КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-18-00980

НазваниеГерменевтика классического текста как форма философской самоидентификации: Платон и его наследие от Античности до современной России

РуководительСветлов Роман Викторович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", Калининградская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2026 г. 

Конкурс№92 - Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-205 - История философии

Ключевые словаПлатон, платонизм и анти-платонизм, классический текст, герменевтика, философская самоидентификация, Русская и Западная философия

Код ГРНТИ02.91.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Наследие Платона — один из базовых нарративов, связанных с формированием дискурса европейской и российской цивилизаций. Известны многочисленные интеллектуальные кампании, в той или иной форме являющиеся антиплатоническими (из последних назовем борьбу с «закрытым обществом» К. Поппера и обсуждение альтернативной истории философии Ж. Делезом), но даже попытка тотального отвержения платонизма показывает его «включенность» в структуру современной культуры на «генетическом» уровне. Мы видим, что все стратегии отказа от платонизма приводят к его переинтерпретации и уверенному возвращению в область исследовательского внимания. Авторитет Платона подчеркивается различными статистическими исследованиями. Так, согласно порталу opensyllabus.org обращение к произведениям Платона в англоязычной университетской среде по своей частотности уступает лишь У. Шекспиру и в полтора раза чаще следующих за ними ссылок на М. Фуко, К. Маркса, Аристотеля. В иных языковых секторах мы, вероятно, увидим схожую позицию: в области философии и гуманитаристики Платон принадлежит к числу наиболее востребованных фигур, уступая лишь тем авторам, которые заложили основы конкретного литературного языка. Это в частности контексте российского поиска исторической и культурной идентичности, когда в XIX веке, особенно после переводов В.Н. Карпова, платоновское наследие стало актуальным для отечественного самосознания. Платон — единственный из всех философов классической европейской традиции, разнообразие оценок которого столь велико. В каком-то смысле его тексты стали тем идеальным «зеркалом», в котором мы видим дискурсы различных типов и различных исторических эпох – подобно «незнающему» Сократу, подводившего собеседников к самопознанию. В рамках данного проекта мы предлагаем комплексный подход, рассматривая платонизм и его истолкование как рефлексивное зеркало интеллектуальной культуры в ее истории. Под платонизмом мы понимаем, во-первых, комплекс платоновских текстов, во-вторых, «предание» по поводу «писания» Платона — совокупность непрямых свидетельств о его учении (начиная уже с Аристотеля), в-третьих — версии платонизма у последователей Платона, и в-четвертых — оценку платонизма в рамках других актуальных для своего времени философских и религиозных течений. Толкование первой и второй составляющих зависело от герменевтических подходов, свойственных каждому историческому периоду. Так сформировалось сразу несколько исторических ипостасей или ликов Платона, интерес к которым возвращается с различной степени регулярностью: Платон-идеалист, Платон-диалектик и методолог, Платон-скептик, Платон-религиозный мистик, Платон-эзотерик, Платон-тоталитарист, Платон как представитель пра-коммунистических идей, Платон-литератор, Платон-«ироник-постмодернист». Задача проекта — систематическое исследование герменевтики наследия Платона, ее универсалий, концептуального описания механизмов и практик герменевтики доктринального текста. Того, каким образом истолкование платонизма связано с изменением мировоззренческого горизонта эпохи, как он оценивался со стороны его исторических преемников, противников, а также мыслителей, которые рассматривали платонизм как исторически «снятую» форму философии (напр., Гегель, Гуссерль). Исследование имеет исторический и методологический характер: мы рассмотрим наиболее показательные подходы, свойственные античной мысли, византийскому и западному богословию, Возрождению и Новому времени, новейшей философии. Особенное внимание будет уделено России, «платоническому повороту», произошедшему в XIX столетии, оценке Платона мыслителями ХХ столетия. Результаты проекта будут представлены в докладах на научных конференциях, в том числе международного уровня, в 20 публикациях в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или «Скопус», а также в коллективной монографии с рабочим названием: «Платон как зеркало европейской и русской философии».

Ожидаемые результаты
Результатом исследования будет создание концептуального описания механизмов и практик герменевтики доктринального текста в истории европейской культуры на примере наследия Платона как наиболее влиятельного среди европейских философских нарративов. Будет предложен реестр универсалий герменевтики текстов Платона с точки зрения стремления к апроприации или контекстуализации их содержания, понимания характера философского текста, места философа-нарратора в нем, основного комплекса философских проблем и способа их тематизации в тексте, места идей Платона в горизонте проблем эпохи, к которым принадлежит мыслитель, возможности сделать текст Платона «репрезентантом» современной толкователю повестки. Помимо анализа этих и иных универсалий будут изучаться возможные механизмы регулярного ренессанса ряда трактовок Платона и его наследия (в первую очередь Платона как идеалиста, Платона-скептика, Платона — религиозного мыслителя, Платона как политического философа), которые могут указывать на некоторые закономерности развития философской мысли. Отдельная исследовательская тема связана с таким явлением, как влияние перевода Платона на литературный язык разных эпох как стимула для восприятия его в качестве актуального мыслителя, поднимающего «современные» темы. Примерами этого становятся: «латинский» Платон Марсилио Фичино (в случае Ренессансной Европы), труды Платона в переводе Ф. Шлейермахера в случае Германии, переводы В.Н. Карпова в России XIX в. Этот аспект проекта позволяет увидеть то, каким образом перевод классического наследия меняет интеллектуальный и мировоззренческий горизонт отдельной эпохи или отдельной культуры. Результатом нашего проекта будет формирование новой «точки сборки» истории европейской и отечественной мысли — через исследования феномена бытования платоновских текстов в истории европейской и российской культуры и способов их толкования в различных традициях. Итоги проекта будут важны не только для истории философии и философского знания в целом, но и для ряда смежных областей, в том числе истории и теории культуры, истории общественно-политической мысли, исторической антропологии, социологии знания. Проект также позволит раскрыть многие конкретные аспекты истории европейской культуры, которые в должной мере пока не привлекали внимание и зарубежных и отечественных исследователей: 1. Исследование критики платонизма у его ближайших преемников (Аристотеля) и в философии эллинизма как инструмента выстраивания собственной философской идентификации. 2. Исследование герменевтики платоновского корпуса в античном неоплатонизме с точки зрения выстраивания на её основе базовых принципов философской самоидентификации неоплатонических школ. 3. Исследование рецепции дискурса Платона в теолого-философских системах Гая Мария Викторина, Аврелия Августина и Майстера Экхарта как аппликации античного философского опыта платонизма к христианской мысли. 4. Рецепция платонической философии в интеллектуальной традиции ранней схоластики (IX – XII вв.). 5. Интерпретация ключевых платонических понятий и образов в «Посланиях» флорентийского философа-платоника Марсилио Фичино. 6. Исследование интерпретации наследия Платона в философии Нового и Новейшего времени: от самоидентификации к дистанцированию. 7. Платоновские концепты в контексте самоопределения базовых мыслителей Новейшего времени (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. Лакан, Ж. Делез). 8. "Поворот к Платону" в отечественной культуре и философии XIX столетия, его последствия в интеллектуальной культуре ХХ в. Результаты Проекта будут представлены в выступлениях членов коллектива на научных конференциях, в том числе международного уровня, в 20 публикациях в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или «Скопус», а также в коллективной монографии с рабочим названием: «Платон как зеркало европейской и русской философии».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ