КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-25-00397
НазваниеИсследование дезадаптивных личностных черт и социально-психологических факторов риска манифестации отклоняющегося поведения в подростковом возрасте с разработкой игры, обучающей тому, как справляться со стрессом.
Руководитель Антохин Евгений Юрьевич, Кандидат медицинских наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации , Оренбургская обл
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 05 - Фундаментальные исследования для медицины; 05-229 - Клиническая психология
Ключевые слова копинг-стратегии, психокоррекция, подростки, игра, самоповреждения, суицидальные попытки, стресс, депрессия, тревога, агрессия
Код ГРНТИ76.29.52
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проблема отклоняющегося поведения является мультидисциплинарной. Исследователи этой области, в качестве предиспозиции становления агрессивного/аутоагрессивного поведения, рассматривают биологические, социальные, психологические особенности. С клинической точки зрения важно различать аутоагрессивное поведение с суицидальной целью и несуицидальные самоповреждения. Доказано, что несуицидальное самоповреждение связано с неадаптивными копинг-стратегиями (стратегии совладания со стрессом), недостаточностью регуляции эмоций и отрицательной самооценкой с чувством неполноценности и неуверенности в себе, руминациями, эмоциональной зависимостью и чрезмерно рискованным поведением. В настоящий момент в России существует недостаток исследований предикторов отклоняющегося поведения у подростков. Одной из причин такого дефицита является высокая трудоемкость исследования, обусловленная ограничением доступа специалистов, в связи со страхом стигматизации. Наиболее распространенным диагностическим инструментарием при оценке аддиктивного (отклоняющегося) поведения обычно являются опросники, анкеты. Указанные методы, с одной стороны позволяют выявить не всех подростков группы риска и часто не могут предсказать импульсивные попытки, а с другой стороны, при их использовании можно выявить детей в высокими показателями психологического неблагополучия в целом, но не обязательно высоким суицидальным/агрессивным риском. В отечественных и зарубежных медицинских и образовательных учреждениях для выявления и работы с подростками наиболее удобен для использования будет инструмент, отвечающий следующий условиям: возможность скринингового применения, соответствие вопросов возрасту респондентов, охват разных маркёров отклоняющегося поведения, по возможности, отсутствие прямых вопросов о суицидальных мыслях, агрессивных поступках и т.д., а также возможность психокоррекционных интервенций (вмешательств) с целью снижения агрессивного поведения и аутоагрессивного риска. Настоящий проект также направлен на разработку программы для ЭВМ, позволяющей провести диагностику и психокоррекцию агрессивного/аутоагрессивного поведения в игровой форме. Программа предполагает проработку множества актуальных подростковых ситуации в игровом формате, а также применение их в реальной жизни подростка, что будет способствовать его адаптации к решению проблемных ситуаций, развитию навыков совладания со стрессом, минимизации депрессивных и тревожных переживаний, коррекции агрессивного/аутоагрессивного поведения, улучшению межличностных отношений с окружающими и др. Игровая форма программы позволит вовлечь в процесс диагностики, профилактики и психокоррекции любого подростка, позволит откровенно и естественно выражать свои чувства, мысли, поступать так, как он захочет. Впервые на основе целостного клинико-психологического изучения агрессии/аутоагрессии у подростков будет выявлен определенный спектр клинических, психологических и аффективно-поведенческих характеристик лиц подросткового возраста, способных влиять на форму и уровень проявления агрессии/аутоагрессии. А также, будут получены новые данные о психопрофилактической/коррекционной эффективности разработанной копинг-игры для подростков с целью снижения агрессивного поведения/аутоагрессивного риска в зависимости от наличия или отсутствия суицидальной цели. Аналогов данного исследования в мировой науке не обнаружено. Существует множество интерактивных игр, основная функция которых заключается только в развлекательной цели. Разрабатываемая программа для ЭВМ имеет широкое применение - предназначена для использования в медицинских/образовательных учреждениях для специалистов помогающих профессий и родителей подростков.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Антохина Р.И., Васильева А.В.
Копинг-стратегии у подростков с несуицидальным самоповреждающим поведением (начальный этап разработки приложения копинг-игры для подростков)
Психическое здоровье, №9, Том 18, С.7-10 (год публикации - 2023)
10.25557/2074-014X.2023.09.7-9
2. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Немцева Е.К. Отклоняющееся поведение у подростков: роль несуицидального самоповреждения, депрессии и стремления к поиску новых ощущений Неврологический вестник (год публикации - 2023)
3. Булычева Е.В., Антохина Р.И., Васильева А.В., Антохин Е.Ю., Калмыкова А.С. Психосоциальные аспекты антисуицидальных мотивов у подростков «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2023)
4. Антохина Р.И., Немцева Е.К. Дезадаптивные личностные, нейропсихологические и социально-психологические факторы у подростков с отклоняющимся самоповреждающим поведением «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2023)
5. АНТОХИНА Р.И., ВАСИЛЬЕВА А.В., АНТОХИН Е.Ю. ОБРАЗ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА И САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ С АУТОАГРЕССИЕЙ: ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ, ОБУЧАЮЩАЯ СОВЛАДАНИЮ СО СТРЕССОМ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Сборник тезисов. Электронное издание. Санкт-Петербург, 2024 Издательство: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева , С: 230-231 (год публикации - 2024)
6. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Падалка Ю.В., Якиманская И.С. Психофизиологические механизмы самоповреждающего поведения у подростков (обзор литературы) "Психиатрия и психофармакотерапия" имени П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2024)
7. Антохина Р.И. ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ КОПИНГ-ИГРА (ПЕРВЫЙ ЭТАП) АСПИРАНТСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023: МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ - МЕДИЦИНЕ. ПРИОРИТЕТНЫЕ НА-ПРАВЛЕНИЯ НАУКИ В ДОСТИЖЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием., с.474-477 (год публикации - 2024)
8. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Васильева А.В., Дробижев Д.М. Коррекционно-обучающая программа КОТ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, Номер регистрации (свидетельства): 2024689445 Дата регистрации: 06.12.2024 Номер и дата поступления заявки: 2024688772 25.11.2024 Дата публикации и номер бюллетеня: 06.12.2024 Бюл. № 12 (год публикации - 2024)
9. Антохина Р.И. Нейрокогнитивные показатели у подростков с депрессией, совершивших суицидальную попытку Психитария (Москва), Том 22. № 4. Вып 2, с. 73-75 (год публикации - 2024)
10.
Антохина Р.И., Васильева А.В.
Антиципация, самооценка и девиантное поведение у подростков с несуицидальными самоповреждениями
Психиатрия (Москва), Том 22. № 3. Вып 2, c.81-83 (год публикации - 2024)
10.30629/2618-6667-2024-22-3-2
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Выполнение проекта происходило в двух направлениях. Первое направление включало исследование дезадаптивных личностных черт и социально-психологических факторов риска манифестации отклоняющегося поведения в подростковом возрасте, второе - разработку программы для ЭВМ, обучающей подростков тому, как справляться со стрессом.
I часть проекта (2024 год)
Применение Колумбийской шкалы серьезности суицидальных намерений, полуструктурированного интервью, физикальный осмотр позволили сформировать выборки в соответствии с критериями, описанными в разделе материалы исследования. Подростки из группы с НССП тяжелее, чем здоровые школьники справляются с решением задач, поставленных в ситуации неопределенности, при этом совершают больше ошибок, используя менее эффективные стратегии поведения, с трудностью предвосхищают ход событий, плохо прогнозируют развитие ситуаций и собственные реакции на них, испытывают трудности ментализации, застревают на негативно окрашенных ситуациях. Подростки с ССП совершают множество хаотичных действий в ситуации стресса, с трудом удерживают необходимую стратегию для достижения цели и получают меньший выигрыш, по сравнению с подростками с НССП. Подростки с НССП пытаются обращаться за помощью в ситуации стресса к близким и родственникам, но в силу недостаточно устойчивой и гармоничной семейной ситуации, что было доказано нами в исследовании за 2023 года по данному проекту, не получают эмоциональной обратной связи, в связи с чем, состояние тревоги и депрессии с безнадежностью усиливается, и подросток совершает снова самоповреждения с несуицидальной целью, не найдя адаптивного выхода из ситуации. Подростки с ССП наносят себе вред в виде самоповреждений в силу недостаточно конструктивного и развитого поведенческого репертуара. Они отказываются от решения своих проблем в силу низкой фрустрационной толерантности, либо пытаются отвлечься с помощью седативных средств и психоактивных веществ, в некоторых случаях прибегая к экстренному высвобождению эмоций в виде агрессии, проявляя импульсивность, что при слабой сформированности исполнительных действий и слабой оценки последствий собственных действий приводит к негативному исходу, вплоть до ухода из жизни.
В результате выполнения проекта в 2024 году была уточнена и дополнена диагностическая модель формирования агрессивного/аутоагрессивного поведения, в которую вошли протективные и патопротективные параметры личности, обуславливающие успешность ее адаптации в социально-психологическом поле. Дезадаптивные личностные особенности подростков с НССП включают стремление к острым ощущениям, тревожность, склонность к манипуляциям во взаимоотношениях, слабую антиципационную состоятельность, трудности в принятии решений в ситуации неопределенности, руминацию и трудности ментализации. Патопротективные параметры подростков с СП концентрируются на когнитивно-аффективном дисбалансе с пассивными и агрессивными формами решения стрессовых ситуаций с избеганием их решения, рискованностью вплоть до делинквентных форм отклоняющегося поведения со стремлением к порче имущества, враждебности по отношению к другим, хаотичностью выбора стратегий поведения в ситуации неопределенности, слабыми способностями к оценке собственных действий, пессимистичностью, склонностью к депрессии. Особенностями формирования антисуицидальных тенденций для подростков с самоповреждениями вне зависимости от наличия/отсутствия суицидальной цели являются доверительные, поддерживающие, принимающие, стабильные, предсказуемые отношения в семье, с четко обозначенными физическими, территориальными, эмоциональными границами, довольно высокий уровень качества жизни, конструктивные виды копинг-стратегий в виде альтруизма, обращения за помощью, повышения собственной ценности, оптимистичности, развития уверенности в себе.
II часть проекта (2024 год)
В результате выполнения проекта разработана программа для ЭВМ «Коррекционно-обучающая программа КОТ» (Антохина Р.И., Васильева А.В., Антохин Е.Ю., Дробижев Д.М.). Программа включает три формы работы с подростком: психообразовательная, диагностическая и коррекционная.
Разработанный опросник вполне соответствует теоретической модели наиболее типичных способов совладающего поведения в стрессовых ситуациях. Опросник показал достаточно высокую надежность. О валидности свидетельствуют взаимосвязи его шкал со шкалами методик, измеряющих копинг поведения в разных теоретических положениях: схематерапии, теории о совладающем поведении Р.Лазаруса и С.Фолкмана и копинг-установках Н.А. Польской.
С помощью процедур валидизации была подтверждена факторная структура опросника, который применялся в качестве диагностической и коррекционной частей программы, его надежность и согласованность, конвергентная и дивергентная валидность. Учитывая, что по своей форме опросник — это шкала самоотчета, апеллирующая к знанию индивидуума о своем внутреннем мире, знанию эмоций, формам и способам их регуляции, его применение возможно только при условии отсутствия у респондента снижения интеллекта, расстройств мышления и нарушений сознания. Опросник может быть применен в исследовательских целях. Возможно применение опросника с целью выявления стратегий совладания со стрессом. Применение его в диагностических (практических) целях относительно определения уровня агрессии, дистресса, тревоги и депрессии ограничено: методика может использоваться только как дополнительный инструмент оценки клинических симптомов. В настоящее время ведется работа по расширению выборки, что позволит выделить стандартизированные значения по шкалам опросника с учетом пола и возраста, а также нормативные значения и значения клинических выборок по суицидальному и несуицидальному самоповреждающему поведению.
Оценена эффективность программы. Учитывая полученные в ходе исследования результаты, был проведен цикл тренинговых мероприятий. В результате отмечены позитивные изменения в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах, а также в копингах, распределенных в зависимости от степени адаптивности. Снизилась частота использования неконструктивных и относительно конструктивных копингов. Пациенты с НССП стали больше использовать адаптивные механизмы совладания со стрессом. На основании полученных результатов были даны рекомендации по формированию адаптивных вариантов копинг-поведения, что позволит с меньшими затратами и большей эффективностью осуществлять фокусированные вмешательства.
Получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ. Программа внедрена в деятельность ГБУЗ ООКПБ1 г.Оренбурга.
Публикации
1.
Антохина Р.И., Васильева А.В.
Копинг-стратегии у подростков с несуицидальным самоповреждающим поведением (начальный этап разработки приложения копинг-игры для подростков)
Психическое здоровье, №9, Том 18, С.7-10 (год публикации - 2023)
10.25557/2074-014X.2023.09.7-9
2. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Немцева Е.К. Отклоняющееся поведение у подростков: роль несуицидального самоповреждения, депрессии и стремления к поиску новых ощущений Неврологический вестник (год публикации - 2023)
3. Булычева Е.В., Антохина Р.И., Васильева А.В., Антохин Е.Ю., Калмыкова А.С. Психосоциальные аспекты антисуицидальных мотивов у подростков «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2023)
4. Антохина Р.И., Немцева Е.К. Дезадаптивные личностные, нейропсихологические и социально-психологические факторы у подростков с отклоняющимся самоповреждающим поведением «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2023)
5. АНТОХИНА Р.И., ВАСИЛЬЕВА А.В., АНТОХИН Е.Ю. ОБРАЗ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА И САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ С АУТОАГРЕССИЕЙ: ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ, ОБУЧАЮЩАЯ СОВЛАДАНИЮ СО СТРЕССОМ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Сборник тезисов. Электронное издание. Санкт-Петербург, 2024 Издательство: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева , С: 230-231 (год публикации - 2024)
6. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Падалка Ю.В., Якиманская И.С. Психофизиологические механизмы самоповреждающего поведения у подростков (обзор литературы) "Психиатрия и психофармакотерапия" имени П.Б. Ганнушкина (год публикации - 2024)
7. Антохина Р.И. ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ КОПИНГ-ИГРА (ПЕРВЫЙ ЭТАП) АСПИРАНТСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023: МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ - МЕДИЦИНЕ. ПРИОРИТЕТНЫЕ НА-ПРАВЛЕНИЯ НАУКИ В ДОСТИЖЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием., с.474-477 (год публикации - 2024)
8. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Васильева А.В., Дробижев Д.М. Коррекционно-обучающая программа КОТ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, Номер регистрации (свидетельства): 2024689445 Дата регистрации: 06.12.2024 Номер и дата поступления заявки: 2024688772 25.11.2024 Дата публикации и номер бюллетеня: 06.12.2024 Бюл. № 12 (год публикации - 2024)
9. Антохина Р.И. Нейрокогнитивные показатели у подростков с депрессией, совершивших суицидальную попытку Психитария (Москва), Том 22. № 4. Вып 2, с. 73-75 (год публикации - 2024)
10.
Антохина Р.И., Васильева А.В.
Антиципация, самооценка и девиантное поведение у подростков с несуицидальными самоповреждениями
Психиатрия (Москва), Том 22. № 3. Вып 2, c.81-83 (год публикации - 2024)
10.30629/2618-6667-2024-22-3-2
Возможность практического использования результатов
Программа для ЭВМ разработана для специалистов как медицинских, так и образовательных учреждений, а также её могут использовать родители/близкие подростков и сами подростки. Данная программа актуальна для использования в работе специалистов занимающихся адаптацией подростков с асоциальным поведением, имеющих определенные личностные особенности, такие как агрессивность, склонность к межличностным конфликтам, нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения, трудностями социальной адаптации, неумением выстраивать межличностные отношения с окружением, наличием самоповреждающего поведения (с суицидальной и несуицидальной целью). Целесообразно применение копинг-игры в психиатрических стационарах и амбулаторных учреждений с целью коррекции тревожных, депрессивных и аутоагрессивных проявлений у подростков. Интерактивная игра в особой степени подходит для общеобразовательных школ, интернатов, служб и фондов помощи подросткам, которым сложно жить обычной жизнью в социуме и выстраивать контакт с другими людьми. Кроме этого, программа подходит для профилактики отклоняющегося поведения у здоровых подростков. Коррекционно-психологическую программу для ЭВМ можно использовать в качестве обучающего материала в высших учебных заведениях для подготовки медицинских психологов и врачей.