КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-01252
НазваниеТрансформация института местного самоуправления в Российской Федерации в условиях развития современных цифровых технологий: правовые аспекты
Руководитель Липчанская Мария Александровна, Доктор юридических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления" , г Москва
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-352 - Конституционное право. Публичное право. Муниципальное право и местное самоуправление
Ключевые слова местное самоуправление, муниципальная реформа, формы прямого волеизъявления; система публичной власти, цифровые технологии, муниципальные информационные системы, электронная демократия, цифровое неравенство
Код ГРНТИ10.16.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
С конца XX– начала XXI века все сферы социального управления, в том числе публичного, испытывают серьезное
влияние современных цифровых технологий, которые, с одной стороны, создают новые возможности по повышению
эффективности управленческой деятельности, с другой – несут определенные риски. Местное самоуправление
также подвержено этим процессам. Вместе с тем, его специфика – близость к населению, самоуправленческая основа
– существенно отличает процессы его цифровизации от схожих, происходящих на уровне государственной власти.
Внедрение современных цифровых технологий на муниципальном уровне дает значительные возможности
сущностного изменения института местного самоуправления путем выстраивания принципиально новой системы
вертикальных и горизонтальных коммуникативных связей в муниципальном образовании. Однако, нельзя не замечать,
что процессы цифровизации провоцируют перед системой публичного управления и обществом в целом серьезные
вызовы, поскольку развитие цифровых технологий амбивалентно, следует минимизировать риски,
связанные с этими процессами.
Таким образом, концептуальная идея исследования заключается в изучении того, каким образом использование
современных цифровых технологий позволяет трансформировать институт местного самоуправления, обеспечить
реальное повседневное участие жителей в решении местных вопросов; обеспечить эффективность реализации
полномочий органами местного самоуправления, одновременно нивелировав риски существующего цифрового
неравенства, а также какие правовые средства необходимо применить для достижения указанных результатов.
При этом особо актуальным исследование становится с учетом предполагаемой реформы местного самоуправления, связанной с принятием конституционных поправок 2020 года и формированием единой системы публичной власти (Проект Федерального закона № 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", принят Государственной Думой в первом чтении).
Научная новизна предлагаемого фундаментального исследования заключается в формировании принципиально новых подходов к
сущности и осуществлению местного самоуправления в условиях повсеместного использования современных
цифровых технологий, а также в выработке конкретных предложений по изменению российского конституционного,
муниципального и информационного законодательства, направленных на адаптацию его к новым общественным отношениям.
В то же время подходы к правовому регулированию трансформации местного самоуправления под
воздействием современных цифровых технологий могут быть востребованы и в других государствах, поскольку процессы информатизации в системе публичного управления во многом идентичны с позиции целеполагания.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Чаннов С.Е.
Понятие и признаки муниципальных информационных систем
Муниципальное имущество: экономика, право, управление, № 4, с. 25-27 (год публикации - 2023)
10.18572/2072-4314-2023-4-25-28
2.
Чурикова А.Ю.
От компьютеризации к цифровой трансформации: соотношение понятий
NB: Административное право и практика администрирования, № 4. С. 24 - 36 (год публикации - 2023)
10.7256/2306-9945.2023.4.68926
3.
Амелин Р.В.,Чаннов С.Е.,Чурикова А.Ю., Липчанская М.А., Шиндина А.В., Синица А.И.
The digital transformation of local government: notion and peculiarities
Revista Juridica, vol. 02, n°. 74, Curitiba, 2023. e-4511 Abril-Junho pp. 751 – 766 (год публикации - 2023)
10.26668/revistajur.2316-753X.v2i74.4511
4. Чаннов С.Е., Амелин Р.В. Правовое обеспечение разработки и использования муниципальных информационных систем Сибирское юридическое обозрение (год публикации - 2024)
5. Чаннов С.Е. Муниципальные информационные системы как элемент цифровой трансформации местного самоуправления Вестник Саратовской государственной юридической академии (год публикации - 2024)
6. Чурикова А.Ю. Зарубежный опыт правового регулирования цифровой трансформации института местного самоуправления Право и практика, № 4. С.16-21 (год публикации - 2023)
7. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. The impact of the COVID-19 pandemic on the legal regulation of digital transformation of local government authorities ScitePress (год публикации - 2024)
8.
Липчанская М.А., Балашова Т.Н.
Цифровая трансформация в системе местного самоуправления Российской Федерации как фактор повышения доверия населения
Право: история и современность, Т.7, № 3. 2023. С. 296-310. (год публикации - 2023)
10.17277
9. Липчанская М.А., Балашова Т.Н., Еремина М.А. Transformation of direct and representative democracy at the municipal level in the context of the introduction of digital technology ScitePress (год публикации - 2024)
10. Липчанская М.А, Чаннов С.Е. Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы Вестник Пермского университета. Юридические науки, Выпуск 2(64) (год публикации - 2024)
11.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Цифровая трансформация местного самоуправления в условиях развития информационного общества и концепции «Умный город»
Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, № 4, стр. 6-13 (год публикации - 2023)
10.18412/2313-8971-2019-5-2-4
12. Шиндина А.В. Трансформация функций органов местного самоуправления в условиях информационного общества Издательство ФГБОУ ВО "СГЮА", 30 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог 5 лет спустя. Саратовская государственная юридическая академия. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2023. – 204 с (год публикации - 2023)
13. Шиндина А.В. Перспективные направления внедрения информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления на примере концепции машиночитаемого права Альманах Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии, 2023 (3), стр.70-75, Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 10 мая 2023 г. ПИ № ФС77-85274. (год публикации - 2023)
14. Липчанская М. А. Цифровое неравенство в системе местного самоуправления: понятие, критерии, пути преодоления Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право., выпуск 1, Т. 24 (год публикации - 2024)
15. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю. Legal regulation of digital transformation of local self-government in BRICS countries: problems and prospects BRICS Law Journal, 11(3) 2024 (год публикации - 2024)
16.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Правовое регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в Российской Федерации и странах Азии: сравнительное исследование
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки., №3 с. 174-188 (год публикации - 2023)
10.21685/2072-3016-2023-3-13
17. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Цифровая трансформация органов местного самоуправления в условиях развития информационного общества Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы. Сборник статей международной конференц-сессии. Москва: РАНХигС при Президенте РФ (год публикации - 2024)
18. Шиндина А.В., Привалов С.А. Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России Вестник Саратовской государственной юридической академии (год публикации - 2023)
19.
Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю.
Риски использования цифровых технологий в деятельности органов местного самоуправления
Правоприменение, Правоприменение. 2024. – Т. 8. № 3. – С. 82–91. (год публикации - 2024)
10.52468/2542-1514.2024.8(3).82-91
20.
Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю.
Legal Regulation of the Digital Transformation of Local Self-Government in the BRICS Countries
BRICS Law Journal, 11(2) BRICS Law Journal 113-133 (2024). (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21684/2412-2343-2024-11-2-113-133
21. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю. Концепция развития местного самоуправления в условиях цифровой трансформации управления: основные аспекты Правовая политика и правовая жизнь (год публикации - 2025)
22. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю., Шиндина А.В. Институт местного самоуправления в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации: правовые аспекты Институт местного самоуправления в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации: правовые аспекты: монография / под общей ред. М. А. Липчанской, С. Е. Чаннова. Москва: Проспект, 2024. -160 с., Москва: Проспект, 2024. -160 с. (год публикации - 2024)
23. Чаннов С.Е. Референдум и сход: перспективы муниципальной цифровой трансформации Сборник материалов Северо-Кавказского юридического форума: "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства", Сборник материалов Северо-Кавказского юридического форума: "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства" (год публикации - 2024)
24. Чурикова А. Ю., Липчанская М. А. Проблемы использования биометрических технологий в муниципальных образованиях Правоприменение (год публикации - 2025)
25.
Чаннов С.Е.
Муниципальные информационные системы: разграничение полномочий по правовому регулированию
Конституционное и муниципальное право, Конституционное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 54-60. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.18572/1812-3767-2024-1-54-60
26.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Концепция развития местного самоуправления в условиях цифровой трансформации управления
ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ,
ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2024. 8 № 2 (30). С. 159-166. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-2
27. Липчанская М.А. Цифровизация местного самоуправления - "новая" демократия? Конституционное и муниципальное право, Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 27-33 (год публикации - 2024)
28. Липчанская М.А. Цифровая трансформация местного самоуправления: цифровой суверенитет и критерии неравенства Российский конституционализм: уроки истории и современность (к 30-летию Конституции Российской Федерации 1993 года), материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт Петербург, 15 декабря 2023 года / сост. П. А. Астафичев Электрон. дан. (9,60 Мб). Санкт Петербург: Санкт Петербургский университет МВД России, 2023. 1 электрон. опт. диск. Систем. требования: ПК с процессором Intel Core i3 и более; 512 Mb и более; CD/DVD ROM дисковод; Microsoft Windows XP и выше; SVGA 800×600 .16 bit и более; Internet Explorer; Adobe Acrobat Reader 8.0 и выше. (год публикации - 2024)
29. Шиндина Анна Владимировна Конституционно-правовые аспекты необходимости разработки концепции "Умный муниципалитет" Конституционное развитие развитие: межвузовский сборник научных статей. Саратов. Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., Конституционное развитие развитие: межвузовский сборник научных статей/ [под ред. Т.В. Заметиной] Саратовская юридическая академия - Саратов. Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2024. Вып. - 2. С. 197-203. (год публикации - 2024)
30.
Амелин Р.В., Липчанская М.А., Чаннов С.Е.
Формы непосредственной демократии на муниципальном уровне в условиях цифровой трансформации
Вестник Томского государственного университета. Право. , Вестник Томского государственного университета. Право. 2024. № 52. С. 5–25. (год публикации - 2024)
10.17223/22253513/52/1
31. Липчанская М.А. Цифровизация публичного управления: специфика конституционно-правового регулирования в России Белорусский конституционализм: теория и практика (к 30-летию Конституции Республики Беларусь), Минск : Юрфак БГУ, 2024. – 536 с. С. 85-92. (год публикации - 2024)
32. Липчанская М.А. К вопросу о концепции и принципах цифровой трансформации местного самоуправления Сборник материалов Северо-Кавказского юридического Форума "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства"., Сборник материалов Северо-Кавказского юридического Форума "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства". 2024. С. 76-81. (год публикации - 2025)
33. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Особенности цифровой трансформации сельских муниципалитетов: конституционно-правовое исследование Вестник Томского государственного университета. Право. , Вестник Томского государственного университета. Право. Выпуск 56 (2025). (год публикации - 2025)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В отчетном периоде в ходе выполнения плана работы исследовательской командой фактически проделана следующая работа и получены следующие основные научные результаты:
1. Показано изменение традиционных и выделены инновационные формы участия граждан в местном самоуправлении в условиях цифрового неравенства и цифровой трансформации управления.
1.1. Обосновано использование блокчейн-технологий при использовании ДЭГ на муниципальных выборах.
1.2. Аргументировано, что ДЭГ целесообразно применять не только при проведении муниципальных выборов, но и местных референдумов – при условии, если они выступают единственным способом волеизъявления, а не дополнительным (как в настоящее время), прогнозируется при этом вытеснение такой формы прямой демократии как сход граждан.
1.3. Доказано, что ЦТ могут упростить порядок использования на местном уровне такой формы прямой демократии как инициативные проекты. Предложено законодательно закрепить возможность формирования инициативных групп и регистрацию актов, вносимых в порядке инициативных проектов в онлайн-режиме (при обязательном условии идентификации участников этих инициативных групп).
1.4. Проанализированы используемые инновационные формы участия граждан в местном самоуправлении, обусловленные цифровыми технологиями: онлайн-дебаты, онлайн-протесты и публичный краудсорсинг.
2. Оценен уровень доверия населения муниципальных образований к цифровизации и на основе полученных результатов предложена концепция соотношения форм реализации прямой и представительной демократии на муниципальном уровне.
Предложено различать «электронную» (цифровую) демократию и более широкое понятие – «цифровое участие», которое охватывает все формы вовлечения граждан в участие в делах местного самоуправления.
3. Сформулированы рекомендации для органов местного самоуправления, направленные на повышение активности участия населения в решении местных вопросов с использованием современных цифровых технологий.
3.1. Специфика местного самоуправления позволила предложить в качестве инструмента выстраивания эффективной коммуникации между органами местного самоуправления и жителями муниципального образования и способа повышения доверия фактор территориальной идентичности.
3.2. Выявлено и доказано замедление процессов цифровой трансформации местных органов власти, снижение темпов внедрения технологий ИИ и обработки больших данных в деятельность органов местного самоуправления. Анализ причин позволил сформулировать меры правового стимулирования процесса цифровой трансформации муниципального управления.
4. Выявлены и систематизированы риски внедрения современных цифровых технологий в деятельность местного самоуправления в Российской Федерации и сферу предоставления муниципальных услуг.
4.1. В качестве основных рисков внедрения ЦТ в деятельность органов местного самоуправления выделены:
- риск нарушения безопасности и конфиденциальности персональных данных граждан при их обработке и хранении в цифровых системах местного самоуправления;
- риск кибератак, взлома или несанкционированного доступа к информационным системам, эксплуатируемым муниципальными органами власти;
- риск недостаточного правового регулирования внедрения и использования цифровых технологий;
- риск использования неподходящих или некачественных цифровых технологий;
- риск ограничения доступа граждан к цифровым из-за проблем, отсутствия доступа к цифровым устройствам или недоступности высокоскоростного интернета, ошибки и сбои в работе информационных систем, что в итоге может повлечь принятие неправомерных решений и возникновение негативных последствий;
- риск недостаточного уровня профессиональной компетентности по использованию цифровых технологий и правовым аспектам их применения.
4.2. Разработаны и предложены меры по минимизации выявленных рисков. Предлагается:
- систематическое обязательное информирование как служащих органов местного самоуправления, так и населения о правильном порядке действий и мерах ответственности по внедрению и эксплуатации ЦТ, передаче, хранению и обработке персональных данных и т.д., что будет способствовать формированию необходимого уровня правовой грамотности;
- пересмотр системы наказаний за допускаемые умышленные нарушения в сфере эксплуатации служащими органов местного самоуправления ЦТ;
- разработка и закрепление принципов и порядка внедрения и использования сквозных ЦТ в деятельность государственных и муниципальных органов власти;
- нормативное закрепление возможности пересмотра любого принятого решения при обнаружении технического сбоя, имевшего место в процессе его принятия;
– проведение процедуры оценки рисков и распределение цифровых технологий по категориям риска с нормативным закреплением особенностей и пределов эксплуатации цифровой технологии, соответствующей определенной категории риска, что позволит минимизировать негативные риски и дифференцировать применение цифровых технологий с учетом негативных рисков их эксплуатации.
5. Систематизированы факторы цифрового неравенства местного самоуправления в Российской Федерации, выявлены их предпосылки и причины, разработаны организационные, технологические и правовые способы его нивелирования.
5.1. Предложена комплексная триединая трактовка цифрового неравенства: цифровое неравенство муниципальных образований, органов местного самоуправления и непосредственно граждан.
5.2. Выявлены и обоснованы три уровня цифрового неравенства органов местного самоуправления и граждан: первичный, или технологический, вторичный, или социальный, и третий уровень индивидуальный или психоэмоциональный.
5.3. Исходя из комплексного триединства понимания цифрового неравенства предложено включить в группу оценок «цифровой зрелости» муниципальных образований два новых показателя: цифровая культура органа управления и кадровая политика органа местного самоуправления, включающая требования к муниципальным служащим обладать набором компетенций для работы с цифровыми продуктами.
5.4. В целях развития «кадрового IT-потенциала» предложено разработать и принять федеральную целевую программу поддержки IT-специалистов, работающих в сфере цифровой трансформации местного самоуправления, при условии, что подготовленный ими продукт будет внедрен в практику деятельности органов местного самоуправления на территории хотя бы одного субъекта Российской Федерации.
6. Разработана целостная Концепция развития местного самоуправления в условиях цифровой трансформации управления, включающая в себя правовые, экономические, организационные и технологические направления.
Публикации
1.
Чаннов С.Е.
Понятие и признаки муниципальных информационных систем
Муниципальное имущество: экономика, право, управление, № 4, с. 25-27 (год публикации - 2023)
10.18572/2072-4314-2023-4-25-28
2.
Чурикова А.Ю.
От компьютеризации к цифровой трансформации: соотношение понятий
NB: Административное право и практика администрирования, № 4. С. 24 - 36 (год публикации - 2023)
10.7256/2306-9945.2023.4.68926
3.
Амелин Р.В.,Чаннов С.Е.,Чурикова А.Ю., Липчанская М.А., Шиндина А.В., Синица А.И.
The digital transformation of local government: notion and peculiarities
Revista Juridica, vol. 02, n°. 74, Curitiba, 2023. e-4511 Abril-Junho pp. 751 – 766 (год публикации - 2023)
10.26668/revistajur.2316-753X.v2i74.4511
4. Чаннов С.Е., Амелин Р.В. Правовое обеспечение разработки и использования муниципальных информационных систем Сибирское юридическое обозрение (год публикации - 2024)
5. Чаннов С.Е. Муниципальные информационные системы как элемент цифровой трансформации местного самоуправления Вестник Саратовской государственной юридической академии (год публикации - 2024)
6. Чурикова А.Ю. Зарубежный опыт правового регулирования цифровой трансформации института местного самоуправления Право и практика, № 4. С.16-21 (год публикации - 2023)
7. Чурикова А.Ю.,Липчанская М.А.,Чаннов С.Е., Шиндина А.В. The impact of the COVID-19 pandemic on the legal regulation of digital transformation of local government authorities ScitePress (год публикации - 2024)
8.
Липчанская М.А., Балашова Т.Н.
Цифровая трансформация в системе местного самоуправления Российской Федерации как фактор повышения доверия населения
Право: история и современность, Т.7, № 3. 2023. С. 296-310. (год публикации - 2023)
10.17277
9. Липчанская М.А., Балашова Т.Н., Еремина М.А. Transformation of direct and representative democracy at the municipal level in the context of the introduction of digital technology ScitePress (год публикации - 2024)
10. Липчанская М.А, Чаннов С.Е. Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы Вестник Пермского университета. Юридические науки, Выпуск 2(64) (год публикации - 2024)
11.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Цифровая трансформация местного самоуправления в условиях развития информационного общества и концепции «Умный город»
Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, № 4, стр. 6-13 (год публикации - 2023)
10.18412/2313-8971-2019-5-2-4
12. Шиндина А.В. Трансформация функций органов местного самоуправления в условиях информационного общества Издательство ФГБОУ ВО "СГЮА", 30 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог 5 лет спустя. Саратовская государственная юридическая академия. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2023. – 204 с (год публикации - 2023)
13. Шиндина А.В. Перспективные направления внедрения информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления на примере концепции машиночитаемого права Альманах Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии, 2023 (3), стр.70-75, Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 10 мая 2023 г. ПИ № ФС77-85274. (год публикации - 2023)
14. Липчанская М. А. Цифровое неравенство в системе местного самоуправления: понятие, критерии, пути преодоления Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право., выпуск 1, Т. 24 (год публикации - 2024)
15. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю. Legal regulation of digital transformation of local self-government in BRICS countries: problems and prospects BRICS Law Journal, 11(3) 2024 (год публикации - 2024)
16.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Правовое регулирование цифровой трансформации органов местного самоуправления в Российской Федерации и странах Азии: сравнительное исследование
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки., №3 с. 174-188 (год публикации - 2023)
10.21685/2072-3016-2023-3-13
17. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Цифровая трансформация органов местного самоуправления в условиях развития информационного общества Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы. Сборник статей международной конференц-сессии. Москва: РАНХигС при Президенте РФ (год публикации - 2024)
18. Шиндина А.В., Привалов С.А. Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России Вестник Саратовской государственной юридической академии (год публикации - 2023)
19.
Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю.
Риски использования цифровых технологий в деятельности органов местного самоуправления
Правоприменение, Правоприменение. 2024. – Т. 8. № 3. – С. 82–91. (год публикации - 2024)
10.52468/2542-1514.2024.8(3).82-91
20.
Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю.
Legal Regulation of the Digital Transformation of Local Self-Government in the BRICS Countries
BRICS Law Journal, 11(2) BRICS Law Journal 113-133 (2024). (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21684/2412-2343-2024-11-2-113-133
21. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю. Концепция развития местного самоуправления в условиях цифровой трансформации управления: основные аспекты Правовая политика и правовая жизнь (год публикации - 2025)
22. Липчанская М.А., Чаннов С.Е., Чурикова А.Ю., Шиндина А.В. Институт местного самоуправления в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации: правовые аспекты Институт местного самоуправления в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации: правовые аспекты: монография / под общей ред. М. А. Липчанской, С. Е. Чаннова. Москва: Проспект, 2024. -160 с., Москва: Проспект, 2024. -160 с. (год публикации - 2024)
23. Чаннов С.Е. Референдум и сход: перспективы муниципальной цифровой трансформации Сборник материалов Северо-Кавказского юридического форума: "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства", Сборник материалов Северо-Кавказского юридического форума: "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства" (год публикации - 2024)
24. Чурикова А. Ю., Липчанская М. А. Проблемы использования биометрических технологий в муниципальных образованиях Правоприменение (год публикации - 2025)
25.
Чаннов С.Е.
Муниципальные информационные системы: разграничение полномочий по правовому регулированию
Конституционное и муниципальное право, Конституционное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 54-60. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.18572/1812-3767-2024-1-54-60
26.
Липчанская М.А., Шиндина А.В.
Концепция развития местного самоуправления в условиях цифровой трансформации управления
ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ,
ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2024. 8 № 2 (30). С. 159-166. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-2
27. Липчанская М.А. Цифровизация местного самоуправления - "новая" демократия? Конституционное и муниципальное право, Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 27-33 (год публикации - 2024)
28. Липчанская М.А. Цифровая трансформация местного самоуправления: цифровой суверенитет и критерии неравенства Российский конституционализм: уроки истории и современность (к 30-летию Конституции Российской Федерации 1993 года), материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт Петербург, 15 декабря 2023 года / сост. П. А. Астафичев Электрон. дан. (9,60 Мб). Санкт Петербург: Санкт Петербургский университет МВД России, 2023. 1 электрон. опт. диск. Систем. требования: ПК с процессором Intel Core i3 и более; 512 Mb и более; CD/DVD ROM дисковод; Microsoft Windows XP и выше; SVGA 800×600 .16 bit и более; Internet Explorer; Adobe Acrobat Reader 8.0 и выше. (год публикации - 2024)
29. Шиндина Анна Владимировна Конституционно-правовые аспекты необходимости разработки концепции "Умный муниципалитет" Конституционное развитие развитие: межвузовский сборник научных статей. Саратов. Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., Конституционное развитие развитие: межвузовский сборник научных статей/ [под ред. Т.В. Заметиной] Саратовская юридическая академия - Саратов. Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2024. Вып. - 2. С. 197-203. (год публикации - 2024)
30.
Амелин Р.В., Липчанская М.А., Чаннов С.Е.
Формы непосредственной демократии на муниципальном уровне в условиях цифровой трансформации
Вестник Томского государственного университета. Право. , Вестник Томского государственного университета. Право. 2024. № 52. С. 5–25. (год публикации - 2024)
10.17223/22253513/52/1
31. Липчанская М.А. Цифровизация публичного управления: специфика конституционно-правового регулирования в России Белорусский конституционализм: теория и практика (к 30-летию Конституции Республики Беларусь), Минск : Юрфак БГУ, 2024. – 536 с. С. 85-92. (год публикации - 2024)
32. Липчанская М.А. К вопросу о концепции и принципах цифровой трансформации местного самоуправления Сборник материалов Северо-Кавказского юридического Форума "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства"., Сборник материалов Северо-Кавказского юридического Форума "Новые горизонты развития юридической науки и совершенствование российского законодательства". 2024. С. 76-81. (год публикации - 2025)
33. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Особенности цифровой трансформации сельских муниципалитетов: конституционно-правовое исследование Вестник Томского государственного университета. Право. , Вестник Томского государственного университета. Право. Выпуск 56 (2025). (год публикации - 2025)
Возможность практического использования результатов
Результаты проекта возможно использовать в экономической и социальной сфере, а также в сфере муниципального управления, поскольку имеются научные и практические предложения по развитию муниципальных информационных систем, применения цифровых технологий.