КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-29-00477

НазваниеСопряжение системы акустической диагностики силовых трансформаторов железных дорог с системой цифровой тяговой подстанции

РуководительКузнецов Андрей Альбертович, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения", Омская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-405 - Транспортная энергетика (наземного, водного, воздушного, космического транспорта)

Ключевые словажелезнодорожный транспорт, силовые трансформаторы, акустический контроль, диагностирование изоляции, частичные разряды, цифровая тяговая подстанция

Код ГРНТИ44.29.29


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Компания ОАО "РЖД" является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в Российской Федерации. В структуре потребления электроэнергии тяга поездов занимает главнейшую роль, на долю которой приходится 85% от общего объема. В настоящее время в системе электроснабжения железнодорожного транспорта в эксплуатации находится большое число силовых трансформаторов, от надежной работы которых зависит обеспечение бесперебойного движения поездов. Для контроля за работоспособным состоянием силовых трансформаторов используется большое количество автоматизированных систем, выдающих диагноз состояния по отдельным параметрам контроля. В связи с этим актуальным является вопрос применения автоматизированных систем диагностирования изоляции силовых трансформаторов на основе нескольких измеряемых параметров, в результате чего повышается достоверность диагноза состояния при эксплуатации. Другим аспектом является интегрирование вновь разрабатываемых систем в структуру «Цифровой подстанции» для принятия эффективных управляющих воздействий. Научная новизна заключается в обоснованном использовании минимального числа контролируемых параметров в автоматизированных системах диагностирования силовых трансформаторов для обеспечения их надежной и безаварийной работы. В результате выполнения проекта будут получены следующие научные результаты: Проанализированы существующие системы диагностирования силовых трансформаторов системы электроснабжения железнодорожного транспорта; Изучена полнота, внутренняя и межсистемная согласованность данных представляемых на выходе существующих систем для постановки диагноза; Предложены методы повышения достоверности диагноза с применением нескольких параметров контроля; Определены оптимальные конфигурация автоматизированной системы диагностирования и форма представления выходных данных; Определены способы интегрирования автоматизированной системы диагностирования в систему «Цифровая подстанция»; Сформулированы практические рекомендации по подготовке данных, развёртыванию, настройке и эксплуатации системы, а также интерпретации полученных с её помощью результатов.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидаются следующие научные и практические результаты: Проанализировать используемые на данный момент и разрабатываемые системы диагностирования силовых трансформаторов; Изучить полноту, внутреннюю и межсистемную согласованность данных представляемых на выходе существующих систем для постановки диагноза; Предложить методы повышения достоверности диагноза с применением нескольких параметров контроля; Определить оптимальную конфигурацию автоматизированной системы диагностирования на основе акустического контроля и форма представления выходных данных; Определены способы интегрирования автоматизированной системы диагностирования в систему «Цифровая подстанция»; Сформулировать практические рекомендации по подготовке данных, развёртыванию, настройке и эксплуатации системы, а также интерпретации полученных с её помощью результатов. Результаты работы будут отражены не менее чем в 7 рецензируемых публикациях, в том числе 3 - в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) или «Скопус» (Scopus). Результаты работы могут быть использованы в системах электроснабжения не только железнодорожного транспорта, но и промышленных объектов РФ и за рубежом, что свидетельствует о значительном масштабе решаемой задачи.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основными результатами выполненных работ и полученных научных результатов по первому году реализации проекта явилось: 1. Представлены принципы построения диагностических систем в составе «Цифровой подстанции» с возможностью применения существующих методов и предлагаемого модернизированного метода на основе акустического контроля. На основании анализа существующих методов построения диагностических систем силовых трансформаторов в системе «Цифровой подстанции» выявлена необходимость разработки мобильного автоматизированного комплекса на основе акустической диагностики. Особенностью системы электроснабжения железных дорог является тот факт, что силовые трансформаторы в составе тяговых подстанций распределены вдоль железнодорожного пути на значительных расстояниях друг от друга. Существующие стационарные системы диагностирования в полном объеме имеют высокую стоимость и с «новыми» трансформаторами не оправдывают затрат по причине отсутствия дефектов. На «старых» трансформаторах разворачивать дорогостоящие системы диагностирования не целесообразно ввиду удорожания стоимости оборудования. Альтернативным вариантом является создание мобильных диагностических комплексов на основе систем акустического контроля с возможностью быстрого разворачивания системы и последующего переноса на следующий объект диагностирования, проведения измерений и передачи данных в автоматизированную систему «Цифровой подстанции» для принятия решения о техническом состоянии силового трансформатора. 2. Разработаны математические модели диагностирования силовых трансформаторов с указанием параметров достоверности. Разработаны методики диагностирования силовых трансформаторов на основе акустического контроля с применением имитатора дефектов. Повышение достоверности результатов диагностирования осуществляется за счет уменьшения дополнительных погрешностей измерения параметров акустических сигналов. При смене сезонов времени года, сопровождающихся существенными изменениями температурного режима, на измеряемые параметры акустических сигналов влияет вязкость трансформаторного масла. При выполнении предлагаемого способа дифференциальных измерений на трансформаторе и имитаторе дефектов, выполняемых при одинаковой температуре и в одно время, влияние вязкости трансформаторного масла исключается. Разработаны математические модели изменения вязкости трансформаторного масла и его влияние на параметры измеряемого акустического сигнала. Математическая модель подтверждена рядом акустических измерений на силовых трансформаторах с различным техническим состоянием. 3. Разработана и опробована методика акустического контроля с использованием имитатора дефектов. Разработан опытный образец переносного диагностического комплекса на основе акустического контроля. Разработан опытный образец диагностического комплекса на основе акустического контроля. Разработан имитатор дефектов, воспроизводящий акустические сигналы, возникающие в реальных трансформаторах при нарушении изоляции, сопровождающиеся разрядными явлениями в изоляции и трансформаторном масле. Разработан малогабаритный высоковольтный источник испытательных напряжений, имитирующий разрядные явления различной мощности в масляном баке имитатора. Разработан набор электродов, имитирующих дефекты вида «точечное нарушение изоляции» в обмотках трансформаторов, «пробой проводника на металлический корпус», «пробой в разрыве металлического проводника». Для повышения достоверности акустического контроля выполнено сравнение зарегистрированных акустических сигналов на имитаторе с различным набором дефектов с видеоизображением разрядных явлений в трансформаторном масле, выполненное в синхронизированные моменты времени. Зарегистрированы акустические сигналы от различных видов электродов, и выполнена их математическая обработка. Определены параметры акустических сигналов для различных видов электродов, имитирующих дефекты при эксплуатации силовых трансформаторов. Разработаны критерии распознавания дефектов в силовых трансформаторах по параметрам акустических сигналов. 4. Проведены масштабные испытания на трансформаторах с различным техническим состоянием и в различное время года с использованием переносного диагностического комплекса на основе акустического контроля. Испытания выполнены на силовых трансформаторах системы электроснабжения железных дорог в процессе эксплуатации, с учетом динамики развития дефектов изоляции в условиях сезонных изменений температуры и методика определения места возможного образования дефекта изоляции, учитывающая прохождение акустическими сигналами различных сред позволяют повысить достоверность диагностирования за счет выделения изменений сигнала в условиях сезонных колебаний температуры. Испытания в различное время года (при положительных и отрицательных температурах окружающего воздуха) проведены в Омской и Новосибирской дистанциях электроснабжения Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению. Данные акустического контроля в большинстве случаев подтвердили результаты хроматографического анализа газов, растворенных в трансформаторном масле, используемого в качестве основного метода по диагностированию состояния изоляции силовых трансформаторов, что так же повысило достоверность результатов диагностирования.

 

Публикации

1. Волчанина М.А., Горлов А.В., Пономарев А.В., Кузнецов А.А. Statistical Studies of Acoustic Signals Measurements in Diagnostics of Power Transformers Lecture Notes in Electrical Engineering. Springer, Singapore., Lecture Notes in Electrical Engineering, vol 1047. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-99-2730-2_1 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-981-99-2730-2_1

2. ГОРЛОВ А.В, ВОЛЧАНИНА М.А., ПОНОМАРЕВ А.В., КУЗНЕЦОВ А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ РАЗРЯДОВ В МАСЛЕ НА ИМИТАТОРЕ С РАЗЛИЧНЫМ НАБОРОМ ДЕФЕКТОВ ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ, Т. 9. № 1. С. 83–94 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17816/transsyst20239183-94

3. Кузнецов А.А., Волчанина М.А., Горлов А.В. Сравнение акустических сигналов и видеоизображений высоковольтных разрядов в масле в задачах диагностирования силовых трансформаторов Известия Транссиба, - (год публикации - 2023)

4. Кузнецов А.А., Волчанина М.А., Горлов А.В., Comparative Analysis of Acoustic Signals and Visual Images of High-Voltage Discharge in Transformer Oil IEEE, Proceedings - 2023 International Russian Automation Conference, RusAutoCon 2023, 2023, pp. 881–887 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/RusAutoCon58002.2023.10272867

5. Кузнецов А.А., Горлов А.В., Волчанина М.А. Research of High-Voltage Discharge in Oil on a Simulator with a Various Set of Defects IEEE, Proceedings - 2023 International Russian Smart Industry Conference, SmartIndustryCon 2023, 2023, pp. 695–699 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/SmartIndustryCon57312.2023.10110759

6. Кузнецов Андрей Альбертович, Волчанина Мария Андреевна, Горлов Антон Вячеславович Устройство для мониторинга силовых трансформаторов -, 2023116114 (год публикации - )