КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-18-00980

НазваниеГерменевтика классического текста как форма философской самоидентификации: Платон и его наследие от Античности до современной России

РуководительСветлов Роман Викторович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2026 г. 

Конкурс№92 - Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-205 - История философии

Ключевые словаПлатон, платонизм и анти-платонизм, классический текст, герменевтика, философская самоидентификация, Русская и Западная философия

Код ГРНТИ02.91.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Наследие Платона — один из базовых нарративов, связанных с формированием дискурса европейской и российской цивилизаций. Известны многочисленные интеллектуальные кампании, в той или иной форме являющиеся антиплатоническими (из последних назовем борьбу с «закрытым обществом» К. Поппера и обсуждение альтернативной истории философии Ж. Делезом), но даже попытка тотального отвержения платонизма показывает его «включенность» в структуру современной культуры на «генетическом» уровне. Мы видим, что все стратегии отказа от платонизма приводят к его переинтерпретации и уверенному возвращению в область исследовательского внимания. Авторитет Платона подчеркивается различными статистическими исследованиями. Так, согласно порталу opensyllabus.org обращение к произведениям Платона в англоязычной университетской среде по своей частотности уступает лишь У. Шекспиру и в полтора раза чаще следующих за ними ссылок на М. Фуко, К. Маркса, Аристотеля. В иных языковых секторах мы, вероятно, увидим схожую позицию: в области философии и гуманитаристики Платон принадлежит к числу наиболее востребованных фигур, уступая лишь тем авторам, которые заложили основы конкретного литературного языка. Это в частности контексте российского поиска исторической и культурной идентичности, когда в XIX веке, особенно после переводов В.Н. Карпова, платоновское наследие стало актуальным для отечественного самосознания. Платон — единственный из всех философов классической европейской традиции, разнообразие оценок которого столь велико. В каком-то смысле его тексты стали тем идеальным «зеркалом», в котором мы видим дискурсы различных типов и различных исторических эпох – подобно «незнающему» Сократу, подводившего собеседников к самопознанию. В рамках данного проекта мы предлагаем комплексный подход, рассматривая платонизм и его истолкование как рефлексивное зеркало интеллектуальной культуры в ее истории. Под платонизмом мы понимаем, во-первых, комплекс платоновских текстов, во-вторых, «предание» по поводу «писания» Платона — совокупность непрямых свидетельств о его учении (начиная уже с Аристотеля), в-третьих — версии платонизма у последователей Платона, и в-четвертых — оценку платонизма в рамках других актуальных для своего времени философских и религиозных течений. Толкование первой и второй составляющих зависело от герменевтических подходов, свойственных каждому историческому периоду. Так сформировалось сразу несколько исторических ипостасей или ликов Платона, интерес к которым возвращается с различной степени регулярностью: Платон-идеалист, Платон-диалектик и методолог, Платон-скептик, Платон-религиозный мистик, Платон-эзотерик, Платон-тоталитарист, Платон как представитель пра-коммунистических идей, Платон-литератор, Платон-«ироник-постмодернист». Задача проекта — систематическое исследование герменевтики наследия Платона, ее универсалий, концептуального описания механизмов и практик герменевтики доктринального текста. Того, каким образом истолкование платонизма связано с изменением мировоззренческого горизонта эпохи, как он оценивался со стороны его исторических преемников, противников, а также мыслителей, которые рассматривали платонизм как исторически «снятую» форму философии (напр., Гегель, Гуссерль). Исследование имеет исторический и методологический характер: мы рассмотрим наиболее показательные подходы, свойственные античной мысли, византийскому и западному богословию, Возрождению и Новому времени, новейшей философии. Особенное внимание будет уделено России, «платоническому повороту», произошедшему в XIX столетии, оценке Платона мыслителями ХХ столетия. Результаты проекта будут представлены в докладах на научных конференциях, в том числе международного уровня, в 20 публикациях в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или «Скопус», а также в коллективной монографии с рабочим названием: «Платон как зеркало европейской и русской философии».

Ожидаемые результаты
Результатом исследования будет создание концептуального описания механизмов и практик герменевтики доктринального текста в истории европейской культуры на примере наследия Платона как наиболее влиятельного среди европейских философских нарративов. Будет предложен реестр универсалий герменевтики текстов Платона с точки зрения стремления к апроприации или контекстуализации их содержания, понимания характера философского текста, места философа-нарратора в нем, основного комплекса философских проблем и способа их тематизации в тексте, места идей Платона в горизонте проблем эпохи, к которым принадлежит мыслитель, возможности сделать текст Платона «репрезентантом» современной толкователю повестки. Помимо анализа этих и иных универсалий будут изучаться возможные механизмы регулярного ренессанса ряда трактовок Платона и его наследия (в первую очередь Платона как идеалиста, Платона-скептика, Платона — религиозного мыслителя, Платона как политического философа), которые могут указывать на некоторые закономерности развития философской мысли. Отдельная исследовательская тема связана с таким явлением, как влияние перевода Платона на литературный язык разных эпох как стимула для восприятия его в качестве актуального мыслителя, поднимающего «современные» темы. Примерами этого становятся: «латинский» Платон Марсилио Фичино (в случае Ренессансной Европы), труды Платона в переводе Ф. Шлейермахера в случае Германии, переводы В.Н. Карпова в России XIX в. Этот аспект проекта позволяет увидеть то, каким образом перевод классического наследия меняет интеллектуальный и мировоззренческий горизонт отдельной эпохи или отдельной культуры. Результатом нашего проекта будет формирование новой «точки сборки» истории европейской и отечественной мысли — через исследования феномена бытования платоновских текстов в истории европейской и российской культуры и способов их толкования в различных традициях. Итоги проекта будут важны не только для истории философии и философского знания в целом, но и для ряда смежных областей, в том числе истории и теории культуры, истории общественно-политической мысли, исторической антропологии, социологии знания. Проект также позволит раскрыть многие конкретные аспекты истории европейской культуры, которые в должной мере пока не привлекали внимание и зарубежных и отечественных исследователей: 1. Исследование критики платонизма у его ближайших преемников (Аристотеля) и в философии эллинизма как инструмента выстраивания собственной философской идентификации. 2. Исследование герменевтики платоновского корпуса в античном неоплатонизме с точки зрения выстраивания на её основе базовых принципов философской самоидентификации неоплатонических школ. 3. Исследование рецепции дискурса Платона в теолого-философских системах Гая Мария Викторина, Аврелия Августина и Майстера Экхарта как аппликации античного философского опыта платонизма к христианской мысли. 4. Рецепция платонической философии в интеллектуальной традиции ранней схоластики (IX – XII вв.). 5. Интерпретация ключевых платонических понятий и образов в «Посланиях» флорентийского философа-платоника Марсилио Фичино. 6. Исследование интерпретации наследия Платона в философии Нового и Новейшего времени: от самоидентификации к дистанцированию. 7. Платоновские концепты в контексте самоопределения базовых мыслителей Новейшего времени (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. Лакан, Ж. Делез). 8. "Поворот к Платону" в отечественной культуре и философии XIX столетия, его последствия в интеллектуальной культуре ХХ в. Результаты Проекта будут представлены в выступлениях членов коллектива на научных конференциях, в том числе международного уровня, в 20 публикациях в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или «Скопус», а также в коллективной монографии с рабочим названием: «Платон как зеркало европейской и русской философии».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ