КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-00317
Название«Имагопоэтологическая энциклопедия литературных авторских образов. Флора» и сайт «Имагопедия»
Руководитель Горбовская Светлана Глебовна, Доктор филологических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" , г Санкт-Петербург
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-452 - Литературоведение
Ключевые слова Имагопоэтология, флорообраз, семантика, литературоведение, романтизм, реализм, символизм, авангард, экзистенциализм, постмодернизм, литература «новой искренности», мировая литература XIX века, мировая литература XX века, мировая литература XXI века, литературные энциклопедии
Код ГРНТИ17.00.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Основной научной проблемой исследования является выявление в художественных текстах мировой литературы XIX–XXI вв. максимального количества авторских художественных образов, обладающих неустойчивой семантикой, а также поиск определений подобных образов, данных отечественными и зарубежными литературоведами. Данные образы именуются в монографиях и докторской диссертации руководителя проекта «образами с новой парадигмой». Подобный имагологический феномен возникает в художественной литературе, прежде всего немецкой, на рубеже XVIII – XIX вв. (один из первых примеров – образ «голубого цветка» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген») и развивается в новую систему неустойчивого образного параллелизма на протяжении XIX в. Для обозначения подобных образов выбран термин «имаго» (лат. imago — образ), использующийся в психологии (впервые – К. Г. Юнгом) для определения «психических образов, несущих бессознательное содержание». Все подобные
имагопоэтологические феномены представляют собой плоды работы воображения писателей, не имеют точного определения, данного автором или зафиксированного в определённых «ключах», и вызывают у интерпретаторов множественные ассоциативные ряды. Выявить подобные образы возможно лишь через кропотливое вычитывание конкретных художественных текстов, а также научных статей, посвященных данным произведениям.
Значимость данного проекта заключается в том, что данный вопрос в последние два десятилетия интенсивно изучается в западном литературоведении и искусствоведении. Но, на наш взгляд, в подобных исследованиях есть системная ошибка. Западные ученые, говоря о семантически неустойчивых образах (так называемых «новых риторических фигурах»), видят их период возникновения лишь в «эпоху Бодлера» (то есть 1850-60е гг.) Однако образ с неустойчивой семантикой возникает примерно на шесть десятилетий ранее. В отечественном же литературоведении исследований о различии устойчивой и неустойчивой семантической природы литературных образов практически нет. Есть исследования, в которых осуществляются попытки «дешифровать» образы с неустойчивым значением. В них даются различные ассоциативные ряды, связанные с тем или иным образом растения, животного, мифонима и т.д. Но данные ряды являются, с нашей точки зрения, интерпретационным парадоксом. Их можно дешифровывать бесконечно, в них нет, по сути, никакой необходимости.
Все посылы в сотый раз дешифровывать «голубой цветок» Новалиса утратили бы необходимость, если бы существовал определенный источник, в котором был бы дан перечень основных компетентных версий, о том «что есть голубой цветок?». Дешифровка должна быть сопровождена точной отсылкой на источник. Кроме того, должна быть дана краткая информация о возникновении образа – автор, год, произведение.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в западном литературоведении, при всем интересе к данной теме, еще не опубликована подобная энциклопедия, за исключением П. Орье-Жонсьер, С. Бернар-Грифиц «Литературный словарь цветов и садов (XVIII-XIX веков)» 2017, но в ней, на наш взгляд, переданы далеко не все явления, собраны не все исчерпывающие варианты дешифровок, слишком много лишней информации.
На данном этапе главной задачей проекта является выявление максимального числа авторских литературных образов, а также составление и издание «Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Флора».
Кроме того, на данном этапе должен быть разработан сайт под названием «Имагопедия». Сайт будет представлять собой подобие «Википедии», то есть дополняемый конструктор. Вносить изменения и дополнение на сайт смогут ученые, зарегистрированные в системе Elibrary. Сайт будет посвящен образам, возникшим на протяжении истории в воображении авторов и не имеющим конкретных значений. Задачей сайта является ознакомление читателей с основными ассоциативными рядами и пояснениями по поводу подобных образов, данными учеными разных времен и стран.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Горбовская С.Г.
Три первоосновы образа небесной розы в «Божественной комедии» Данте Алигьери
Научный диалог, № 4. Т. 12. С. 280-297 (год публикации - 2023)
10.24224/2227-1295-2023-12-4-280-297
2.
Горбовская С.Г.
Скрытый сеанс «воссоздания эмпатии» в рассказе Д. Ф. Уоллеса «Октет»
Вопросы литературы, №6. С. 37-50 (год публикации - 2024)
10.31425/0042-8795-2024-6-37-50
3.
Горбовская С.Г.
Образ-имаго "Цветов зла" от Ш. Бодлера к Ж.-К. Гюисмансу
Слово.ру: балтийский акцент, Т. 15. №3. С. 39—54 (год публикации - 2024)
10.5922/2225-5346-2024-3-3
4.
Горбовская С.Г.
Ассоциативный анализ картины Г. Моро «Саломея, танцующая перед Иродом» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
Научный диалог, № 2. Т. 13. С. 269—285. DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285. (год публикации - 2024)
DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285.
5.
Горбовская С.Г.
Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса
Вестник Томского государственного университета. Филология, № 89. С. 190–199 (год публикации - 2024)
10.17223/19986645/89/9
6.
Горбовская С.Г.
О жанровой природе «Цветов зла» Шарля Бодлера
Вестник Томского государственного университета. Филология, № 90. С. 260–267 (год публикации - 2024)
10.17223/19986645/90/12
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
1) Сайт «Имагопедия» доработан:
- отредактировано и откорректировано содержание статей для Имагопедии;
- сокращено содержание статей сайта до самой необходимой для формата сайта информации: название образа, источник, основные интерпретации с цитатами из исследований литературоведов, сноски, список литературы;
- завершен перевод контента сайта Имагопедия (Флора) на английский язык и будет выложен на английскую версию сайта по завершении работ над ней;
- подобраны необходимые картинки и фотографии для иллюстрации статей Имагопедии;
- включены в контент сайта новые статьи об образах растения, не вошедших в бумажный вариант «Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Флора»;
- расширен сайт за счет добавления статей о литературных образах, связанных с темой «Фауна»: образы птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся;
2) Результаты исследований озвучены в докладах на 4-х международных конференциях;
3) Результаты исследований отражены в 4 статьях в журналах, входящих в список базы данных RSCI и 1 статье в журнале, входящей в базы Scopus и WoS;
4) Осуществлена работа над редактированием и корректированием «Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Флора» в сотрудничестве с Издательством СПбГУ (Лицензионный договор № 01/1-60-1520-СПбГУ от 30.11.2023);
5) Принято участие в секции «Литература сегодня: вид искусства, синтез науки и инструмент воспитания духа и личности» с презентацией "Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Флора» и сайта «Имагопедия» в рамках конференции «Синергия языков и культур» (СПбГУ):
- руководитель проекта доложила о проведенных за два года работах над созданием "Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Флора» и "Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов. Фауна»;
- рассказала о работе над созданием сайта Имагопедия и продемонстрировала сайт;
- рассказала о планируемых дальнейших исследованиях в области анализа имагинальных литературных образов;
6) Продолжена работа над «Имагопоэтологической энциклопедией литературных авторских образов» часть «Фауна»:
Найдены и проанализированы 150 литературных образов:
- птиц;
- водных обитателей;
- насекомых;
- пресмыкающихся;
Обнаружены и описаны следующие образы: Аист-маг (Гумилев), Альбатрос (Бодлер), Альбатрос (Бунин), Альбатрос (Кольридж), Альбатрос (Бальмонт), Белоглазые пингвины (Бальмонт), Буревестник (Горький), Бестиарий (Аполлинер), Бабочка (Ламартин), Бабочки (Набоков), Бабочки (Фаулз), Блоха (Замятин),Блоха (Лесков), Бабочка (Брэдбери),Белый мотылек (Бродский), Бабочка (Бродский), Ворон (Кольридж),Ворон (По), Ворон (Бальмонт), Ворон (Бунин), Гадкий утенок (Андерсен), Голубь – Дух Святой (Аполлинер), Гусеница – Куколка – Бабочка (Блейк), Два сокола (Лермонтов), Дрозды (Кристи), Дятел (Васильев), Ёрш в творчестве русских писателей XIX века (С.Т. Аксакова, К.С. Аксакова, А.Н. Майкова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.), Ёрш и карась (Салтыков-Щедрин), Желтый мотылек (Вордсворт), Жизнь пчел (Метерлинк), Жук жужжит (Пушкин), Жуки в советской поэзии 1960-1980-х гг. (А. Штейнберг, В. Высоцкий, Л. Куклин, А. Барто, Ю. Мориц, С. Михалков, В. Лапин и др.), Зарезанная голубка (Аполлинер), Зачем я не птица (Достоевский) , Зачем я не птица (Лермонтов), Змеи (Роулинг) О.Л. Бейнарович, Змеи в сказах П.П. Бажова, Змея (Бодлер), Змея (Кольридж), Змея (Мопассан), Золотой петушок (Пушкин), Золотая рыбка (Пушкин), Золотой жук (Аллан По), Заводная птица (Мураками), Змея (Сент-Экзюпери), Ибис в творчестве поэтов второй половины XIX – первой трети XX вв. (Т. Готье, О. Уайльд, в переводах Н. Гумилева, Г. Аполлинер и др.), Ихтиологический мир в творчестве русских писателей XIX века (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, С.Т. Аксаков, К.С. Аксаков, И.А. Крылов, А.Н. Афанасьев, М.П. Салтыков-Щердрин, А.П. Чехов и др.), Клоп (Маяковский), Комар (Бродский), Крокодил Гена (Успенский), Крокодил (Чуковский), Крокодил (Достоевский), Лебедь на воде (Бальмонт), Лебедь (Бодлер), Лебедь (Виньи), Лебедь (Ламартин), Лебедь (Малларме), Лебедь-душа (Лохвицкая), Лебедь-мысль (Рене де Бримон), Лебедь и Леда (Г. Гейне, С. Малларме, У.Б. Йейтс, К. Бальмонт, Д. Мережковский, М. Пруст, Д. Рубен, Р. М. Рильке и др.), Лебедь (Йейтс), Лебедь в поэзии Парнасской школы, Лебедь-Сван (Пруст), Лягушонок (Аллан По), Марлин (Хемингуэй), Морской разбойник (Бальмонт), Мотыльки (Чжао Шули), Муравьи (Гарсиа Маркес), Муха (Бродский), Муха-цокотуха (Чуковский),Мухи (Сартр), Насекомое (Кафка), Насекомые в творчестве Достоевского, Насекомые (Роулинг ), Орел (Гумилев), Отчего люди не летают так, как птицы (Островский), Оса (Ахматова), Осы (Манельштам), Попугай (Гумилев), Повелитель блох (Гофман) Повелитель мух (Голдинг), Пестрая лента (Конан Дойл), Пеликан (Мюссе), Рыбы в творчестве И. Бродского, Саламандр (Гофман), Серпентина (Гофман), Смерть птиц (Коппе), Синяя птица (Метерлинк), Стрекоза (Готье) и т.д.
7) Расширен контент сайта Имагопедия за счёт части «Имагопоэтологической энциклопедией литературных авторских образов» «Фауна» (птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся и т.д.);
8) Подписан Договор с Издательством СПбГУ об издании второй части «Имагопоэтологической энциклопедией литературных авторских образов. Часть Фауна. Птицы, рыбы, насекомые, рептилии, земноводные». (Лицензионный договор № 01/1-60-856-СПбГУ от 05.08.2024)
9) статьи сайта на русском языке в «Имагопедии» продублированы на английском языке и будут добавлены на английскую версию сайта (находится в разработке);
10) подписан лицензионный договор с Издательством СПбГУ об издании второй части «Имагопоэтологической энциклопедией литературных авторских образов» часть «Фауна» (Лицензионный договор № 01/1-60-856-СПбГУ от 05.08.2024);
- для издания второй части «Имагопоэтологической энциклопедии литературных авторских образов» подобраны фотографии и иллюстрации;
- по теме «Фауна» добавлены статьи на сайт «Имагопедия»;
- осуществлен перевод статей о литературных образах животных, птиц, рыб и т.д. на английский язык.
Публикации
1.
Горбовская С.Г.
Три первоосновы образа небесной розы в «Божественной комедии» Данте Алигьери
Научный диалог, № 4. Т. 12. С. 280-297 (год публикации - 2023)
10.24224/2227-1295-2023-12-4-280-297
2.
Горбовская С.Г.
Скрытый сеанс «воссоздания эмпатии» в рассказе Д. Ф. Уоллеса «Октет»
Вопросы литературы, №6. С. 37-50 (год публикации - 2024)
10.31425/0042-8795-2024-6-37-50
3.
Горбовская С.Г.
Образ-имаго "Цветов зла" от Ш. Бодлера к Ж.-К. Гюисмансу
Слово.ру: балтийский акцент, Т. 15. №3. С. 39—54 (год публикации - 2024)
10.5922/2225-5346-2024-3-3
4.
Горбовская С.Г.
Ассоциативный анализ картины Г. Моро «Саломея, танцующая перед Иродом» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
Научный диалог, № 2. Т. 13. С. 269—285. DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285. (год публикации - 2024)
DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285.
5.
Горбовская С.Г.
Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса
Вестник Томского государственного университета. Филология, № 89. С. 190–199 (год публикации - 2024)
10.17223/19986645/89/9
6.
Горбовская С.Г.
О жанровой природе «Цветов зла» Шарля Бодлера
Вестник Томского государственного университета. Филология, № 90. С. 260–267 (год публикации - 2024)
10.17223/19986645/90/12
Возможность практического использования результатов