КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-00159
НазваниеРазвитие альтернативного школьного образования в крупных городах РФ
Руководитель Петряева Елена Юрьевна, Кандидат педагогических наук
Организация финансирования, регион Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" , г Москва
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-601 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Ключевые слова альтернативное школьное образование, онлайн-обучение, большие города, цифровизация, семейное образование, кризис школьного образования, частное образование
Код ГРНТИ14.01.11
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Актуальность исследования “Развитие альтернативного школьного образования в крупных городах РФ” определена значительным ростом количества семей, которые выбирают стратегию получения школьного образования вне государственных образовательных организаций. Это связано с общемировым кризисом школьного образования, который чаще всего выражается в отсутствии возможности школ охватить многообразие особенностей детей и предоставить им условия для гибких индивидуальных образовательных программ, информационной перегруженности школьников, нерациональном использовании учебного времени, физической и моральной усталости учителей, детей, администрации школ, переполненности классов и т.д.
В крупных городах на процесс выхода из государственной системы образования влияет урбанистический фактор: здесь легче построить образовательную траекторию за пределами школы, имеются большие возможности для дополнительного образования, происходит концентрация педагогических кадров высокого уровня и их миграция в цифровые образовательные платформы. Также на развитие альтернативного школьного образования оказывают влияние новые организационно-технические условия образования (доступность цифровых образовательных ресурсов, сервисов онлайн-образования, онлайн и очной аттестации в лицензированных организациях) и социально-экономические условия семей (смена формата работы родителей, их миграция “на землю” из большого города, усиление мобильности образа жизни, профессиональные семейные увлечения). Немаловажную роль в развитии альтернативного школьного образования играют высокий уровень образования родителей, смена приоритетов семьи в пользу образования детей, ценностно-мировоззренческие установки родителей.
В целом, развивающееся альтернативное школьное образование в крупных городах на практике достаточно неоднородно, эклектично. Здесь можно встретить разные проявления: от изоляции детей в домашнем пространстве (“школьное сиротство”), до семейных классов, организованных родителями для конкретной группы детей, семейных, частных школ, которые поддерживают разные педагогические концепции, от исключительно очного индивидуального обучения до всевозможных комбинаций смешанного обучения и онлайн-обучения в чистом виде.
Научная значимость исследования определяется его направленностью на осмысление изучаемого феномена на новом, более глубоком методологическом уровне.
Альтернативное школьное образование будет рассмотрено через: 1) определение значимых факторов, влияющих на его развитие в крупных городах в условиях глобальных вызовов (цифровизация, пандемия и др.); 2) описание многообразия моделей альтернативного школьного образования.
Альтернативное школьное образование будет изучено как набор ведущих концептуальных идей, ценностей и норм образовательной деятельности составляющих фундамент альтернативного школьного образования в крупных городах. В ходе исследования будут выделены общие и особенные черты альтернативного школьного образования в разных крупных городах РФ на современном этапе, определены и раскрыты периоды развития альтернативного образования с 1991 по 2022 г.
В ходе исследования планируется собрать и описать стратегии руководителей организаций, реализующих альтернативное образование, по выстраиванию программ и инфраструктуры образования, коммуникации с семьями и государственной системой образования.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Яшина И.А.
Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России
Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 17(2). С.10–33 (год публикации - 2023)
10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
2. Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Яшина И.А., Истомина А.Г. Стратегии руководителей альтернативных образовательных организаций крупнейших городов России Современное педагогическое образование, Современное педагогическое образование. 2023. №9. С.41-46 (год публикации - 2023)
3.
Петряева Е.Ю., Истомина А.Г.
Большой город как предпосылка развития альтернативного школьного образования
Развитие образования, Петряева Е. Ю. Большой город как предпосылка развития альтернативного школьного образования / Е. Ю. Петряева, А. Г. Истомина // Развитие образования. 2023. Т. 6, №4. С. 37-42. DOI 10.31483/r-109140 (год публикации - 2023)
10.31483/r-109140
4. Петряева Е.Ю. Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия Общество: социология, психология, педагогика, Петряева Е.Ю. Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. No 12. С. 131–138. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.18. (год публикации - 2023)
5. Петряева Е.Ю., Водолазов Д.М. Педагогические концепции альтернативного образования и семейных образовательных инициатив в России «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки» (год публикации - 2025)
6.
Петряева Е. Ю., Домрачева С. Н.
Альтернативное образование в мегаполисах России
Перспективы науки и образования, Перспективы науки и образования. 2024. No 4 (70). С. 758–773 (год публикации - 2024)
10.32744/pse.2024.4.46
7. Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козиниченко И.В. Проблемы статистического учета заочного, очно-заочного и семейного образования в России Вестник Мининского университета (год публикации - 2024)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
План работы по проекту «Развитие альтернативного образования в крупных городах РФ» в 2024 году включал:
- описание значимых урбанистических факторов, оказывающих влияние на развитие альтернативного школьного образования в крупных городах;
- описание многообразия моделей реализации альтернативного школьного образования в крупных городах на современном этапе;
- описание норм образовательной деятельности, возникающих внутри альтернативного школьного образования крупных городов, отличающихся от норм образовательной деятельности в государственных (муниципальных) школах;
- подготовка двух научных статей на основе собранных данных и проведенного аналитического этапа;
- составление плана-проспекта возможных исследований, которые могут быть выстроены на основе проведенного исследования.
В ходе выполнения указанных задач были получены следующие результаты:
1. На основе анализа научных исследований и материалов интервью с руководителями альтернативных образовательных проектов были определены 5 урбанистических факторов: а) концентрация человеческого капитала, б) развитая транспортная, культурная, технологическая инфраструктура, в) высокая конкуренция на рынке труда, которая заставляет родителей искать более эффективные подходы к обучению; г) культурное разнообразие, которое создает спрос на иные образовательные подходы, учитывающие культурные особенности разных групп населения, д) высокий уровень доходов населения как возможность родителей инвестировать в альтернативное образование своих детей.
2. В ходе исследования был сделан анализ численности обучающихся в форме семейного образования, самообразования, на очно-заочной и заочной формах обучения на основе данных форм федерального статистического наблюдения ОО-1 с 2016 по 2023 г. Поскольку именно эти обучающиеся – аудитория альтернативного образования.
3. Определен перечень педагогических концепций, которые используются в современном альтернативном образовании. Рассмотрена история распространения этих педагогических концепций в России.
4. Уточнена суть понятия «альтернативное школьное образование» на основе материалов кабинетного и качественного исследования (интервью, фокус-группы). Альтернативное школьное образование – совокупность образовательных практик, отличающихся от формального школьного образования. Образовательные практики современного альтернативного школьного образования основаны на разных, зачастую полярных педагогических концепциях (от концепций советской школы до концепций самонаправленного образования) или гибридных концепциях, в отличие от 90-х годов XX века, когда к альтернативному образованию относили только прогрессивные гуманистические концепции. Определять альтернативное образование как совокупность образовательных практик, основанных на прогрессивной теории образования, гуманистической психологии, сегодня не совсем корректно. Это связано с тем, что базовые идеи гуманистического подхода в образовании стали основой для развития государственной системы образования.
Альтернативное образование можно рассматривать как движение родителей. Именно родители - акторы альтернативного образования. Поэтому в альтернативном образовании образовательные практики имеют такие институциональные формы, как: семейные школы, семейные классы, центры развития, сообщества родителей и т.д. Для их общего обозначения в исследовании введено понятие «семейные образовательные инициативы».
5. Были обозначены три критерия для определения моделей реализации альтернативного образования: а) роль родителей; б) используемые педагогические концепции; в) степень самостоятельности ученика в формулировании образовательного запроса. По критерию «степень самостоятельности ученика в формулировании образовательного запроса» выделены и описаны три модели альтернативных проектов: 1) проекты с признанной дидактической системой (Монтессори, Вальдорф, русская классическая школа, развивающее обучение и т.д.) или программные школы; 2) Семейные школы (родительские группы, классы, пространства и центры поддержки семейного образования); 3) А-школы – авторские, активные, с большой долей субъектности и добровольности.
6. Материалы исследования, позволяют утверждать, что в поле альтернативного образования есть часть прогрессивных гуманистических образовательных практик, которые отличаются от формального школьного образования общей системой организации и управления образовательным процессом, представлением о результатах образования (А-проекты). Представлено описание кейсов альтернативных образовательных проектов, которые основаны на большей доле субъектности и добровольности (А-проекты), по работе с содержанием образования (самостоятельность как важный образовательный результат, организация образования на основе принципов самонаправленности и социократии), оценки образовательных результатов (отсутствие оценок и домашних заданий), родителей как главных заказчиков образования, подходов к отбору и подготовке учителей к работе в альтернативных образовательных проектах.
7. В 2024 г. были подготовлены три научные статьи: а) Альтернативное образование в мегаполисах России; б) Проблемы статистического учета заочного, очно-заочного и семейного образования в России; в) Педагогические концепции альтернативного образования и семейных образовательных инициатив в России.
8. Реализация исследования привела к формированию на базе ГАОУ ВО МГПУ Консорциума «Семейное образование», в который вошли: ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Межрегиональная общественная организация «Ассоциация семейных школ», Общество с ограниченной ответственностью «ШколБридж». Сформирован план-проспект совместных исследований.
9. В ходе реализации исследования были организован и проведен онлайн-форум «Семейных образовательных инициатив», проведена стратегическая сессия по созданию глоссария альтернативного образования на основе материалов исследования на форуме семейных школ.
Публикации
1.
Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Яшина И.А.
Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России
Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 17(2). С.10–33 (год публикации - 2023)
10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
2. Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Яшина И.А., Истомина А.Г. Стратегии руководителей альтернативных образовательных организаций крупнейших городов России Современное педагогическое образование, Современное педагогическое образование. 2023. №9. С.41-46 (год публикации - 2023)
3.
Петряева Е.Ю., Истомина А.Г.
Большой город как предпосылка развития альтернативного школьного образования
Развитие образования, Петряева Е. Ю. Большой город как предпосылка развития альтернативного школьного образования / Е. Ю. Петряева, А. Г. Истомина // Развитие образования. 2023. Т. 6, №4. С. 37-42. DOI 10.31483/r-109140 (год публикации - 2023)
10.31483/r-109140
4. Петряева Е.Ю. Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия Общество: социология, психология, педагогика, Петряева Е.Ю. Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. No 12. С. 131–138. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.18. (год публикации - 2023)
5. Петряева Е.Ю., Водолазов Д.М. Педагогические концепции альтернативного образования и семейных образовательных инициатив в России «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки» (год публикации - 2025)
6.
Петряева Е. Ю., Домрачева С. Н.
Альтернативное образование в мегаполисах России
Перспективы науки и образования, Перспективы науки и образования. 2024. No 4 (70). С. 758–773 (год публикации - 2024)
10.32744/pse.2024.4.46
7. Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козиниченко И.В. Проблемы статистического учета заочного, очно-заочного и семейного образования в России Вестник Мининского университета (год публикации - 2024)