КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-18-01091
НазваниеИсторико-культурный контекст формирования наций в условиях этнорасовой стратификации
Руководитель Бондаренко Дмитрий Михайлович, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет" , г Москва
Конкурс №80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-102 - Этнология и антропология
Ключевые слова Субсахарская Африка, США, Латинская Америка, социальная эволюция, социальная антропология, политическая антропология, нации, национальные государства, этнорасовая стратификация, этносоциальная стратификация
Код ГРНТИ03.09.03
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Формирование наций – один из важнейших феноменов эпохи Нового времени. Первые нации как сообщества сограждан с едиными базовыми ценностями, культурой и идентичностью складывались в неразрывной связи с вызреванием других институтов, в итоге составивших фундамент мира модерна: капитализма, современной науки, демократического государства и т.д. Однако к рубежу ХХ–ХХI вв. стала понятна ошибочность представления, что «классическая» европейская модель нации является единственно возможной. Такое утверждение основывается на положениях концепции множественных модернов, выдвинутой Ш. Айзенштадтом. В центре этой концепции стоит признание того, что существуют различные пути к обществу модерна, обусловленные историческим опытом в том числе неевропейских обществ, и что модерн и вестернизация не идентичны друг другу.
В рамках парадигмы множественных модернов возможна иная постановка вопроса о специфике неевропейских обществ, сформировавшихся в результате экспансии новоевропейской модели модерна, и которые широко обозначаются как «постколониальные». Они появились в результате подъема, расцвета и распада колониальных империй европейских государств, и в этих условиях у них не было альтернативы провозглашению суверенных национальных государств, которые воспроизводили форму политических институтов и правовые нормы Запада. Однако, копируя форму, постколониальное государство не могло автоматически усвоить присущего ей содержания. Ввиду этой специфики наиважнейшей особенностью процесса образования наций в них стала изначально ведущая роль не общества, а государства. Большинство постколониальных государств вместе с установленными колонизаторами границами унаследовали фундаментальные для колониальных обществ искусственную усложнённость социальной системы, экономическую и культурную неоднородность, в том числе в немалом числе случаев – такую важную характеристику как этнорасовая стратификация.
Этническая стратификация была важнейшим фактором политогенеза в архаических и традиционных социумах. Формирование колониальных институтов после контакта с европейцами происходило как в форме установления политического доминирования европейских государств над неевропейской периферией, так и в условиях переселения европейцев на новые территории. В результате на уже существовавшие формы этнической стратификации наложились новые отношения, в основе которых лежали расовые различия между представителями метрополии и местным населением.
Предлагаемый проект направлен на сравнительное исследование этнорасовой стратификации как фактора формирования наций в трех ключевых неевропейских социокультурных регионах: Субсахарской Африке, Северной Америке (английские колонии до обретения независимости и образования США) и в Мексике и Центральной Америке.
В рамках проекта на материалах указанных выше историко-культурных регионов предполагается рассмотрение следующих важнейших конкретных аспектов его общей проблематики:
1) исторические корни этнорасовой стратификации в исследуемых регионах;
2) формирование и развитие системы этнорасовой стратификации в колониальную эпоху;
3) колониальные общества как этнорасово стратифицированные социумы;
4) этнорасовая стратификация и формирование национальных государств;
5) современные формы этнорасовой стратификации и политическое развитие стран Африки и Америки в начале ХХI в.
Актуальность решения указанной научной проблемы обусловлена тем, что в современных условиях происходит переоценка природы современных наций как поликультурных, в противоположность классическому представлению о нациях как общностях, базирующихся на единстве культуры своих членов. Это обусловлено как активными миграционными процессами из бывшей периферии в ядро Мир-Системы, так и развитием бывших колониальных стран. Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что в современной науке исследования процесса формирования наций под влиянием работ исследователей-конструктивистов преимущественно рассматриваются в конструктивистском ключе.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Беляев Д.Д.
Юрий Валентинович Кнорозов в контексте советской этнографической науки середины – второй половины ХХ в.
Этнографическое обозрение, Этнографическое обозрение. 2023. № 5. С. 10–24. (год публикации - 2023)
10.31857/S0869541523050020
2. Бондаренко Д.М. Формирование наций в постколониальной Африке южнее Сахары: исторические условия и государственная политика (на примерах Танзании, Уганды и Замбии) ХVI Международная конференция африканистов. Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию. Тезисы / Отв. ред. Н.А. Жерлицына. М.: Институт Африки РАН, 2024. С. 110-111, С. 110-111 (год публикации - 2024)
3. Брындина В.Н. “Kwaheri Ukoloni, Kwaheri Uhuru!”: A Manifesto of Zanzibari Nationalism? International Russia-Tanzania Conference “The Place of Africa in the World: The Past and the Present”. Dar es Sa-laam, Tanzania, 1–3 March 2024. Book of Abstracts. Moscow: Institute for African Studies Press, 2024., Р. 170-171 (год публикации - 2024)
4. Бондаренко Д.М. Neotraditionalism and Nation Building in Postcolonial States International Russia-Tanzania Conference “The Place of Africa in the World: The Past and the Present”. Dar es Sa-laam, Tanzania, 1–3 March 2024. Book of Abstracts. Moscow: Institute for African Studies Press, 2024., P. 164-166 (год публикации - 2024)
5.
Иванченко О.В.
«В поисках лучшей жизни»: идентичность горожан Танзании
Фольклор и антропология города, Т. VI. № 4. С. 84–101 (год публикации - 2024)
10.22394/2658-3895-2024-6-4-84-101
6.
Брындина В.Н.
Распространение христианства и исламо-христианские отношения в условиях мусульманского большинства на Занзибаре и Пембе (Танзания): итоги архивного и полевого исследования 2020–2024 годов
Христианство на Ближнем Востоке, Т. 8. № 2. С. 161–193 (год публикации - 2024)
10.24412/2587-9316-2024-0100
7.
Хохолькова Н.Е.
Коммеморативные практики африкано-американцев: синтез травмы и триумфа
Вестник культурологии, № 3 (110). С. 28-42 (год публикации - 2024)
10.31249/hoc/2024.03.02
8. Банщикова А.А, Иванченко О.В. «Смерть языков» и распространение суахили как нациеобразующий фактор в современной Танзании ХVI Международная конференция африканистов. Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию. Тезисы / Отв. ред. Н.А. Жерлицына. М.: Институт Африки РАН, 2024., С. 111-112 (год публикации - 2024)
9. Бондаренко Д.М. Trying to Rally Citizens around Authorities: Neotraditionalism and Nation‑building in Postcolonial Sub‑Saharan Africa Psihologia Socială, №52 (II). P. 39-54 (год публикации - 2023)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Д.М. Бондаренко продолжалась разработка теоретических аспектов изучаемой проблемы. Основное внимание было уделено проблеме формирования наций в постколониальных государствах в связи с феноменом неотрадиционализма, характерным для многих обществ глобального Юга. Неотрадиционализм проявляет себя в разных сферах и помимо осознанной политики государств, поскольку во многих незападных вариантах модерна неотрадиционализм является атрибутом самих современных культур народов этих стран. Результаты исследований были представлены на российско-танзанийской конференции «Место Африки в мире: прошлое и настоящее», ХVI Международной конференции африканистов «Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию», на ежегодном съезде Американской антропологической ассоциации.
В рамках направления "Формирование наций в условиях этнорасовой стратификации в африканских странах" Н.Е. Хохолькова в ходе изучения влияния деколонизации знания и образования на процессы национального строительства в странах Африки южнее Сахары показала, что переформатирование систем производства знаний и образования – часть комплексных процессов деколонизации и национального строительства. С целью построения академической культуры, которая, по мнению современных африканских интеллектуалов, отвечала бы потребностям независимых африканских государств, многие из них обращаются к стратегиям децентрализации и индигенизации гуманитарного знания. В.Н. Брындина продолжала изучение исламо-христианских отношений на островах Занзибарского архипелага и, в частности, политизации религии. Состояние межконфессиональных отношений имеет непосредственное влияние на процесс построения единой нации, их ухудшение свидетельствует об актуализации идей занзибарского национализма, главной чертой которых является стремление к большей автономии в рамках союза, который был создан 1964 г. О.В. Иванченко исследовались вопросы трансформации этнической идентичности в мультикультурных африканских сообществах. Важную роль в этих процессах играет языковой фактор. Особая роль суахили связана как с колониальным прошлым, так и с языковой политикой первого президента Джулиуса Ньерере. Ставя перед собой задачу формирования и сплочения единой нации в ситуации, когда для большинства граждан были более важны этнические корни и этническая самоидентификация, подразумевающая речь на языке своей этнической группы, он выдвинул суахили в качестве объединяющего общегосударственного языка и приложил значительные усилия к его продвижению. Результаты исследований были представлены на российско-танзанийской конференции «Место Африки в мире: прошлое и настоящее», ХVI Международной конференции африканистов «Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию» и др.
В ходе полевого Н.Е. Хохольковой и О.В. Иванченко в Танзании (ноябрь 2024 г.) было собрано 20 структурированных интервью с представителями различных социальных, этнических и религиозных групп. В качестве предварительных выводов отмечается, что большая часть респондентов согласна с тем, что танзанийская нация сформировалась и существует, многие называли основные черты национальной идентичности (мир, свобода, язык суахили), однако этнический компонент самосознания также не потерял своей значимости. В ходе работы В.Н. Брындиной в Библиотеке Уэстона (Великобритания) в сентябре – октябре 2024 г. было отснято около 10 тыс. единиц хранения из архивных фондов, связанным с работой Миссии Университетов в Центральную Африку на Занзибаре и Пембе с 1864 по 1964 гг., а также ее взаимодействию с мусульманским сообществом обоих островов.
В рамках второго направления «Этнорасовая стратификация и формирование нации в колониальной Северной Америке и США» Г.В. Александровым разрабатывалась проблематика формирования этнорасовой стратификации в британских колониях в Северной Америке в XVII-XVIII вв. Основной вопрос, связанный с этим регионом касается формирования и трансформации этнорасовой стратификации в условиях взаимодействия трех разнородных сообществ – английских колонистов, коренного населения и африканских рабов. Изучение ранних этапов формирования этнорасовой стратификации в колониях, составивших «ядро» будущих США требует изучения опыта индейцев. В ноябре 2024 г. он работал в США, собирая материалы, связанные с местом коренных американцев в этнорасовой структуре Новой Англии, начиная с колониального периода (город Натик, штат Массачусетс). Результаты этой работы были представлена на Петербургском историческом форуме и на ежегодном съезде Американской антропологической ассоциации.
Н.Е. Хохольковой велся анализ коммеморативных практик африкано-американцев в США. Проанализировав корпус материалов, касающихся характера историко-культурной памяти африкано-американцев и динамики развития коммемораций, она пришла к выводу, что на современном этапе все они олицетворяют амбивалентность трудного прошлого, синтез триумфального и травматического нарративов.
В рамках третьего направления «Этнорасовая стратификация и национальные процессы в Латинской Америке» работа Г.Г. Ершовой была сосредоточена на исследовании религиозного фактора в формировании гватемальской нации. Другой вариант формирования синкретических культурных форм рассматривался Д.С. Секачевой и С.А. Хохряковой на материалах колониального Юкатана. Д.Д. Беляев в свое работе сделал упор на формировании и развитии системы этнорасовой стратификации в Мексике и Гватемале в раннеколониальную эпоху. О сложении новых этносоциальных иерархий наглядно свидетельствуют источники, происходящие из горной Гватемалы (район Аматитлана) и горного Чьяпаса (Синакантан). Также продолжалось исследование процессов и механизмов конструирования национальной идентичности в Мексике и странах Центральной Америки в ХIХ–ХХ вв. Фокус был сделан на использовании древней истории индейских культур как источника для создания новых национальных образов (Д.С. Секачева). С.В. Вепрецкий продолжал исследовать тему отражения национальной идентичности коренных народов Центральной Америки в национальной символике. Результаты этих исследований были представлена на ХII Кнорозовских чтениях, на XXXVI Всероссийской научной конференции по вспомогательным историческим дисциплинам. Г.Г. Ершова в июле-августе 2024 г. продолжала сбор материалов по роли религиозного фактора в трансформации этнорасовой стратификации в современном гватемальском обществе. С.В. Вепрецкий с 26 ноября по 14 декабря 2024 г. провел полевое исследование в Мексике (штат Кампече) по проблематике формирования региональной идентичности.
За отчетный период участниками коллектива было издано 8 публикаций, из которых 1 статья в журнале, индексируемом в Scopus (Q2), 1 статья в журнале, индексируемом в иных зарубежных библиографических базах данных. Члены рабочего коллектива выступили с 18 докладами на 10 международных и всероссийских конференциях
Публикации
1.
Беляев Д.Д.
Юрий Валентинович Кнорозов в контексте советской этнографической науки середины – второй половины ХХ в.
Этнографическое обозрение, Этнографическое обозрение. 2023. № 5. С. 10–24. (год публикации - 2023)
10.31857/S0869541523050020
2. Бондаренко Д.М. Формирование наций в постколониальной Африке южнее Сахары: исторические условия и государственная политика (на примерах Танзании, Уганды и Замбии) ХVI Международная конференция африканистов. Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию. Тезисы / Отв. ред. Н.А. Жерлицына. М.: Институт Африки РАН, 2024. С. 110-111, С. 110-111 (год публикации - 2024)
3. Брындина В.Н. “Kwaheri Ukoloni, Kwaheri Uhuru!”: A Manifesto of Zanzibari Nationalism? International Russia-Tanzania Conference “The Place of Africa in the World: The Past and the Present”. Dar es Sa-laam, Tanzania, 1–3 March 2024. Book of Abstracts. Moscow: Institute for African Studies Press, 2024., Р. 170-171 (год публикации - 2024)
4. Бондаренко Д.М. Neotraditionalism and Nation Building in Postcolonial States International Russia-Tanzania Conference “The Place of Africa in the World: The Past and the Present”. Dar es Sa-laam, Tanzania, 1–3 March 2024. Book of Abstracts. Moscow: Institute for African Studies Press, 2024., P. 164-166 (год публикации - 2024)
5.
Иванченко О.В.
«В поисках лучшей жизни»: идентичность горожан Танзании
Фольклор и антропология города, Т. VI. № 4. С. 84–101 (год публикации - 2024)
10.22394/2658-3895-2024-6-4-84-101
6.
Брындина В.Н.
Распространение христианства и исламо-христианские отношения в условиях мусульманского большинства на Занзибаре и Пембе (Танзания): итоги архивного и полевого исследования 2020–2024 годов
Христианство на Ближнем Востоке, Т. 8. № 2. С. 161–193 (год публикации - 2024)
10.24412/2587-9316-2024-0100
7.
Хохолькова Н.Е.
Коммеморативные практики африкано-американцев: синтез травмы и триумфа
Вестник культурологии, № 3 (110). С. 28-42 (год публикации - 2024)
10.31249/hoc/2024.03.02
8. Банщикова А.А, Иванченко О.В. «Смерть языков» и распространение суахили как нациеобразующий фактор в современной Танзании ХVI Международная конференция африканистов. Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию. Тезисы / Отв. ред. Н.А. Жерлицына. М.: Институт Африки РАН, 2024., С. 111-112 (год публикации - 2024)
9. Бондаренко Д.М. Trying to Rally Citizens around Authorities: Neotraditionalism and Nation‑building in Postcolonial Sub‑Saharan Africa Psihologia Socială, №52 (II). P. 39-54 (год публикации - 2023)