КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 21-78-00067

НазваниеНациональная тема в русском искусстве XVIII века: персонификация страны, персона монарха, образы исторических событий

Руководитель Скворцова Екатерина Александровна, Кандидат искусствоведения

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" , г Санкт-Петербург

Конкурс №60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-501 - Теория и история изобразительного искусства

Ключевые слова Национальная идентичность, русское искусство 18 века, персонификация России, портрет монарха, академическая историческая живопись, национальный костюм, русское искусство и традиции европейских художественных школ

Код ГРНТИ18.31.09


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Процесс нациестроительства и конструирования национальной идентичности как способа сознательной самоидентификации обычно относят к концу XVIII — первой половине XIX века, периоду после Великой Французской революции. Однако истоки национального воображения — образы и мифы, которые будут использоваться в качестве маркеров национальной идентичности, — начинают складываться задолго до этого. В России важной вехой становится XVIII век, когда решительный разрыв с традицией, вызванный петровскими реформами, приводит к формированию новой идентичности. Одновременно возникает дистанция, при которой древнерусское наследие начинает восприниматься как история — прошлое, отделенное от настоящего, но сохраняющее преемственность с ним. Знание о нем (историческое знание), демонстрирующее древнее приобщение страны к цивилизации, становится средством обоснования современных политических претензий и — в перспективе — средством формирования национальной идентичности. В XVIII веке в изобразительном искусстве, являвшемся важнейшим инструментом репрезентации принципиальных для монархии идей, национально-историческая тема, еще до того, как в стенах Академии складывается исторический жанр в живописи и скульптуре, находит самые разнообразные проявления, многие из которых не теряют актуальность и после его возникновения. К исследованию академической исторической живописи исследователи обращались преимущественно в контексте проблем стиля и художественного образования (Г.В. Жидков, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, А.А. Карев, С.В. Моисеева, Н.А. Яковлева, З.Т. Зонова), а также в связи с творчеством конкретных мастеров (А.Н. Савинов, А.Л. Каганович, З.Т. Зонова). Вопрос об особенностях сюжетов, их трактовки и взаимоотношений с источниками был поставлен И.В. Рязанцевым, однако эта сторона проблемы на материале изобразительного искусства остается менее исследованной, нежели на материале литературы, где эту тему осветила Г.Н. Моисеева. Иконографическое и стилистическое своеобразие русской исторической живописи привлекло ученых лишь недавно (статьи А. Кертина, Р.А. Блэксли). В поле зрения исследователей оказались и иные жанровые разновидности и образы, в которых воплощалась национальная тема: этнографические серии гравюры (работы Г.Н. Комелова, Е.А. Вишленкова), древнерусские мотивы и атрибуты (Р.П. Блэксли), династические портретные галереи (работы В.Г. Чубинская, И.Е. Кулименева, А.В. Сиренов, Ю.М. Эскин и др.), русское придворное платье (работы К.Бордериу, Р.М. Кирсановой, О. Хорошиловой, Н.М. Мерцалова), театральный костюм для постановок на древнерусские сюжеты (статьи А.С. Корндорф). Персонификация России — аллегорическое воплощение страны — стала предметом изучения в трудах В.Ю. Матвеева, У.М. Волковой, У.Пфистерера и др. Однако ни по одному из аспектов темы не существует обобщающего исследования, все они кроют в себе вопросы, которые до сих пор не ставились исследователями. Актуальность проблемы определяется несколькими факторами: 1) важность анализа национальной темы в период, когда складываются предпосылки формирования национального сознания, на материале изобразительного искусства, способном существенно дополнить вербальный дискурс; 2) важность изучения темы национального в переломную эпоху, когда в результате петровских реформ формируется новая идентичность; 3) важность обращения к национальной теме в Российской империи, т.е. в условиях, когда существование национального дискурса оказывается проблемным; 4) важность изучения национального своеобразия развития русского искусства в XVIII веке — в период, когда с новым европоориентированным политическим курсом происходит форсированное освоение европейского художественного языка, — проблемы, которая начиная с советского периода находится в центре внимания исследователей — в таком прежде никогда не ставившемся аспекте как своеобразие трактовки национальной темы на фоне европейских художественных школ. В рамках данного проекта будут исследованы три взаимосвязанных аспекта: 1) Анализ своеобразия и эволюции в искусстве XVIII века персонификации России в европейском контексте. При значительном сходстве персонификаций стран в искусстве этого периода, нюансы различия тем более ярко свидетельствуют о своеобразии видения страны, ее идентичности, какой она представляет «изнутри» (в том случае, если заказ и инвенция возникают в этой стране) и «снаружи» (в том случае, если они возникают в другом государстве). 2) Анализ портретов русского монарха в русском национальном костюме на примере работ С. Торелли и В. Эриксена в европейском контексте — выявление в разных странах и в разных обстоятельствах политического смысла самого акта облачения в национальный костюм, а также художественных особенностей фиксирующих его произведений искусства, которые способствуют трансляции определенного содержания. 3) Анализ своеобразия станковой академической исторической живописи XVIII – начала XIX век на сюжеты из русской истории в контексте академической живописи на сюжеты национальной истории других европейских стран. Новизна исследования состоит в: 1) комплексном обращении к нескольким ключевым взаимосвязанным аспектам национальной темы в русском искусстве XVIII века, которая, несмотря на свою очевидную важность, до сих пор привлекала мало внимания исследователей; 2) широком привлечении европейского контекста — выявлении сходства и различий близких явлений, позволяющем поставить ранее не возникавшие вопросы, существенно обогатить интерпретацию и понимание истоков национального самосознания.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Скворцова Е.А. Рисунок Ф.И. Соймонова и определение персонажей «Конклюзии на престолонаследие» из собрания Эрмитажа Труды Государственного Эрмитажа: Т. 109: Петровское время в лицах-2021: к 300-летию заключения Ништадтского мира и создания Российской империи (1721-2021): материалы научной конференции, Т. CIX, c. 249-257 (год публикации - 2021)

2. Скворцова Е.А. Костюм правителя как средство репрезентации единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века Актуальные проблемы теории и истории искусства, Вып. 12 (год публикации - 2022)

3. Чебакова П.А., Скворцова Е.А. Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации Актуальные проблемы теории и истории искусства, Актуальные проблемы теории и истории искусства сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. C. 304-317. (год публикации - 2022)
10.18688/aa2212-04-22

4. Скворцова Е.А. Vigilius Eriksen’s and Stefano Torelli’s Portraits of Catherine II in Russian Dress: Two Competing Images of Russianness? Part I Вестник Санкт-Петербургского университета (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.304


 

Публикации

1. Скворцова Е.А. Рисунок Ф.И. Соймонова и определение персонажей «Конклюзии на престолонаследие» из собрания Эрмитажа Труды Государственного Эрмитажа: Т. 109: Петровское время в лицах-2021: к 300-летию заключения Ништадтского мира и создания Российской империи (1721-2021): материалы научной конференции, Т. CIX, c. 249-257 (год публикации - 2021)

2. Скворцова Е.А. Костюм правителя как средство репрезентации единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века Актуальные проблемы теории и истории искусства, Вып. 12 (год публикации - 2022)

3. Чебакова П.А., Скворцова Е.А. Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации Актуальные проблемы теории и истории искусства, Актуальные проблемы теории и истории искусства сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. C. 304-317. (год публикации - 2022)
10.18688/aa2212-04-22

4. Скворцова Е.А. Vigilius Eriksen’s and Stefano Torelli’s Portraits of Catherine II in Russian Dress: Two Competing Images of Russianness? Part I Вестник Санкт-Петербургского университета (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.304