КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-18-00672

НазваниеКультурный код города: человек, история, идентичность

РуководительАванесов Сергей Сергеевич, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", Новгородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2026 г. 

Конкурс№92 - Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словагуманитарная урбанистика, антропология города, культурный код, городская идентичность, исторический город

Код ГРНТИ13.07.25


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью данного проекта, разработанного на базе научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), является создание интегральной методологии теоретического анализа и трансформации городской среды как пространства жизни человека, в том числе представление способов сохранения, трансформации и совершенствования этого пространства. Концептуальная интерпретация города как сложного трансфизического феномена, имеющего коммуникативно-семиотическую природу, иначе говоря – как динамичного и многоаспектного культурного конструкта, будет способствовать решению проблемы разрозненности существующих подходов к городской среде. Такая методологическая позиция позволит подойти к исследованию города как нелинейно устроенного пространства, визуальная «разметка» которого выражает собой не столько функциональность отдельных объектов и зон, сколько человеческие представления об экзистенциальном комфорте, исторические нарративы, аксиологические прескрипции, ценности и традиции конкретной культуры. Актуальность проекта связана с тем, что в последние годы и в академических публикациях, и в политическом, публицистическом, административном, повседневном дискурсах интенсивно используется концепт культурного кода, в том числе в отношении российских городов. Признавая высокий эвристический потенциал данного концепта, следует отметить, что он фигурирует, как правило, в совершенно разных контекстах (лингвистическом, психологическом, антропологическом) и не имеет общепринятого значения. В связи с этим можно говорить о проблеме фрагментарности существующих исследований культурного кода города, что свидетельствует о необходимости глубокой теоретической разработки этого концепта в сфере урбанистических исследований. Особую значимость проект имеет для российских исторических городов, в которых визуальная среда способна вызывать чувство причастности к истории народа и государства, создавать ощущение культурной преемственности поколений, закреплять важнейшие ценности личного и социального бытия. Поскольку культурные коды города, которые транслируются в городской среде, оказывают значительное влияние на широкую общественность, определяют туристические, миграционные и инвестиционные потоки, решение заявленной проблемы даст возможность использовать полученную методологию для развития российских исторических городов. Научная значимость проблемы задана назревшей потребностью эпистемической трансформации в сфере урбанистического знания, а именно – необходимостью переноса когнитивного акцента с «городского человека» (человека в городе) на «человеческий город». Очевидна потребность в создании и апробации такой методологии, которая позволила бы рассматривать город не как нечто внеположное человеку, а человека – не как нечто «добавочное» к городу. Ресурс философской антропологии, визуальной семиотики и философии культуры, использованный в сфере современной урбанистики, позволит преодолеть теоретический и практический разрыв между субъектом и средой обитания, увидеть и понять их в соотношении взаимной (конструктивной) дополнительности. Научная новизна исследования заключается в фундаментальной разработке нового философско-культурологического направления в городских исследованиях, основанного на интерпретации культурного кода как фактора, определяющего жизненный мир человека и оказывающего ключевое влияние на городскую идентичность. При этом имеющиеся в мировых городских исследованиях теоретические разработки впервые будут дополнены анализом особенностей российских городских исторических поселений. В последние годы наблюдается глобальный интерес к культурной специфике локальных городских пространств различных регионов и стран, однако культурные топосы российских городских пространств в предметном поле урбанистических исследований до сих пор представлены крайне скудно, что, безусловно, требует коррекции.

Ожидаемые результаты
Основные результаты исследования: 1) проанализирован зарубежный и отечественный опыт научного осмысления города в категориях семиотики, культурологии, антропологии: произведена критическая рефлексия истоков, истории и эволюции знаний о городе как о форме человеческого существования; осуществлена инвентаризация урбанистических теорий с точки зрения понимания города как культурно-антропологического конструкта; проведён критический анализ имеющихся источников по тематике исследования; 2) разработана интегральная методология культурно-антропологического исследования города: определены способы влияния городского пространства на формирование личности; обоснован коммуникативный характер практик, определяющих формы городской среды и конфигурацию городского пространства; определён эвристический потенциал концептов «городская идентичность», «городской образ» и «культурный код города»; эксплицированы городские топики и локусы как структурные элементы городской среды; осуществлена спецификация общей теоретической модели для описания исторического российского города. 3) создана практико-ориентированная программа развития современного исторического города: предложено концептуальное описание соотношения исторического, культурного и образовательного аспектов городской среды в едином пространстве современного города; сформулирована программа прямого позитивного влияния университета на формирование культурного и физического пространства исторического российского города. В качестве конкретных результатов реализации проекта предлагаются: 1) 16 статей, из которых 12 – в изданиях, индексируемых Web of Science/Scopus; 2 – в изданиях, индексируемых RSCI; 2 – в изданиях, индексируемых в иных зарубежных библиографических базах данных. 2) 8 статей в изданиях, индексируемых РИНЦ. 3) 1 коллективная монография и 2 индивидуальных монографии по тематике проекта. 4) Проведение международной конференции «Визуальная антропология – 2024». 5) Разработка интернет-портала (сайта) по гуманитарной урбанистике для презентации результатов работы исследовательской группы (в том числе раздел о российских исторических городах и их культурных кодах). 6) Создание карт культурных кодов российских исторических городов с использованием геоинформационных систем. Проект соответствует мировым тенденциям в городских исследованиях, связанным с пристальным вниманием к культурным особенностям локальных территорий, выявлением уникальных культурных традиций и практик, существующих в той или иной городской среде. В этом отношении проект развивает линию «культурного поворота» в урбанистике, разворачивая его в антропологический ракурс. Общественная значимость проекта определяется необходимостью поиска современных выразительных средств для репрезентации культурной (исторической, этнической, гражданской и локальной) идентичности населения и территорий России. Изучение моделей и форм такой репрезентации в процессе продолжающегося формирования городских пространств способствует развитию кросс-культурных коммуникаций, поскольку такое исследование выявляет принципы позитивной «внешней» (адресованной носителям иных культур) демонстрации базовых культурных архетипов, лежащих в основе отечественной культуры. Результаты выполнения проекта могут быть использованы как практическая инструкция для репрезентации образа города и его позиционирования во внешней среде. Культурный код города может целенаправленно использоваться в имидже, бренде и айдентике конкретной локации, при этом такое отражение локальной идентичности представляет собой символический капитал, который является одним из ключевых драйверов туристической привлекательности города.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ