КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-28-00156

НазваниеКонструирование национальной идентичности во внешкольных организациях Российской Империи.

РуководительБулатов Иван Александрович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.", Саратовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2025 г. 

Конкурс№89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаРоссийская Империя, национальная идентичность, национальное воспитание, скаутинг, потешные, сокола, национальная школа, русская идентичность, российская идентичность, гражданская нация, официальный национализм, О.И. Пантюхов, Николай II, А.А. Луцкевич

Код ГРНТИ03.23.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
По меткому замечанию немецкого философа Юргена Хабермаса «общество известным образом порождает свою идентичность; и тем, что оно не утрачивает своей идентичности, оно обязано своим собственным усилиям». В предлагаемом проекте, планируется проанализировать те усилия, которые прикладывало общество и государство в Российской Империи для воспроизводства (конструирования) идентичности детей через деятельность внешкольных детско-юношеских организаций. Актуальность заявленной темы определяется многими факторами. Во-первых, анализ различных аспектов формирования исторического контекста конструирования гражданской нации в России поможет дополнить рассматриваемую проблему новыми данными и создать возможности для выработки современной концепции в дискуссионном вопросе соотношения русской и российской идентичностей. Во-вторых, ведущиеся последние несколько лет поиски путей создания общегосударственной детской организации, апогеем которых является подписание президентом Российской Федерации летом 2022 г. закона «О российском движении детей и молодёжи», способствуют активизации изучения опыта функционирования подобных движений в нашей стране. Это приобретает особую актуальность в ситуации отсутствия достаточно широкой информированности в обществе о детских и юношеских движениях XIX и XX вв. Хорошо известна и изучена пионерская организация, представлявшая характерные для советского периода методы работы с молодежью, а предшественники данной организации – скауты, «потешные» и «соколы», исследованы менее подробно, и методы их работы изучены далеко не полностью. В-третьих, в современных условиях серьезных внешних вызовов и угроз, жизненной необходимостью становится выработка защитных стратегий, в частности, противопоставление попыткам деконструкции гражданской нации России, или даже агрессивной ассимиляции, как, к примеру, на Украине, и в других странах постсоветского пространства, где проживает русскоязычное население. Составной частью противостояния таким вызовам должны стать детские движения, в работе которых следует применять наиболее эффективные практики и образы, использовавшиеся в прошлом. Актуальность заявленной проблематики формирует задачи, которые планируется решить в рамках проекта. Они лежат в двух плоскостях: практической и теоретической. Практические задачи направлены на расширение и углубление наших знаний о русских детско-юношеских движениях. Они должны быть изучены с момента зарождения до запрета на их деятельность в Советском Союзе. Планируется особенно пристально рассмотреть период 1917-1922 гг., демонстрирующий особую гибкость детских движений и их способности приносить пользу государству вне зависимости от официальной идеологии. Для этого должен быть привлечен широкий круг исследований и источников, часть которых впервые вводится в научный оборот. В тоже время, теоретические задачи призваны углубить наше понимание роли внешкольного воспитания в вопросе конструирования национальной идентичности. Новизна исследования обусловлена как самой постановкой проблемы, так как на данный момент не существует всестороннего исследования представленной темы, так и применением современных методологических подходов к изучению конструирования национальной идентичности, а также привлекаемыми источниками. В процессе работы над проектом планируется широкое использование архивных материалов, ранее не использовавшихся исследователями.

Ожидаемые результаты
В теоретической плоскости будут установлены общие и частные закономерности в развитии детских движений в России и мире и выделены основные идеи, лежавшие в основе национального образования и воспитания в поздней Российской Империи. Помимо этого будут выявлены ключевые механизмы формирования гражданской групповой идентичности во внешкольных движениях. В практической сфере ожидаемыми конечными результатами исследования будут являться: 1). Рекомендации по использованию наиболее эффективных методов по конструированию национальной идентичности, опробованных в Российской Империи, в современной внешкольной педагогике (с поправкой на технический прогресс). 2). Определение сильных и слабых сторон внешкольного воспитания в поздней Российской Империи. На этом основании будут даны рекомендации по оптимизации деятельности их современных аналогов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ