КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-78-30005

НазваниеКомплексное лонгитюдное исследование развития детей при переходе из детского сада в школу: ключевые факторы успешной адаптации

РуководительЗинченко Юрий Петрович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2026 г. 

Конкурс№81 - Конкурс 2023 года по мероприятию «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словапсихология, развитие, лонгитюдное исследование, факторы, детский сад, школа

Код ГРНТИ15.31.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Лонгитюдные исследования абсолютно незаменимы для успешной разработки и внедрения эффективных социально-экономических решений. В настоящее время в различных странах мира ведется более 20 крупных лонгитюдных исследований с целью понимания особенностей развития детей и возможностей его коррекции. Однако в силу специфики языковых, социальных, культурных и других факторов их результаты не могут быть прямо перенесены, что ставит вопрос о необходимости проведения таких исследований в России. Предлагаемый проект масштабного лонгитюдного исследования детства (с участием не менее 5000 детей из различных регионов Российской Федерации) направлен не только на изучение роли ближайшего окружения ребенка, что чаще всего встречается в зарубежных работах, но также охватывает основные психологические и междисциплинарные факторы, учет которых необходим для разработки эффективной технологии мониторинга и психологического сопровождения детей в период перехода к школьному обучению. Это первое лонгитюдное исследование, которое будет одновременно учитывать все компоненты социальной ситуации развития (специфика образовательной среды детского сада, практики семейного воспитания, детско-родительские отношения, языковая среда) и основные направления (когнитивное, эмоциональное, физическое) развития ребенка. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена следующими причинами: (1) успешность школьной адаптации определяет дальнейший вектор обучения ребенка на значительный период времени; (2) ежегодно возрастает число учащихся, испытывающих сложности и признаки дезадаптации в начале школьного обучения; (3) эффективное психологическое сопровождение учащихся в начале школьного обучения должно основываться на научном понимании ключевых факторов, влияющих на успешность школьной адаптации (4) сегодня отсутствуют исследования, способные ответить на существующие практические запросы по сопровождению ребенка при переходе из детского сада в школу (5) исследование позволит преодолеть дефицит апробированных профессиональных диагностических инструментов, направленных на оценку развития ребенка; (6) исследование будет способствовать созданию профессионального сообщества психологов и педагогов из различных регионов Российской Федерации за счет их участия в проекте и прохождения регулярного бесплатного обучения, проводимого ведущими специалистами в области детства и образования. Основные факторы, обеспечивающие научную новизну предлагаемого исследования: (1) впервые будут получены системные данные о связи показателей комплексного изучения физического, когнитивного, эмоционального развития дошкольников, особенностей детско-родительских отношений, экранного времени, качества образовательной среды, с последующей адаптацией детей к школе и академической успешностью в различных регионах РФ; (2) будут разработаны и адаптированы новые диагностические инструменты для оценки когнитивного, эмоционального и физического развития детей; (3) впервые на российской выборке будут разработаны нормы когнитивного, эмоционального и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на выборке не менее 5000 детей. Таким образом, проведение данного исследования, с одной стороны, позволит осуществить прорыв в получении достоверной современной периодизации развития ребенка, а с другой – использовать полученные данные для построения оптимальной модели сопровождения перехода из детского сада в школу с учетом уникального сочетания основных компонентов социальной ситуации развития ребенка.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты проекта масштабного лонгитюдного исследования детства условно можно разделить на фундаментальные и практические. Фундаментальные результаты исследования обеспечат основу для научного понимании ключевых факторов, влияющих на успешность школьной адаптации. Так, запланированные результаты будут раскрывать и описывать механизмы взаимодействия всех компонентов социальной ситуации развития современного ребенка, определяющих особенности перехода из детского сада в школу и дальнейшие академические достижения ребенка, а именно: (1) в чем заключаются ключевые предикторы успешной адаптации к школе в структуре социальной ситуации развития ребенка-дошкольника? (2) как темпераментальные особенности детей и родителей влияют на адаптацию к школе? (3) как компоненты образовательной среды детского сада влияют на развитие регуляторных функций, эмоциональное развитие, речевое развитие и социальные навыки, необходимые для дальнейшей школьной адаптации детей? (4) как специфика взаимодействия педагога и детей в детском саду связана с успешностью адаптации детей к школе и их академическими успехами в начальных классах? (5) какие факторы, связанные с квалификацией и опытом воспитателей, их представлениями о развитии детей, могут оказывать влияние на качество образовательной среды, показатели психического развития и успешность дальнейшей школьной адаптации воспитанников? (6) как эмоциональные отношения внутри семьи (тип привязанности к матери) влияет на развитие необходимых для успешной школьной адаптации навыков саморегуляции детей? (7) какие факторы влияют на особенности речевого общения дошкольников и младших школьников в моно- и билингвальной среде в контексте подготовки к школьному обучению. Среди практических результатов исследования важно обозначить следующие: (1) будет преодолен дефицит апробированных профессиональных диагностических инструментов для оценки когнитивного, эмоционального, речевого и физического развития ребенка; (2) будут разработаны нормы когнитивного, эмоционального, речевого и физического детей дошкольного и младшего школьного возраста на выборке не менее 5000 детей; (3) будет разработано и запущено кроссплатформенное мобильное приложение, объединяющего цифровые версии профессиональных методик для оценки когнитивного, эмоционального и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; (4) на всех доступных площадках (сайт, профессиональные сообщества и организации, СМИ, социальные сети) будет выполняться просветительская функция с целью информирования педагогической и родительской общественности о наиболее эффективных практиках воспитания и развития детей; (5) будут созданы методические рекомендации и другие материалы, адресованные родителям и педагогам. Достижимость поставленных задач обуславливается концептуальной и методологической базой исследования; участием в реализации проекта исследователей с большим опытом работы в сфере психологии развития и дошкольного образования; продуктивным деловым взаимодействием с детскими садами и школами, которые дали согласие на участие в исследовании; пониманием современного состояния комплексных исследований детства; наличием установленных рабочих контактов с зарубежными коллегами, являющихся мировыми конкурентам в области изучаемых в данном проекте проблем. Кроме того, достижимость поставленных задач обеспечивается комплексом выбранных методов сбора и обработки данных, позволяющих провести как количественный статистический анализ, так и детальное качественное изучение феноменов детского развития и их влияния на освоение учебной деятельности с возможностью выявления предикторов академических достижений у младших школьников и подростков. В исследовании будет активно применяться цифровой способ диагностики, подразумевающий унификацию предъявляемых ребенку инструкций и стимулов, что минимизирует влияние экспериментатора и существенно повышает валидность диагностических процедур в случае работы с детьми. В рамках проекта будет создан цифровой продукт (кроссплатформенное мобильное приложение), который предоставит возможность проведения комплексной психологической диагностики детей, сопоставлять индивидуальные результаты по каждой методике с групповыми нормами. Таким образом, проект решает важную задачу предоставления специалистам из различных регионов Российской Федерации доступа к профессиональному диагностическому инструментарию в цифровом виде, что существенно сэкономит усилия специалистов и способствует получению достоверных данных о психическом развитии детей за счет унификации процедуры диагностики. Данный цифровой продукт не будет иметь аналогов на рынке мобильных приложений. Таким образом, проведение данного исследования, с одной стороны, позволит осуществить прорыв в получении достоверной современной периодизации когнитивного, эмоционального, речевого и физического развития, а с другой – использовать полученные данные для построения оптимальной модели сопровождения перехода из детского сада в школу с учетом уникального сочетания основных компонентов социальной ситуации развития ребенка. Партнером проекта выступает Издательство «Мозаика-Синтез», которое работает на российском рынке более 30 лет. Начав свою деятельность с создания детской студии раннего развития и частного детского сада, в настоящее время «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» является ведущим издательством, выпускающим профессиональную методическую литературу для специалистов дошкольного образования и детские развивающие издания. Общий тираж выпускаемых пособий превышает 8 млн. экземпляров в год. ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» имеет статус социально ориентированного предприятия и находится в реестре социальных предприятий. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» - постоянный участник специализированных региональных (Челябинск, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.) общероссийских (ММКЯ, «Книги России», «Мир детства» и др.) и международных выставок (Франкфурт, Пекин, Болонья, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Варшава, Прага, Ашхабад, Алма-Ата, Минск и др.). «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» является генеральным партнером крупнейших мероприятий в области дошкольного образования, таких Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (EССE) и Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА». Эти мероприятия традиционно проходят при поддержке Министерства Просвещения РФ, Общественной палаты РФ, ЮНЕСКО, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации и др. Наличие партнера в лице издательства «Мозаика-синтез» будет способствовать распространению и тиражированию опыта, полученного в результате реализации проекта. Будут опубликованы методические пособия, адресованные родителям, психологам, педагогам, специалистам сферы образования. Решение одной из важных задач проекта - просветительской функции, будет достигнуто за счет информирования педагогической и родительской общественности о развитии детей. Специалисты сферы образования получат уникальную возможность использовать апробированный на российский выборке психодиагностический инструментарий для оценки когнитивного, эмоционального и физического развития детей. Специально разработанные методические пособия позволят специалистам в работе с детьми максимально полно и эффективно реализовать психолого-педагогический потенциал, накопленный в науке.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В рамках первого года реализации проекта была осуществлена индивидуальная диагностика когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе воспитанников старших (N = 4 625 детей) и подготовительных групп (N = 4209 детей) детского сада была проведена в пяти субъектах Российской Федерации. Превышение первоначально заявленной выборки объясняется необходимостью выработки половозрастных норм на весь старший дошкольный возраст. В результате анализа оценок качества образовательной среды, собранных в более чем 100 старших и подготовительных группах детских садов показали, что подходы ECERS-R и CLASS хорошо дополняют друг друга, и совместное использовании как в практике оценки качества дошкольного образования, так и в научных исследованиях позволит учесть наибольшее количество аспектов образовательной среды, потенциально влияющих на детское развитие. Предварительный статистический анализ различий результатов индивидуальной диагностики детей в группах с высоким и низким качеством образовательной среды показал, что в группах с более высоким качеством среды дети отличаются более высокими результатами развития регуляторных функций, устной речи и понимания эмоций по сравнению с детьми из групп с низким качеством среды. Анализ взаимосвязи развития речи и регуляторных функций в целом подтвердил на эмпирическом материале с новыми диагностическими инструментами идею Л.С. Выготского о связной речи как высшей психической функции, одной из основных характеристик которой является произвольность. В частности, наибольшую связь с регуляторными функциями показали те аспекты речевого развития, которые предполагают большую произвольность и оттормаживание нерелевантных стимулов, а именно, активный словарный запас с ограничениями (называние действий), общетекстовые характеристики высказывания. В рамках проекта был также разработан инструмент для быстрой и качественной оценки языкового развития ребенка, а именно тест на пассивный словарный запас. Первичная апробация теста на выборке 220 детей показала, что тест не занимает много времени и хорошо показывает разницу между возрастными группами от 4 до 9 лет с шагом в полгода. Прагматическая компетентность позволяет ребенку успешно коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками, используя весь арсенал как вербальных, так и невербальных средств общения. Важность развития этой компетентности особенно заметна при ее нарушениях, поэтому необходим был инструмент, который может помочь оценить различные аспекты прагматической компетентности у ребенка и в случае необходимости показать, где именно кроется проблема коммуникативных неудач. Для этого был разработан и апробирован опросник прагматической компетентности для родителей детей 5-8 лет на выборке более 700 родителей. Также впервые переведен, применен на русскоязычной выборке (более 370 респондентов), а также проанализирован с точки зрения психометрических свойств и кросс-культурной применимости широко зарекомендовавший себя инструмент Behaviour Rating Inventory of Executive Function (BRIEF2). Инструмент был разработан для диагностики регуляторных функций у детей различных возрастов без специальной профессиональной психологической подготовки (детские поведенческие проявления оцениваются родителями или учителями), что является его преимуществом при мониторинговых целях использования. На основе полученных результатов расширенного статистического анализа сформулированы практические рекомендации и предложения по использованию данного инструмента на российской выборке, которые заключаются в том, что в практических целях возможно использование трех основных индекса инструмента (BRI, ERI, CRI) при применении BRIEF2 воспитателями для оценки регуляторных функций у детей 5 и 6 лет. Использование же инструмента родителями пока не может рассматриваться как валидное в связи с недостаточными психометрическими показателями получаемых данных. Также, как показало исследование, инструмент не является достаточно эффективным средством оценки регуляторных функций в школьной среде. В четырех субъектах Российской Федерации было проведено психодиагностическое исследование родителей с целью выявления характеристик отношения к детям и оценки поведенческих проявлений свойств темперамента детей дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 685 родителей в возрасте от 23 до 61 года (M = 35,74, SD = 5,52). Собрана база данных о выраженности свойств темперамента детей и характеристиках родительского отношения, которая является основой лонгитюдного исследования, направленного на выявление динамики изменения рассматриваемых показателей. Анализ взаимосвязи темперамента ребенка и родительского отношения в дошкольном возрасте показал, что выраженные свойства «трудный» темперамента ребенка (склонность к негативным эмоциям, тревожность, пугливость, застенчивость) соответствуют большей склонности родителя к контролю, заботе и стремлению заниматься организацией жизни ребенка, в то время как выраженная позитивная реактивность у детей (активность, энергичность, коммуникабельность) чаще соответствует стремлению родителей заниматься организацией его жизни. Проведена адаптация широко используемого в мире инструментария для диагностики физического развития детей 3-16 лет — Movement Assessment Battery for Children-2 (MABC-2). Адаптация и апробация проведена на 343 детях 5-6 лет из детских садов города Москвы. Выработаны отдельные нормы для детей 5 и 6 лет, при этом определены отдельные нормы для мальчиков и девочек. Важность выработки половых норм на российской выборке была обусловлена разным уровнем выполнения MABC-2 мальчиками и девочками. Подсчитаны нормы выполнения для каждого из восьми субтестов MABC-2. Нормы позволяют определить, какому уровню развития двигательного навыка соответствует результат ребенка – низкому, среднему или высокому. Данные нормы представляют ценность в контексте своевременного определения отстающих в развитии двигательных навыков, что важно для успешной адаптации к школе и социализации. Разработана анкета для воспитателей, направленная на диагностику типа привязанности ребенка к матери. В ходе первичной обработки результатов из анкеты был исключен один пункт, как неинформативный. Выявлено, что степень дифференциации детей по типам привязанности при помощи разработанной анкеты зависит от мотивации и личностных особенностей воспитателей. Анализ результатов трех способов диагностики привязанности ребенка к матери (две пробы на совместную деятельность "мать-ребенок", проективная методика Н. Каплан и опрос воспитателей позволяет сделать вывод об оптимальности использования методики Н. Каплан для определения типа привязанности ребенка к матери. Проведение проб на совместную деятельность для больших выборок тяжела в осуществлении из-за необходимости участия в них мам, а эффективность опроса воспитателей зависит от личности воспитателя. В рамках реализации проекта проведен Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире» (1 – 2 июня 2023 года; digitalchildhood.org), в рамках которого активно взаимодействовали психологи, медики, педагоги, практики, производители детского контента. Зрителями мероприятия стали более 10.000 человек в онлайн. Трансляция велась на трех языках с синхронным переводом (русский, английский и испанский). Проведена летняя школа молодого исследователя «Психология образования: современные исследования». Мероприятие объединило более 100 увлеченных психологией студентов и молодых ученых из 22 регионов России, а также Беларуси и Сербии. Школа прошла очно с онлайн-трансляцией. Результаты исследования были представлены на 13 всероссийских и международных конференциях. Было опубликовано и принято к печати 8 статей в изданиях, индексируемых WoS/Scopus, 2 в том числе Q1-Q2. Подготовлено всего 10 статей.

 

Публикации

1. Алмазова О.В., Мостинец К.О. Развитие регуляторных функций у дошкольников с различной сиблинговой позицией Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, Vol 20, № 3 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-543-559

2. Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Асланова М.С. Similarities and differences between CLASS and ECERS-R estimates of educational environment quality Frontiers in psychology, 14:1253154. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1253154

3. Гаврилова М.Н., Асланова М.С., Айрапетян З.В. Цифровые инструменты для оценки психического развития детей: эффективность на примере диагностики зрительной рабочей памяти Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, - (год публикации - 2024)

4. Гаврилова М.Н., Асланова М.С., Тарасова К.С., Зинченко Ю.П. Russian Version of BRIEF2 Teacher Forms: Validation Study in Typically Developing Children aged 5 to 7 years old Frontiers in psychology, 14:1260107 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1260107

5. Гаврилова М.Н., Чичинина Е.А., Якушина А.А Оценка двигательного развития в дошкольном возрасте: обзор диагностического инструментария Российский психологический журнал, Т. 20, No 4 (год публикации - 2023)

6. Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Предварительные психометрические характеристики сокращенного всестороннего опросника общего родительского отношения (Comprehensive General Parenting Questionnaire) Вопросы психологии, - (год публикации - 2024)

7. КорниенкоД.С., Руднова Н.А., Гаврилова М.Н., Щведчикова Ю.С. Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка Вестник Московского университета Серия 14. Психология, - (год публикации - 2024)

8. Руднова Н.А., Корниенко Д.С. Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, Том 13, № 4 (год публикации - 2023)

9. - Четкая и осознанная мотивация — лучший помощник в любом деле Интернет издание Телеграм-канал "Научный телеграф", - (год публикации - )

10. - Теория привязанности. Роль отца и матери. Лекция с Ольгой Алмазовой, психологом МГУ имени М.В. Ломоносова Ютуб канал "Работа в Магнит", - (год публикации - )