КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 19-78-10100
НазваниеКонструирование фемининности в литературе русского модернизма
Руководитель Озкан Вероника Борисовна, Доктор филологических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук , г Москва
Конкурс №41 - Конкурс 2019 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-452 - Литературоведение
Ключевые слова женщина, литература, модернизм, пол, гендер, фемининность, маскулинность, гендерные стереотипы, женские образы, женское авторство
Код ГРНТИ17.07.21
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Представления о «мужском» и «женском» долгое время оставались – а отчасти и до сих пор остаются – эссенциалистскими, «мужские» (маскулинные) и «женские» (фемининные) черты и свойства считались взаимоисключающими, дихотомическими, а всякое отступление от них воспринималось как патология. За женщиной и мужчиной закреплялись определенные социальные роли, выход за пределы которых был сопряжен с драмами в индивидуальных судьбах и ломкой общественных представлений и правовых норм в публичной сфере. Это положение вещей, с одной стороны, отражалось в литературе, а с другой – ею навязывалось.
Гендерные стереотипы, или конструкты маскулинности и фемининности (поскольку, как показали гендерные исследования, вопреки долгое время доминировавшим эссенциалистским представлениям, гендер есть продукт культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы), стали подвергаться резкой переоценке и экспериментированию в первой трети XX вв., что ярко и многообразно отразилось в культуре и, в особенности, в литературе эпохи модернизма. Параллельно с изменениями в обществе, а иногда и опережая их, она предлагала новые ролевые модели, так что привычный «женский» мир – дом, семья, эмоциональная сфера – расширялся за счет включения в него прежде чисто «мужских» занятий, в том числе профессиональной деятельности и творчества.
Достаточно указать на изменения лирического субъекта в поэзии женщин-авторов. Если, скажем, поэзия Е.П. Ростопчиной (1811–1858) всецело вписывалась в контуры «самой обычной жизни барышни и дамы» (В.Ф. Ходасевич) с центральным хронотопом бала и центральной темой любви («любовь свою она украсила столько же звуками лиры, сколько и милыми атрибутами женскости: цветами, браслетами, дымкою бальных платьев, запахом духов, белизною открытых плеч», писал тот же Ходасевич), то у женщин-авторов рубежа XIX и XX вв. на первый план выходят свосем другие мотивы. З.Н. Гиппиус пишет стихи от лица «мужского» лирического героя, сфокусированные отнюдь не на любви, но на философском и религиозном поиске. Альтер эго М.И. Цветаевой становятся образы амазонки и сивиллы, отказывающихся от любви ради более высокого призвания. Как и для Цветаевой, у С.Я. Парнок центральной темой становится не любовь, а творчество, духовная самореализация; а если она и пишет любовную лирику, в ней появляется новый, отнюдь не «нормативный» гомоэротический элемент. М. М. Шкапская, вроде бы акцентирующая приметы традиционного «женского» мира, открывает в поэзии табуированные прежде «физиологические» темы совокупления, родов, материнства в его не только духовном, но и телесном аспекте.
Разумеется, в литературе и прежде появлялись женщины-авторы, хотя и крайне немногочисленные по сравнению с мужчинами, а в литературных произведениях – героини, бунтующие против сложившегося положения вещей, однако эти репрезентации женственности так или иначе были осуществлены из мужской перспективы как перспективы «нормативной». Писательницы еще даже в XIX в. разрывались между двумя противоположными интенциями – соответствовать мужским представлениям о женщине и желанием отвергнуть эти нормы и представления, а героини-бунтарки в текстах писателей-мужчин, несмотря на нюансы авторской позиции, наказывались (см. такие яркие примеры, как «Анна Каренина» Л.Н. Толстого или «Гроза» А.Н. Островского) или представали смешными и жалкими, противопоставляясь «традиционной» женственности (как, например, Кукшина в «Отцах и детях» И.С. Тургенева).
Резкий перелом происходит на рубеже XIX и XX вв. В нашем фокусе внимания находится период 1895–1935 гг., отмеченный политическими и социальными катаклизмами, коренной ломкой социально-политического устройства Российского государства. Для данного проекта важно, что в относительно короткий период времени и социальное положение женщины, и литературные формы его репрезентации претерпели решительную ломку, причем литература не только отражала изменяющуюся социальную реальность, но и сама становилась пространством разработки новой системы ценностей, которой предстояло изменить социальную реальность.
Так, литература этого времени отмечена рядом примечательных в данном аспекте явлений. Это и возникновение огромного – по сравнению с предшествующим периодом – числа женщин-авторов (отсюда в сфере искусства появляется запоминающееся именование «амазонки авангарда»). И интерес литературы рубежа веков к «психологии пола», проблемам сексуальности и введение соответствующих тем в литературные произведения (поскольку в то время исследование психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин подводилось под рубрику «психологии пола» и пол зачастую отождествлялся с сексуальностью), причем нередко в анормативном аспекте. Это мотив андрогинности, столь принципиальный для декадентов и символистов и наделявшийся мистическими коннотациями; и грандиозный по значению и влиянию образ «вечной Женственности». Это и мена гендерными ролями, проявляющаяся, в частности, в «женских» речевых масках писателей-мужчин и «мужских» масках писательниц. Все это – как на уровне биографий писателей, в том числе отразившихся в эго-документах, так и на уровне собственно литературных произведений.
Эти эксперименты модернизма с гендерными конструктами традиционалистами виделись как признаки «вырождения» (если использовать выражение М. Нордау, автора знаменитой одноименной книги 1892 г.), декаданса, по сути же открывали дорогу деконструкции нормативной идеи единой, твердой, универсальной маскулинности и такой же фемининности, способствуя смягчению отношений власти и неравенства между мужчинами и женщинами.
Научная новизна проекта обусловлена тем, что в нем впервые устанавливается ряд фактов, способов и особенностей конструирования фемининности (женственности) в литературе модернизма и даются новые интерпретации уже известным фактам такого рода; описываются стратегии создания «новой» фемининности (конструирования гендера) писателями – мужчинами и женщинами в русской и мировой литературе рубежа веков; на фоне описания нормы «гендерного дисплея» выявляются и анализируются случаи «гендерного беспокойства» –как в биографиях литературных деятелей, так и в их произведениях; предлагается оригинальная концепция целостного осмысления литературы и культуры русского модернизма в гендерном аспекте; обосновывается новый способ осмысления этого отрезка литературного процесса, при котором полемика между разными направлениями (в частности, символизмом и акмеизмом, известным так же как «адамизм» – по имени первого мужчины) анализируется в контексте концепций фемининности и маскулинности; устанавливаются многообразные связи с мифологией, фольклором, предшествующей литературной и художественной традицией, идеями религиозной философии, в диалоге с которыми (и в отталкивании от которых) происходит конструирование женственности в литературе модернизма, имевшее принципиальные и долгосрочные последствия для культуры. Если научная литература, посвященная гендерной проблематике в историческом, социологическом и психологическом аспектах, весьма широка, особенно в западной научной традиции, то собственно литературоведческих исследований такого рода практически не существует до сих пор.
Мы, со своей стороны, отдавая должное гендерным исследованиям, широко пользуемся традиционными методами филологического анализа, а именно компаративным и типологическим методами, поскольку образы женственности в литературных проекциях модернизма неизменно сопоставляются нами с предшествующей литературной традицией и вписываются в широкий идейный контекст интересующей нас эпохи с ее сложнейшими философскими идеями и религиозно-мистическими чаяниями.
Актуальность проблемы обусловлена все еще недостаточным вниманием к особой роли женщин как акторов, авторов и персонажей в формировании русской модернистской культуры, а также выдающейся ролью, которую сыграли русская литература и искусство в мировом художественном развитии ХХ в. Творчество многих русских авторов этого периода, в том числе авторов-женщин, хорошо известно на Западе, однако их роль и значение в конструировании гендера, в формировании представлений о фемининности, далеко раздвигающих установленные для нее прежде границы, далеко не очевидны. Наконец, поскольку принципиальной составляющей модернистской литературы было обращение к культуре прошлого и реинтерпретация «вечных» образов, архетипов и мифологем, эти концепции фемининности развивались в тесном взаимодействии с культурной традицией, что тоже требует детального изучения. В конечном счете, проект предлагает новый взгляд на культуру модернизма как период «взрывного» роста женского влияния на социальную жизнь, литературу и искусство, выдвигает гипотезы о возможности нового прочтения ряда важнейших произведений русской литературы этого периода, актуализирует во многом забытый и недооцененный уникальный опыт, который мог бы стать важным и в рамках современных нам дискуссий о соотношении гендерных ролей в обществе XXI в.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинность и фемининность в литературе русского модернизма: случаи Блока и Цветаевой
Вестник Томского государственного университета, Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 30–34. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/4
2. Зусева-Озкан В.Б. "Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка" М.А. Кузмина как один из источников пьесы А.А. Блока "Песня Судьбы" Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
3.
Симонова О.А.
О возможном окончании мемуарной дилогии А.А. Саксаганской о Гражданской войне
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. № 4 (51). С. 344–355. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00112
4.
Кузнецова Е.В.
Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая)
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 210-227. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00102
5. Симонова О.А. Стратегии создания художественного образа героини Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок Studia Litterarum (год публикации - 2020)
6. Каплун М.В. Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма Вестник Томского государственного университета. Филология (год публикации - 2020)
7. Андрейчук К.Р. Гендер и сакральное: конструирование образа ведьмы Зинаидой Гиппиус Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
8. Кузнецова Е.В. Женские маски в поэзии И. Северянина Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2020)
9. Зусева-Озкан В.Б. "Сразись со мной! Тебе бросаю вызов!" Дева-воительница в литературе русского модернизма Die Welt der Slaven, Die Welt der Slaven. 65(2020)2. S. 271-295. (год публикации - 2020)
10. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в пьесе М.Е. Лёвберг "Жанна д'Арк" (1920) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
11. Акимова А.С. «…И вам теперь остается на машинке писать или продавщицей к Мюру-Мерилизу»: к истории создания рассказа А.Н. Толстого «Без крыльев (Из прошлого)» Studia Litterarum (год публикации - 2020)
12. Чечнёв Я.Д. Конструирование образа раскрепощенной женщины в рамках политики борьбы за новый быт 1920-х гг. (Малашкин, Гумилевский, Романов). Часть 1. Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
13. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Мережковский между Вейнингером и Розановым: к вопросу о конструировании фемининности и маскулинности в литературе модернизма Studia litterarum (год публикации - 2020)
14. Зусева-Озкан В.Б. Пьеса М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) и сюжет о Юдифи Русская литература (год публикации - 2021)
15. Зусева-Озкан В.Б. "Мужская маска" женской поэзии: З.Н. Гиппиус и ее последовательницы. Случай М.Е. Лёвберг Studia Litterarum (год публикации - 2021)
16. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге Валерия Брюсова и Надежды Львовой Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература (год публикации - 2021)
17. Акимова А.С. Повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс» в контексте гендерных исследований Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
18. Каплун М.В. Гендерные проекции в повести «Душа в маске» Н.В. Недоброво Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
19. Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья вторая) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
20. Симонова О.А. Конструирование образа обывательницы в воспоминаниях о махновщине Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
21. Симонова О.А. Фольклорные мотивы в женских воспоминаниях о махновщине Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 341–344. (год публикации - 2020)
22. Зусева-Озкан В.Б. Амазонки в романе М.А. Кузмина «Подвиги Великого Александра»: историческая память vs авторская мизогиния Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 336-340. (год публикации - 2020)
23.
Зусева-Озкан В.Б.
Изображение амазонок в «Подвигах Великого Александра» М.А. Кузмина
Вестник Томского государственного университета, № 460. С. 29-36. (год публикации - 2020)
10.17223/15617793/460/3
24.
Зусева-Озкан В.Б.
«Бабий бунт» в пьесе А.А. Барковой «Настасья Костёр» (1923)
Studia Litterarum, Т. 6. № 1. С. 228-249. (год публикации - 2021)
10.22455/2500-4247-2021-6-1-228-249
25.
Зусева-Озкан В.Б.
«Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья первая
Новый филологический вестник, №1(56). С.162-183. (год публикации - 2021)
10.24411/2072-9316-2021-00013
26. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья первая Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
27. Симонова О.А. Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне («Княжна» А.М. Соболя и «Повольники» А.С. Яковлева) Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
28. Кузнецова Е.В. Фемининные и маскулинные нарративные стратегии в женской лирике Серебряного века Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. М.: ИЭА РАН, 2020., Часть 2. С. 332-336. (год публикации - 2020)
29. Андрейчук К.Р. Русский ибсенизм и «женский вопрос»: героини Х. Ибсена в критической и литературной рецепции Н. М. Минского и Д. С. Мережковского Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
30. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Проблема конструирования женского субъекта в творчестве З. Гиппиус в контексте гендерной теории Вейнингера Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
31. Зусева-Озкан В.Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2021)
32. Чечнев Я.Д. Кризис маскулинности в романе Константина Вагинова "Гарпагониана" Conversatoria Litteraria (год публикации - 2021)
33. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021 (год публикации - 2021)
34.
Зусева-Озкан В.Б.
"Жанна д’Арк" Д.С. Мережковского: источники и образ
Проблемы исторической поэтики, Т. 19, № 2. С. 282-300. (год публикации - 2021)
10.15393/j9.art.2021.8962
35. Зусева-Озкан В.Б. «Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая Новый филологический вестник, № 3(58). С. 179-199. (год публикации - 2021)
36.
Зусева-Озкан В.Б.
Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне: Евгений Замятин и Анна Баркова
Literatūra, Vol. 63, no. 2. P. 88-105. (год публикации - 2021)
10.15388/Litera.2021.63.2.6
37.
Зусева-Озкан В.Б.
«Я женщина – твердый воин...»: образ воительницы в лирике А.А. Барковой
Вестник славянских культур, Т. 62. С. 184–201. (год публикации - 2021)
10.37816/2073-9567-2021-62-184-201
38.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья первая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 27. C. 18–38. (год публикации - 2021)
10.17223/23062061/27/2
39. Чечнёв Я.Д. Амплуа лирической героини в поэзии М. М. Шкапской: к постановке проблемы Сибирский филологический журнал (год публикации - 2022)
40. Симонова О.А. Образ атаманши в повести Б.А. Лавренева «Ветер» (1924): гендерный аспект и разинский сюжет Вестник славянских культур (год публикации - 2022)
41. Симонова О.А. Модели фемининности военачальниц Гражданской войны в мемуарах и художественной литературе Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы. Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г., М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 1. С. 67–71. (год публикации - 2021)
42.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинное лирическое «я» в поэзии Марии Евгеньевны Лёвберг
Сибирский филологический журнал, № 1. С. 73–90. (год публикации - 2022)
10.17223/18137083/78/6
43. Каплун М.В. Фемининно-маскулинная образность романа О. Миртова "Мертвая зыбь" Текст. Книга. Книгоиздание (год публикации - 2022)
44.
Кузнецова Е.В.
Метафоры рукоделия и проблематика субъектности в женской лирике Серебряного века
Russian Literature, №128. Р. 85–122. (год публикации - 2022)
10.1016/j.ruslit.2022.01.002
45. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая Новый филологический вестник (год публикации - 2022)
46.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья вторая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 28. С. 22-39. (год публикации - 2022)
10.17223/23062061/28/2
47.
Симонова О.А.
Красные сестры в Гражданской войне: идеология и саморепрезентация
Вестник Томского государственного университета, № 469. С. 188-193. (год публикации - 2021)
10.17223/15617793/469/25
48.
Симонова О.А.
Девочки в детской литературе 1920-х гг. о Гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята»)
Детские чтения, Т. 20. № 2. С. 77-95. (год публикации - 2021)
10.31860/2304-5817-2021-2-20-77-95
49. Андрейчук К.Р. Творчество и судьба С.В. Ковалевской как фактор формирования представления о женщине в русской и шведской биографической литературе Слово, культура, история: теория и практика гуманитарного знания: сборник материалов конференции (год публикации - 2022)
50. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Женское творчество глазами Зинаиды Гиппиус Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка (год публикации - 2022)
51. Акимова А.С. Образ царевны Софьи в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» в контексте литературы первой половины ХХ века Алексей Толстой: Диалоги со временем. Вып. 4. (год публикации - 2022)
52. Зусева-Озкан В.Б. История одной мистификации: Мария Лёвберг как Джентиле Ферранте Rossica. Русская литература в мировом культурном контексте. Научные исследования и архивные материалы (год публикации - 2022)
53. Протопопова А.В. Женщина и природа в поэзии З.Н. Гиппиус: «Дай мне венок мой, плача, вить» Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 99-113. (год публикации - 2022)
54. Акимова А.С. Социальное положение женщины и литературные формы его репрезентации в начале ХХ века: на материале дневника А.Н. Толстого Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 172-182. (год публикации - 2022)
55. Кузнецова Е.В. Проекции фемининности в лирике Е. Кузьминой-Караваевой Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 262-286. (год публикации - 2022)
56. Зусева-Озкан В.Б. Новый матриархат: гендерные инверсии в пьесах «Женский вопрос» Тэффи и «Судьба мужчины» Н. Урванцова Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 297-314. (год публикации - 2022)
57. Чечнёв Я.Д. Урбанизм ленинградской прозы: гендерный аспект (Константин Вагинов и Лидия Чуковская) Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 347-362. (год публикации - 2022)
58. Симонова О.А. Образ атаманши Маруси в литературе 1920–1930-х годов Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 363-380. (год публикации - 2022)
59. Зусева-Озкан В.Б. и др. Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования»), М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования») (год публикации - 2022)
60. Акимова А.С. Функция мотива поиска сестры в прозе В. Каверина Новый филологический вестник (год публикации - 2022)
Публикации
1.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинность и фемининность в литературе русского модернизма: случаи Блока и Цветаевой
Вестник Томского государственного университета, Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 30–34. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/4
2. Зусева-Озкан В.Б. "Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка" М.А. Кузмина как один из источников пьесы А.А. Блока "Песня Судьбы" Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
3.
Симонова О.А.
О возможном окончании мемуарной дилогии А.А. Саксаганской о Гражданской войне
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. № 4 (51). С. 344–355. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00112
4.
Кузнецова Е.В.
Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая)
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 210-227. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00102
5. Симонова О.А. Стратегии создания художественного образа героини Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок Studia Litterarum (год публикации - 2020)
6. Каплун М.В. Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма Вестник Томского государственного университета. Филология (год публикации - 2020)
7. Андрейчук К.Р. Гендер и сакральное: конструирование образа ведьмы Зинаидой Гиппиус Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
8. Кузнецова Е.В. Женские маски в поэзии И. Северянина Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2020)
9. Зусева-Озкан В.Б. "Сразись со мной! Тебе бросаю вызов!" Дева-воительница в литературе русского модернизма Die Welt der Slaven, Die Welt der Slaven. 65(2020)2. S. 271-295. (год публикации - 2020)
10. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в пьесе М.Е. Лёвберг "Жанна д'Арк" (1920) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
11. Акимова А.С. «…И вам теперь остается на машинке писать или продавщицей к Мюру-Мерилизу»: к истории создания рассказа А.Н. Толстого «Без крыльев (Из прошлого)» Studia Litterarum (год публикации - 2020)
12. Чечнёв Я.Д. Конструирование образа раскрепощенной женщины в рамках политики борьбы за новый быт 1920-х гг. (Малашкин, Гумилевский, Романов). Часть 1. Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
13. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Мережковский между Вейнингером и Розановым: к вопросу о конструировании фемининности и маскулинности в литературе модернизма Studia litterarum (год публикации - 2020)
14. Зусева-Озкан В.Б. Пьеса М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) и сюжет о Юдифи Русская литература (год публикации - 2021)
15. Зусева-Озкан В.Б. "Мужская маска" женской поэзии: З.Н. Гиппиус и ее последовательницы. Случай М.Е. Лёвберг Studia Litterarum (год публикации - 2021)
16. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге Валерия Брюсова и Надежды Львовой Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература (год публикации - 2021)
17. Акимова А.С. Повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс» в контексте гендерных исследований Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
18. Каплун М.В. Гендерные проекции в повести «Душа в маске» Н.В. Недоброво Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
19. Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья вторая) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
20. Симонова О.А. Конструирование образа обывательницы в воспоминаниях о махновщине Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
21. Симонова О.А. Фольклорные мотивы в женских воспоминаниях о махновщине Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 341–344. (год публикации - 2020)
22. Зусева-Озкан В.Б. Амазонки в романе М.А. Кузмина «Подвиги Великого Александра»: историческая память vs авторская мизогиния Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 336-340. (год публикации - 2020)
23.
Зусева-Озкан В.Б.
Изображение амазонок в «Подвигах Великого Александра» М.А. Кузмина
Вестник Томского государственного университета, № 460. С. 29-36. (год публикации - 2020)
10.17223/15617793/460/3
24.
Зусева-Озкан В.Б.
«Бабий бунт» в пьесе А.А. Барковой «Настасья Костёр» (1923)
Studia Litterarum, Т. 6. № 1. С. 228-249. (год публикации - 2021)
10.22455/2500-4247-2021-6-1-228-249
25.
Зусева-Озкан В.Б.
«Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья первая
Новый филологический вестник, №1(56). С.162-183. (год публикации - 2021)
10.24411/2072-9316-2021-00013
26. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья первая Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
27. Симонова О.А. Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне («Княжна» А.М. Соболя и «Повольники» А.С. Яковлева) Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
28. Кузнецова Е.В. Фемининные и маскулинные нарративные стратегии в женской лирике Серебряного века Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. М.: ИЭА РАН, 2020., Часть 2. С. 332-336. (год публикации - 2020)
29. Андрейчук К.Р. Русский ибсенизм и «женский вопрос»: героини Х. Ибсена в критической и литературной рецепции Н. М. Минского и Д. С. Мережковского Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
30. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Проблема конструирования женского субъекта в творчестве З. Гиппиус в контексте гендерной теории Вейнингера Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
31. Зусева-Озкан В.Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2021)
32. Чечнев Я.Д. Кризис маскулинности в романе Константина Вагинова "Гарпагониана" Conversatoria Litteraria (год публикации - 2021)
33. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021 (год публикации - 2021)
34.
Зусева-Озкан В.Б.
"Жанна д’Арк" Д.С. Мережковского: источники и образ
Проблемы исторической поэтики, Т. 19, № 2. С. 282-300. (год публикации - 2021)
10.15393/j9.art.2021.8962
35. Зусева-Озкан В.Б. «Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая Новый филологический вестник, № 3(58). С. 179-199. (год публикации - 2021)
36.
Зусева-Озкан В.Б.
Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне: Евгений Замятин и Анна Баркова
Literatūra, Vol. 63, no. 2. P. 88-105. (год публикации - 2021)
10.15388/Litera.2021.63.2.6
37.
Зусева-Озкан В.Б.
«Я женщина – твердый воин...»: образ воительницы в лирике А.А. Барковой
Вестник славянских культур, Т. 62. С. 184–201. (год публикации - 2021)
10.37816/2073-9567-2021-62-184-201
38.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья первая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 27. C. 18–38. (год публикации - 2021)
10.17223/23062061/27/2
39. Чечнёв Я.Д. Амплуа лирической героини в поэзии М. М. Шкапской: к постановке проблемы Сибирский филологический журнал (год публикации - 2022)
40. Симонова О.А. Образ атаманши в повести Б.А. Лавренева «Ветер» (1924): гендерный аспект и разинский сюжет Вестник славянских культур (год публикации - 2022)
41. Симонова О.А. Модели фемининности военачальниц Гражданской войны в мемуарах и художественной литературе Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы. Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г., М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 1. С. 67–71. (год публикации - 2021)
42.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинное лирическое «я» в поэзии Марии Евгеньевны Лёвберг
Сибирский филологический журнал, № 1. С. 73–90. (год публикации - 2022)
10.17223/18137083/78/6
43. Каплун М.В. Фемининно-маскулинная образность романа О. Миртова "Мертвая зыбь" Текст. Книга. Книгоиздание (год публикации - 2022)
44.
Кузнецова Е.В.
Метафоры рукоделия и проблематика субъектности в женской лирике Серебряного века
Russian Literature, №128. Р. 85–122. (год публикации - 2022)
10.1016/j.ruslit.2022.01.002
45. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая Новый филологический вестник (год публикации - 2022)
46.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья вторая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 28. С. 22-39. (год публикации - 2022)
10.17223/23062061/28/2
47.
Симонова О.А.
Красные сестры в Гражданской войне: идеология и саморепрезентация
Вестник Томского государственного университета, № 469. С. 188-193. (год публикации - 2021)
10.17223/15617793/469/25
48.
Симонова О.А.
Девочки в детской литературе 1920-х гг. о Гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята»)
Детские чтения, Т. 20. № 2. С. 77-95. (год публикации - 2021)
10.31860/2304-5817-2021-2-20-77-95
49. Андрейчук К.Р. Творчество и судьба С.В. Ковалевской как фактор формирования представления о женщине в русской и шведской биографической литературе Слово, культура, история: теория и практика гуманитарного знания: сборник материалов конференции (год публикации - 2022)
50. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Женское творчество глазами Зинаиды Гиппиус Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка (год публикации - 2022)
51. Акимова А.С. Образ царевны Софьи в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» в контексте литературы первой половины ХХ века Алексей Толстой: Диалоги со временем. Вып. 4. (год публикации - 2022)
52. Зусева-Озкан В.Б. История одной мистификации: Мария Лёвберг как Джентиле Ферранте Rossica. Русская литература в мировом культурном контексте. Научные исследования и архивные материалы (год публикации - 2022)
53. Протопопова А.В. Женщина и природа в поэзии З.Н. Гиппиус: «Дай мне венок мой, плача, вить» Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 99-113. (год публикации - 2022)
54. Акимова А.С. Социальное положение женщины и литературные формы его репрезентации в начале ХХ века: на материале дневника А.Н. Толстого Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 172-182. (год публикации - 2022)
55. Кузнецова Е.В. Проекции фемининности в лирике Е. Кузьминой-Караваевой Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 262-286. (год публикации - 2022)
56. Зусева-Озкан В.Б. Новый матриархат: гендерные инверсии в пьесах «Женский вопрос» Тэффи и «Судьба мужчины» Н. Урванцова Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 297-314. (год публикации - 2022)
57. Чечнёв Я.Д. Урбанизм ленинградской прозы: гендерный аспект (Константин Вагинов и Лидия Чуковская) Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 347-362. (год публикации - 2022)
58. Симонова О.А. Образ атаманши Маруси в литературе 1920–1930-х годов Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 363-380. (год публикации - 2022)
59. Зусева-Озкан В.Б. и др. Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования»), М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования») (год публикации - 2022)
60. Акимова А.С. Функция мотива поиска сестры в прозе В. Каверина Новый филологический вестник (год публикации - 2022)
Публикации
1.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинность и фемининность в литературе русского модернизма: случаи Блока и Цветаевой
Вестник Томского государственного университета, Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 30–34. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/4
2. Зусева-Озкан В.Б. "Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка" М.А. Кузмина как один из источников пьесы А.А. Блока "Песня Судьбы" Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
3.
Симонова О.А.
О возможном окончании мемуарной дилогии А.А. Саксаганской о Гражданской войне
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. № 4 (51). С. 344–355. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00112
4.
Кузнецова Е.В.
Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая)
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 210-227. (год публикации - 2019)
10.24411/2072-9316-2019-00102
5. Симонова О.А. Стратегии создания художественного образа героини Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок Studia Litterarum (год публикации - 2020)
6. Каплун М.В. Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма Вестник Томского государственного университета. Филология (год публикации - 2020)
7. Андрейчук К.Р. Гендер и сакральное: конструирование образа ведьмы Зинаидой Гиппиус Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
8. Кузнецова Е.В. Женские маски в поэзии И. Северянина Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2020)
9. Зусева-Озкан В.Б. "Сразись со мной! Тебе бросаю вызов!" Дева-воительница в литературе русского модернизма Die Welt der Slaven, Die Welt der Slaven. 65(2020)2. S. 271-295. (год публикации - 2020)
10. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в пьесе М.Е. Лёвберг "Жанна д'Арк" (1920) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
11. Акимова А.С. «…И вам теперь остается на машинке писать или продавщицей к Мюру-Мерилизу»: к истории создания рассказа А.Н. Толстого «Без крыльев (Из прошлого)» Studia Litterarum (год публикации - 2020)
12. Чечнёв Я.Д. Конструирование образа раскрепощенной женщины в рамках политики борьбы за новый быт 1920-х гг. (Малашкин, Гумилевский, Романов). Часть 1. Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
13. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Мережковский между Вейнингером и Розановым: к вопросу о конструировании фемининности и маскулинности в литературе модернизма Studia litterarum (год публикации - 2020)
14. Зусева-Озкан В.Б. Пьеса М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) и сюжет о Юдифи Русская литература (год публикации - 2021)
15. Зусева-Озкан В.Б. "Мужская маска" женской поэзии: З.Н. Гиппиус и ее последовательницы. Случай М.Е. Лёвберг Studia Litterarum (год публикации - 2021)
16. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге Валерия Брюсова и Надежды Львовой Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература (год публикации - 2021)
17. Акимова А.С. Повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс» в контексте гендерных исследований Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
18. Каплун М.В. Гендерные проекции в повести «Душа в маске» Н.В. Недоброво Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
19. Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья вторая) Новый филологический вестник (год публикации - 2020)
20. Симонова О.А. Конструирование образа обывательницы в воспоминаниях о махновщине Вестник славянских культур (год публикации - 2020)
21. Симонова О.А. Фольклорные мотивы в женских воспоминаниях о махновщине Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 341–344. (год публикации - 2020)
22. Зусева-Озкан В.Б. Амазонки в романе М.А. Кузмина «Подвиги Великого Александра»: историческая память vs авторская мизогиния Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 336-340. (год публикации - 2020)
23.
Зусева-Озкан В.Б.
Изображение амазонок в «Подвигах Великого Александра» М.А. Кузмина
Вестник Томского государственного университета, № 460. С. 29-36. (год публикации - 2020)
10.17223/15617793/460/3
24.
Зусева-Озкан В.Б.
«Бабий бунт» в пьесе А.А. Барковой «Настасья Костёр» (1923)
Studia Litterarum, Т. 6. № 1. С. 228-249. (год публикации - 2021)
10.22455/2500-4247-2021-6-1-228-249
25.
Зусева-Озкан В.Б.
«Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья первая
Новый филологический вестник, №1(56). С.162-183. (год публикации - 2021)
10.24411/2072-9316-2021-00013
26. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья первая Новый филологический вестник (год публикации - 2021)
27. Симонова О.А. Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне («Княжна» А.М. Соболя и «Повольники» А.С. Яковлева) Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
28. Кузнецова Е.В. Фемининные и маскулинные нарративные стратегии в женской лирике Серебряного века Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. М.: ИЭА РАН, 2020., Часть 2. С. 332-336. (год публикации - 2020)
29. Андрейчук К.Р. Русский ибсенизм и «женский вопрос»: героини Х. Ибсена в критической и литературной рецепции Н. М. Минского и Д. С. Мережковского Сибирский филологический журнал (год публикации - 2021)
30. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Проблема конструирования женского субъекта в творчестве З. Гиппиус в контексте гендерной теории Вейнингера Вестник славянских культур (год публикации - 2021)
31. Зусева-Озкан В.Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого Вестник Томского государственного университета (год публикации - 2021)
32. Чечнев Я.Д. Кризис маскулинности в романе Константина Вагинова "Гарпагониана" Conversatoria Litteraria (год публикации - 2021)
33. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021 (год публикации - 2021)
34.
Зусева-Озкан В.Б.
"Жанна д’Арк" Д.С. Мережковского: источники и образ
Проблемы исторической поэтики, Т. 19, № 2. С. 282-300. (год публикации - 2021)
10.15393/j9.art.2021.8962
35. Зусева-Озкан В.Б. «Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая Новый филологический вестник, № 3(58). С. 179-199. (год публикации - 2021)
36.
Зусева-Озкан В.Б.
Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне: Евгений Замятин и Анна Баркова
Literatūra, Vol. 63, no. 2. P. 88-105. (год публикации - 2021)
10.15388/Litera.2021.63.2.6
37.
Зусева-Озкан В.Б.
«Я женщина – твердый воин...»: образ воительницы в лирике А.А. Барковой
Вестник славянских культур, Т. 62. С. 184–201. (год публикации - 2021)
10.37816/2073-9567-2021-62-184-201
38.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья первая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 27. C. 18–38. (год публикации - 2021)
10.17223/23062061/27/2
39. Чечнёв Я.Д. Амплуа лирической героини в поэзии М. М. Шкапской: к постановке проблемы Сибирский филологический журнал (год публикации - 2022)
40. Симонова О.А. Образ атаманши в повести Б.А. Лавренева «Ветер» (1924): гендерный аспект и разинский сюжет Вестник славянских культур (год публикации - 2022)
41. Симонова О.А. Модели фемининности военачальниц Гражданской войны в мемуарах и художественной литературе Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы. Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г., М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 1. С. 67–71. (год публикации - 2021)
42.
Зусева-Озкан В.Б.
Маскулинное лирическое «я» в поэзии Марии Евгеньевны Лёвберг
Сибирский филологический журнал, № 1. С. 73–90. (год публикации - 2022)
10.17223/18137083/78/6
43. Каплун М.В. Фемининно-маскулинная образность романа О. Миртова "Мертвая зыбь" Текст. Книга. Книгоиздание (год публикации - 2022)
44.
Кузнецова Е.В.
Метафоры рукоделия и проблематика субъектности в женской лирике Серебряного века
Russian Literature, №128. Р. 85–122. (год публикации - 2022)
10.1016/j.ruslit.2022.01.002
45. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая Новый филологический вестник (год публикации - 2022)
46.
Зусева-Озкан В.Б.
«Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья вторая
Текст. Книга. Книгоиздание, № 28. С. 22-39. (год публикации - 2022)
10.17223/23062061/28/2
47.
Симонова О.А.
Красные сестры в Гражданской войне: идеология и саморепрезентация
Вестник Томского государственного университета, № 469. С. 188-193. (год публикации - 2021)
10.17223/15617793/469/25
48.
Симонова О.А.
Девочки в детской литературе 1920-х гг. о Гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята»)
Детские чтения, Т. 20. № 2. С. 77-95. (год публикации - 2021)
10.31860/2304-5817-2021-2-20-77-95
49. Андрейчук К.Р. Творчество и судьба С.В. Ковалевской как фактор формирования представления о женщине в русской и шведской биографической литературе Слово, культура, история: теория и практика гуманитарного знания: сборник материалов конференции (год публикации - 2022)
50. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Женское творчество глазами Зинаиды Гиппиус Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка (год публикации - 2022)
51. Акимова А.С. Образ царевны Софьи в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» в контексте литературы первой половины ХХ века Алексей Толстой: Диалоги со временем. Вып. 4. (год публикации - 2022)
52. Зусева-Озкан В.Б. История одной мистификации: Мария Лёвберг как Джентиле Ферранте Rossica. Русская литература в мировом культурном контексте. Научные исследования и архивные материалы (год публикации - 2022)
53. Протопопова А.В. Женщина и природа в поэзии З.Н. Гиппиус: «Дай мне венок мой, плача, вить» Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 99-113. (год публикации - 2022)
54. Акимова А.С. Социальное положение женщины и литературные формы его репрезентации в начале ХХ века: на материале дневника А.Н. Толстого Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 172-182. (год публикации - 2022)
55. Кузнецова Е.В. Проекции фемининности в лирике Е. Кузьминой-Караваевой Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 262-286. (год публикации - 2022)
56. Зусева-Озкан В.Б. Новый матриархат: гендерные инверсии в пьесах «Женский вопрос» Тэффи и «Судьба мужчины» Н. Урванцова Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 297-314. (год публикации - 2022)
57. Чечнёв Я.Д. Урбанизм ленинградской прозы: гендерный аспект (Константин Вагинов и Лидия Чуковская) Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 347-362. (год публикации - 2022)
58. Симонова О.А. Образ атаманши Маруси в литературе 1920–1930-х годов Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 363-380. (год публикации - 2022)
59. Зусева-Озкан В.Б. и др. Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования»), М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования») (год публикации - 2022)
60. Акимова А.С. Функция мотива поиска сестры в прозе В. Каверина Новый филологический вестник (год публикации - 2022)