КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-79-10098

НазваниеПеллетированные и брикетированные топлива из индустриальных, сельскохозяйственных и коммунальных отходов

РуководительНяшина Галина Сергеевна, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2023 - 06.2026 

Конкурс№85 - Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-401 - Энергетические системы на органическом топливе

Ключевые словапеллеты, брикеты, отходы углеобогащения и нефтепереработки, биомасса, коммунальные отходы, сточные воды, иловые отложения, мультикритериальные модели

Код ГРНТИ44.09.29


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Несмотря на стремительное развитие альтернативных источников энергии, сжигание ископаемых топлив по-прежнему остается наиболее распространенным способом получения энергии. На сегодняшний день более 80% генерируемой энергии обеспечивается природным газом, углем и нефтепродуктами. При этом доля угля и других твердых топлив в частных домохозяйствах и малых котельных еще выше. Чаще всего в на этих объектах используются твердотопливные котельные агрегаты, работающие на угле или топливных брикетах/пеллетах, изготовленных из отходов деревообрабатывающей промышленности. При этом зачастую возникает проблема, связанная с относительно малой эффективностью используемых котлов, а также отсутствием мер по борьбе с загрязнением окружающей среды. Последствиями этого является высокий уровень выбросов опасных продуктов сгорания топлива. Другой проблемой использования твердых топлив является их транспортировка и хранение. В случае с угольными топливами ключевой проблемой является пыление, приводящее к загрязнению окружающей среды и повышению пожароопасности. Топливные пеллеты и брикеты склонны к потере прочности и высокому влагопоглощению, что осложняет их транспортировку и хранение. Ряд исследований, проведенных с различными по составу топливными пеллетами и брикетами, показывает, что для их создания можно использовать широкий перечень промышленных отходов. Исследования подтверждают, что замещение традиционных топлив композиционными пеллетами и брикетами позволяет добиться более высоких энергетических и экологических показателей, а при использовании различных групп отходов – еще и снизить стоимость топлива для конечного потребителя. В связи с этим целесообразным является исследование, направленное на создание высокоэффективного с точки зрения энергетических, экологических и эксплуатационных характеристик твердого топлива, предназначенного для использования в локальных котельных установках и частных домохозяйствах. Внедрение результатов исследования позволит расширить топливную базу для объектов энергетики, утилизировать накопившиеся объемы отходов, а также снизить выбросы опасных продуктов сгорания. В качестве топливных компонентов планируется использовать отходы углеобогатительной, нефтехимической, деревообрабатывающей, сельскохозяйственной и других отраслей. Для оценки эффективности исследуемых топлив будет использован многофакторный анализ, учитывающий энергетические, экологические, эксплуатационные и экономические показатели. Для определения компонентного состава топлива под определенные задачи будет создано программное обеспечение, учитывающее энергетические, экологические, эксплуатационные и экономические показатели большого числа перспективных компонентов и позволяющее подобрать индивидуальный состав топлива под нужды каждого конечного потребителя. Наличие индустриального партнера (ООО "Томские пеллеты"), заинтересованного в проведении данного исследования и готового осуществлять поддержку путем изготовления опытных образцов топлива и предоставления площадки для экспериментальных исследований на реальном котлоагрегате, также способствует успешному выполнению данного проекта.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты проекта: 1) Основные характеристики зажигания и горения твердых топлив (времена задержки зажигания, температуры зажигания, температуры горения, длительности горения и др.) при варьировании условий нагрева и компонентного состава брикетов/пеллет. 2) Качественный и количественный анализ состава дымовых газов, выполненный с использованием газоанализаторов и инфракрасных спектрометров. Будет изучено влияния различных добавок на компонентный состав продуктов сгорания брикетов/пеллет. 3) Основные эксплуатационные характеристики топливных брикетов/пеллет (ударопрочность, твердость, гигроскопичность, виброустойчивость и др.). 4) Модель физико-химических процессов зажигания и горения топливных брикетов/пеллет. 5) Будут определены связующие компоненты, пригодные для производства топливных пеллет и брикетов. 6) Качественный и количественный анализ группы факторов, влияющих на эффективность использования топливных пеллет. 7) Экономическое обоснование использования новых топливных брикетов и пеллет в качестве альтернативы традиционным твердым топливам. 8) Интеллектуальный программный комплекс с модулями для подбора наилучшего компонентного состава по заданным параметрам. Планируется разработать данный комплекс из пяти основных модулей: (1) модуль для работы с экспериментальными данными (создание, изменение, аналитика) – источник обновления интеллектуального программного комплекса; (2) интеллектуальный модуль, решающий задачу выбора подходящих компонентов и их долей для производства топливных брикетов и пеллет; (3) интеллектуальный модуль выбора готовых пеллет и брикетов с заданными заказчиком параметрами; (4) экономический модуль расчета конечной стоимости продукции с учетом транспортировки сырья, производства пеллет/брикетов и стоимости доставки до предполагаемого места эксплуатации; (5) трек-модуль, позволяющий отслеживать статус заказа, выбранного заказчиком. 9) Статьи в высокорейтинговых (1 и 2 квартиль Web of Science) международных (Applied Thermal Engineering, Fuel, Energy, Fuel Processing Technology, Powder Technology), а также российских (Химия твердого топлива, Теплоэнергетика, Физика горения и взрыва) профильных рецензируемых журналах, входящих в систему РАН и индексируемых РИНЦ. Будут представлены доклады на крупных международных и всероссийских конференциях, семинарах, симпозиумах, форумах; патенты на изобретения и свидетельства на программные коды (в соответствии с взятыми обязательствами). 10) Лекционные и учебно-методические материалы для магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлениям «Теплофизика и теоретическая теплотехника», «Промышленная теплоэнергетика». 11) Молодыми членами научного коллектива будут защищены кандидатские и магистерские диссертации по результатам выполнения проекта. Ожидаемые результаты будут иметь высокую научную и социальную значимость: 1) В области науки и техники полученные результаты будут способствовать развитию теории горения композиционных твердых топлив за счет всестороннего изучения физико-химических процессов воспламенения и фазового превращения смешанных композиций. 2) В социальном направлении результаты будут способствовать привлечению внимания к перспективам пеллетированного топливам как альтернативе традиционным источникам энергии для сжигания в котлах малой, средней и высокой мощности. Разработка и внедрение новых топливных композиций позволит снизить концентрации антропогенных выбросов при сжигании твердых типов топлива.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1) Спроектирован и создан стенд для изучения процессов зажигания и горения топливных брикетов и пеллет. В ходе проведенных экспериментальных исследований процессов зажигания и горения топливных пеллет с добавками отходов разных отраслей промышленности установлено, что увеличение температуры в камере сгорания в диапазоне 700–900 °С привело к снижению времени задержки зажигания в 1.5–4 раза и снижению продолжительности горения до 31%. Использование отходов в составе пеллет из опилок способствовало росту времени задержки газофазного зажигания в 1.2–3.4 раза. Задержки гетерогенного зажигания топливных пеллет с добавками индустриальных и бытовых отходов, а также торфа возросли на 6–20%. Максимальные температуры горения топлив разных составов варьировались в диапазоне 925–1200 °С (при температуре 700–900 °С). Максимальными температурами горения на всем исследуемом диапазоне температур характеризовались пеллеты с добавками картона 15 масс.%. 2) Спроектирован и создан стенд для изучения характеристик термического разложения и горения топливных пеллет на основе биомассы с добавками отходов разных отраслей промышленности и низкосортных топлив. Установлено, что по сравнению с пеллетами на основе опилок, смесевые пеллеты с добавками угольного шлама, торфа, соломы и рисовой шелухи, картона и пластика имеют более низкую реакционную способность. Температуры полного термического разложения возрастали, по сравнению с пеллетами без добавок, на величину до 34%. Зарегистрировано, что с увеличением скорости нагрева образцов в диапазоне 10–50 °С/мин максимальная скорость термического разложения топливных пеллет без добавок увеличилась в 1.5–2.6 раз, а для пеллет с добавкой отходов – в 1.8–3.4 раз. Также установлено, что по мере роста скорости нагрева образцов, температура их зажигания увеличивалась на 43–71 °С. 3) Спроектирован и создан стенд для изучения состава дымовых газов, образующихся при горении топливных пеллет и брикетов в модельной камере сгорания. Проведен качественный и количественный анализ состава дымовых газов. Регистрировалось выделение следующих газов: СО2, СО, NOx, SO2 и H2S. Экологические преимущества, с точки зрения оксидов углерода, получены при использовании смеси соломы с шелухой, угольного шлама и картона в составе древесных пеллет. Выбросы СО2 уменьшились на 10–24%, СО – на 5–54% в сравнении с опилками без добавок. Добавка пластиковых отходов, напротив, привела к росту СО2 и СО на 4–15% и 5–63%. Повышенное содержание азота в торфе, угольном шламе и соломе привели к росту выбросов NOx на 5–94%. При создании пеллет с добавками твердых бытовых отходов концентрации NOx снизились на 22–78%. По результатам экспериментов установлено, что все рассматриваемые образцы при горении характеризовались низкими концентрациями оксидов серы. Диапазон варьирования концентраций SO2 составил 2–20 ppm. Минимальные выбросы SO2 зарегистрированы при использовании картона, соломы и рисовой шелухи. 4) Определены прочностные характеристики топливных пеллет и брикетов. Установлено, что использование добавок индустриальных и бытовых отходов, а также низкосортных топлив в количестве 5-15 масс.% способствует увеличению устойчивости топливных пеллет к истиранию и воздействию влаги на 4–46%. Испытания устойчивости пеллет к ударным нагрузкам показали, что ни один из исследуемых составов не подвергался полному разрушению, наблюдались отделение мелких пылевидных частиц и образование сколов по периметру пеллета. Коэффициент ударопрочности пеллет с добавками отходов снизился на 0.3–2.3%. Применение отходов в составе древесных пеллет также способствовали росту плотности на 2–6%. Максимальная плотность достигалась при использовании торфа в составе пеллет. 5) Определены удельные энергии сгорания топливных брикетов и пеллет. Теплота сгорания исследуемых топливных смесей варьировалась в диапазоне 17.6–23.0 МДж/кг. Экспериментально установлено, что использование добавок пластика, угольного шлама, подсолнечного жмыха, лигнина и смеси картона с пластиком приводит к увеличению теплоты сгорания исследуемых топлив. При этом максимальное тепловыделение можно получить при сжигании пеллет с добавкой 15 масс.% пластика. По сравнению с пеллетами без добавок, теплота сгорания увеличилась на 16%. Самой малой удельной теплотой сгорания характеризовался состав на основе опилок и смеси соломы с рисовой шелухой в количестве 15 масс.%. По сравнению с пеллетами без добавок, теплота сгорания уменьшилась на 11%. 6) Экспериментально изучено влияние связующих добавок (коммерческих и из числа отходов) на эксплуатационные показатели пеллет на основе древесной биомассы (опилок). В качестве связующих коммерческих добавок рассматривались крахмал и лигнин. Угольный шлам, торф и подсолнечный жмых выбраны в качестве добавок из группы отходов и низкосортных топлив. Установлено, что относительно опилок без добавок коэффициенты устойчивости к вибрации и гигроскопичности увеличились на 6–9% и 26–31%, соответственно, при использовании торфа и угольного шлама в составе пеллет. Коэффициент ударопрочности для данных составов был максимально приближен к значению, полученному для пеллет на основе опилок без добавок. Установлено, что наиболее предпочтительной концентрацией связующей добавки является величина 5 масс.%, в этом случае достигался наибольший положительный эффект с точки зрения эксплуатационных свойств пеллет. Образцы на основе опилок и отходов подсолнечника имели тенденцию к ухудшению прочностных и эксплуатационных свойств. Применение крахмала и лигнина целесообразно для улучшения механической устойчивости пеллет, однако, они увеличивают себестоимость топлива. 7) Проведена многофакторная оценка перспектив использования новых составов топливных пеллет. По результатам многофакторного анализа, охватывающего до 16 энергетических, эксплуатационных, экономических и экологических составляющих, обосновано, что использование отходов в составе древесных пеллет может увеличить комплексный показатель эффективности до 12% в зависимости от типа и концентрации используемой добавки, а также температурных условий их сжигания. Максимальными показателями эффективности характеризовались топливные пеллеты с добавкой картона. 8) Проведены испытания на пилотной установке на базе университета по сжиганию брикетированного и пеллетированного топлива. Регистрировались максимальные и средние температуры в камере сгорания, состав дымовых газов и зольного остатка. Наибольшие температуры в камере сгорания регистрировались при горении пеллет без добавок. Пеллеты с добавками картона и пластика, а также их смеси, характеризовались большей средней температурой в камере сгорания. Учитывая незначительные изменения максимальных (не более 4 °С) и средних (не более 5 °С) температур, можно говорить об эффективном замещении доли опилок на отходы в составе пеллет без значительных изменений температурного режима объекта генерации энергии. Состав дымовых газов при проведении испытаний по сжиганию исследуемых пеллет различался в пределах 5–12%, что обосновывает целесообразность утилизации разных типов отходов в составе пеллет. Анализ зольного остатка показал, что зола после сжигания древесных пеллет без добавок содержит больше соединений железа и кремния, чем топливо из опилок с добавками картона и пластика. Зола, образованная при горении пеллет с картоном, содержала больше соединений щелочноземельных металлов (CaO и MgO), которые могли катализировать процесс горения и взаимодействовать с оксидами серы и удержанием последних в зольном остатке. Результаты, полученные при сжигании пеллет в пилотной камере сгорания, целесообразно использовать для обоснования возможности вовлечения отходов в состав пеллет без увеличения нагрузки на окружающую среду. 9) Результаты исследований иллюстрируют большие перспективы вовлечения многочисленных отходов в топливно-энергетический цикл. Комплекс установленных характеристик необходим для разработки конкретных практических решений и проведения более масштабных экспериментов. Результаты научного проекта полезны и представляют интерес для преодоления недостатка знаний в области энергетического использования пеллетированного и брикетированного топлива из индустриальных, сельскохозяйственных и коммунальных отходов.

 

Публикации

1. Дорохов В.В., Няшина Г.С., Романов Д.С., Стрижак П.А. Combustion and mechanical properties of pellets from biomass and industrial waste Renewable Energy, Vol. 228, article number 120625 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.1016/j.renene.2024.120625

2. К.Ю. Вершинина, В.В. Дорохов, Г.С. Няшина, Д.С. Романов Influence of Binders on the Properties of Pellets Based on Wood Waste Coke and Chemistry, Vol. 67, No. 2, Р. 104-111. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.3103/S1068364X24701291

3. К.Ю. Вершинина, В.В. Дорохов, Г.С. Няшина, Д.С. Романов, В.В. Скорюпин, Д.К. Шведов Термическое разложение и горение композиционных пеллетированных топлив Горение и взрыв, Том 16, № 4, С. 90-99 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30826/CE23160408