КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-00723
НазваниеСтатус монаха и монашеская идентичность в Толедском королевстве
Руководитель Биркин Михаил Юрьевич, Кандидат исторических наук
Организация финансирования, регион Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» , г Москва
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-107 - История Средних веков и эпохи Возрождения
Ключевые слова Толедское королевство вестготов, епископ, аббат, клир, монахи, монашество, раннее Средневековье, поздняя Античность, христианство, община, идентичность, авторитет, Исидор Севильский, Фруктуоз Браккарский
Код ГРНТИ03.09.25
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Монашество – особый институт и особый уклад жизни, без которого невозможно представить как историю средневековой Европы, так и уклад современной Церкви – и православной, и католической. Возникнув в III в. как движение, предполагающее уход от мира и мирских благ, монашество постепенно обретает черты некого специального modus vivendi и, следовательно, специальным образом регламентируется. Однако парадокс состоит в том, что хотя монашество предполагает и провозглашает уход от мира, тем не менее по крайней мере для эпохи Средних веков невозможно не учитывать влияния монастырей на общество и культуру.
Сказанное в полной мере относится и к Толедскому королевству вестготов. Первые монастыри на территории Пиренейского полуострова появились еще в VI в., а во второй половине VII в. число монастырей резко возрастает. Вместе с тем возрастает и роль аббата: все больше настоятелей монастырей со временем становятся епископами и участвуют в общегосударственных Толедских соборах. Как следствие, в VI–VII вв. формируется монашеская идентичность: монахи воспринимаются как отдельное специфическое сословие, обладающее отличным от других статусом, имеющее определенный внешний вид, особые функции и обязанности. Этот процесс не был одномоментным: мы видим в источниках упоминания разных монашеских движений (например, киновийцы, пустынники, анахореты, religiosi vagi), соответственно, разных способов взаимодействия с миром и встраивания в социум. В то же время постепенно формируется понятие о «правильных» и «неправильных» формах монашеского служения.
В рамках нашего проекта предполагается исследовать процесс формирования монашеской идентичности в Толедском королевстве вестготов в VII в. Вопрос о разных типах идентичности – прежде всего, этнической, уже ставился в исследовательской литературе в русле направления «Новой культурной истории», однако вопрос о формировании монашеской идентичности применительно к вестготскому периоду пока решен не был. Заявленная проблема представляется весьма актуальной, поскольку научные результаты проекта должны пролить свет на вопрос о конструировании идентичности в переходный период (в нашем случае – от Античности к Средним векам и от Империи к отдельным королевствам), когда в общественно-политической жизни имели место разные, подчас противоположные тенденции. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть фигуру монаха, иерархию внутри общины, статус аббата и изменение этого статуса в течение VII в., взаимодействие монахов с одной стороны с клиром (в первую очередь, с епископатом), а с другой – с мирянами.
До нас дошли три устава вестготской эпохи: устав Исидора Севильского, устав Фруктуоза из Браги (основателя многих монастырей) и т.н. Общий устав. Все эти тексты сыграли огромную роль в становлении и развитии монастырей не только в Испании, но и потом в державе Каролингов, куда они попали вместе с монахами, бежавшими в результате мусульманского завоевания. Авторы первых двух уставов – Исидор Севильский (ум. 636 г.) и Фруктуоз Браккарский (ум. 665 г.) – заслуженно считаются главными идеологами христианства в Вестготском королевстве; их влияние на культуру раннесредневековой Европы трудно переоценить. Тексты трех уставов станут основой нашего исследования; кроме них предполагается привлечь широкий круг нормативных и нарративных источников, как то: соборные постановления, жития, трактаты Исидора Севильского («Сентенции», «О церковных службах»).
В рамках предлагаемого проекта планируется перевести три вышеназванных устава и снабдить их подробным историко-филологическим комментарием. Перевод можно будет использовать на семинарских и практических занятиях в рамках дисциплин гуманитарного цикла, а также для научных исследований.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Марей E. C.
Миряне и монахи в 3-м каноне III собора в Сарагосе (691 г.)
Средние века, Марей Е. С. Миряне в вестготских монастырях (на примере третьего канона III Сарагосского собора (691 г.) и вестготских монашеских уставов) // Средние века. 2024. Т. 85. № 1. С. 7–25. (год публикации - 2024)
10.7868/S013187802401001X
2.
Воронцов С. А.
Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI – начале VII в.
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение, Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 33-54. (год публикации - 2023)
10.15382/sturI2023110.33-54
3.
Биркин М. Ю.
Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании)
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, Биркин М. Ю. Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 117. С. 9–38 (год публикации - 2024)
10.15382/sturII2024117.9-38
4. Воронцов С. А. Понятие conuersus между персональной и монашеской идентичностью на рубеже Античности и Средневековья (на материале вестготской Испании) Вопросы философии (год публикации - 2025)
5. Биркин М. Ю. Метафоры мира сего в вестготских монашеских текстах Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви (год публикации - 2025)
6. Марей E. C. «Отец монахов»: основания духовного авторитета настоятеля в вестготских монастырях VII в. Вестник Томского университета. История (год публикации - 2025)
7. Марей E. C. Конфликты отшельников и клириков в Вестготской Испании: смена модели авторитета? Древнейшие государства Восточной Европы (год публикации - 2025)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Во второй год реализации проекта был подготовлен научный комментарий трех вестготских монашеских правил (Regula Isidori, Regula Fructuosi, Regula Communis), которые научный коллектив перевел на русский язык в первый год осуществления проекта. При составлении комментария по возможности учитывались самые разные стороны жизни монашеских общин (от богослужения и поста до социально-экономического окружения). В процессе комментирования удалось среди прочего выявить специфику каждого отдельного устава и особенности использования источников, на которые опирались авторы монашеских правил, выделить характерные понятия, используемые для описания авторитета настоятеля и идентичности монахов. Кроме того, были отмечены различия в описании этими тремя уставами монастырской иерархии и положения аббата.
Названные монашеские правила, наравне с другими текстами, созданными в вестготской Испании, послужили источниковой базой для решения ключевой для второго этапа проекта проблемы властных отношений внутри и вокруг монастыря – в их связи с монашеской идентичностью в вестготской Испании.
Аскетический авторитет отшельников был определен как главная причина сложного отношения к анахоретам со стороны клира и епископата, которое в зависимости от конкретных условий могло принимать форму как открытого конфликта, так и сотрудничества. Аскеты селились в сельской местности, где местные пресвитеры и низшие клирики нередко воспринимали их как конкурентов, поскольку миряне большую часть подаяний, видимо, отдавали харизматичным отшельникам, а не сельским церквям, лишая последние средств к существованию. Епископы же стремились «узурпировать» аскетический авторитет подвижников, поставив их под свой контроль, обычно через рукоположение в пресвитеры той или иной церкви (см.: Марей Е. С. Конфликты отшельников и клириков в Вестготской Испании: смена модели авторитета? // Древнейшие государства Восточной Европы. 2025 [в печати]).
Отношение аскетов и монахов к епископату и клиру во многом определялось их видением мира, который они ради аскетического подвига покинули. Восприятие мира сего во многом задавало идентичность аскетов и монахов и, соответственно, их modus vivendi. Монашеские представления о мире были реконструированы через анализ метафорики, используемой при его описании: образы житейского моря и театра века сего. Использование образа житейского моря свидетельствует о том, что мир понимался как пространство демонических, дьявольских сил, ведущих человека к погибели. Чувство опасности, исходившей от мира сего, подкреплялось реальными случаями нападений и убийств монахов и аскетов. Вместе с тем мир как житейское море – это, прежде всего, место непредсказуемости и хаоса, где принципиально невозможны постоянство и порядок. Метафора театра века сего, иногда ассоциировавшаяся с общественной деятельностью и пастырским служением, также указывала на греховность мира, а главное – акцентировала его принципиальную обманчивость и иллюзорность. Эти образы оказывались ключевыми в противопоставлении мирского и монашеского образов жизни. Жизнь в монастыре предполагала строгий порядок, четкую организацию времени и пространства, специфическую «прозрачность» действий и мыслей. Достижение подлинного порядка и постоянства, неизменности и предсказуемости, правдивости и истинности возможны были только в правильно организованной монашеской общине, представлявшейся как sancta societas – сообщество, приближенное к небесному Иерусалиму (см.: Биркин М. Ю. Метафоры мира сего в вестготских монашеских текстах // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2025 [в печати]).
Монашеская идентичность тесно связана с понятием conuersio (обращение), обозначавшим и изменение образа жизни, и принятие монашества. Монашеские правила предполагают определенные практики и установки, которые усваиваются группе монахов в отличие от остальных людей. Однако монашеская идентичность оказывается вписанной в более общий «портрет» обращающегося к Богу, не связанного именно с монашескими практиками в других произведениях Исидора – «Сентенциях» и «Синонимах». Наиболее общими чертами этого портрета являются понимание страданий как исходной точка обращения; переосмысление этих страданий как исправляющих действий Бога; отделение обращающегося от множества погибающих; осознание собственной слабости; добродетели смирения и терпения. В рамках монашеского «обращения» это связано с отделением от мирских людей, вхождение в «святое сообщество» монахов, полное послушание аббату, исправляющему обращенного. Практики смирения и послушания Богу проецируются на властные отношения в монастыре (см.: Воронцов С. А. Понятие conuersus между персональной и монашеской идентичностью на рубеже Античности и Средневековья (на материале вестготской Испании) // Вопросы философии. 2025. №3 [в печати]).
В свою очередь, высокое положение аббата в вестготских монастырях, предстающего в уставах как pater monachorum (отец монахов), связано с его обязанностью по спасению душ вверенных ему монахов, поэтому настоятель получал особый духовный, отчасти сакрализированный статус, требовавший от него соответствия высоким моральным образцам и строгого выполнения устава. Конкретное воплощение обязанности по спасению душ – организация богослужения и ежедневных чтений, контроль всех действий братий и наложение соразмерных наказаний. При этом во 2-й пол. – кон. VII в. на северо-западе Испании складываются механизмы, ограничивавшие злоупотребления аббатом своей властью и гарантировавшие соблюдение предписаний устава (см.: Марей Е. С. «Отец монахов»: основания духовного авторитета настоятеля в вестготских монастырях VII в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2025 [в печати]).
Результаты работы второго года проекта были представлены в девяти докладах (четырех докладах в рамках двух международных конференций, одном – в рамках российской конференции, одном – в рамках кафедрального научного семинара, трех – на круглом столе, организованным в рамках реализуемого проекта) и двух публичных лекциях (в Государственной публичной исторической библиотеке России и Центральной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова).
В рамках проекта на второй год его реализации был организован круглый стол «Монашество, власть и способы формирования идентичности в эпоху премодерна на латинском Западе» (Москва, ПСТГУ, 06.11.2024).
Ссылки на список устных выступлений и статей размещены на странице проекта ( http://eirl.pstgu.ru/religious-leadership-section/status-monaha-i-monasheskaya-identichnost-v-toledskom-korolevstve ) с указанием на источник финансирования и состав участников проекта.
Публикации
1.
Марей E. C.
Миряне и монахи в 3-м каноне III собора в Сарагосе (691 г.)
Средние века, Марей Е. С. Миряне в вестготских монастырях (на примере третьего канона III Сарагосского собора (691 г.) и вестготских монашеских уставов) // Средние века. 2024. Т. 85. № 1. С. 7–25. (год публикации - 2024)
10.7868/S013187802401001X
2.
Воронцов С. А.
Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI – начале VII в.
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение, Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 33-54. (год публикации - 2023)
10.15382/sturI2023110.33-54
3.
Биркин М. Ю.
Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании)
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, Биркин М. Ю. Роль paupertas в формировании позднеантичной монашеской идентичности (на примере вестготской Испании) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 117. С. 9–38 (год публикации - 2024)
10.15382/sturII2024117.9-38
4. Воронцов С. А. Понятие conuersus между персональной и монашеской идентичностью на рубеже Античности и Средневековья (на материале вестготской Испании) Вопросы философии (год публикации - 2025)
5. Биркин М. Ю. Метафоры мира сего в вестготских монашеских текстах Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви (год публикации - 2025)
6. Марей E. C. «Отец монахов»: основания духовного авторитета настоятеля в вестготских монастырях VII в. Вестник Томского университета. История (год публикации - 2025)
7. Марей E. C. Конфликты отшельников и клириков в Вестготской Испании: смена модели авторитета? Древнейшие государства Восточной Европы (год публикации - 2025)
Возможность практического использования результатов
Комментированный научный перевод вестготских монашеских, как и результаты отдельных исследований, осуществленных в рамках проекта, можно будет использовать в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, а также для научных исследований.