КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 24-28-01521

НазваниеРоссийские онлайн школы: личный и семейный выбор дистанционного обучения

РуководительПрошкова Зоя Вячеславовна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2024 г. - 2025 г. 

Конкурс№89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словасоциология образования, цифровая социология, социология семьи, дистанционное обучение, онлайн школы, преимущества цифровых образовательных технологий, безопасность, образовательный путь, человеческий капитал, образовательный капитал, семейный капитал, образовательная социализация, цифровые методы сбора информации, лонгитюды, компьютерные программы анализа текстов

Код ГРНТИ04.51.43


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цель проекта – проанализировать семейные и персональные мотивы обучения детей в российских онлайн школах в текущей ситуации. Актуальность исследования связана с развитием цифровой экономики, цифровизацией общества и образования. Научной проблемой проекта является эффективность онлайн школ как фактора образовательной социализации молодежи. Решение проблемы необходимо для формирования качественного человеческого капитала на персональном уровне и в обществе. Новизна исследования состоит в обращении к такому типу школьного образования как онлайн обучение, основанное на применении цифровых технологий. А также в разработке эмпирического метода "текстовых лонгитюдов", развитии цифровой социологии, теории человеческого капитала и ресурсного подхода в целом. Основными вопросами исследования являются развитие отечественных онлайн школ как сферы цифрового образования в стране, персонализация образовательного маршрута, преимущества и недостатки цифровых образовательных технологий, обеспечение безопасности школьников за счет дистанционного обучения и онлайн образования в актуальных условиях, родительские инвестиции в образование детей в онлайн школах, эффекты цифрового обучения на дальнейший образовательный и профессиональный путь, школьное онлайн образование как образовательный и культурный капитал человека. Дополнительный вопрос проекта - релевантность цифровых методов эмпирического исследования для цифровой социологии, социологии образования и социологии семьи. Проект состоит из теоретической, методологической и эмпирической частей. Используются мониторинг онлайн школ, интервьюирование организаторов онлайн школ и родителей, анкетирование учащихся и педагогов, сбор биографий, интернет-форумы, фокус-группы родителей и учащихся онлайн школ. В интервьюировании родителей применяются лонгитюды. Результатами проекта станут статьи в рецензируемые научные издания, доклады, электронные базы данных, отчетные материалы для Правительства Санкт-Петербурга, выступления в НКО и СМИ, апробация выводов в обучении студентов, экспертиза образовательных стартапов на Петербургском международном образовательном форуме, рекомендации для федеральной программы «Цифровая экономика в РФ».

Ожидаемые результаты
1. Изучение сферы цифрового школьного образования в России. Оценка развития российских онлайн школ как информационной инфраструктуры общества. Описание основных характеристик цифровой образовательной среды в онлайн школах. Анализ образовательного и культурного капитала учащихся онлайн школ как ресурса для развития цифровой экономики в России и персонального актива. Актуализация роли онлайн школ в реализации федеральной программы «Цифровая экономика в РФ». 2. Выявление персональных и семейных причин выбора онлайн школ. Изучение семейных затрат на обучение детей в онлайн школах. Анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий дистанционного обучения. Поиск возможностей через дистанционное обучение и образование в онлайн школах обеспечить безопасность школьников в текущей ситуации. 3. Методологическое осмысление цифровых методов сбора и анализа информации в социологии (онлайн анкетирование, анализ доступных в сети документов, фокус-группа онлайн). Разработка и апробация метода «текстовых лонгитюдов» для изучения долговременных образовательных процессов. 4. Эмпирические массивы и электронные базы данных по модулям исследования – 10-16 в соответствии с объемом собранных эмпирических материалов. Пополняемая база данных «Социологические и культурологические ресурсы в изучении школьной образовательной среды» (подборка социологической. культурологической и междисциплинарной отечественной и зарубежной литературы по проблематике образования). 5. Научные статьи в российские и зарубежные научные издания, журналы по социологии. А также в междисциплинарные издания образовательной тематики. Общее число публикаций в 2024 году – 6-7. Из них 2 статьи планируется опубликовать в рецензируемых российских и зарубежных изданиях, индексируемых в зарубежных библиографических базах данных и/или в RSCI. 6. Доклады на российских и международных научных конференциях релевантной задачам проекта тематики. 7. Отчет и материалы по результатам исследования для Комитета по образованию, Комитета по экономической политике и стратегическому планированию (правительство Санкт-Петербурга). Речь пойдет о причинах отказа учащихся и их семей от традиционного школьного образования в пользу онлайн школ, развитии цифрового обучения в городе и способах поддержки онлайн школ, затратах семей на обучение детей в онлайн школах, обеспечении безопасности школьников за счет дистанционного обучения. 8. Рекомендации в федеральную программу «Цифровая экономика в РФ», конкретно в подпроекты – «Информационная инфраструктура» и «Кадры для цифровой экономики» (о создании эффективной и комфортной цифровой образовательной среды в школах). Экспертиза образовательных стартапов на Петербургском международном образовательном форуме. 9. Выступления в НКО Санкт-Петербурга, занимающихся проблемами образования и семьи, региональном представительстве АНО «Цифровое образование», ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга и российских СМИ. 10. Апробация результатов проекта в учебных курсах для студентов специальностей «Социология», «Культурология», «Социальный менеджмент» Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Общий объем нового лекционного материала – 0,4 п.л. (12 лекционных часов). 11. Научный отчет. Значимость результатов для развития новой научной тематики в социологии образования и социологии семьи состоит в получении более полного представления о школьном онлайн образовании, как новом факторе социализации школьников, понимании личных и семейных мотивов выбора онлайн школ, оценке качества полученного в онлайн школах образовательного капитала. А также в разработке эмпирического метода "текстовых лонгитюдов", развитии направления «цифровая социология», теории человеческого капитала и ресурсного подхода в целом. Кроме того, значимость результатов определяется потенциалом их практического применения. Выводы работы можно использовать в разных сферах социальной политики и в преподавании студентам. Применять для обеспечения безопасности учащихся через дистанционное обучение и школьное онлайн образование в актуальной ситуации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ