КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 22-18-00533

НазваниеПризнание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности

Руководитель Иванова Алина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" , г Москва

Конкурс №68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые слова неравенство; культура; эмоции; когнитивные процессы; социальное признание; достоинство; социология культуры; смешанные методы, образовательные притязания, карьерные притязания

Код ГРНТИ04.21.51


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Неравенство — одна из наиболее острых социальных проблем, с которой усиленно борются как развивающиеся, так и развитые страны. Социальное неравенство создает барьеры на пути экономического роста и социальной стабильности государства, препятствует развитию человеческого капитала, благополучию и благосостоянию людей. Исчерпывающих мер преодоления неравенства до сих пор не разработано, оно по-прежнему воспроизводится во всех странах мира. Несмотря на то что неравенство приводится в действие экономическими силами, исключительно экономические меры, например, выделение дополнительных финансовых ресурсов группам, испытывающим социальные дефициты, не могут привести к устойчивому повышению их социального положения и жизненных шансов — в этом один из парадоксов неравенства. Иными словами, если мы рассматриваем неравенство как чисто экономическую проблему, то, во-первых, мы не сможем объяснить те его эффекты, которые и делают его столь важной социальной проблемой (маргинализация больших социальных групп, утрата социальной связности, доверия, а в пределе и снижение легитимности социальных институтов); а во-вторых, преодолеть эти последствия, выстраивая эффективную социальную политику. Актуальные направления развития социальной теории и эмпирических исследований дают ключ к решению обозначенного выше парадокса, указывая на значимость культуры в процессе воспроизводства социального неравенства. Однако до сих пор остается не изученным, какие культурные механизмы влекут за собой воспроизводство социального положения, а также в каких социальных контекстах они приобретают особую роль. Это проблема фундаментальной значимости, поскольку именно социальная мобильность как ключевая динамическая характеристика неравенства является также и ключом к его преодолению — главным образом через образование и профессиональную карьеру. Исходя из этого, основной целью проекта является изучение связи культуры и успеха построения образовательной и карьерной траектории молодежи, с опорой на новые ресурсы социологии культуры и неравенства. Для достижения цели проекта мы вводим в рассмотрение три культурных механизма, отвечающих за воспроизводство социального неравенства — различение, эмоциональные драйверы действия и признание. Каждый из этих механизмов играет решающую роль в принятии образовательных и карьерных решений, успех которых в конечном итоге обеспечивает индивиду повышение собственного социального положения посредством имеющихся социальных лифтов. В ходе проекта будет разработана концептуальная модель, описывающая механику и взаимодействие этих социальных процессов, а именно того, как 1) различительные способности молодежи — имеющийся у них “культурный инструментарий” (cultural toolkit) для навигации внутри образовательных институтов; 2) эмоциональные драйверы действия, уровень образовательно-карьерных притязаний, задающих “планку амбиций” и горизонты планирования; 3) признание — осознание собственной ценности и достоинства — влияют на притягательность тех или иных жизненных стратегий, совершение определенных выборов и принятие решений, и, как следствие, реализацию социальной мобильности. В ходе исследования будет изучен каждый из обозначенных культурных механизмов неравенства. Это предполагает, с одной стороны, глубокую теоретическую проработку изучаемых феноменов и анализ существующих исследований о связи каждого культурного механизма с принятием образовательно-профессиональных решений и ее контекстуальной специфике, с другой — комплексную и многоступенчатую эмпирическую работу, включающую разработку методологии, сбор и анализ данных. Для реализации этих задач будет проведен комплексный анализ литературы в тематике исследования, на основе которого будет разработан концептуальный подход к анализу связи культуры и неравенства, а также предложены релевантные методологические решения, измерительные инструменты и индикаторы; проведен анализ имеющихся данных лонгитюдных исследований “Траектории в образовании и профессии” (далее - ТрОП) и “Меченый атом”; реализован сбор и анализ эмпирики — опросных данных и биографических интервью. Исследование будет реализовано в логике смешанного дизайна (QUAN-QUAL-QUAN sequential). Первый, количественный этап исследования позволит, во-первых, типологизировать существующие образовательно-профессиональные траектории и оценить их распространенность, во-вторых, зафиксировать существующие проявления неравенства и “изломы” образовательно-профессиональных траекторий и, в-третьих, сформировать контрастные группы с точки зрения проявлений неравенства (представители молодежи с разным социальным бекграундом, выбирающие наименее и наиболее выигрышные сценарии социальной мобильности). Последующий за ним качественный этап позволит изучить роль культурных механизмов — различения, эмоциональных драйверов и признания — в выборе разных сценариев мобильности. Будет проведен как срезовый, так и лонгитюдный качественный анализ, который позволит раскрыть, к каким последствиям для траектории и социальной мобильности приводят разделяемые индивидами системы различения, мотивации, опыт признания. Наконец, в рамках завершающего количественного этапа и сбора данных лонгитюда ТрОП будет статистически оценен вклад каждого из механизмов, выявленных на предыдущем этапе, измерена связь между ними, а также изучена роль контекстуальных переменных в функционировании этих механизмов. Смешанный дизайн исследования позволит комплексно изучить культурное измерение социального неравенства как с точки зрения распространенности определенных сценариев социальной мобильности и влияющих на нее символических факторов, так и с точки зрения смыслов, стоящих за принятием карьерно-образовательных решений современной российской молодежи. Исследование позволит глубоко изучить природу воздействия культурных механизмов на образовательно-профессиональные решения и проследить динамику этих процессов в перспективе индивидуальных траекторий. Полученные результаты позволят существенно продвинуться в понимании культурных и эмоциональных основ неравенства и социальной мобильности и конкретных обстоятельств и механизмов, которые препятствуют представителям непривилегированных социальных групп строить успешную образовательную и профессиональную карьеру, раскрывая свой потенциал. Эти знания могут способствовать разработке более научно-информированной и потому эффективной социальной и образовательной политики.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Мальцева В.А.,Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов Вопросы образования, № 3. С. 99-148. (год публикации - 2022)
10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

2. Кучерявая М. С. Признание в социологии неравенства: обзор теоретических подходов Т. 23. № 3. С. 354–374. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17323/1728-192x-2024-3-354-374

3. Кузьмина Ю., Бициоха Я. Опыт разработки русскоязычной версии шкалы межличностной значимости: результаты конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования Сибирский психологический журнал, № 90. С. 44 – 64. (год публикации - 2023)
10.17223/17267080/90/3

4. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Социологические исследования, Лукина А., Мальцева В., Розенфельд Н. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109–124. (год публикации - 2024)
10.31857/S0132162524010109

5. Иванова А.Е., Денисов И.С. Как измерить состояние потока в учебе? Апробация шкалы потока в учебе на выборке российских студентов Вопросы образования (год публикации - 2025)
https://doi.org/10.17323/vo-2024-18076

6. Розенфельд Н.Я, Мальцева В.А. Социальная мобильность выпускников вузов: какие траектории ведут наверх? Высшее образование в России (год публикации - 2024)

7. Розенфельд Н.Я., Мальцева В.А. Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования Современная аналитика образования, Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования / Н.Я. Розенфельд, В.А. Мальцева; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2024. — 60 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 5 (79)). (год публикации - 2024)


 

Публикации

1. Мальцева В.А.,Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов Вопросы образования, № 3. С. 99-148. (год публикации - 2022)
10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

2. Кучерявая М. С. Признание в социологии неравенства: обзор теоретических подходов Т. 23. № 3. С. 354–374. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17323/1728-192x-2024-3-354-374

3. Кузьмина Ю., Бициоха Я. Опыт разработки русскоязычной версии шкалы межличностной значимости: результаты конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования Сибирский психологический журнал, № 90. С. 44 – 64. (год публикации - 2023)
10.17223/17267080/90/3

4. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Социологические исследования, Лукина А., Мальцева В., Розенфельд Н. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109–124. (год публикации - 2024)
10.31857/S0132162524010109

5. Иванова А.Е., Денисов И.С. Как измерить состояние потока в учебе? Апробация шкалы потока в учебе на выборке российских студентов Вопросы образования (год публикации - 2025)
https://doi.org/10.17323/vo-2024-18076

6. Розенфельд Н.Я, Мальцева В.А. Социальная мобильность выпускников вузов: какие траектории ведут наверх? Высшее образование в России (год публикации - 2024)

7. Розенфельд Н.Я., Мальцева В.А. Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования Современная аналитика образования, Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования / Н.Я. Розенфельд, В.А. Мальцева; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2024. — 60 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 5 (79)). (год публикации - 2024)


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Завершение этапа анализа данных и теоретической работы по проекту позволяет выделить несколько ключевых направлений, которые были достигнуты на последнем этапе исследования: 1. Кодировка качественных интервью Работа по кодированию интервью проводилась в тематических командах, разделённых по типам культурных механизмов. Изначально осуществлялась командная работа, в ходе которой кодировались 3-4 интервью, а затем каждый исследователь продолжал кодировать самостоятельно. После кодировки проводились обсуждения всей командой проекта, что позволило глубже понять и согласовать результаты. Было проведено три встречи, на которых обсуждались данные с точки зрения различения, признания и эмоциональных драйверов действия. 2. Подготовка статистических данных Массивы данных 12-й волны исследования были подготовлены для дальнейшей работы и анализа. Это включало взвешивание данных и создание readme файлов, которые описывают ключевые переменные, что облегчает дальнейшую работу с данными. 3. Аналитическая работа с данными Были выделены исследовательские сюжеты, которые стали основой для подготовки публикаций. Темы публикаций включают: Роль культурных гидов в формировании самости, способствующей восходящей мобильности. Траектории студентов, ведущие к восходящей мобильности. Связь субъективной социальной мобильности с образовательными траекториями. Роль механизмов различения в обеспечении восходящей и нисходящей мобильности. Влияние социально-экономического статуса семьи на ранние профессиональные статусы при выходе на рынок труда. 4. Анализ данных Проведен анализ собранных данных в рамках четырех команд: Три команды занимались анализом культурных механизмов на качественных данных. Одна команда занималась анализом культурных измерений на статистических данных. 5. Дискуссионные встречи и разработка концептуальной рамки Проведены дискуссионные встречи между исследовательскими группами, которые включали: Два обсуждения черновиков статей, основанных на эмпирических данных, с фокусом на механизмы различения, признания и эмоциональных драйверов. Три встречи, посвящённые разработке общей концептуальной рамки, которая связывает все три измерения (различение, признание, эмоциональные драйверы). 6. Теоретическая работа: концептуальная модель Итоговая концептуальная модель объединяет три культурных механизма — признание, различение и культурных гидов и описывает их роль в обеспечении восходящей социальной мобильности в образовании. 1) Система образования является "местом встречи", в котором происходит оценка и различение индивидами как друг друга, так и предъявляемых систем различения и признания. Признание - это механизм, которые не связан напрямую со сферой образования, а, скорее, является универсальным социальным механизмом. Однако, некоторые аспекты, связанные с тем, что именно является признаваемым и что именно характеризуется как обладающее достоинством, могут быть связаны с образованием. 2) Культурные процессы, разворачивающиеся в пространстве образования, имеют автономность, т.е. действуют по символической логике, и влияют на конкретное принятие решений и действие 3) Как именно культурные процессы и механизмы влияют на конкретные принятия решений и действий — через идентичность индивида. Освоение нехарактерных для своего социального класса систем различения и маркеров признания происходит не само по себе, а только как элемент реконструкции идентичности, изменения идентичности с идентичности и самости, характерной для воспроизводства низкого СЭС, на идентичность и самость, характерную для обеспечения восходящей мобильности или поддержания среднего и высокого СЭС. 4) Что позволяет сконструировать новую идентичность — это культурные гиды. Школьная программа, отдельные меры, или уровень оценок сами по себе не создают платформу для восходящей мобильности. Помочь ребёнку из семьи с низким СЭС добиться восходящей мобильности, такой, чтобы средний класс, в который осуществляется мобильность, сумел распознать этого ребенка как "своего", в текущих условиях российской системы образования, может формирование доверительных и долгосрочных отношений с кем-то из учителей (в большинстве случаев), кем-то из родственников или коллег (реже). 5) Основная сложность в масштабировании культурного механизма, который, как мы на сегодня фиксируем, способствует обеспечению восходящей мобильности, состоит в том, что агентом в отношения ребёнок-гид является гид, а не ребёнок. А именно - ориентируясь на некоторые признаки культурный гид сам выбирает, на какого ребёнка направить внимание, усилия и время по конструированию у него новой идентичности. В современной российской педагогической системе такими признаками становятся маркеры, культурно классифицируемые как "одарённость" - дети, которые в сложных условиях демонстрируют увлечённость чем-либо, как правило, привлекают внимание гидов. 6) Остаётся значимым вопрос о том, какие меры могут быть разработаны для развития заинтересованности как особой культурной способности, которая может помочь ребёнку сформировать успешную образовательно-карьерную траекторию. Таким образом, на данном этапе работы завершены как аналитические задачи по подготовке и обработке данных, так и предварительные шаги в разработке концептуальной модели.

 

Публикации

1. Мальцева В.А.,Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов Вопросы образования, № 3. С. 99-148. (год публикации - 2022)
10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

2. Кучерявая М. С. Признание в социологии неравенства: обзор теоретических подходов Т. 23. № 3. С. 354–374. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17323/1728-192x-2024-3-354-374

3. Кузьмина Ю., Бициоха Я. Опыт разработки русскоязычной версии шкалы межличностной значимости: результаты конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования Сибирский психологический журнал, № 90. С. 44 – 64. (год публикации - 2023)
10.17223/17267080/90/3

4. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Социологические исследования, Лукина А., Мальцева В., Розенфельд Н. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109–124. (год публикации - 2024)
10.31857/S0132162524010109

5. Иванова А.Е., Денисов И.С. Как измерить состояние потока в учебе? Апробация шкалы потока в учебе на выборке российских студентов Вопросы образования (год публикации - 2025)
https://doi.org/10.17323/vo-2024-18076

6. Розенфельд Н.Я, Мальцева В.А. Социальная мобильность выпускников вузов: какие траектории ведут наверх? Высшее образование в России (год публикации - 2024)

7. Розенфельд Н.Я., Мальцева В.А. Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования Современная аналитика образования, Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования / Н.Я. Розенфельд, В.А. Мальцева; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2024. — 60 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 5 (79)). (год публикации - 2024)