КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-28-00856

НазваниеДревнерусская история и славянская мифология в литературе и искусстве второй половины XVIII - первой четверти XIX века

РуководительСкворцова Екатерина Александровна, Кандидат искусствоведения

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2025 г. 

Конкурс№89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-501 - Теория и история изобразительного искусства

Ключевые словаДревняя Русь, история, славянская мифология, русская литература, русское искусство, русcкий стиль, театральная декорация, эскизы, костюмы, сценография, печатные издания, иллюстрация, гравюра, мифологические словари, литературный фольклоризм

Код ГРНТИ18.07.43


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Значимость репрезентации истории в литературе и искусстве невозможно переоценить. Традиционные литературоведение и история искусства отдают должное произведениям на историческую тему, выдающимся по художественными качествам. Новые направления в этих научных дисциплинах, сосредоточенные на вопросах политики и экономики образов, обращаются в рамках этой темы к материалу, порой менее значимому в художественном отношении. Особую нишу занимает проблематика отечественной истории, так как образы литературы и искусства — инструмент формирования исторической и культурной памяти. До недавнего времени внимание исследователей исторической темы в искусстве дореволюционной России было сосредоточено на исторической живописи последней четверти XIX — начале XX века (М.М. Алленов, М.В. Алпатов, А.Г. Верещагина, С.Н. Гольдштейн, А.С. Давыдова, В.С. Кеменов, Н.Г. Машковцев, Е.В. Нестерова, М.М. Ракова). Формой осмысления истории был и русский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (см. труды Е.И. Кириченко, Ю.Р. Савельева и др.). В последние годы фокус сместился на период с 1830-х гг. (статьи М.А. Чернышевой). Наименее изученным остается самый ранний этап визуализации представлений об отечественной истории, который начинается в Екатерининское царствование и завершается на рубеже 1820-1830-х гг. Отдельные вопросы были рассмотрены А.А. Каревым, С.С. Хачатуровым, Д.О. Швидковским, С.В. Моисеевой. Сегодня среди самых заметных лакун в его изучении — своеобразие репрезентации древнерусской истории на театральной сцене и в сюжетной книжной иллюстрации. Выбор этих новых предметов предопределяет научную новизну проекта — предполагается выявить их сюжетное, стилистическое и иконографическое своеобразие. Со второй половины XVIII века историки уделяют внимание славянской мифологии. Образы славянских богов и божеств, за редкими исключениями, не обрели воплощения в изобразительном искусстве рассматриваемого периода. Ввиду этого в рамках проекта при изучении репрезентации славянской мифологии акцент переместится на тексты, тогда как в случае с репрезентацией истории акцент будет сделан на визуальных памятниках. Труды историков и литераторов второй половины XVIII - начала XIX в. — часть общего процесса изучения славянского язычества, который продолжается по сей день. Главное направление этих исследований развивается в русле фольклористики, которая возникает как научная дисциплина в середине XIX в. и рассматривает эту проблему на основе этнографического материала (А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Котляревский). Литературоведение изучает литературный фольклоризм второй половины XVIII – начала XIX в. в русле романтических тенденций, влияния западноевропейского рыцарского романа (И.П. Лупанова). Проблема кабинетной мифологии и неверного лингвистического прочтения наименований персонажей славянского язычества привлекала внимание А.Л. Топоркова, П.Н. Беркова, Н.И. Толстого, Е.Е. Левкиевской, Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой. Наименее изученным сегодня остается начало традиции составления словарей славянской мифологии (конец 1760-х – 1810-е гг.), написанных любителями, которые использовали как источники не только аутентичные народные предания и сведения историков, но и художественные произведения. Эта проблема будет в центре внимания проекта. Актуальность исследования предопределена: 1) необходимостью обогащения представлений о визуальной репрезентации истории во второй половине XVIII — первой трети XIX века за счет иных ее форм, кроме исторической живописи; 2) необходимостью определить своеобразие первого этапа развития в искусстве темы древнерусской истории, обретшей яркое продолжение в середине XIX века, которое на протяжении более полувека привлекает исследователей; 3) необходимостью изучения первых опытов накопления литературных представлений о персонажах народных преданий, специфики их литературного оформления и их влияния на последующие опыты репрезентации славянской мифологии, которые в свою очередь удостоились большого внимания ученых.

Ожидаемые результаты
1) Будет впервые реконструирован образ Древней Руси и ее столиц Москвы и Киева, а также былинных городов, складывавшийся на театральной сцене со второй половины XVIII века, будет выявлено, из каких элементов он состоял и на каких исторических источниках базировался — таким образом будут определены источники формирования русского стиля в театральной сценической архитектуре задолго до его появления в архитектуре реальной. 2) Будет выявлено сюжетное, стилистическое, иконографическое своеобразие иллюстраций на древнерусские темы в научных и художественных изданиях второй половины XVIII — первой четверти XIX века. 3) Будет выявлена специфика материала, представленного в словарях славянской мифологии, и его место в традиции литературного фольклоризма XIX в.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ