КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-18-00530
НазваниеПочему заимствуют неэффективные институты? Управление политико-территориальной гетерогенностью и обеспечение территориальной целостности государства
Руководитель Панов Петр Вячеславович, Доктор политических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук , Пермский край
Конкурс №80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-254 - Политические институты и процессы
Ключевые слова институты; реформы; государство; институциональные заимствования; территория; гетерогенность; конфликт; регионализм; сепаратизм; изоморфизм; территориальная целостность; риски; сравнительный анализ
Код ГРНТИ11.07.21
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Задача управления политико-территориальным разнообразием приобретает в наши дни особую остроту. Это вызвано тем, что явно определенные территориальные границы – один из ключевых атрибутов современного государства, но в рамках этих границ отдельные части государства различаются (по социокультурным, экономическим и иным характеристикам), и такая неоднородность в последние десятилетия все чаще приобретает политическое значение, что порождает политико-территориальные конфликты, риски сепаратизма и угрозу территориальной целостности государства. Шотландия и Каталония – самые яркие, но далеко не единственные случаи. Реагируя на риски сепаратизма, государства обычно проводят реформы, которые, за редким исключением, представляют собой институциональные заимствования. Реформы, однако, далеко не всегда дают позитивный эффект, немало случаев, когда политико-территориальные конфликты только обостряются. Таким образом, возникает вопрос, почему заимствуются неэффективные, с точки зрения управления политико-территориальной гетерогенностью, институты.
Научная значимость решения проблемы определяется тем, что несмотря на большой массив исследований, вопрос о том, какие институциональные модели управления политико-территориальной гетерогенностью более эффективны, до сих пор не имеет решения, так как, исследуя эффекты различных моделей, ученые приходят к противоположным выводам. Как представляется, это связано с хорошо известным в сравнительных исследованиях эффектом «пропущенной переменной». Исследователи фокусируются на содержании реформ и упускают такой фактор, как механизмы институциональных заимствований. Основываясь на концепции институционального изоморфизма П. Димаджио и У. Пауэлла, данный проект преодолевает это ограничение. С точки зрения механизмов заимствования, реформы будут квалифицированы в категориях нормативного, подражательного и принудительного изоморфизма. Основная идея проекта состоит в том, что реформы наиболее эффективны, если акторы добровольно и осознанно заимствуют те институты, которые соответствуют их собственным представлениям (нормативный изоморфизм), и наименее эффективны – в случае принудительного изоморфизма. Под этим углом зрения будут проанализированы все случаи институциональных реформ, которые имели место в современных государствах в период с 1991 г. до настоящего времени.
Общественная значимость проекта связана с тем, что в современных условиях проблема управления территориальным разнообразием, противодействия сепаратизму и обеспечения территориальной целостности государства приобретает особую остроту. Не меньшее значение имеет и увеличение случаев вмешательства других стран в политико-территориальные конфликты. На широком эмпирическом материале в ходе реализации проекта будет протестирован тезис о неэффективности принудительных институциональных заимствований. Результаты проекта тем самым дадут новые важные аргументы в пользу принципов суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.
В результате реализации проекта будет создана база данных, и на основе большого массива эмпирических материалов будет проведена серия сравнительных исследований. Все это позволит решить вопрос, на который в мировой науке пока нет ответа, а именно каким образом и в какой мере механизмы институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) влияют на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. Результаты будут представлены в докладах на академических конференциях, не менее 11 статей будут опубликованы в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях. Будет подготовлен экспертно-аналитический доклад с практическими рекомендациями по итогам реализации проекта. В научно-популярной форме собранный материал будет представлен в виде не имеющего аналогов Политико-территориального атласа современности.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Панов П.В.
Политико-территориальная гетерогенность, конфликты и институциональные решения: состояние и перспективы развития баз данных для количественных исследований
Вестник Пермского университета. Политология, № 3, Том 17, С.85-95 (год публикации - 2023)
10.17072/2218-1067-2023-3-85-95
2.
Витковская Т.Б., Назукина М.В.
Динамика самоопределения этнических движений на постсоветском пространстве (на примере Азербайджана и Грузии)
Ars Administrandi (Искусство управления), № 3. Т. 15. С. 447–470. (год публикации - 2023)
10.17072/2218-9173-2023-3-447-470
3.
Панов П.В.
Индийская модель управления этно-территориальной гетерогенностью: асимметричный этнический федерализм, институциональный изоморфизм и тропа зависимости
Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2024. Т. 20, № 2. С. 289–302. (год публикации - 2024)
10.21638/spbu23.2024.210
4.
Грабевник М.В.
Политико-территориальная целостность Соединенного Королевства: институциональные новации и подражательный изоморфизм
Вестник Пермского университета. Политология, Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18. № 1. С. 29-40. (год публикации - 2024)
10.17072/2218-1067-2024-1-29-40
5.
Панов П.В.
Power-sharing и управление этнической гетерогенностью в парламентских и президентских системах
Политическая наука, Политическая наука. – 2024. – № 3. - С. 43-65. (год публикации - 2024)
10.31249/poln/2024.03.02
6.
Сулимов К.А.
«Насильно мил не будешь», или как принудительный изоморфизм провоцирует дивергенцию: случай итальянской региональной системы
Вестник Пермского университета. Политология, Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18. № 3. С. 126-136. (год публикации - 2024)
10.17072/2218-1067-2024-3-126-136
7.
Борисова Н.В.
Этнополитические конфликты в Сербии: рецепты (не)успешных решений в логике институционального изоморфизма
Мировая экономика и международные отношения, Мировая экономика и международные отношения. 2024, т. 68. № 7. С. 118-129. (год публикации - 2024)
10.20542/0131-2227-2024-68-7-118-129
8.
Панов П.В.
Этническая гетерогенность, движения за самоопределение меньшинств и институциональные реформы: обзор западноевропейских практик
Актуальные проблемы Европы, Актуальные проблемы Европы. - 2024. - № 3. – C. 266-284. (год публикации - 2024)
10.31249/ape/2024.03.15
9.
Панов П.В., Сулимов К.А.
Territorial Heterogeneity as a Factor of Cross-Regional Variations in the Activity of National Lawmaking
Russian Politics, Russian Politics. Vol. 9. No.4, pp. 455–477 (год публикации - 2024)
10.30965/24518921-00904001
10. Назукина М.В. Этническая идентичность в переписях как инструмент институциональных изменений: теоретический аспект Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2024. №4. (год публикации - 2024)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Проект нацелен на выявление, каким образом и в какой мере механизмы институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) влияют на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью. Деятельность исследовательского коллектива в 2024 г. основывалась на сформулированной в 2023 г. теоретической модели исследования. Работа проводилась в соответствии с заявленным планом.
Для эмпирического исследования отобраны те случаи, когда территориальная гетерогенность политизируется достаточно сильно, то есть когда (как минимум потенциально) возникает угроза территориальной целостности государства (далее – Угроза), и эмпирическим индикатором этого является наличие значимого движения за самоопределение (далее – ДС). Для формирования выборки была продолжена работа с ДС, выявленными в 2023 г. Тщательный анализ этих движений позволил разработать более точные операциональные критерии и отобрать для исследования 183 движения. По каждому из них были созданы профили, где систематизирована информация о политике государства в отношении ДС в целом и, если имела место реформа, ее характеристики, о характеристиках ДС, а на основе разработанных операциональных критериев сделана оценка степени Угрозы. При этом учитывалось, что государство реагирует на ДС не только политикой реформ, оно может подавлять ДС, игнорировать его требования, а также комбинировать реформы и подавление. Кроме того, во многих случаях политика государства на протяжении 1991-2020 гг. менялась, поэтому для того, чтобы оценить ее эффекты на Угрозу, в рамках каждого ДС выделены «эпизоды» - временные интервалы, в рамках которых институционально проводилась «одна политика».
Именно «эпизоды» являются единицей наблюдения (всего 376 единиц) в базе данных «Политико-территориальная гетерогенность, движения за самоопределение и институциональные реформы (IR-SDM Dataset)», которая создается для проведения large-N сравнительных исследований. Поскольку на эффекты политики государства и институциональных реформ влияют и иные факторы, в базу данных помимо информации из профилей ДС включены несколько десятков других переменных. В 2024 г. закодированы 90 из 123 переменных. В 237 из 376 эпизодов государства проводили реформы, в 164 – политику подавления, в 98 эпизодах реформы и подавление использовались в комбинации. Что касается зависимой переменной, высокая степень Угрозы имела место в 189 эпизодах из 376. В настоящее время база данных готова для использования в части решения задач, которые касаются выявления эффектов политики государства в отношении ДС в целом, и на ее основе проведена серия large-N сравнительных исследований. В результате установлено, что реформы как таковые (даже если это уступки требованиям ДС) не снижают степень Угрозы. Позитивный эффект реформы имеют лишь тогда, когда они не сопровождаются подавлением. Политика подавления, напротив, явно связана с высокой степенью Угрозы. Кроме этого, статистически значимое влияние на высокую степень Угрозы имеют такие географические параметры, как изолированность и приграничность территории, где действует ДС, а также доля этнической группы, от лица которой действует ДС, в населении региона.
Кроме количественных исследований, в течение 2024 г. коллективом проекта реализована серия small-N сравнительных исследований. Выборка движений за самоопределение и институциональных реформ в каждом случае формировалась по принципу наибольшего сходства: а) несколько ДС и реформы, проводимые в одной стране (Индонезия, Бельгия) либо группе сходных стран (пост-югославские страны, страны Латинской Америки); б) несколько движений одного этнического меньшинства в разных странах (венгры в Румынии, Словакии, Сербии; туареги в Мали и Нигере, берберы в Алжире и Марокко). Это позволило выявить факторы, которые влияют на динамику движений за самоопределение. В частности, подтверждены выводы количественного исследования, что значимым фактором являются политика государства, в том числе последовательность в имплементации реформ, этно-конфессиональная структура населения региона, а также вмешательство внешних деструктивных сил. Кроме того, установлено, что существенное значение имеют характер ДС как такового, а также исторический опыт. Выявлены случаи институционального изоморфизма, их анализ демонстрирует, что изоморфизм в институциональном строительстве более эффективен, если его инициаторами являются власти государства, нежели тогда, когда институциональные реформы навязываются извне.
Под углом зрения концепции институционального изоморфизма проведена серия сравнительных исследований отдельных политических институтов, имеющих важное значение для управления политико-территориальной гетерогенности: переписи, референдумы о независимости, право законодательной инициативы субнациональных единиц на национальном уровне, power-sharing как институциональное устройство, при котором устойчиво воспроизводится совместное участие разных политических сегментов общества в осуществлении власти. Установлено, что значимым фактором, влияющим на эффективность референдумов с точки зрения управления политико-территориальными конфликтами, является контекст, в котором проводятся референдумы, особенно согласие на референдум обеих сторон конфликта, а также консенсус в регионе по вопросу о его независимости. В институте права законодательной инициативы субнациональных единиц на национальном уровне (используется в 20 странах) выявлены две базовые модели: «федералистская», которая возникла в Мексике и Швейцарии, и «автономистская», установленная в Финляндии в 1920 г. для Аландских островов. В остальных странах данный институт заимствовался, но нередко творчески, так что во многих случаях возникают промежуточные варианты, сочетающие черты двух моделей. Ключевым механизмом институциональных заимствований был нормативный изоморфизм, основанный на общих идеологических ориентациях: за некоторыми исключениями инициаторами данного института выступали левые политические силы. Power-sharing может быть признано эффективным институциональным устройством лишь в менее, чем половине из 17 случаев. При этом ни его вариации, ни механизмы не являются определяющими факторами эффективности, однако все случаи неэффективного power-sharing соответствуют принудительному изоморфизму, когда это институциональное устройство вводилось под давлением извне.
На основе полученных в 2024 г. результатов подготовлены к публикации 9 статей, 6 из них опубликованы в 2024 г. Результаты проекта представлены в 11 докладах на академических конференциях всероссийского и международного уровней. Публикации размещены на сайте проекта http://identityworld.ru/index/waydininstitutions_rus/0-328#tab1.
Публикации
1.
Панов П.В.
Политико-территориальная гетерогенность, конфликты и институциональные решения: состояние и перспективы развития баз данных для количественных исследований
Вестник Пермского университета. Политология, № 3, Том 17, С.85-95 (год публикации - 2023)
10.17072/2218-1067-2023-3-85-95
2.
Витковская Т.Б., Назукина М.В.
Динамика самоопределения этнических движений на постсоветском пространстве (на примере Азербайджана и Грузии)
Ars Administrandi (Искусство управления), № 3. Т. 15. С. 447–470. (год публикации - 2023)
10.17072/2218-9173-2023-3-447-470
3.
Панов П.В.
Индийская модель управления этно-территориальной гетерогенностью: асимметричный этнический федерализм, институциональный изоморфизм и тропа зависимости
Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2024. Т. 20, № 2. С. 289–302. (год публикации - 2024)
10.21638/spbu23.2024.210
4.
Грабевник М.В.
Политико-территориальная целостность Соединенного Королевства: институциональные новации и подражательный изоморфизм
Вестник Пермского университета. Политология, Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18. № 1. С. 29-40. (год публикации - 2024)
10.17072/2218-1067-2024-1-29-40
5.
Панов П.В.
Power-sharing и управление этнической гетерогенностью в парламентских и президентских системах
Политическая наука, Политическая наука. – 2024. – № 3. - С. 43-65. (год публикации - 2024)
10.31249/poln/2024.03.02
6.
Сулимов К.А.
«Насильно мил не будешь», или как принудительный изоморфизм провоцирует дивергенцию: случай итальянской региональной системы
Вестник Пермского университета. Политология, Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18. № 3. С. 126-136. (год публикации - 2024)
10.17072/2218-1067-2024-3-126-136
7.
Борисова Н.В.
Этнополитические конфликты в Сербии: рецепты (не)успешных решений в логике институционального изоморфизма
Мировая экономика и международные отношения, Мировая экономика и международные отношения. 2024, т. 68. № 7. С. 118-129. (год публикации - 2024)
10.20542/0131-2227-2024-68-7-118-129
8.
Панов П.В.
Этническая гетерогенность, движения за самоопределение меньшинств и институциональные реформы: обзор западноевропейских практик
Актуальные проблемы Европы, Актуальные проблемы Европы. - 2024. - № 3. – C. 266-284. (год публикации - 2024)
10.31249/ape/2024.03.15
9.
Панов П.В., Сулимов К.А.
Territorial Heterogeneity as a Factor of Cross-Regional Variations in the Activity of National Lawmaking
Russian Politics, Russian Politics. Vol. 9. No.4, pp. 455–477 (год публикации - 2024)
10.30965/24518921-00904001
10. Назукина М.В. Этническая идентичность в переписях как инструмент институциональных изменений: теоретический аспект Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2024. №4. (год публикации - 2024)