стимуляцию творческой и самостоятельной деятельности детей и подростков. Междисциплинарный характер исследования и сочетание фундаментального подхода с решением методических задач обусловили методологию, включающую в себя методы филологического анализа текста произведений, наблюдения, количественно-статистического анализа, моделирования, сравнительно-сопоставительный метод. Результатами исследования должны стать научные статьи и методические материалы, в которых будут описаны методология исследования репрезентации творчества и самостоятельности в произведениях для детей и подростков, а также способы и приемы использования этих произведений для организации творческой и самостоятельной деятельности обучающихся начальной и основной школы.

Ожидаемые результаты
Результатами реализации проекта должны стать Аналитический материал о способах репрезентации творчества и самостоятельности в художественных произведениях для детей и подростков (будет представлен в статьях, подготовленных для рецензируемых научных журналов), представляющий собой основу для методологии описания практик творческой деятельности и/или самостоятельности детей и подростков в художественных произведениях как модели продуктивного поведения. Аналитический материал о типологии способов репрезентации творчества и самостоятельности детей и подростков в художественных произведениях детской и подростковой литературы (характеристики репрезентативности) (будет представлен в статье, подготовленной для рецензируемого научного журнала), обосновывающий критерии педагогической оценки художественных произведений. Методические материалы в изданиях, индексируемых РИНЦ, для педагогов, библиотекарей, студентов педагогических и библиотечных специальностей о способах использования детской и подростковой литературы для организации развивающей и воспитательной, просветительской деятельности, ориентированной на стимуляцию творческой и самостоятельной деятельности детей и подростков. Практики творческой деятельности и/или самостоятельности детей и подростков в художественных произведениях, адресованных детям и подросткам, рассматриваются в данном исследовании как модели продуктивного поведения, когда поступки героя нацелены на созидание, демонстрируют высокую степень агентности героя. Их описание включает в себя мотив, процесс порождение замысла, усилий для достижения желаемого результата, ситуации преодоления трудностей. Важным приемом репрезентации является изображение отношения к самостоятельности/творчеству героя других персонажей (поддерживающее, отрицающее, соревновательное, партнерское и т.п.). Выделение заявленной проблематики детской и подростковой литературы наделяет культурные практики, связанные с восприятием и обсуждением исследуемых произведений развивающей и воспитательной функцией, так как позволяет разработать инструментарий оценки новых произведений (не вошедших в исследование) и методики работы с детской и подростковой литературой (и другими видами искусства), нацеленные на формирование представлений о творческой и самостоятельной деятельности. Сфера применения разработанных результатов достаточно широка: инструментарий анализа произведений может быть применен исследователями для разработки новых подходов к анализу художественных произведений в психолого-педагогическом и антропологическом ключе и педагогами, библиотекарями для оценки произведений, выбираемых для работы с детьми и подростками. Методика работы с произведениями детской и подростковой литературы может быть использована в образовательной и просветительской деятельности, реализуемой образовательными организациями разного типа и учреждениями культуры.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Описание выполненных в отчетном периоде работ и полученных научных результатов для публикации на сайте РНФ Разработаны способы и приемы использования детской и подростковой литературы для организации развивающей и воспитательной, просветительской деятельности, ориентированной на стимуляцию творческой и самостоятельной деятельности детей и подростков, включающие в себя гиды по произведениям детской и подростковой литературы, сценарии учебных занятий, сценарии семинаров для педагогов и библиотекарей. Разработана методология описания практик творческой деятельности и/или самостоятельности детей и подростков в художественных произведениях как модели продуктивного поведения. Материал представлен в опубликованной статье Детское литературное творчество в современной прозе для подростков / Е. А. Асонова // Детские чтения. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 255-268. – DOI 10.31860/2304-5817-2023-1-23-255-268. Подготовлена и принята к публикации статья в издании, индексируемом РИНЦ, о способах и приемах использования детской и подростковой литературы для развития творческой и самостоятельной деятельности обучающихся в системе начального и основного общего образования: Киктева К.С., Маймистова Д.С., Сененко О.В. Добрый, слабый, злой: взрослые персонажи фантастики young adul в контексте формирования самостоятельности подростков. (статья принята к публикации в журнал #Ученичество № 4 2023 г.) Материалы проекта представлены на всероссийских конференциях Представление материалов проекта на Четвертой всероссийской научной конференции "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959-2019)" 24 – 25 ноября 2023 года. Материалы проекта представлены на семинарах для педагогов и библиотекарей, организованных в период с октября по ноябрь 2023 года на базе Московского городского педагогического университета: «Учебный проект как основа сюжета для подростковой повести»: семинар о произведениях подростковой литературы, в которых представлена самостоятельная работа героя над школьным проектом. Докладчики Д.С. Маймистова и Е.А. Асонова. Видео и анонс семинара размещены на ресурсе Чтение.ру: http://www.chtenije.ru/2023/10/blog-post_23.html Самостоятельные дети и взрослые в произведениях для детей и подростков: семинар о произведениях отечественных и зарубежных авторов, выполненных в жанре фэнтази и антиутопий, акцент в представлении был сделан на анализе образов самостоятельных подростков и окружающих их взрослых, чьи образы рассматривались с функциональной точки зрения. Докладчики Д.С. Маймистова, К.С. Киктева. Видео и анонс семинара размещены на ресурсе Чтение.ру http://www.chtenije.ru/2023/10/blog-post.html Как мы читаем про самостоятельность: на семинаре были представлены материалы семинаров, проведенных Е.А.Асоновой и Е.А.Калиничевой, посвященных тематике самостоятельности и ее отражении в литературных произведениях. Ведущая семинара Е.А.Асонова. Видео и анонс семинара размещены на ресурсе Чтение.ру http://www.chtenije.ru/2023/11/blog-post_7.html

 

Публикации

1. Асонова Е.А. Асонова, Е. А. Детское литературное творчество в современной прозе для подростков / Е. А. Асонова // Детские чтения. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 255-268. – DOI 10.31860/2304-5817-2023-1-23-255-268. "Детские чтения", Детское литературное творчество в современной прозе для подростков / Е. А. Асонова // Детские чтения. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 255-268. – DOI 10.31860/2304-5817-2023-1-23-255-268. – EDN JGVBCO. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-23-1-255-268

2. Киктева К.С., Маймистова Д.С., Сененко О.В. Добрый, слабый, злой: взрослые персонажи фантастики young adul в контексте формирования самостоятельности подростков #Ученичество, №4 2023 год (год публикации - 2024)