КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 17-18-01047

НазваниеРанняя нейрокогнитивная диагностика одаренности

Руководитель Арсалиду Мари, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" , г Москва

Конкурс №18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые слова емкость внимания во внутреннем плане, одаренность, дети, когнитивные способности, интеллект, когнитивное развитие, ультрасонография, айтрекинг, фМРТ, нейровизуализация

Код ГРНТИ15.21.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цель проекта: Когнитивные способности человека развиваются постепенно, по мере перехода от детства к подростничеству и взрослости. Но небольшой процент детей (~5%; Mcclain & Pfeiffer, 2012) уже на ранних этапах развития демонстрируют исключительные когнитивные возможности. Таких детей обычно называют когнитивно- (или умственно-) одаренными. Данный проект посвящен методам раннего обнаружения когнитивной одаренности на основе оценки емкости внимания во внутреннем плане, ультразвукового исследования цереброваскулярной гемодинамики, анализа стратегий движений глаз (айтрекинг) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Теоретические и методические основания проекта: В настоящее время диагностика когнитивной одаренности часто опирается на различные виды тестования интеллекта (IQ), на основе которого принимается решение об обучении ребенка по углубленной образовательной программе. В России, наряду с IQ-тестами, такие решения опираются на рекомендации от учителей и родителей ребенка, а также на успехи ребенка в олимпиадах по различным предметам, что касается, как правило, учеников средней и старшей школы (Grigorenko & Clinkenbeard, 1994; Karp, 2010). В этом ряду можно назвать и недавний проект “Сириус”, который позволяет 600 школьникам (10-17 лет) участвовать в специальной образовательной программе в течение месяца, на основании отбора по результатам олимпиад и внешкольных проектов. Хотя названные методы диагностики одаренности имеют свои преимущества, у них есть и важные недостатки. Так, IQ-тесты в основном опираются на формальные знания, подверженные влиянию культуры и приобретенные ребенком в процессе предыдущего обучения (напр., словарный запас или осведомленность; Mcclain & Pfeiffer, 2012). На заключения учителей и оценки со стороны родителей влияют неосознанные установки, как позитивные, так и негативные, по отношению к ребенку (Bandura, 1993). Трудности с интерпретацией результатов олимпиад вызваны, с одной стороны, включенностью фактического знания и навыков (как и в случае IQ-тестов), а с другой - пребыванием ребенка в непривычной, сложной и соревновательной ситуации. Кроме того, олимпиады не могут охватить достаточно много школьников. В соответствии с данными Министерства образования, только в Москве проживает 825 000 детей школьного возраста. Если 5% из них являются одаренными, то только в Москве проживает 41 250 одаренных детей. Можем ли мы диагностировать высокие когнитивные способности ребенка на достаточно ранних этапах развития с помощью объективных методов? Ведь ранняя диагностика одаренности очень важна для раскрытия потенциала ребенка и для наиболее эффективной организации образовательного процесса. Предлагаемый нами в данном проекте метод параметрической оценки емкости внимания во внутреннем плане (Arsalidou et al., 2010; Arsalidou & Im-Bolter, 2016) является объективным и достаточно независимым от предварительного обучения методом диагностики когнитивных способностей. Внимание во внутреннем плане - это изменяющийся в ходе развития компонент рабочей памяти, оно заключается в способности удерживать информацию в сознании и совершать с ней действия во внутреннем плане, «в уме». Современные исследования утверждают, что в ходе развития в норме емкость внимания во внутреннем плане возрастает на одну единицу каждые два года, начиная с 3-летнего возраста, и достигает 7 единиц к 15-16-летнему возрасту (Pascual-Leone, 1970; Arsalidou, Pascual-Leone, Johnson, Kotova, under review). Ребенок, возможности которого по выполнению действий с информацией во внутреннем плане выше, чем в среднем у сверстников, получает определенное преимущество в отношении самых разных когнитивных задач. Исследования показывают, что результаты когнитивно-одаренных детей в задаче на измерение емкости внимания во внутреннем плане в ее классическом варианте проведения на бланке, по крайней мере, на одну единицу превышают средний для их возраста результат (Johnson, Im-Bolter, Pascual-Leone, 2003). Данный проект направлен на разработку психологического обеспечения ранней (7-10 лет) диагностики и сопровождения умственной одаренности. С этой целью мы планируем исследовать психологические и психофизиологические закономерности реализации когнитивных процессов при одаренности с помощью айтрекинга, ультрасонографии и фМРТ. Данные ультрасонографии цереброваскулярной гемодинамики, полученные нами, показывают значимые различия в этих показателях у подростков со средними и низкими когнитивными способностями (Khalezov& Khalezov, 2015; Khalezov & Arsalidou, 2016). Анализ движений глаз когнитивно-одаренных испытуемых позволит нам изучить стратегии решения задач, используемые ими, т.к. данные о движениях глаз говорят о фокусировке внимания и ее изменениях в ходе решения задачи (Graupner et al., 2011). В настоящее время существует очень мало исследований движений глаз у испытуемых дошкольного и младшего школьного возраста (см. обзор в Luna et al., 2008), а изучение глазодвигательных стратегий когнитивно-одаренных детей вообще не представлено в литературе. Аналогично, и число исследований методом фМРТ когнитивных процессов у одаренных детей очень невелико: преимущественно исследуются подростки с высокими математическими способностями (O’Boyle et al., 2005; Hoppe et al., 2012). По причине общего дефицита параметрических методов диагностики в нейрокогнитивного развития (Kotsoni et al., 2006) в настоящее время нет фМРТ-исследований по одаренности с участием 9-10-летних детей. Данный проект предполагает три основных этапа: (A) Скрининг – диагностика и выявление когнитивно-одаренных детей с использованием оценки емкости внимания во внутреннем плане; (B) Исследование профиля – создание нейрокогнитивного профиля одаренных детей в сравнении с детьми из контрольной группы, включая диагностику функции контроля (executive function), мотивации и определение используемых стратегий при решении задач, (C) фМРТ-исследование – изучение активации зон головного мозга при решении задач у одаренных детей в сравнении с детьми из контрольной группы. Новизна: Каждый этап данного проекта является инновационным во многих отношениях. В нем впервые будут получены на одной выборке данные по емкости внимания во внутреннем плане, глазодвигательных стратегий, фМРТ и церебральной гемодинамики у детей младшего школьного возраста. Также впервые будут получены данные об активации зон головного мозга (фМРТ) у одаренных детей. Это будет первое исследование, изучающее взаимосвязь цереброваскулярной гемодинамики и когнитивных способностей на большой выборке детей с нормальным развитием. Результаты данного проекта внесут существенный вклад в раннее выявление когнитивной одаренности, то есть, в один из национальных приоритетов России – качественное образование, поскольку раннее выявление одаренности имеет решающее значение для обеспечения талантливых детей своевременным качественным образованием. Многие образовательные программы в России отличает глубина проработки материала, и наша конечная цель состоит в том, чтобы создать российский центр передового опыта в направлении исследований одаренности. Данный проект может служить основой для лонгитюдного исследования, которое обеспечит понимание дальнейшего развития одаренных детей и разработку программ поддержки их в будущем.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Арсалиду M. Mathematical cognition in children: Evidence from fMRI. In E. Pechenkova & M. Falikman (Eds.), Cognitive Science in Moscow: New research., pp. 418-422 (год публикации - 2017)

2. Ханг Ю., Гэйлард Ш.Л., Йармак П., Арсалиду М. Dissociations of cognitive inhibition, response inhibition, and emotional interference: Voxelwise ALE meta-analyses of fMRI studies. Human Brain Mapping, 39(10):4065-4082. (год публикации - 2018)
10.1002/hbm.24232

3. Йапле З., Арсалиду М. N-back working memory task. Meta-analyses of normative fMRI studies with children. Child Development, 89 (6), 2010-2022. (год публикации - 2018)
10.1111/cdev.13080

4. Зинченко О., Йапле З., Арсалиду М. Brain responses to dynamic facial expressions: A normative meta-analysis. Frontiers in Human Neuroscience, 12:227 (год публикации - 2018)
10.3389/fnhum.2018.00227

5. Котова Т.Н. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития: модель интериоризации М.Холодински и модель социо-биологической обратной связи Д.Гергея и Дж.Уотсона Человек (год публикации - 2019)

6. Арсалиду М. Orthographic manipulations and word reading The Fourth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language (Night Whites 2018), 1 (год публикации - 2018)

7. Бачурина B., Арсалиду M. Individual Differences in Mental Attentional Capacity Across Development: an Eye-tracking Study Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

8. Ляшенко A., Хагабанова T., Арсалиду M. Parametric measures of mental-attentional capacity: cognitive assessment compatible with technologies Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

9. Хагабанова Т., Ляшенко А., Арсалиду М. Figural intersection task: Data from Russian children. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции (г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

10. Япле З.А., Стивенс В.Д., Арсалиду М. Meta-analyses of the n-back working memory task: fMRI evidence of age-related changes in prefrontal cortex involvement across the adult lifespan. NeuroImage, 196, 16-31. (год публикации - 2019)

11. Чархаби М., Халезов Е., Котова Т., Бэйкер Дж., Духейл Ф., Арсалиду М. School engagement of children in early grades: Psychometric, and gender comparisons. PloS one, 14(11) (год публикации - 2019)

12. Арсалиду М., Виджаяраджан С., Шараев М. Basal ganglia lateralization in different types of reward. Brain Imaging and Behavior (год публикации - 2020)

13. Арсалиду М. Culture fair methods of evaluating cognitive competence. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow).Moscow: Moscow University Press, 1571 p. (год публикации - 2019)

14. Арсалиду М. Conscious states and brain networks. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press (год публикации - 2019)

15. Бачурина В., Арсалиду М. Eye-tracking indices of mental attentional load in children and adults. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалыконференции 19 июня 2019 г. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП., 656 стр. (год публикации - 2019)

16. Кузнецова Е., Монтеро Л., Писаренко С., Арсалиду М. Colour-word Stroop in English-Russian bilinguals. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

17. Ляшенко А.К., Тюленева Т.А., Арсалиду М. Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. (год публикации - 2019)

18. Лукьянов Е.С., Котов А.А. РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ. Теоретическая и экспериментальная психология (год публикации - 2018)

19. Судоргина Ю. В., Котов А.А. Эффект влияния артикуляции решения индуктивной задачи на перенос правила решения. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

20. Лукьянов Е. С., Котов А. А. Роль обратной связи в выборе стратегии категоризации. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) Красноярск: Научно-инновационный центр (год публикации - 2019)

21. Зинченко О., Арсалиду M. Brain responses to social norms: Meta-analyses of fMRI studies Human Brain Mapping, pp. 1-16 (год публикации - 2017)
10.1002/hbm.23895

22. Ялпе З., Арсалиду M. Negative priming: A meta-analysis of fMRI studies. Experimental Brain Research, pp.1-8 (год публикации - 2017)
10.1007/s00221-017-5065-6

23. Арсалиду M., Виджайараджах C., Шараев М. Г. Активация базальных ядер при различных типах вознаграждения: метаанализ фМРТ исследований Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», pp. 64-68 (год публикации - 2017)

24. Арсалиду M., Павлив-Левак M., Садегхи M., Паскуаль-Леоне Х. Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies. Developmental Cognitive Neuroscience, pp. 1-12 (год публикации - 2017)
10.1016/j.dcn.2017.08.002

25. Ляшенко A., Халезов E., Арсалиду M. Methods for Identifying Cognitively Gifted Children Psychology. Journal of Higher School of Economics, 14 (2), pp. 207-218 (год публикации - 2017)
10.17323/1813-8918.2017.2.207.218

26. Арсалиду М., Мартынова О.В., Котова Т.Н. Параметрические измерения емкости ментального внимания ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Издательство «Институт психологии РАН», pp.1500-1507 (год публикации - 2017)


 

Публикации

1. Арсалиду M. Mathematical cognition in children: Evidence from fMRI. In E. Pechenkova & M. Falikman (Eds.), Cognitive Science in Moscow: New research., pp. 418-422 (год публикации - 2017)

2. Ханг Ю., Гэйлард Ш.Л., Йармак П., Арсалиду М. Dissociations of cognitive inhibition, response inhibition, and emotional interference: Voxelwise ALE meta-analyses of fMRI studies. Human Brain Mapping, 39(10):4065-4082. (год публикации - 2018)
10.1002/hbm.24232

3. Йапле З., Арсалиду М. N-back working memory task. Meta-analyses of normative fMRI studies with children. Child Development, 89 (6), 2010-2022. (год публикации - 2018)
10.1111/cdev.13080

4. Зинченко О., Йапле З., Арсалиду М. Brain responses to dynamic facial expressions: A normative meta-analysis. Frontiers in Human Neuroscience, 12:227 (год публикации - 2018)
10.3389/fnhum.2018.00227

5. Котова Т.Н. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития: модель интериоризации М.Холодински и модель социо-биологической обратной связи Д.Гергея и Дж.Уотсона Человек (год публикации - 2019)

6. Арсалиду М. Orthographic manipulations and word reading The Fourth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language (Night Whites 2018), 1 (год публикации - 2018)

7. Бачурина B., Арсалиду M. Individual Differences in Mental Attentional Capacity Across Development: an Eye-tracking Study Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

8. Ляшенко A., Хагабанова T., Арсалиду M. Parametric measures of mental-attentional capacity: cognitive assessment compatible with technologies Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

9. Хагабанова Т., Ляшенко А., Арсалиду М. Figural intersection task: Data from Russian children. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции (г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

10. Япле З.А., Стивенс В.Д., Арсалиду М. Meta-analyses of the n-back working memory task: fMRI evidence of age-related changes in prefrontal cortex involvement across the adult lifespan. NeuroImage, 196, 16-31. (год публикации - 2019)

11. Чархаби М., Халезов Е., Котова Т., Бэйкер Дж., Духейл Ф., Арсалиду М. School engagement of children in early grades: Psychometric, and gender comparisons. PloS one, 14(11) (год публикации - 2019)

12. Арсалиду М., Виджаяраджан С., Шараев М. Basal ganglia lateralization in different types of reward. Brain Imaging and Behavior (год публикации - 2020)

13. Арсалиду М. Culture fair methods of evaluating cognitive competence. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow).Moscow: Moscow University Press, 1571 p. (год публикации - 2019)

14. Арсалиду М. Conscious states and brain networks. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press (год публикации - 2019)

15. Бачурина В., Арсалиду М. Eye-tracking indices of mental attentional load in children and adults. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалыконференции 19 июня 2019 г. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП., 656 стр. (год публикации - 2019)

16. Кузнецова Е., Монтеро Л., Писаренко С., Арсалиду М. Colour-word Stroop in English-Russian bilinguals. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

17. Ляшенко А.К., Тюленева Т.А., Арсалиду М. Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. (год публикации - 2019)

18. Лукьянов Е.С., Котов А.А. РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ. Теоретическая и экспериментальная психология (год публикации - 2018)

19. Судоргина Ю. В., Котов А.А. Эффект влияния артикуляции решения индуктивной задачи на перенос правила решения. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

20. Лукьянов Е. С., Котов А. А. Роль обратной связи в выборе стратегии категоризации. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) Красноярск: Научно-инновационный центр (год публикации - 2019)

21. Зинченко О., Арсалиду M. Brain responses to social norms: Meta-analyses of fMRI studies Human Brain Mapping, pp. 1-16 (год публикации - 2017)
10.1002/hbm.23895

22. Ялпе З., Арсалиду M. Negative priming: A meta-analysis of fMRI studies. Experimental Brain Research, pp.1-8 (год публикации - 2017)
10.1007/s00221-017-5065-6

23. Арсалиду M., Виджайараджах C., Шараев М. Г. Активация базальных ядер при различных типах вознаграждения: метаанализ фМРТ исследований Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», pp. 64-68 (год публикации - 2017)

24. Арсалиду M., Павлив-Левак M., Садегхи M., Паскуаль-Леоне Х. Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies. Developmental Cognitive Neuroscience, pp. 1-12 (год публикации - 2017)
10.1016/j.dcn.2017.08.002

25. Ляшенко A., Халезов E., Арсалиду M. Methods for Identifying Cognitively Gifted Children Psychology. Journal of Higher School of Economics, 14 (2), pp. 207-218 (год публикации - 2017)
10.17323/1813-8918.2017.2.207.218

26. Арсалиду М., Мартынова О.В., Котова Т.Н. Параметрические измерения емкости ментального внимания ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Издательство «Институт психологии РАН», pp.1500-1507 (год публикации - 2017)


 

Публикации

1. Арсалиду M. Mathematical cognition in children: Evidence from fMRI. In E. Pechenkova & M. Falikman (Eds.), Cognitive Science in Moscow: New research., pp. 418-422 (год публикации - 2017)

2. Ханг Ю., Гэйлард Ш.Л., Йармак П., Арсалиду М. Dissociations of cognitive inhibition, response inhibition, and emotional interference: Voxelwise ALE meta-analyses of fMRI studies. Human Brain Mapping, 39(10):4065-4082. (год публикации - 2018)
10.1002/hbm.24232

3. Йапле З., Арсалиду М. N-back working memory task. Meta-analyses of normative fMRI studies with children. Child Development, 89 (6), 2010-2022. (год публикации - 2018)
10.1111/cdev.13080

4. Зинченко О., Йапле З., Арсалиду М. Brain responses to dynamic facial expressions: A normative meta-analysis. Frontiers in Human Neuroscience, 12:227 (год публикации - 2018)
10.3389/fnhum.2018.00227

5. Котова Т.Н. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития: модель интериоризации М.Холодински и модель социо-биологической обратной связи Д.Гергея и Дж.Уотсона Человек (год публикации - 2019)

6. Арсалиду М. Orthographic manipulations and word reading The Fourth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language (Night Whites 2018), 1 (год публикации - 2018)

7. Бачурина B., Арсалиду M. Individual Differences in Mental Attentional Capacity Across Development: an Eye-tracking Study Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

8. Ляшенко A., Хагабанова T., Арсалиду M. Parametric measures of mental-attentional capacity: cognitive assessment compatible with technologies Collaborative solutions for next generation education science and technology (год публикации - 2018)

9. Хагабанова Т., Ляшенко А., Арсалиду М. Figural intersection task: Data from Russian children. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции (г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

10. Япле З.А., Стивенс В.Д., Арсалиду М. Meta-analyses of the n-back working memory task: fMRI evidence of age-related changes in prefrontal cortex involvement across the adult lifespan. NeuroImage, 196, 16-31. (год публикации - 2019)

11. Чархаби М., Халезов Е., Котова Т., Бэйкер Дж., Духейл Ф., Арсалиду М. School engagement of children in early grades: Psychometric, and gender comparisons. PloS one, 14(11) (год публикации - 2019)

12. Арсалиду М., Виджаяраджан С., Шараев М. Basal ganglia lateralization in different types of reward. Brain Imaging and Behavior (год публикации - 2020)

13. Арсалиду М. Culture fair methods of evaluating cognitive competence. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow).Moscow: Moscow University Press, 1571 p. (год публикации - 2019)

14. Арсалиду М. Conscious states and brain networks. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press (год публикации - 2019)

15. Бачурина В., Арсалиду М. Eye-tracking indices of mental attentional load in children and adults. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалыконференции 19 июня 2019 г. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП., 656 стр. (год публикации - 2019)

16. Кузнецова Е., Монтеро Л., Писаренко С., Арсалиду М. Colour-word Stroop in English-Russian bilinguals. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

17. Ляшенко А.К., Тюленева Т.А., Арсалиду М. Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. (год публикации - 2019)

18. Лукьянов Е.С., Котов А.А. РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ. Теоретическая и экспериментальная психология (год публикации - 2018)

19. Судоргина Ю. В., Котов А.А. Эффект влияния артикуляции решения индуктивной задачи на перенос правила решения. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) (год публикации - 2019)

20. Лукьянов Е. С., Котов А. А. Роль обратной связи в выборе стратегии категоризации. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) Красноярск: Научно-инновационный центр (год публикации - 2019)

21. Зинченко О., Арсалиду M. Brain responses to social norms: Meta-analyses of fMRI studies Human Brain Mapping, pp. 1-16 (год публикации - 2017)
10.1002/hbm.23895

22. Ялпе З., Арсалиду M. Negative priming: A meta-analysis of fMRI studies. Experimental Brain Research, pp.1-8 (год публикации - 2017)
10.1007/s00221-017-5065-6

23. Арсалиду M., Виджайараджах C., Шараев М. Г. Активация базальных ядер при различных типах вознаграждения: метаанализ фМРТ исследований Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», pp. 64-68 (год публикации - 2017)

24. Арсалиду M., Павлив-Левак M., Садегхи M., Паскуаль-Леоне Х. Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies. Developmental Cognitive Neuroscience, pp. 1-12 (год публикации - 2017)
10.1016/j.dcn.2017.08.002

25. Ляшенко A., Халезов E., Арсалиду M. Methods for Identifying Cognitively Gifted Children Psychology. Journal of Higher School of Economics, 14 (2), pp. 207-218 (год публикации - 2017)
10.17323/1813-8918.2017.2.207.218

26. Арсалиду М., Мартынова О.В., Котова Т.Н. Параметрические измерения емкости ментального внимания ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Издательство «Институт психологии РАН», pp.1500-1507 (год публикации - 2017)