КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-78-10036

НазваниеТрансформация систем высшего образования стран Центральной Азии: новые возможности и вызовы для экспорта российского образования

РуководительПогорельская Анастасия Михайловна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2023 - 06.2026 

Конкурс№85 - Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами

Ключевые словасистема высшего образования, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия, реформирование, суверенизация, интернационализация, экспорт высшего образования

Код ГРНТИ23.37.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект предполагает комплексную оценку текущего состояния систем высшего образования стран Центральной Азии, в частности, с целью актуализации российской стратегии и тактики экспорта высшего образования на данном направлении и обновления отношений с указанными странами по вопросам высшего образования. Проблемой, на решение которой направлено данное исследование, является определение соответствия основных тенденций трансформации систем высшего образования четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) как целям и задачам национально-государственного строительства, социально-экономического и научно-технологического развития указанных стран и их внешнеполитическим приоритетам, так и интересам и целям российской политики в Центральной Азии и задачам экспорта российского высшего образования в страны региона. Актуальность исследования объясняется тем, что изменения в международной обстановке последних трех лет: пандемия, начало СВО и ужесточение режима санкций против России - привели к изменению контекста, в котором Россия взаимодействует с указанными странами, в том числе в сфере высшего образования. Научная значимость исследования обусловлена тем, что в российской науке отсутствуют систематические и комплексные исследования развития высшего образования в странах Центральной Азии, хотя интерес к ним растёт. Научная новизна исследования состоит, во-первых, в комплексном анализе трансформаций высшего образования четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) в контексте национально-государственного строительства, эволюции внешней политики, социально-экономического и научно-технологического развития этих стран, в то время как в российской научной литературе развитие высшего образования в этих странах рассматривается фрагментарно и описательно. Во-вторых, научная новизна заявленного исследования обусловлена анализом влияния коренных изменений международно-политической и геоэкономической среды на позиции России в Центральной Азии в сфере высшего образования. Анализ и оценка воздействия произошедших сдвигов в международной обстановке на экспорт услуг российского высшего образования в страны Центральной Азии не проводились в научной литературе. В-третьих, изучение проблематики трансформации систем высшего образования четырех стран Центральной Азии позволит провести их сравнительный анализ и выявить общие и частные закономерности их развития, влияющие на эффективность существующих институтов, механизмов, методов и технологий экспорта услуг российского высшего образования в страны Центральной Азии. В-четвертых, научная новизна исследования будет состоять в комплексном сравнительном анализе образовательной дипломатии, политики экспорта образовательных услуг ведущих зарубежных стран (США, страны ЕС, Китай, Турция, Южная Корея) в страны Центральной Азии, что позволит выявить наиболее эффективные практики взаимодействия, которые может использовать Россия. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в условиях санкций важнейшее значение для России приобретает экспорт услуг высшего образования, который напрямую санкции не затрагивают. В этой связи, а также в целях выполнения поставленных целей в сфере экспорта российского высшего образования (приоритетного проекта “Экспорт образования” 2017-2025 гг.) необходимо определить ключевые препятствия и потенциальные возможности для расширения экспорта российского высшего образования в страны Центральной Азии. Сделать это без комплексного анализа ситуации в системах высшего образования указанных стран вряд ли представляется возможным. В этой связи данный проект призван обеспечить качественное аналитическое сопровождение российской политики в сфере высшего образования в Центральной Азии.

Ожидаемые результаты
В результате заявленного исследования будут достигнуты следующие научные результаты: - комплексно охарактеризованы долгосрочные факторы развития систем высшего образования четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), особенности государственной политики данных стран в сфере высшего образования, политики интернационализации высшего образования; - проведена комплексная оценка влияния коренных изменений международно-политической и геоэкономической среды на современном этапе на государственную политику Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в отношении реформирования национальных систем высшего образования; - определены особенности и дана оценка эффективности политики экспорта услуг высшего образования в странах Центральной Азии, проводимой такими основными конкурентами России, как США, страны ЕС, Китай, Турция, Южная Корея; - определены особенности и дана оценка эффективности механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия России с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в области высшего образования, других инструментов содействия экспорту услуг российского высшего образования в страны Центральной Азии. Научная значимость заявленных результатов обусловлена тем, что на сегодня в мировой науке отсутствует опыт систематического комплексного анализа политики стран Центральной Азии в сфере высшего образования. Имеющиеся публикации, доступные в РИНЦ и зарубежных базах публикаций, носят по большей части поверхностно-описательный или очень узкий характер, не позволяя объективно оценить ситуацию в высшем образовании этих стран. Более того, изменения в международной обстановке последних трех лет, а именно пандемия, начало СВО и ужесточение режима санкций против России, привели к изменению контекста, в котором Россия вынуждена взаимодействовать с указанными странами, в том числе в сфере высшего образования. Однако если данный контекст и стал постепенно осмысливаться российскими учеными, то вопросы высшего образования в нём пока не получили должного освещения. Практическая значимость проекта заключается в том, что: - российскому университетскому сообществу будут представлены результаты комплексного анализа последних изменений в системах высшего образования стран Центральной Азии, пригодные для разработки и/или корректировки деятельности вузов в указанном регионе в сложившейся международной обстановке; - российским органам власти будут предложены конкретные, научно обоснованные изменения и дополнения для политики России в сфере экспорта высшего образования в регион Центральной Азии в новых международных условиях; Практическая значимость исследования также обусловлена тем, что в условиях санкций важнейшее значение для России приобретает экспорт услуг высшего образования, который напрямую санкции не затрагивают. В этой связи, а также в целях выполнения поставленных целей в сфере экспорта российского высшего образования (приоритетного проекта “Экспорт образования” 2017-2025 гг.) необходимо определить ключевые препятствия и потенциальные возможности для расширения экспорта российского высшего образования в страны Центральной Азии. Сделать это без комплексного анализа ситуации в системах высшего образования указанных стран вряд ли представляется возможным. В этой связи данный проект призван обеспечить качественное аналитическое сопровождение российской политики в сфере высшего образования в Центральной Азии.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе реализации первого этапа исследования были комплексно охарактеризованы долгосрочные факторы развития систем высшего образования четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), особенности государственной политики данных стран по реформированию и интернационализации высшего образования. Кроме того, была начата комплексная оценка влияния коренных изменений международно-политической и геоэкономической среды на современном этапе на государственную политику Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в отношении реформирования национальных систем высшего образования. Было начато многолетнее социологическое исследование по особенностям мотивации, адаптации и барьерам для образовательной миграции в глазах студентов из стран Центральной Азии, обучающихся в российских вузах. Научная значимость результатов первого этапа реализации проекта обусловлена тем, что на сегодня в мировой науке отсутствует опыт систематического комплексного анализа политики стран Центральной Азии в сфере высшего образования, а также почти нет исследований, посвященных влиянию текущей международной ситуации на системы высшего образования стран Центральной Азии. Практическая значимость первого этапа проекта заключается в том, что российскому академическому сообществу были представлены результаты комплексного анализа последних изменений в системах высшего образования стран Центральной Азии, пригодные для разработки и/или корректировки деятельности вузов в указанном регионе в сложившейся международной обстановке. В целях обнародования результатов оценки адаптации системы высшего образования Казахстана к текущей международной ситуации был записан подкаст "Многовекторность" в сфере высшего образования: теряет ли Россия Казахстан?" (https://www.youtube.com/watch?v=xfs_npFSmAk). В первый год реализации проекта 6 статей опубликованы или сданы в печать в журналы, входящие в базы цитирований Web of Science или Scopus (5 статей, включая 1 статью в журнале Q1), RSCI (4 статьи), РИНЦ (6 статей). Данные статьи посвящены особенностям интернационализации высшего образования стран Центральной Азии, её отдельным механизмам и результатам, а также российскому экспорту услуг в области высшего образования. На сайте Центра евразийских исследований были опубликованы экспертные комментарии: 1) Николай Погодаев “Адаптация студентов из Таджикистана и Узбекистана в университетах Томска” - https://eurasian-studies.tsu.ru/analitika/publikatcii/nikolai-pogodaev-adaptatciia-studentov-iz-tadzhikistana-i-uzbekistana-v-universitetakh-tomska/ (на английском языке - https://eurasian-studies.tsu.ru/en/analytics/publications/nikolai-pogodaev-adaptatciia-studentov-iz-tadzhikistana-i-uzbekistana-v-universitetakh-tomska/) 2) Сергей Юн, Анастасия Погорельская, Олим Турдикулов. “Академическая мобильность и образовательная миграция в условиях международного кризиса: адаптация стран Центральной Азии через диверсификацию географии” - https://eurasian-studies.tsu.ru/analitika/publikatcii/sergei-iun-anastasiia-pogorel-skaia-olim-turdikulov-akademicheskaia-mobil-nost-i-obrazovatel-naia-mi-gratciia-v-usloviiakh/ (на английском языке - https://eurasian-studies.tsu.ru/en/analytics/publications/sergei-iun-anastasiia-pogorel-skaia-olim-turdikulov-akademicheskaia-mobil-nost-i-obrazovatel-naia-mi-gratciia-v-usloviiakh/) 3) Анастасия Погорельская, Евгений Троицкий, Виталий Пакулин, Николай Погодаев, Олим Турдикулов, Сергей Юн. “Центрально-Азиатское пространство высшего образования: цели и перспективы в глазах стран-участниц” - https://eurasian-studies.tsu.ru/analitika/publikatcii/anastasiia-pogorel-skaia-evgenii-troitckii-vitalii-pakulin-nikolai-pogodaev-olim-turdikulov-sergei-iun-tcentral-no-aziatskoe/ (на английском языке - https://eurasian-studies.tsu.ru/en/analytics/publications/anastasiia-pogorel-skaia-evgenii-troitckii-vitalii-pakulin-nikolai-pogodaev-olim-turdikulov-sergei-iun-tcentral-no-aziatskoe/) Результаты реализации первого этапа проекта также были обнародованы в ходе следующих всероссийских и международных конференций: Всероссийская научная конференция «США и Европейский союз в меняющемся мире» (19-21 октября 2023 г., ТГУ, г. Томск), VII Международная научно-практическая конференция «Россия и Китай на перекрестке культур» (9-10 ноября 2023 г., г. Новосибирск), Международная научная конференция «Современные процессы глобализации и регионализации: к новой пространственной организации общества» (10-11 ноября 2023 г., г. Санкт-Петербург, СПбГУ) и II Санкт-Петербургский конгресс исследователей международных отношений "Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире" (25-27 апреля 2024 г., г. Санкт-Петербург, СПбГУ).

 

Публикации

1. Погорельская А.М. Экспорт услуг странами Европейского пространства высшего образования: уроки для России Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, № 2. (год публикации - 2024)

2. Погорельская А.М., Погодаев Н.П. Экспорт российских услуг в области высшего образования в Таджикистан: предпосылки, сложности и перспективы СибСкрипт, № 3 (год публикации - 2024)

3. Погорельская А.М., Погодаев Н.П. Модернизация высшего образования в Таджикистане и особенности образовательного сотрудничества с Россией в 2022-2023 гг. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 78. (год публикации - 2024)

4. Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022–2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? Высшее образование в России, Т. 33, №1, С. 68–86. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

5. Юн С.М., Погорельская А.М., Трофимов В.А., Таалайбек кызы Ж. Трудовая и образовательная миграция из Кыргызстана в Россию в условиях международного кризиса 2022-2023 гг. Вестник Томского государственного университета. История, № 89 (год публикации - 2024)

6. Юн С.М., Турдикулов О.Т., Таалайбек кызы Ж. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования в Узбекистане Вестник Томского государственного университета. История, № 88. С. 137-146. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.17223/19988613/88/16