КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-10291

НазваниеКонкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики

РуководительВачкова Светлана Николаевна, Доктор педагогических наук

Организация финансирования, регион Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-604 - Теория и методология инновационных процессов в образовании, экспериментальная и инновационная деятельность в образовании

Ключевые словаКонкурентоспособный преподаватель, цифровая экономика, глобальные риски и угрозы, сетевое образование, социальный профиль, цифровая трансформация, компетенции преподавателя вуза, компетенции преподавателя сферы общего образования

Код ГРНТИ14.01.79


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность исследования «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики» определена тем, что глобальный рост цифровизации всех сфер экономической деятельности ускоряет трансформацию сферы высшего образования и требует срочной «пересборки» навыков профессиональной деятельности преподавателей вузов, адаптации высшего образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. Это становится значимым приоритетом государственной политики Российской Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7). Глобальные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий в образование, предъявляют принципиально новые требования к роли преподавателя, в том числе связанные с готовностью работать в условиях неопределенности, изменчивости и необходимости непрерывного саморазвития. Ведущими функциями преподавателей как высше школы, так и сферы общего образования в условиях цифровизации становятся: ● проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретных учебных дисциплин, насыщенной развивающими возможностями; ● организация индивидуальной и командной (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде; ● проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой; ● организация обсуждений личностно значимого опыта и его рефлексия и т.д. В то же время в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции преподавателя: например, в качестве «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролера, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д. В целом, в цифровом образовании, как и в других отраслях цифровой экономики, все более востребованными становятся мультипрофильные, «конвергентные» профессионалы, специалисты-практики, имеющие опыт участия в различных социальных, производственных, бизнес-проектах, которые становятся и студентам, и работодателям более интересны, чем традиционные «монопрофессиональные» преподаватели. «Навыки будущего» в сфере образования становятся все более актуальной проблемой, при этом вопросы, связанные со структурой, содержанием и условиями формирования и развития конкурентоспособного преподавателя для цифровой экономики, выходят на первый план в задачах академической науки. Тем не менее, несмотря на распространение идей по данной проблеме, на сегодняшний день отсутствуют исследования, позволяющие решить проблему. Проект направлен на решение следующей научной проблемы – определения структуры, содержания и условий научно-методологического обеспечения формирования и развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы и сферы общего образования для цифровой экономики, способного эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность с учетом глобальных вызовов и рисков. На научно-теоретическом уровне проблема определяется потребностью новых подходов к обоснованию понятия «конкурентоспособность преподавателя», созданию психолого-педагогической методологии формирования и развития конкурентоспособности преподавателя, на научно-практическом уровне – необходимостью разработки организационно-структурных, личностно-профессиональных, процессуально-технологических механизмов развития конкурентоспособности преподавателя для цифровой экономики.

Ожидаемые результаты
1. Будет уточнено понятие конкурентоспособности преподавателя высшей школы и сферы общего образования как интегральной личностно-профессиональной характеристики, представляющей собой способность гарантировать качественный результат своего труда, готовность к непрерывному профессиональному развитию в условиях новых запросов к деятельности преподавателя от цифровой экономики, сетевого образования и глобальной конкуренции. Конкурентоспособность преподавателя высшей школы и сферы общего образования будет рассмотрена как возможность адекватного ответа на влияние факторов со стороны цифрового мира и новых условий деятельности. Научно-теоретическое и методологическое обоснование конкурентоспособности преподавателя высшей школы для цифровой экономики внесет вклад в теорию педагогики профессиональной подготовки и развития преподавателей преподавателя высшей школы и сферы общего образования в рамках общей педагогики, педагогики профессиоанльной деятельности и психологии труда. 2. Будет разработан проект структурно-функциональной модели новых компетенций, представленной двумя уровнями: - научно-теоретическим уровнем (базирующимся на раскрытии социального заказа и требований к преподавателю в условиях глобальной конкуренции, на описании методологии и принципах развития живых систем, управления развитием в коротких циклах); - научно-практическим уровнем (представленным раскрытием организационно-педагогическими условий, необходимых для развития конкурентоспособности преподавателя, а также описанием совокупности форм и технологий развития конкурентоспособности преподавателя и ее критериальной оценки). Проект структурно-функциональной модели компетенций преподавателей будет включать описание возможности индивидуального подбора существующих программ для личностного и профессионального развития преподавателя из имеющихся репозиториев программ онлайн-центров и университетов, а также разработку новых образовательных программ, тренингов и их реализация, в том числе и в сетевом формате. 3. Будут выявлены и научно обоснованы условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы и сферы общего образования: выявление и использование ресурсного потенциала сетевой корпоративной среды; проектирование и сопровождение карьерных стратегий преподавателя высшей школы.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Актуальность исследования «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики» определена тем, что глобальный рост цифровизации всех сфер экономической деятельности ускоряет трансформацию и сферы образования, требуя быстрой «пересборки» навыков профессиональной деятельности преподавателей вузов и школ, адаптации системы образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. Глобальные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий в образование, предъявляют принципиально новые требования к роли преподавателя, в том числе связанные с готовностью работать в условиях неопределенности, изменчивости и необходимости непрерывного саморазвития. Ведущими функциями преподавателей как высшей школы, так и сферы общего образования в условиях цифровизации становятся: • проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретных учебных дисциплин, насыщенной развивающими возможностями; • организация индивидуальной и командной (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде; • проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой; • организация обсуждений личностно значимого опыта и его рефлексия и др. В то же время в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции преподавателя: например, в качестве «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролера, порицающего и «карающего» за невыполнение требований. В цифровом образовании, как и в других отраслях цифровой экономики, все более востребованными становятся мультипрофильные, «конвергентные» профессионалы, специалисты-практики, имеющие опыт участия в различных социальных, производственных, бизнес-проектах, которые становятся и студентам, и работодателям более интересны, чем традиционные «монопрофессиональные» преподаватели. Таким образом, «навыки будущего» в сфере образования становятся все более актуальной проблемой, при этом вопросы, связанные со структурой, содержанием и условиями формирования и развития конкурентоспособного преподавателя для цифровой экономики, выходят на первый план в задачах академической науки. В рамках обозначенной проблемы и ее актуальности коллективом исследователей ГАОУ ВО МГПУ был реализован проект по теме: «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики» (1 этап – 2023 год). Целью исследовательского проекта является определение структуры, содержания и условий научно-методологического обеспечения формирования и развития конкурентоспособного преподавателя высшей школы и сферы общего образования для цифровой экономики, способного эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность с учетом глобальных вызовов и рисков. Объектом исследования на первом этапе реализации проекта являлись преподаватели сферы общего и высшего образования. Предмет исследования – конкурентоспособность преподавателей школы и вузов для цифровой экономики. Исследование включало три направления анализа: 1) анализ отечественной и зарубежной академической литературы по проблеме исследования (2,4 тыс. источников), 2) анализ данных официальных интернет-ресурсов образовательных организаций (408 школ, ГАОУ ВО МГПУ), 3) анализ нормативных правовых документов, регламентирующих сферу общего и высшего образования. Исследование проводилось с помощью технологии веб-скрейпинга. С сайтов и информационных страниц образовательных организаций общего и высшего образования были собраны данные о преподавателях школ и вуза (сведения о должности, квалификационной категории, об образовании, о дополнительном профессиональном образовании, о преподаваемых дисциплинах, стаже работы). Далее была осуществлена подготовка данных к статистической обработке и их отбор согласно выборке исследования. В выборку исследования вошли более 12800 преподавателей школ и более 1000 преподавателей университета. На следующем этапе анализа была составлена структура иерархии нормативных правовых документов муниципального, регионального и федерального уровней (НПА), регламентирующих деятельность в сфере общего и высшего образования. В представленном перечне НПА были определены основные регламенты, требования, условия и набор характеристик, определяющих конкурентоспособность преподавателя общего и высшего образования. В результате 1 этапа реализации проекта был определен следующий набор компетенций конкурентоспособного преподавателя (способности, навыки, умения, качества): коммуникативная компетенция, адаптивность, цифровые компетенции, обучаемость, педагогические (академические) компетенции, организационно-управленческие компетенции, научные компетенции, критическое мышление, способность к инициативе и предпринимательству, креативное мышление, социальные и гражданские компетенции, эмоциональный интеллект, правовые компетенции. Были определены 11 факторов, которые влияют на конкурентоспособность преподавателя: 1. Организация – рейтинг школы или высшего учебного заведения, инновационная среда, в том числе сопровождение карьерных стратегий, международное сотрудничество и т. п. 2. Цифра – данные, сервисы и инструменты, искусственный интеллект, сетевое взаимодействие, дистанционная работа. 3. Опыт – общий стаж работы, стаж работы в организации. 4. Нормативные правовые акты – приказы, положения, инструкции, стандарты, распоряжения, эффективный контракт и т. д. 5. Образование – непрерывное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, самообразование, ученая степень. 6. Наука – публикации, гранты, научно-исследовательские проекты. 7. Новая (цифровая) дидактика – инновационные педтехнологии, цифровые педагогические инструменты, наставничество, цифровой контент, дистанционное, смешанное обучение. 8. Культура – ценности, мировоззрение, культурный контекст. 9. Обучающиеся – образовательные результаты обучающихся, студентов. 10. Личностные качества – инициатива, ответственность, самостоятельность. 11. Конкурсы – технологии аттестации, технологии конкурсного отбора, стимулирование, аттестация. Результаты исследования представлены на научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке - https://www.mgpu.ru/event/seminar-konkurentnosposobnyj-pedagog-i-tsifrovaya-ekonomika/ - https://www.mgpu.ru/o-konkurentnosposobnosti-pedagogov-podvodim-itogi-seminara/ - https://www.youtube.com/watch?v=4wg2uGXG5aM

 

Публикации

1. Вачкова С.Н., Салахова В.Б., Закирова В.Г., Каюмова Л.Р. Risk orientation of a contemporary higher education teacher as a basic competence of competitiveness in the XXI century Revista on line de Política e Gestão Educacional, - (год публикации - 2024)

2. Петряева Елена Юрьевна, Салахова Валентина Борисовна, Суменкова Юлия Игоревна Проблема изучения конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира Almamater. Вестник высшей школы, - (год публикации - 2024)

3. Светлана Николаевна Вачкова, Валентина Борисовна Салахова Совершенствование профессионального развития педагогических работников образовательных организаций общего образования (на основе анализа опыта лучших практик Сингапура, Китая и Японии) ВЕСТНИК АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 3: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, 4(328) (год публикации - 2023)

4. Светлана Николаевна Вачкова, Елена Николаевна Геворкян, Валентина Борисовна Салахова, Мария Николаевна Федоровская Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования Общество: социология, психология, педагогика, - (год публикации - 2023)

5. Вачкова С.Н., Геворкян Е.Н., Салахова В.Б., Агеева Н.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ: ОБЗОР ЛУЧШИХ ПРАКТИК СИНГАПУРА И КИТАЯ Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональ ном образовании и профессиональном самоопределении. Москва: Изд-во Экон-Информ, Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональ ном образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография / Авторы составители: Геворкян Е.Н., По- дуфалов Н.Д., Стриханов М.Н. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2023. – 549 с. (год публикации - 2023)

6. - Региональный экспертный семинар «Конкурентноспособный преподаватель для цифровой экономики» youtube, - (год публикации - )