КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-48-00004

НазваниеКитайско-Восточная железная дорога как трансграничная социокультурная система: история строительства, реконструкция и моделирование механизмов охраны культурного наследия

РуководительХодяков Михаил Викторович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№74 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (NSFC).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаКитайско-Восточная железная дорога, восточный и западный подходы к КВЖД, социокультурная система, российско-китайское взаимодействие, история, реконструкция, охрана культурного наследия, цифровая информационная платформа, трансграничные совместные механизмы защиты

Код ГРНТИ03.09.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сооружавшаяся с конца XIX века усилиями России и Китая (архитекторами и строителями) проходит через территорию Северо-Востока Китая. В течение десятилетий строительства КВЖД осуществлялось возведение значительного количества крупномасштабных ансамблевых застроек, которые стали своеобразной моделью для пространственного развития районов с железнодорожными станциями. Одновременно они стимулировали развитие многочисленных городов и поселков вдоль железной дороги: Владивостока, Хабаровска, Харбина, Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и др. Архитектурное наследие вдоль КВЖД оказало глубокое влияние на эволюцию плана городов и поселков в России и Китае первой половины XX столетия, а также на социальную интеграцию, культурные связи и экономический контакты между странами. Архитектурное наследие Транссибирской магистрали и КВЖД разнообразно и многочисленно. Только в провинции Хэйлунцзян (с центром в Харбине) вдоль линии дороги на сегодняшний день зафиксировано свыше 1 500 исторических зданий в 105 городах и поселках (деревнях) с железнодорожными станциями. Проект ориентирован на исследование двух веток железной дороги: КВЖД на территории Китая и восточного и западного подходов к ней на территории России (линия Запад-Восток: Чита – Маньчжурия – Харбин – Суэйфэньхэ – Владивосток; линия Север-Юг: магистраль Харбин – Люйшунь, а также две ветви в Далянь и Инькоу). Новизна проекта заключается в постановке научной проблемы на стыке гуманитарных и естественно-научных областей знания, междисциплинарности подходов и методов проведения исследования, отходе от общепринятых хронологических границ в истории строительства КВЖД (объединении дореволюционного этапа развития в рамках Российской империи и периода сложных межгосударственных взаимоотношений СССР и Китая, в рамках которого решалась судьба дороги (1890-е – 1952 гг.)). Исторические методы проведения исследования сочетаются с применением опыта гис-разметки и реконструкции на уровне населенных пунктов. Предполагается изучение истории КВЖД, как социокультурной системы на трех уровнях: городском (благодаря преимуществам российской стороны, имеющей доступ к богатой коллекции исторических карт и чертежей, сохранившихся в фондах РГИА и ряде других федеральных и региональных архивов России); на уровне улиц и кварталов; на уровне сбора сведений и проектов по реконструкции зданий. Выявленный в архивах и проанализированный исторический материал станет базой для реализации прикладной составляющей проекта. Использование технологии дистанционного зондирования с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) для сбора данных о городах и поселках вдоль КВЖД (на территории Китая), а также внедрение технологии распознавания изображений (для выявления особенностей, классификации и оценки культурного наследия КВЖД), является одним из преимуществ китайской стороны. Данный подход согласуется с положениями принятого в КНР государственного «Плана развития искусственного интеллекта» о «”смартизации” всего жизненного цикла города – планирования, строительства, управления и эксплуатации». Применение метода распознавания изображений дополнит уже существующие методы идентификации объектов культурного наследия и сделает возможным их всестороннее, точное и системное изучение и сохранение. Китайская сторона много лет работает над исследованием городов и поселков вдоль КВЖД, обладает солидной информационной базой и опытом работы в области охраны объектов культурного наследия. Ее опыт в теоретических исследованиях и практической работе в области дистанционного зондирования с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и моделирования баз данных обеспечивает прочную основу для ключевых технических аспектов данного проекта. Создаваемая совместно база данных элементов культурного наследия объединит технические средства аналитической модели и модуль анализа и прогнозирования проблем (Problem Analysis&Forecasting Module), предназначенный для формирования общей стратегии охраны культурного наследия в условиях существующих различий: профилактики общей деградации отдельного здания, развития архитектурного стиля; зонирования районов охраны архитектурной застройки, упорядочения пространственной структуры; изучения туристического потенциала районов культурного наследия, распределения ресурсов и механизма инвестиций и финансирования. Исходя из этого, будет создана информационная платформа с данными из различных источников, легко управляемым интерфейсом и многозадачностью (хранение, анализ, демонстрация, оценка и принятие решений), и разработан механизм совместного использования данной платформы. Благодаря проведению данного исследования будет ускорен процесс выявления в России и Китае исторического значения и культурной ценности районов с железнодорожными станциями вдоль КВЖД и восточного и западного подходов к ней, что послужит стимулом для создания ряда совместных российско-китайских типовых проектов по охране архитектурного наследия, сочетающих ресурсы территории вдоль железных дорог и прилегающих районов, и будет способствовать реализации проектов по охране и восстановлению культурного наследия и улучшению окружающего ландшафта. Это позволит максимально раскрыть потенциал развития архитектурного наследия вдоль железной дороги, усилить экономическую составляющую туризма, добиться совместного гуманитарного, социального и экономического развития данных территорий.

Ожидаемые результаты
К наиболее существенным следует отнести следующие ожидаемые результаты проекта : - На основе данных, собранных в архивах, будут определены особенности пространственного распределения населенных пунктов в исторический период строительства Китайско-Восточной железной дороги и восточного и западного подходов к ней, его взаимосвязь с уровнем социально-экономического развития отдельных территорий и другие закономерности. - Выявление и агрегация исторических сведений о ключевых факторах, определявших процесс застройки территорий вдоль Китайско-Восточной железной дороги и восточного и западного подходов к ней, ляжет в основу полученных результатов компаративного пространственно-временного анализа динамики развития населенных пунктов и архитектурных построек, в том числе временных трендов в эволюции отдельных веток железной дороги. - Разноуровневый принцип проведения научного исследования (город – улица, квартал – здания) позволит определить типичные траектории трансформации социокультурной среды населенных пунктов, осуществить их региональную и локальную кластеризацию. - Реализация проекта обеспечит выявление общих черт и уникально-ситуативных особенностей форм и практик взаимодействия в области социокультурного и экономического сотрудничества России и Китая в исторической ретроспективе и на современном этапе. - Проведение совместного исследования специалистами в области истории и архитектуры будет способствовать унификации методологии изучения строительства, реконструкции и охраны объектов культурного наследия, формирование которых проходило в трансграничных условиях. - Создание единой базы данных элементов культурного наследия Китайско-Восточной железной дороги и восточного и западного подходов к ней, а также сведений об их основных исторических и современных характеристиках. БД обеспечит интеграцию информации, полученной из гетерогенных источников, и будет находиться в общем российско-китайском доступе. - На основе базы данных будет создана платформа демонстрации цифровых пространственных данных на базе Local Space Server для хранения и обработки большого количества информации по культурному наследию КВЖД, смоделированного в 3D, а также для улучшения и повышения точности результатов пространственного анализа традиционных 2D данных. Таким образом, будет преодолена ограниченность традиционной статистики, поиска и управления информацией. Результаты проекта будут иметь не только фундаментальный, но и прикладной характер, применяться в целях укрепления опыта успешного совместного создания поликультурной социальной среды. На основе выборки типичных практических примеров трансграничной модели сотрудничества, будут проанализированы функции, ответственность и обязанности сторон, обобщена и выдвинута модель сотрудничества России и Китая по охране архитектурного наследия трансграничного характера, подходящая обеим сторонам. Проект отвечает вызовам времени, соответствует современным мировым исследованиям, проводимым в настоящее время научными сообществами, и развивает междисциплинарное научно-исследовательское сотрудничество, будет способствовать укреплению туристического и экономического взаимодействия и развития России и Китая. Результаты научного исследования по проекту в процессе реализации будут внедрены в образовательный процесс в России (Санкт-Петербургский государственный университет и Южный федеральный университет) и Китае (Харбинский технологический институт ) по приоритетным областям знания (Инженерные науки и Науки об обществе).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Выполняя свою часть работ по проекту, российская сторона осуществила анализ материалов ряда архивных фондов федеральных и региональных архивохранилищ, а также крупнейших библиотек России - РНБ и РГБ. В Российском государственном историческом архиве была изучена значительная часть документов, касающихся проектов железнодорожного строительства и тех типов объектов, которые проектировались и сооружались вдоль восточного и западного подходов к КВЖД (на Кайдаловской и Никольской ветвях), а также на железнодорожных станциях вдоль КВЖД (Ф. 323 – Правление общества Китайско-Восточной железной дороги; Ф. 350 – Планы и чертежи по сооружению железных дорог (коллекция); Ф. 373 – Управление по постройке Уссурийской железной дороги; Ф. 265 – Управление казенных железных дорог МПС; Ф. 268 – Департамент железнодорожных дел МФ) и ряд других фондов. Анализ содержания данных фондов позволил выявить и сделать сканы и фотографии чертежей церквей, медицинских учреждений, железнодорожных вокзалов и железнодорожных депо, а также планов ряда станций вдоль изучаемых железнодорожных веток. В Российской национальной библиотеке проводилась работа с опубликованным в дореволюционный период источниковым материалом о строительстве КВЖД и западной и восточной соединительных веток. Были изучены Альбом исполнительных чертежей по постройке Забайкальской железной дороги, Альбом исполнительных чертежей по постройке Уссурийской железной дороги, а также Альбом сооружений и типовых чертежей Китайско-Восточной железной дороги. Данные материалы содержат информацию о типах построек, которые планировалось сооружать вдоль обозначенных железных дорог, их функциональном назначении, разновидностях, принципах внутренней организации и размещения на железнодорожных станциях различных классов. Сопоставительный анализ типовых чертежей с реализованными проектами станций, сведения о которых получены из Российского государственного исторического архива, позволили провести типологизацию проектов железнодорожного строительства и населенных пунктов. Особое значение для реализации проекта имело знакомство исполнителей с сохранившимися планами объектов культурно наследия (ОКН), отложившимися в фондах Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Москва). Собраны материалы о постановке на учет архитектурных объектов культурного наследия в Забайкальском крае, построенных вдоль соединительной с КВЖД железнодорожной ветки от Читы до Маньчжурии, и в Приморском крае - от Владивостока до ст. Пограничная в конце XIX–начала XX в. с описанием их функциональных характеристик. Работа с паспортами объектов культурного наследия позволила не только выявить общие тенденции в организации охраны ОКН вдоль железных дорог в РФ, но и проследить эволюцию их назначения, определить критерии, по которым объекты архитектуры ставились на учет, выявить основные меры, предпринимаемые региональными властями для поддержания в рабочем состоянии большинства объектов. Проведенный в рамках выездной экспедиции в Забайкальский край осмотр современного состояния сохранившихся вдоль Кайдаловской соединительной железнодорожной ветки построек позволил выявить изменения, произошедшие в течение двадцати лет XXI века по сравнению с созданными на предыдущем этапе паспортами объектов культурного наследия. Визуальный осмотр показал утрату многих построек, особенно деревянных, физическое состояние которых вызывало сомнения еще у составителей паспортов ОКН в конце XX в. Часть зданий удалось сохранить, переделав их в музейные пространства (например, здания на железнодорожной станции Оловянная Забайкальской железной дороги). За первый год было опубликовано 13 статей, из которых две вышли в ведущих высокорейтинговых российских журналах, индексируемых международными базами данных Scopus и Web of Science, включенных в первый квартиль (Новейшая история России и Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История.), одна статья опубликована в российском журнале, индексируемом в международной базе Web of Science (Вестник Томского государственного университета. Серия История), одна статья вышла в журнале, индексируемом в базе RSCI (Вестник Московского университета. Серия История). Кроме того, научным коллективом подготовлен тематический выпуск научного журнала "Новое прошлое / The New Past" (№ 4, 2023 г., индексируется в РИНЦ, ВАК 1 категории, ERIH PLUS и др. базах), посвященный проблемам интерпретации освоения Россией Дальнего Востока. В рамках тематического номера представлены публикации как участников коллектива, так и других авторитетных исследователей из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Харбина. Также в рамках проекта опубликованы три статьи (две в сборниках трудов научных конференций и одна в тематическом номере научного журнала "исторический курьер"), индексируемые в РИНЦ. Результаты научных исследований российского коллектива также были представлены в рамках научных конференций разного организационного и территориального уровня. За первый год проекта было сделано 23 научных доклада на конференциях в Санкт-Петербурге, Харбине, Москве, Благовещенске, Новосибирске, Красноярска. Таким образом, исследование в рамках проекта прошло апробацию: как на российских, так и зарубежной площадках: в России - как в столичных регионах, так и в изучаемых регионах. Общее количество конференций - 10, из них 1 - международная зарубежная, 6 - международных российских; 2 - всероссийские; 1 - региональная. В ходе визита в Харбин исполнителей с российской стороны и китайских коллег, посетивших Санкт-Петербург, происходил обмен информацией и были определены перспективы дальнейших исследований, проведены научные семинары с привлечением внешних по отношению к проекту специалистов. В ходе первого года реализации научного проекта российским коллективом, совместно с китайской стороной, подготовлена первая глава коллективной научной монографии (Глава 1. Соединительные ветви Китайско-Восточной железной дороги на рубеже XIX–XX вв.) объемом 3 п.л. со схемами и чертежами типовых архитектурных сооружений, анализ которых представлен в тексте. Ход реализации проекта также освещался в СМИ. 23 октября 2023 г. были представлены промежуточные результаты в программе "Ветер в окно" на "Радио России - Санкт-Петербург" (https://www.rtr.spb.ru/radio_ru/First_Person/news_detail_v.asp?id=41982). 07 декабря 2023 г. итоговые результаты первого года реализации проекта были представлены в передаче "ГОСТИ1024FM" на радио "Radio METRО", (https://radiometro.ru/2023/12/07/gosti1024fm-denis-yanchenko-elena-starovojtova-natalya-dmitrieva/). Не менее важным для реализации проекта следует считать и внедрение исследовательских достижений участников в образовательный процесс в рамках учебных курсов первого семестра 2023-2024 учебного года в различных университетах Санкт-Петербурга (ИТМО, на Восточном факультете СПбГУ, в Институте истории СПбГУ, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого, в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

 

Публикации

1. Авилов Р.С. Долговременные казематированные блокгаузы на КВЖД: от идеи до проектов сооружений. 1900–1911 гг. Россия и Китай: перспективы сотрудничества. Вып. 13: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (Благовещенск, Хэйхэ, 26-28 мая 2023 г.) / отв. ред.: А. В. Друзяка. - 2023. - 535 с., 2023. Вып. 13. С. 98-103. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.48344/27823768_2023_13_98

2. Авилов Р.С. Рельсы на Восток: от русского железнодорожного строительства до русско-китайского историко-культурного наследия Новое прошлое / The New Past, № 4. С. 258-269 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-258-269

3. Гузей Я.С. Железнодорожное строительство и российский Дальний Восток в конце XIX–начале XX в. Новое прошлое / The New Past, № 4. С.280-290 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-280-290

4. Дацышен В.Г. Сибирский транзит. Великий чайный путь и железнодорожное строительство на востоке России во второй половине XIX в. Новое прошлое / The New Past, № 4. С.20-35 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-20-35

5. Дацышен В.Г. Фотоальбом «Харбин двадцатых–сороковых годов в современном городе». Из истории изучения и сохранения историко-архитектурного наследия КВЖД в конце ХХ в. Вестник Томского государственного университета. История, № 84. С. 119-126 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/19988613/84/15

6. Дацышен В.Г. Китайская Чанчуньская железная дорога – обойденное вниманием наследие КВЖД Наследие: культура, история, коммуникация. Сборник статей. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2023. С. 72-80. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205¼978-5-6049863-7-0-72-80

7. Дацышен В.Г., Дай Цзяньбин В.Д. Лачинов и Д.П. Казакевич – первые управляющие КВЖД в эмигрантский период в истории Харбина Исторический курьер, 2023. № 3 (29). С. 95-102 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2023-3-7

8. Дмитриева Н.В. (Со)Хранить наследие: КВЖД и ее инфраструктура в трансграничном пространстве Дальнего Востока Новое прошлое / The New Past, № 4. С. 248-257 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-248-257

9. Дмитриева Н.В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви Новейшая история России, Т. 13, № 4. С. 861-874. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu24.2023.410

10. Старовойтова Е.О. Китайско-восточная железная дорога в освещении отечественных народнических изданий конца XIX–начала XX в. Новое прошлое / The New Past, № 4. С.36-46 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-36-46

11. Ходяков М.В. Переселенческое движение и школьное строительство в Забайкалье Новое прошлое / The New Past, № 4. С. 8-18 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-4-8-18

12. Ходяков М.В. Станция Маньчжурия в начале XX в.: проблемы организации управления на железной дороге Вестник Московского университета. Серия 8: История, Т. 64. № 4. С. 97-106. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-4-97-106

13. Ходяков М.В., Чжао Чжицин Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX–XX вв. Вестник НГУ. Серия: История, филология, 2023. Т. 22, № 8: История. С. 100–111. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111

14. - Ветер в окно :Россия-Китай. Политика, экономика. Историко-культурные связи, традиции. (19-20-21 вв). Передача 1-я. ГТРК "Россия - Санкт-Петербург", ГТРК "Россия - Санкт-Петербург" (год публикации - )

15. - Китайско-восточная железная дорога как пример культурного взаимодействия России и Китая: к 120-летию открытия дороги RADIO METRO, RADIO METRO (год публикации - )