КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-10209

НазваниеРепрезентация истории школы при реновации и капитальном ремонте здания через исследование и сохранение артефактов учебной повседневности

РуководительИванова Елена Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-601 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Ключевые словаучебная повседневность, образовательная среда, проксемика, артефакты, архитектурное наследие, репрезентация истории, “визуальный язык” школы, обучающиеся, школа

Код ГРНТИ14.25


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Полномасштабные проекты по реновации образовательной инфраструктуры стартовали во всех регионах России. Задействованы крупнейшие игроки образовательного рынка, начиная от компании ГК «Просвещение» и заканчивая ведущими девелоперскими компаниями, застраивающими не только новыми микрорайонами города, но и формирующие современную социальную инфраструктуру этих районов. Параллельно рассматриваются разнообразные проекты по реновации устаревшего фонда типовых зданий образовательных организаций, построенных с начала 60-х гг. В наши дни назрела необходимость модернизации и трансформации существующего в Москве устаревшего фонда школьных зданий, доставшихся нам со времен массовой типовой застройки 1960-х – 1980-х годов. Таких в Москве в настоящее время насчитывается более 1300 зданий, построенных по проектам прошлых лет в разные периоды становления системы образования, что составляет более 70 % всего фонда школьных зданий Москвы. Пространствами, нуждающимися в изменениях, оказываются фактически все – учебные классы, столовая, рекреации, коридоры, гардероб, библиотека, музей, спортивный и актовый залы, школьный двор. Предельно структурированное советское школьное пространство, воспроизводящееся в его привычном нам виде с середины XX века, диктует правила поведения учеников и их траектории движения внутри здания. Хорошая просматриваемость коридоров и рекреаций располагает к постоянному контролю и слежением за порядком, задавая социальному пространству школы иерархичность и четко распределяя роли между учеником и учителем. Коробки учебных помещений находятся за закрытыми дверями и глухими стенами, поэтому в школе возникает ощущение отсутствия связи между разными классами. Малодоступны и такие публичные школьные пространства как библиотека и музей: их двери, как правило, закрыты, и, проходя по коридору, невозможно заглянуть туда из любопытства. Чтобы стать современной, интерактивной и открытой образовательной площадкой, типовым школьным зданиям нужны глубокие архитектурные изменения. В последние годы постепенно начали появляться проекты перепланировок и модернизации школ за счёт современных дизайнерских практик. Целью таких преобразований является приведение школьных зданий в соответствие с духом времени и современными требованиями образования. Школьная среда играет важную роль в здоровье и успеваемости детей. Дети проводят 90 % своего времени в помещении, и большую его часть – в школе. Благодаря реновации старые школы превращают в современные образовательные центры. Обновляют устаревшие энергетические и инженерные системы, ремонтируют классы, рекреации, спортзалы, столовые, меняют двери и окна, закупают новую мебель и оборудование, благоустраивают пришкольные территории. Реновация школы – задача комплексная и требует вовлечения не только разнопрофильных специалистов (архитекторов, дизайнеров, психологов, педагогов и т. д.), но и всех участников образовательного процесса. И, безусловно, существует ряд проблем, которые необходимо преодолеть на пути к преобразованию школьного здания. Одна из проблем - это сохранение истории школы с учетом артефактов учебной повседневности, умение сохранить "визуальные и когнитивные следы" обучающихся, зафиксировать исторические моменты, проживаемые в стенах школы. Очень часто при реновации исторических зданий об этом забывают, стараясь быстрее всё осовременить, уничтожая важные артефакты учебной повседневности, которые помогали создавать ощущение истории школы, быть сопричастным к её важным событиям и другим ученикам, формировать чувство принадлежности к коллективу, педагогам и самому зданию. На сегодняшний день практически отсутствует опыт сохранения и работы с артефактами для репрезентации истории школы, грамотный подход при реновации исторических зданий школ, учет "исторических" интерьерных и иных решений, которые связывали обучающихся со школой и событиями, в ней происходящими. Задачи исследования помогут начать решать эту проблему и сделают результаты исследования актуальными и научно обоснованными.

Ожидаемые результаты
По результатам реализации гранта будет опубликован ряд статей в индексируемых и научно-популярных изданиях с целью популяризации темы сохранности исторических артефактов школы для изучения её истории, развития и достижений при реновации и капитальном ремонте; Планируются выступления на круглых столах, научных конференциях, в рамках постоянно действующего семинара "КЛАССная среда" с результатами исследования, будет записан подкаст с обсуждением полученных результатов; Будут разработаны методические рекомендации для образовательных организаций, которые могут быть использованы в работе Департамента образования и науки города Москвы, Департамента градостроительной политики; Департамента культурного наследия. В процессе исследования и выполнения гранта будут отсняты видеоролики по работе с артефактами; Будет разработан буклет с примерами сохранения артефактов учебной повседневности при репрезентации истории школы для использования в работе образовательных организаций


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
За отчетный период научным коллективом была проделана следующая работа в соответствии с заявленным в проекте планом работы научного исследования: Подготовлена аналитическая записка по оценке проведенных международных и отечественных исследований и проектов, связанных с изучением и исследованием исторического наследия школ через исследование артефактов учебной повседневности для репрезентации школьной истории. Проведен анализ 37 научных источников, а также научно-популярных источников и тематических журналов, 50 % из которых являются англоязычными, причем не менее 70 % анализируемых источников изданы после 2015 года. Проведен анализ международных и отечественных практик исследования и сохранения исторических артефактов для репрезентации истории школы при реновации и капитальном ремонте здания. Определены понятия “артефакт”, “учебная повседневность”, “артефакт учебной повседневности”. Разработан дизайн исследования с определением выборки и ее описанием, с подбором и разработкой методов и инструментов исследования. Методами исследования первого года определены: – анализ теоретических источников и имеющихся практик работы с артефактами при проведении капитальных ремонтов и строительства школ; – опрос и глубинные интервью с представителями администрации образовательных организаций; – фотофиксация и инвентаризация пространств с имеющимися в образовательных организациях артефактами; – чек-лист наблюдателя, изучение когнитивного следа; – проведение экспертных обсуждений в рамках круглых столов и семинаров на различных мероприятиях. Инструментом исследования стал перечень вопросов для глубинного интервью. Определены критерии отбора образовательных организаций для участия в исследовании. Организовано и проведено исследование артефактов учебной повседневности в образовательной среде в семи выбранных в соответствии с критериями образовательных организациях по разработанным методам. Достигнуты следующие конкретные научные результаты в отчетном периоде: – Подготовлена рукопись статьи “Репрезентация истории школы через сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации и строительства школьных зданий” и принята к публикации в журнал “Перспективы науки и образования” (Scopus), 1,5 п.л. Авторы: Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.О. Блинова, А.Э. Тер-Григорян. – Опубликована статья “Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий” (1 п.л.) в сборнике “Образование и город: Третья миссия университета. Ресурсы взаимного развития”, индексируемом РИНЦ. Авторы: Е.В. Иванова, А.Э. Тер-Григорян. Текст статьи размещен в Электронной научной библиотеке по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54782730 – Организован и проведен семинар по результатам исследования артефактов учебной повседневности для репрезентации истории школы в рамках постоянно действующего семинара "КЛАССная среда". – Отсняты видеоматериалы по школам с интервью и примерами артефактов и репрезентацией истории школы. Подготовленный видеоролик размещен на сайте ГАОУ ВО МГПУ по ссылке: https://research.mgpu.ru/news/all-news/artefakty-uchebnoy-povsednevnosti-intervyu-s-direktorami-shkol/ – Записан видеоподкаст по проблеме научного гранта - “Репрезентация истории школы при реновации школьного здания через исследование артефактов учебной повседневности”. Запись подкаста продолжительностью 42 минуты размещена на портале Призма ГАОУ ВО МГПУ по ссылке: https://prizma.mgpu.ru/video/shkolnye-artefakty-chto-eto-i-nuzhny-li-oni-sovremennoj-shkole/

 

Публикации

1. Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.О. Блинова, А.Э. Тер-Григорян Репрезентация истории школы через сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации и строительства школьных зданий МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ», - (год публикации - 2023)

2. Иванова Е.В., Тер-Григорян А.Э. Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий ОБРАЗОВАНИЕ И ГОРОД: ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА. РЕСУРСЫ ВЗАИМНОГО РАЗВИТИЯ Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023., Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023 / Под редакцией С.Н. Вачковой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2023. – 282 с. – ISBN 978-5-384-00318-2. (год публикации - 2023)

3. - Школьные артефакты: что это и нужны ли они современной школе? Сова, бобер, рельсы и другие артефакты учебной повседневности: как они помогают школе сохранить историю? PRIZMA научно-просветительский портал МГПУ, - (год публикации - )