КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 23-28-01204

НазваниеВлияние цифровой активности на развитие когнитивных функций в дошкольном возрасте

Руководитель Рубцова Ольга Витальевна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" , г Москва

Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые слова дошкольный возраст, когнитивные функции, память, внимание, цифровая активность, игра дошкольников, цифровые игры, экранное время

Код ГРНТИ15.31.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследование направлено на изучение влияния цифровой активности дошкольников на особенности развития у них когнитивных функций (в частности, памяти и внимания). В настоящее время дети дошкольного возраста являются активными пользователями цифровых устройств: смартфонов, планшетов, компьютеров, игровых консолей и т.д. По данным опросов родителей, российские дошкольники проводят за цифровыми устройствами более 1 часа в день. Новая цифровая среда, в которую современный ребенок погружен с первых лет жизни, оказывает влияние на различные аспекты его развития. Так, в зарубежных исследованиях приводятся эмпирические данные о влиянии цифровой активности детей на физическую активность, качество сна, психосоциальное благополучие (D. Mulé, B. Chen, H.P. Lin, A.K. Przybylski и др.) и т.д. Рядом авторов получены данные об изменениях уровня цифровой активности дошкольников в условиях локдауна, вызванного пандемией COVID-19 (C. Fitzpatrick и др.). Фокус внимания отечественных исследователей сосредоточен, прежде всего, на связи цифровой активности с физической активностью дошкольников, их эмоциональным интеллектом, а также на некоторых аспектах применения цифровых технологий при работе с детьми с ОВЗ (А.А. Герасимова). В то же время в настоящий момент в психологической науке относительно мало данных, касающихся влияния цифровой активности на развитие когнитивных функций дошкольников. Изучение особенностей развития таких базовых когнитивных функций как память и внимание, в условиях их опосредования цифровыми технологиями, открывает принципиально новые возможности для использования последних в образовательных целях. В рамках исследования планируется изучить связь между уровнем цифровой активности и развитием у дошкольников внимания и памяти, а также сравнить возможности ряда традиционных настольных игр и их цифровых аналогов для развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста. В результате проведения исследования будут сформулированы рекомендации по практическому применению цифровых и настольных игр для развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы для организации предметной среды в дошкольных образовательных учреждениях, а также могут быть полезны родителям старших дошкольников, в том числе при подготовке детей к школе.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Саломатова О.В. Концепция цифровой игры С. Эдвардс в контексте культурно-исторической парадигмы Культурно-историческая психология, Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. С. 30–38. DOI: 10.17759/chp.2023190304 (год публикации - 2023)
10.17759/chp.2023190304

2. Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования (год публикации - 2024)

3. Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования, Том 16. № 1. С. 76–95. DOI: 10.17759/psyedu.2024160105 (год публикации - 2024)
10.17759/psyedu.2024160105

4. Рубцова О.В., Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Связь показателей памяти и внимания с использованием настольных и цифровых игр дошкольниками (на примере игры «Dobble») Психологическая наука и образование, Том 29. № 3. C. 5—19. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.17759/pse.2024290301 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17759/pse.2024290301

5. Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., Рубцова О.В., Хуснутдинова М.Р. Применение цифровых и настольных игр в целях когнитивного развития дошкольников: рекомендации педагогам и родителям Консультативная психология и психотерапия (год публикации - 2024)


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В 2024 году в рамках проекта «Влияние цифровой активности на развитие когнитивных функций в дошкольном возрасте» были поставлены следующие задачи исследования: • сравнение влияния цифровых и настольных игр на развитие регуляторных функций и интеллекта у детей дошкольного возраста; • выявление гендерных различий в развитии когнитивных функций и интеллекта дошкольников; • определение связей между показателями интеллекта и показателями регуляторных функций дошкольников в динамике. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует положительная связь между форматом часто практикуемых игр (настольная или цифровая) и показателями когнитивных функций у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проходило с февраля по май 2024 г. при участии 88 детей (М=6,64 лет, SD=0,46, 55,7% мальчиков) из подготовительных групп ДОУ г. Москвы (ЦАО, ЮАО). Как и на этапе пилотажа, участники исследования были разделены на три группы: • экспериментальная группа №1 (ЭГ1) – 27 детей (М=6,8 лет, SD=0,40, 66,7% девочек), игравших в настольную версию игры; • экспериментальная группа №2 (ЭГ2) – 25 детей (М=6,8 лет, SD=0,41, 60% девочек), игравших в цифровую версию игры; • контрольная группа (КГ) – 36 детей (М=6,4 лет, SD=0,47, 55,6% мальчиков), не принимавших участие в эксперименте. В рамках экспериментальной части проекта были задействованы настольная игра «Dobble» и ее цифровой аналог «Double Match: one common image», направленные на развитие когнитивной гибкости и внимания, а также настольная игра «Танграм» и ее цифровой аналог «Пазл танграма: Игра полиграмма», направленная на развитие пространственного и логического мышления. В каждую игру дети из экспериментальных групп играли по 10-15 минут один раз в неделю. Дизайн исследования включал проведение входного и выходного тестирований, в рамках которых были использованы следующие методики: 1. Методика «Сортировка карт по изменяемому признаку» (Dimensional Change Card Sort), которая использовалась для оценки когнитивной гибкости. Методика проводится в три последовательных этапа. На первом этапе испытуемому предлагается рассортировать предложенные ему карточки по признаку цвета, на втором этапе - по форме. На третьем этапе производится так называемая «сортировка с переключением внимания», при которой испытуемому необходимо учитывать дополнительный фактор (наличие или отсутствие черной рамки) и в соответствии с ним распределять карточку по форме или по цвету. За каждую правильно отсортированную карточку присваивается 1 балл. 2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) использовалась для оценки таких параметров слуховой кратковременной и долговременной памяти как запоминание, сохранение и воспроизведение. В процессе исследования испытуемому предъявляются 10 слов, которые необходимо запомнить и воспроизвести в любом порядке. Методика подразумевает 5 проб, а также 1 отсроченную пробу через 1 час. 3. Методика «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Raven Progressive Matrices) использовалась для исследования общего (абстрактного) интеллекта. В процессе исследования испытуемым последовательно предъявляются фигуры с вырезанным кусочком и предлагается подобрать подходящий фрагмент из четырех вариантов, установив закономерность. Фигуры разделены на три серии по 12 матриц, в соответствии с уровнями сложности заданий. За каждый правильно выбранный вариант ответа присваивается 1 балл. Особое внимание при проведении экспериментального исследования уделялось наблюдению за взаимодействием детей во время специально организованных игровых сессий. Перед проведением эксперимента участники проектной группы на протяжении двух недель находились в группах дошкольных образовательных учреждений во второй половине дня, знакомились с детьми и наблюдали за их игрой в свободное от режимных моментов время (прогулка, время после полдника). В результате проведенного исследования были проанализированы связи: • между общим интеллектом и когнитивной гибкостью; • между общим интеллектом и слуховой памятью; • между когнитивной гибкостью и объемом слуховой памяти дошкольников; • между полом детей и показателями когнитивного развития дошкольников. Проделанный анализ позволил сформулировать несколько важных выводов: 1. Все дети, участвовавшие в исследовании, находятся на стадии активного когнитивного развития, о чем свидетельствуют значимые различия между замерами по всем изучаемым параметрам. 2. На развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти детей дошкольного возраста наибольшее влияние оказывает использование цифровых версий настольных игр «Dobble» и «Танграм». Эти данные соотносятся также с результатами пилотажного исследования, и частично подтверждают выдвинутую гипотезу. 3. Данные о развитии слуховой памяти в рамках настоящего исследования имеют гендерную специфику – девочки демонстрируют значительно лучшие показатели воспроизведения по сравнению с мальчиками по результатам экспериментального воздействия. 4. Не было обнаружено связи между развитием показателей когнитивной гибкости и форматом используемой игры; между абстрактным интеллектом и типом используемой игры. Относительно этих параметров когнитивного развития гипотеза не подтвердилась. 5. Показана прямая связь между абстрактным интеллектом и уровнем развития когнитивной гибкости. На основе анализа научной литературы, а также по результатам проведенного исследования были составлены краткие рекомендации по практическому применению настольных игр и их цифровых аналогов в целях развития когнитивных способностей̆ детей̆ старшего дошкольного возраста. Рекомендации представлены в статье, опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия» (№4 20224). Подробная информация о проекте размещена на сайте Центра междисциплинарных исследований современного детства https://childresearch.ru/cifrovaja-aktivnost-doshkolnikov/

 

Публикации

1. Саломатова О.В. Концепция цифровой игры С. Эдвардс в контексте культурно-исторической парадигмы Культурно-историческая психология, Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. С. 30–38. DOI: 10.17759/chp.2023190304 (год публикации - 2023)
10.17759/chp.2023190304

2. Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования (год публикации - 2024)

3. Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования, Том 16. № 1. С. 76–95. DOI: 10.17759/psyedu.2024160105 (год публикации - 2024)
10.17759/psyedu.2024160105

4. Рубцова О.В., Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. Связь показателей памяти и внимания с использованием настольных и цифровых игр дошкольниками (на примере игры «Dobble») Психологическая наука и образование, Том 29. № 3. C. 5—19. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.17759/pse.2024290301 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17759/pse.2024290301

5. Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., Рубцова О.В., Хуснутдинова М.Р. Применение цифровых и настольных игр в целях когнитивного развития дошкольников: рекомендации педагогам и родителям Консультативная психология и психотерапия (год публикации - 2024)