КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-00687
НазваниеОбразы античных мыслителей в России в контексте европейского Просвещения: рецепция образов, их представление и воспитательное значение в Горном музее и других российских музеях.
Руководитель Дорофеев Даниил Юрьевич, Доктор философских наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II" , г Санкт-Петербург
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-204 - Философские проблемы междисциплинарных исследований
Ключевые слова Античные мыслители, образы, российские музеи, Горный музей, искусство Просвещения, иконография, визуальное образование, Россия.
Код ГРНТИ02.61.31, 18.61.45
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект посвящен системному рассмотрению образов античных мыслителей (философов, ученых, интеллектуалов) и их образовательно-воспитательного значения в российских музеях и в целом анализу визуально-пластической рецепции античной культуры в эпоху Просвещения, когда и стали создаваться первые российские музеи. Основой для такого рассмотрения является Горный музей Санкт-Петербургского горного университета, который в 2023 году отпразднует большой юбилей: 250-летия своего образования. Предстоит показать, как формировалась специфическая иконография античных мыслителей начиная с Ренессанса и особенно в 18-19 веках, продолжая исследованную ранее участниками проекта эволюцию образов античных философов в Античности и Средневековье; тем самым будет выстроена единая последовательная историко-эстетическая линия развития и трансформации образов античных философов. Такой подход позволит понять место визуально-пластических образов античных философов в европейской и, главное, в отечественной культуре. 18 век здесь имеет особое значение, т.к. именно в это время в России формируются первые музеи и зарождаются высшие учебные заведения, и именно в 18 веке, благодаря раскопкам Помпей и Геркуланома, в Европе происходит резкое увеличение интереса ко всему античному, признанному в качестве образца стиля и вкуса (показательно, что именно в 18 веке, благодаря Баумгартену и Канта формируется эстетика, а благодаря Винкельмана зарождается искусствознание). Несмотря на обилие исследований по истории 18 века в России стоит отметить, что философско-эстетический и искусствоведческий анализ визуальной и пластической иконографии античных мыслителей, особенно для небольших музеев нашей страны, произведен еще в полной мере не был. Внутренние культурные изменения российской культуры, в том числе визуальные, были слишком значительными и специфическими. В России в это время уже сложилась собственная традиция визуально-пластическая рецепции античной культуры, хотя и находящаяся в продуктивном диалоге с западноевропейскими образцами и даже стимулированная ей. Особенно выразительно эта проблема раскрывается в контексте формирования коллекций античного искусства в российских музеях. Единство музея и первого в России технического высшего учебного заведения представлено в Санкт-Петербургском горном университете, имеющем уникальный Горный музей, который обладает ценнейшей коллекцией пластических образов античных мыслителей. Предлагаемый проект намерен не только досконально исследовать эту коллекцию, но и впервые представить и издать каталог всех пластических образов античных философов в российских музеях, включая как такие большие музеи мирового значения, как Эрмитаж и Русский музей, так и менее известные, как, например, музеи Академии художеств в Петербурге, античная коллекция Гатчинского и Павловского дворцов и т.д.; этого еще никогда не делалось в отечественной культуре и науке. В этой связи крайне важна просветительская и популяризаторская задача проекта : представить и подвергнуть строгому научному (философско-эстетическому, искусствоведческому, музейному, образовательному) анализу генезис, особенности формирования, культурное значение таких коллекций и сделать доступным эти исследования широкому кругу читателей, в том числе студентов и аспирантов. Поэтому отдельной большой целью проекта является актуализация иконографического наследия российских музеев в целом и Горного музея в частности в образовательных целях для современной обучающейся молодежи. Авторы проекта считают недостаточно использованным в условиях 21 века образовательного потенциала античной культуры и искусства и будут, ориентируясь на процессы визуализации нашего времени, стремиться сделать его современным, используя все возможные интерактивные, виртуальные, коммуникационные возможности. Ведь без приобщенности античной культуре, в том числе в формах рецепции образов ее мыслителей в 18-19 веках, невозможно и в наши дни быть по настоящему образованными, культурными людьми.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1. Дорофеев Д.Ю., Боровкова Н.В., Васильева М.А. Горный музей как пространство науки и образования Горного университета Записки горного института, т.263, с.674-686 (год публикации - 2023)
2.
Дорофеев Д.Ю.
"Эллинские мудрецы" в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья
Schole. Философское антиковедение и античная традиция, т.17, вып.2 (год публикации - 2023)
10.25205/1995-4328-2022-17-2-993-1048
3. Дорофеев Д.Ю. Образ античного философа в литературе и визуально-пластическом искусстве: от Античности до эпохи Просвещения Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Сборник научных трудов. СПб: СПГУ, С.341-346 (год публикации - 2023)
4. Васильева М.А. Изменение социализирующей роли университетского музея с XVIII в. На материале Горного музея Университет. Образование. Общество (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета). Санкт-Петербург: "Сборка", С.867-873 (год публикации - 2023)
5. Дорофеев Д.Ю. Античные философы в собрании Горного музея Горного университета К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей, С.95-102 (год публикации - 2023)
6. Боровкова Н.В. "...К благонадежному изготовлению питомцев, полезными для Горной службы" - создание единого музеума горного кадетского корпуса в первой четверти XIX в. К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей. Санкт-Петербург, С.13-22 (год публикации - 2023)
7. Васильева М.А. Горный музей как актуальная площадка коммуникации и социальных изменений XIX в. К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных трудов. Санкт-Петербург, С.29-37 (год публикации - 2023)
8. Матвеев И.Ю. Предметы бывшего новороссийского общества в экспозиции Горного музея К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей, С.115-117 (год публикации - 2023)
9. Дорофеев Д.Ю. Эстетика античного философа в культуре Просвещения: музеи Санкт-Петербурга III Российский эстетический конгресс "Эстетика во времена глобальных перемен": тезисы докладов участников, Т. 1. С.157-158 (год публикации - 2023)
10. Дорофеев Д.Ю. Идея, образ, символ: платоновская диалектика видимого-невидимого и самосовершенствования души XXXI Научная международная конференция "Универсум платоновской мысли": Диалектика Платона: метод, норма, самопознание. Санкт-Петербург: МОО "Платоновское философское общество"., XXXI Научная международная конференция "Универсум платоновской мысли": Диалектика Платона: метод, норма, самопознание. Спб: МОО "Платоновское философское общество". С.11-15. (год публикации - 2023)
11. Васильева М.А. Научный, художественный и социальный аспект концептуализации пространства в эпоху Просвещения Russian Studies in Culture and Society, Russian Studies in Culture and Society. 2024. т.8. №5 (год публикации - 2024)
12.
Дорофеев Д.Ю.
Вальдгауер и античные философы Эрмитажа
Schole. Философское антиковедение и классическая традиция, Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. т.18 (2). С.926-959 (год публикации - 2024)
10.25205/1995-4328-2024-18-2-926-959
13. Дорофеев Д.Ю. ЭТИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИКОНОГРАФИИ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ) Этика в системе ценностей современного высшего образования: материалы Международной научно-практической конференции (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 17 мая 2024 г.) / Сост. Т. В. Шоломова и Д. В. Михайлов ; науч. ред. Т. В. Шоломова. — Санкт- Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024, Этика в системе ценностей современного высшего образования. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. С.16-24. (год публикации - 2024)
14. Боровкова Н.В. Коллекции "антиков" как отражение мировоззрения эпохи Просвещения Культура и цивилизация, Культура и цивилизация. 2024. №8 (год публикации - 2024)
15. Боровкова Н.В., Васильева М.А. Образы Античности в пространстве садов и музеев в XVIII-XIX вв. Культура и цивилизация, Культура и цивилизация. 2024. №9 (год публикации - 2024)
16.
Дорофеев Д.Ю.
Проблема идентичности античного философа в православном храме: внешность, одежда, изречения
Визуальная теология, Визуальная теология. 2024. т.6. №2. С.280-303 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-280-303
17.
Дорофеев Д.Ю.
Философская антропология Б.В. Маркова. Статья 1. Философия эпохи "смерти человека"
Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2024. т.40. вып.2. С.186-200 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.201
18.
Васильева М.А.
Дизайн общественных пространств в эпоху Просвещения
Эстетические проблемы дизайна среды. Сборник к 270-летию Московского университета. Москва: МАКСПресс, 2024, Эстетические проблемы дизайна среды. Сборник к 270-летию Московского университета. Москва: МАКСПресс, 2024. С.142-148. (год публикации - 2024)
/10.29003/m4224.978-5-317-07275-9/142-147
19.
Матвеев И.Ю.
Образ Гете как ученого и мыслителя: диалог Античности и эпохи Просвещения
Studia Humanitatis Borealis\Северные гуманитарные исследования., Studia Humanitatis Borealis\Северные гуманитарные исследования. 2024. №3. С.38-43. (год публикации - 2024)
10.15393/j12.art.2024.4122
20. Дорофеев Д.Ю. Образовательное значение образа Платона XXXII международная конференция "Универсум платоновской мысли": платоновское наследие в истории и образовании. 20-21 июня 2024. Санкт-Петербург, РХГА., XXXII международная конференция "Универсум платоновской мысли": платоновское наследие в истории и образовании. 20-21 июня 2024. Санкт-Петербург, РХГА. (год публикации - 2024)
21.
Васильева М.А.
Прошлое и настоящее в университетских музеях России
Russian Studies in Culture and Society, Russian Studies in Culture and Society. 2023. Т. 7, № 4. С. 107-126. (год публикации - 2024)
10.12731/2576-9782-2023-4-107-126
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В 2024 г. в грантовом проекте (руководитель Дорофеев Д.Ю., исполнители Боровкова Н.В., Васильева М.А., Матвеев И.Ю.) работы проводились в строгом соответствии с заранее заявленным планом. Основные результаты работ были представлены в 11 публикациях (включая 3 статьи Дорофеева Д.Ю. в изданиях базы Scopus,в том числе 2 в Q1;, 2 в изданиях ВАК, 5 в изданиях РИНЦ) и в 6 докладах на международных и всероссийских конференциях. Особое место было уделено развитию информационного ресурса проекта, специального сайта проекта, функционирующего в режиме открытого доступа по адресу https://sites.google.com/view/philosophyinrumuseums/ и постоянно обновляющего свой визуальный и текстовой контент. Отдельно хочется выделить оригинальную разработку видеоэкскурсии по залам Горного музея, представленную на сайте в разделе "Горный музей" и подготовленную Матвеевым И.Ю. Это экскурсия, выражая в доступной форме результаты исследований по рецепции Античности в эпоху Просвещения и ее влияния на отечественные музеи (в частности, Горный музей) на материале редких экспонатов из коллекции Горного музея, имеет очень важное образовательно-воспитательное значение, предполагая ее трансляцию студентам, аспирантам и всем заинтересованным в познании истории отечественной культуры лицам.
Исследовательская работа в 2024 г. шла по нескольким направлениям, в каждом из которых были достигнуты важные и интересные результаты.
Прежде всего выделим исследования по истории, генезису и особенностям формирования античных коллекций в российских музеях, месту и значению в них скульптурных образов античных философов, феномену музея как особого культурно образовательного пространства и тех лиц, кто в российском музееведении много сделал для их развития. В этом плане выделяется большая, в 2 .п.л., статья Дорофеева Д.Ю. "Вальдгауер и античные философы Эрмитажа" (Schole, Scopus Q1), а также его статья, посвященная осмыслению средневековых истоков иконографии античных философов в русской культуре, "Проблема идентичности античного философа в православном храме: внешность, одежда, изречения" (Визуальная теология, Scopus) (этой же теме посвящено выступление "Философский образ и сакральное пространство: иконография античных философов в христианских храмах Дорофеева Д.Ю. на международной конференции "Образ и изображения" в Москве, РГГУ).
Следующий сегмент исследований посвящен анализу эпохи Просвещения, роли в нем рецепции античного наследия и, в частности, образов античных философов, а также разнообразных пространств, в которых эти образы представлены, осуществляя свою эстетико-образовательную деятельность. Здесь можно выделить статью Боровковой Н.В. "Коллекции «антиков» как отражение мировоззрения эпохи Просвещения", статью Матвеева И.Ю. "Образ Гёте как ученого и мыслителя: диалог античности и эпохи просвещения", совместную статью Васильевой М.А. и Боровковой Н.В. "Образы античности в пространстве садов и музеев в XVIII- XIX вв." , а также написанную на основе одноименной доклада на конференции в МГУ статью Васильевой М.А. "Дизайн общественных пространств в эпоху Просвещения" и ее же статью "Научный, художественный и социальный аспекты концептуализации пространства в эпоху Просвещения".
Еще одна перспектива исследований связана с особой ролью Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения как центром искусства и науки, что выражается в появлении в нем музеев (в частности, в середине 18 века появляется Музей академии художеств, в конце 18 века появляется основа для будущего Горного музея и т.д.) и активного распространения иконографии античных философов не только в самом Санкт-Петербурге, но и в его дворцовых пригородах. Несомненно, эта тенденция связана с активизацией образовательного, гуманистического, эстетического потенциала. Этой теме посвящена статья Дорофеева Д.Ю., представляющая расширенную версию одноименного доклада на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена, "Этическое, эстетическое и образовательное значение античности (на материале иконографии античных философов в Санкт-Петербурге)" (РИНЦ), а также выступление Боровковой Н.В. на XVII Международном Петровском конгрессе с докладом «Кабинеты редкостей Горного училища как воплощение идей Эпохи Просвещения». Надо отметить, что Боровкова Н.В. изучала историю Просвещения и историю Горного университета и Горного музея, работая в архивах Горного музея и Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), на основании которой она создала важный каталог произведений античной скульптуры, в первую очередь философов и ученых, с подробными научными комментариями.
Наконец, стоит выделить и исследования истории развития, актуальности и разнообразных смысловых оттенков (коннотаций) понятия образа как одного из ключевых терминов современных гуманитарных наук. Здесь стоит называть опубликованную в издании Scopus (Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. Q1) стать. Дорофеева Д.Ю. "Философская антропология Б.В. Маркова. Статья 2. Философия эпохи "смерти человека", посвященную скончавшемуся в 2023 г. профессору Б.В. Маркову, известному исследователю философии образа в рамках философской и визуальной антропологии; а также выступление Дорофеева Д.Ю. на XXXII международной конференции "Универсум платоновской мысли" с докладом "Образовательное значение образа Платона".
В заключении можно отметить, что все проведенные исследования показали большую актуальность, продуктивность и перспективность изучения проблемы иконографии античных философов в истории отечественной культуре на основе их репрезентации в российских музеях в контексте их образовательно-воспитательного влияния на формирования всесторонне целостной современной личности, в первую очередь молодого человека, показывая не уменьшающееся значение Античности и визуализации знания, познания, науки в скульптурных образах великих древнегреческих философов.
Публикации
1. Дорофеев Д.Ю., Боровкова Н.В., Васильева М.А. Горный музей как пространство науки и образования Горного университета Записки горного института, т.263, с.674-686 (год публикации - 2023)
2.
Дорофеев Д.Ю.
"Эллинские мудрецы" в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья
Schole. Философское антиковедение и античная традиция, т.17, вып.2 (год публикации - 2023)
10.25205/1995-4328-2022-17-2-993-1048
3. Дорофеев Д.Ю. Образ античного философа в литературе и визуально-пластическом искусстве: от Античности до эпохи Просвещения Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Сборник научных трудов. СПб: СПГУ, С.341-346 (год публикации - 2023)
4. Васильева М.А. Изменение социализирующей роли университетского музея с XVIII в. На материале Горного музея Университет. Образование. Общество (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета). Санкт-Петербург: "Сборка", С.867-873 (год публикации - 2023)
5. Дорофеев Д.Ю. Античные философы в собрании Горного музея Горного университета К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей, С.95-102 (год публикации - 2023)
6. Боровкова Н.В. "...К благонадежному изготовлению питомцев, полезными для Горной службы" - создание единого музеума горного кадетского корпуса в первой четверти XIX в. К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей. Санкт-Петербург, С.13-22 (год публикации - 2023)
7. Васильева М.А. Горный музей как актуальная площадка коммуникации и социальных изменений XIX в. К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных трудов. Санкт-Петербург, С.29-37 (год публикации - 2023)
8. Матвеев И.Ю. Предметы бывшего новороссийского общества в экспозиции Горного музея К 250-летнему юбилею Горного университета: сборник научных статей, С.115-117 (год публикации - 2023)
9. Дорофеев Д.Ю. Эстетика античного философа в культуре Просвещения: музеи Санкт-Петербурга III Российский эстетический конгресс "Эстетика во времена глобальных перемен": тезисы докладов участников, Т. 1. С.157-158 (год публикации - 2023)
10. Дорофеев Д.Ю. Идея, образ, символ: платоновская диалектика видимого-невидимого и самосовершенствования души XXXI Научная международная конференция "Универсум платоновской мысли": Диалектика Платона: метод, норма, самопознание. Санкт-Петербург: МОО "Платоновское философское общество"., XXXI Научная международная конференция "Универсум платоновской мысли": Диалектика Платона: метод, норма, самопознание. Спб: МОО "Платоновское философское общество". С.11-15. (год публикации - 2023)
11. Васильева М.А. Научный, художественный и социальный аспект концептуализации пространства в эпоху Просвещения Russian Studies in Culture and Society, Russian Studies in Culture and Society. 2024. т.8. №5 (год публикации - 2024)
12.
Дорофеев Д.Ю.
Вальдгауер и античные философы Эрмитажа
Schole. Философское антиковедение и классическая традиция, Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. т.18 (2). С.926-959 (год публикации - 2024)
10.25205/1995-4328-2024-18-2-926-959
13. Дорофеев Д.Ю. ЭТИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИКОНОГРАФИИ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ) Этика в системе ценностей современного высшего образования: материалы Международной научно-практической конференции (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 17 мая 2024 г.) / Сост. Т. В. Шоломова и Д. В. Михайлов ; науч. ред. Т. В. Шоломова. — Санкт- Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024, Этика в системе ценностей современного высшего образования. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. С.16-24. (год публикации - 2024)
14. Боровкова Н.В. Коллекции "антиков" как отражение мировоззрения эпохи Просвещения Культура и цивилизация, Культура и цивилизация. 2024. №8 (год публикации - 2024)
15. Боровкова Н.В., Васильева М.А. Образы Античности в пространстве садов и музеев в XVIII-XIX вв. Культура и цивилизация, Культура и цивилизация. 2024. №9 (год публикации - 2024)
16.
Дорофеев Д.Ю.
Проблема идентичности античного философа в православном храме: внешность, одежда, изречения
Визуальная теология, Визуальная теология. 2024. т.6. №2. С.280-303 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-280-303
17.
Дорофеев Д.Ю.
Философская антропология Б.В. Маркова. Статья 1. Философия эпохи "смерти человека"
Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2024. т.40. вып.2. С.186-200 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.201
18.
Васильева М.А.
Дизайн общественных пространств в эпоху Просвещения
Эстетические проблемы дизайна среды. Сборник к 270-летию Московского университета. Москва: МАКСПресс, 2024, Эстетические проблемы дизайна среды. Сборник к 270-летию Московского университета. Москва: МАКСПресс, 2024. С.142-148. (год публикации - 2024)
/10.29003/m4224.978-5-317-07275-9/142-147
19.
Матвеев И.Ю.
Образ Гете как ученого и мыслителя: диалог Античности и эпохи Просвещения
Studia Humanitatis Borealis\Северные гуманитарные исследования., Studia Humanitatis Borealis\Северные гуманитарные исследования. 2024. №3. С.38-43. (год публикации - 2024)
10.15393/j12.art.2024.4122
20. Дорофеев Д.Ю. Образовательное значение образа Платона XXXII международная конференция "Универсум платоновской мысли": платоновское наследие в истории и образовании. 20-21 июня 2024. Санкт-Петербург, РХГА., XXXII международная конференция "Универсум платоновской мысли": платоновское наследие в истории и образовании. 20-21 июня 2024. Санкт-Петербург, РХГА. (год публикации - 2024)
21.
Васильева М.А.
Прошлое и настоящее в университетских музеях России
Russian Studies in Culture and Society, Russian Studies in Culture and Society. 2023. Т. 7, № 4. С. 107-126. (год публикации - 2024)
10.12731/2576-9782-2023-4-107-126
Возможность практического использования результатов
Достигнутые в ходе осуществления проекта результаты могут активно использоваться при проведении лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях России по таким предметам, как история, культурология, философия, эстетика, история (отечественная и мировая) искусств и культуры, философская и визуальная антропология и др. Данные результаты могут использоваться на занятиях и в общеобразовательных учреждениях, рассказывая о истории искусства, философии, музеев в России вообще и особенно в Санкт-Петербурге в эпоху Просвещения. Это, несомненно, будет способствовать органичному и целостному воспитанию и образованию молодого поколения в нашей стране, прививая ему любовь к своей истории и стране на основе знания ее истории, культуры, искусства и философии.