КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 24-18-00672
НазваниеКультурный код города: человек, история, идентичность
РуководительАванесов Сергей Сергеевич, Доктор философских наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", Новгородская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2024 г. - 2026 г. |
Конкурс№92 - Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология
Ключевые словагуманитарная урбанистика, антропология города, культурный код, городская идентичность, исторический город
Код ГРНТИ13.07.25
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Целью данного проекта, разработанного на базе научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), является создание интегральной методологии теоретического анализа и трансформации городской среды как пространства жизни человека, в том числе представление способов сохранения, трансформации и совершенствования этого пространства. Концептуальная интерпретация города как сложного трансфизического феномена, имеющего коммуникативно-семиотическую природу, иначе говоря – как динамичного и многоаспектного культурного конструкта, будет способствовать решению проблемы разрозненности существующих подходов к городской среде. Такая методологическая позиция позволит подойти к исследованию города как нелинейно устроенного пространства, визуальная «разметка» которого выражает собой не столько функциональность отдельных объектов и зон, сколько человеческие представления об экзистенциальном комфорте, исторические нарративы, аксиологические прескрипции, ценности и традиции конкретной культуры.
Актуальность проекта связана с тем, что в последние годы и в академических публикациях, и в политическом, публицистическом, административном, повседневном дискурсах интенсивно используется концепт культурного кода, в том числе в отношении российских городов. Признавая высокий эвристический потенциал данного концепта, следует отметить, что он фигурирует, как правило, в совершенно разных контекстах (лингвистическом, психологическом, антропологическом) и не имеет общепринятого значения. В связи с этим можно говорить о проблеме фрагментарности существующих исследований культурного кода города, что свидетельствует о необходимости глубокой теоретической разработки этого концепта в сфере урбанистических исследований.
Особую значимость проект имеет для российских исторических городов, в которых визуальная среда способна вызывать чувство причастности к истории народа и государства, создавать ощущение культурной преемственности поколений, закреплять важнейшие ценности личного и социального бытия. Поскольку культурные коды города, которые транслируются в городской среде, оказывают значительное влияние на широкую общественность, определяют туристические, миграционные и инвестиционные потоки, решение заявленной проблемы даст возможность использовать полученную методологию для развития российских исторических городов.
Научная значимость проблемы задана назревшей потребностью эпистемической трансформации в сфере урбанистического знания, а именно – необходимостью переноса когнитивного акцента с «городского человека» (человека в городе) на «человеческий город». Очевидна потребность в создании и апробации такой методологии, которая позволила бы рассматривать город не как нечто внеположное человеку, а человека – не как нечто «добавочное» к городу. Ресурс философской антропологии, визуальной семиотики и философии культуры, использованный в сфере современной урбанистики, позволит преодолеть теоретический и практический разрыв между субъектом и средой обитания, увидеть и понять их в соотношении взаимной (конструктивной) дополнительности.
Научная новизна исследования заключается в фундаментальной разработке нового философско-культурологического направления в городских исследованиях, основанного на интерпретации культурного кода как фактора, определяющего жизненный мир человека и оказывающего ключевое влияние на городскую идентичность. При этом имеющиеся в мировых городских исследованиях теоретические разработки впервые будут дополнены анализом особенностей российских городских исторических поселений. В последние годы наблюдается глобальный интерес к культурной специфике локальных городских пространств различных регионов и стран, однако культурные топосы российских городских пространств в предметном поле урбанистических исследований до сих пор представлены крайне скудно, что, безусловно, требует коррекции.
Ожидаемые результаты
Основные результаты исследования:
1) проанализирован зарубежный и отечественный опыт научного осмысления города в категориях семиотики, культурологии, антропологии: произведена критическая рефлексия истоков, истории и эволюции знаний о городе как о форме человеческого существования; осуществлена инвентаризация урбанистических теорий с точки зрения понимания города как культурно-антропологического конструкта; проведён критический анализ имеющихся источников по тематике исследования;
2) разработана интегральная методология культурно-антропологического исследования города: определены способы влияния городского пространства на формирование личности; обоснован коммуникативный характер практик, определяющих формы городской среды и конфигурацию городского пространства; определён эвристический потенциал концептов «городская идентичность», «городской образ» и «культурный код города»; эксплицированы городские топики и локусы как структурные элементы городской среды; осуществлена спецификация общей теоретической модели для описания исторического российского города.
3) создана практико-ориентированная программа развития современного исторического города: предложено концептуальное описание соотношения исторического, культурного и образовательного аспектов городской среды в едином пространстве современного города; сформулирована программа прямого позитивного влияния университета на формирование культурного и физического пространства исторического российского города.
В качестве конкретных результатов реализации проекта предлагаются:
1) 16 статей, из которых 12 – в изданиях, индексируемых Web of Science/Scopus; 2 – в изданиях, индексируемых RSCI; 2 – в изданиях, индексируемых в иных зарубежных библиографических базах данных.
2) 8 статей в изданиях, индексируемых РИНЦ.
3) 1 коллективная монография и 2 индивидуальных монографии по тематике проекта.
4) Проведение международной конференции «Визуальная антропология – 2024».
5) Разработка интернет-портала (сайта) по гуманитарной урбанистике для презентации результатов работы исследовательской группы (в том числе раздел о российских исторических городах и их культурных кодах).
6) Создание карт культурных кодов российских исторических городов с использованием геоинформационных систем.
Проект соответствует мировым тенденциям в городских исследованиях, связанным с пристальным вниманием к культурным особенностям локальных территорий, выявлением уникальных культурных традиций и практик, существующих в той или иной городской среде. В этом отношении проект развивает линию «культурного поворота» в урбанистике, разворачивая его в антропологический ракурс.
Общественная значимость проекта определяется необходимостью поиска современных выразительных средств для репрезентации культурной (исторической, этнической, гражданской и локальной) идентичности населения и территорий России. Изучение моделей и форм такой репрезентации в процессе продолжающегося формирования городских пространств способствует развитию кросс-культурных коммуникаций, поскольку такое исследование выявляет принципы позитивной «внешней» (адресованной носителям иных культур) демонстрации базовых культурных архетипов, лежащих в основе отечественной культуры.
Результаты выполнения проекта могут быть использованы как практическая инструкция для репрезентации образа города и его позиционирования во внешней среде. Культурный код города может целенаправленно использоваться в имидже, бренде и айдентике конкретной локации, при этом такое отражение локальной идентичности представляет собой символический капитал, который является одним из ключевых драйверов туристической привлекательности города.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ