КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-01839
НазваниеМеханизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)
Руководитель Лащенко Светлана Константиновна, Доктор искусствоведения
Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая организация высшего образования "Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского" , г Санкт-Петербург
Конкурс №78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-503 - Музыковедение
Ключевые слова творчество, креативность, текст, память, история идей и эмоций, гипертекст, мемуары, рецепции, самоанализ, самопрезентация, самоосознание, имидж, идентичность, музыка, Глинка
Код ГРНТИ18.41.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Творческая личность — элемент культуры, без которого невозможно ее развитие. Однако, по сию пору не изучены механизмы ее формирования и социальной адаптации; принципы выработки ее самосознания и форм самопрезентации в глазах современников, влияющие на представления потомков. Решение возникающих здесь вопросов не только интересно как историческое явление. Оно обретает актуальность, поскольку начинает входить в круг основных идеологем нашего времени, вызывая потребность научного осмысления.
Рабочая гипотеза проекта основана на понимании того, что существующие объяснения феномена креативности и креативной личности касаются теоретических обобщений. Настало время обобщения выдвигавшихся идей и их «проверки» в отношении конкретных творческих личностей. Такая «проверка» — единственная, способная подтвердить (или опровергнуть) существующие абстрактные выкладки.
Российская культура XIX–XX веков — периода роста самосознания отечественных креативных лидеров — дает широчайшее поле для наблюдений и выводов.
Нами избрана сфера музыкального искусства первой половины 19 века, однако в качестве контекста будет учитываться отечественная художественная культура в целом.
Основания выбора лежат в осознании существования именно в музыке этого времени предельно широкого интервала между формами непосредственного творческого самовыражения композиторов, с одной стороны — и их вербальной самопрезентацией, с другой. Наиболее показательной фигурой здесь, как представляется, является создатель отечественной музыкальной традиции М. И. Глинка, оставивший по себе мемуарные записки, на материале которых можно взойти от частного – к общему, проследив на их примере особенности соотношения его самосознания и самопрезентации, субъектности и социальности, а также тех последствий, какие это имело для ценностной системы отечественной культуры 19-го — 20-го веков. Предложив свой вариант ответов на возникающие здесь вопросы, осмыслив особенности механизмов самопрезентации на контурах взаимодействия внутренних психических импульсов и диктата социокультурной среды, полагаем, что выводы, к которым приведет исследование, будут полезны и актуальны для общего понимания характера самопрезентации не только самого Глинки, но креативной личности как таковой в её возможном конфликте между референтными значениями творчества и формами креативной социальной практики, в свое время зафиксированном Н.А. Бердяевым как «трагедия творчества». Междисциплинарность обеспечивается участием в проекте искусствоведов, культуролога, психолога и философа.
Внешние оценки творчества Глинки нами уже подвергнуты системному изучению и отображены в книге «М. И.Глинка: pro et contra» (СПб.: РХГА, 2022). Изучены также многие обстоятельства его профессиональной деятельности («Глинка, которого мы не знали», СПб.: РХГА, 2022).
Таким образом, мемуарное наследие Глинки, являющееся предметным полем исследования, предполагается рассмотреть в широком социо-культурном контексте как показательный пример саморефлексии творческого лидера. При этом необходимо учитывать, что полное освещение глубокой историко-культурной проблемы невозможно без переосмысления сложившихся знаний о самом памятнике русской мемуарной традиции – «Записок М. И. Глинки», давно нуждающихся в републикации в соответствии с требованиями современной гуманитарной науки.
Актуальность обусловлена в том числе верификацией доминирующих в современной культуре постмодернистских концепций креативности как самопрезентации по преимуществу. Новизна обусловлена предметом (реконструкция «Записок») и синтезом музыковедческих и философско-культурологических подходов.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1. Лащенко С.К. Античный ген в наследии М. И. Глинки Платоновские исследования (год публикации - 2024)
2.
Лащенко С.К.
Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья первая.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 2023. № 4. — С. 8-21. (год публикации - 2023)
10.56620/2782-3598.2023.4.008-021
3.
Лащенко С.К.
Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья вторая.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 2024. № 1. – С. 8-23. (год публикации - 2024)
10.56620/2782-3598.2024.1.008-023
4. Бильченко Е. В. Русский культурный архетип как мифологическая целостность: музыкальная философия М.И. Глинки Вече. Ежегодник русской философии и культуры., № 35. - 2023. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – С. 145-160. (год публикации - 2023)
5.
Бильченко Е.В., Маркова Т.Н.
Опера «Руслан и Людмила! М. Глинки: страницы истории и современность
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 767-775. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-01
6.
Атанова А.А., Завирюха В.И., Миняков И.Д.
«Жаворонок» М.И. Глинки в транскрипциях М.А. Балакирева и И.Я. Паницкого
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 776-785. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-02
7.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д.
«Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 786-796. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-03
8.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д.
Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 797-807. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-04
9. Лащенко С. К. Наследие Глинки. Наблюдения. Суждения. Гипотезы: сборник статей Сборник. - Сост. С. К. Лащенко. — СПб.: РХГА, 2024., 180 с. (год публикации - 2024)
10.
Лащенко С. К.
Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности в пространстве культуры: к постановке проблемы
Вопросы культурологии , 2024. Том XXI. № 11(238). – С. 993-1002. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2411-05
11. Лащенко С. К. Механизмы самопознания, самооценки и самопрезентации творческой личности (на примере «Записок М. И. Глинки»). Монография. - СПб.: Издательство РХГА, 2024. — 284 с., 284 с. (год публикации - 2024)
12.
Лащенко С. К.
М. И. Глинка и Император Николай I: историческая реальность и культурные мифы
Вопросы культурологии , 2024. Том XXI. № 11(238). – С. 1003-1011. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2411-06
13. Лащенко С. К. Записки М. И. Глинки / сост., коммент., вступ. статья С. К. Лащенко. — СПб.: Издательство РХГА, 2024. — 416 с., ил. , 416 с. (год публикации - 2024)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
1. Создание оригинал-макета и публикация «Записок М.И.Глинки» объемом 26 п.л.:
В настоящем издании публикуется текст «Записок М. И. Глинки», выверенный по автографу, хранящемуся в фонде М. И. Глинки в Российской Национальной Библиотеке. Текст снабжён комментариями, позволяющими расширить представления о людях «глинкинского круга», местах, некогда посещавшихся композитором, встречах, которые были у него в жизни. Особое значение имеет Приложение к памятнику, собравшему статьи исследователей, в разное время обращавшихся к осмыслению содержательных особенностей «Записок М. И. Глинки». В него вошли малодоступные современному читателю исследования А. Н. Римского-Корсакова, Б. В. Асафьева, С. В. Тышко. Публикация известной статьи сестры М. И. Глинки Л. И. Шестаковой и новых суждений о ней позволяют представить объективную картину взаимодействия брата и сестры в 1854-1857 годы, а также выявить причины, по которым она подчас отличалась от действительности.
2. Создание оригинал-макета и публикация монографии «Механизмы самопознания, самооценки и самопрезентации творческой личности в российской мемуарной культуре первой половины – середины 19 века (на примере «Записок М. И. Глинки»)» объемом 17,75 п.л.:
В монографии рассматривается проблема самопознания, самооценки и самопрезентации творческой личности, малоизученная в современной гуманитаристике и вызывающая немало вопросов и споров. В работе используется понятие эголитература, позволяющее объединить в единое целое жанровое разнообразие создаваемых опусов мемуарного наклонения; вводится категория autofiction как характеризующая специфику мышления творческой личности в рамках мемуарной литературы. Конкретным образцом эголитературы, позволяющим проследить взаимодействие общего и особенного в работе автора над мемуарным жанром, выбраны «Записки М. И. Глинки» — первый образец русской музыкальной мемуаристики. Изучение текста литературного памятника, созданного композитором, позволило проследить насколько и как влияет психотип творческой личности на содержание и смысл мемуарного опуса; каким образом в воспоминаниях о прожитом автор-мемуарист формирует образ самого себя — такого, каким он виделся ему из временного далека, а также причин, по которым подобное вúдение формировалось. В работе поднимаются вопросы о роли и значении в мемуарном опусе Глинки традиций литературы болтовни, рассматривается степень родства глинкинского сочинения с пушкинским стилем, понимание феномена творца и его назначения в истории.
3. Создание полной версии разделов «Записки М. И. Глинки» и «Музыкальная среда России XIX века» веб-сайта «М.Глинка в русской и мировой культуре» и открытие их полной версии по адресам: http://glinka.rhga.ru/section/zapiski/ и http://glinka.rhga.ru/section/soziolog/:
Новые разделы информационного ресурса выполняют следующую задачу проекта: анализ общих соотношений внутренних и внешних факторов генезиса творческой индивидуальности и верификация на их материале вышеперечисленных моделей объяснения креативности. Разделы содержат материалы и тексты, комментарий и необходимый научно-справочный аппарат; информационно-поисковую систему, выстроенной по тематическому (категории, проблемы) и фактическому (имена, названия, публикации) принципу, медийную и визуальную составляющие проекта. Новые разделы инфоресурса представляют собой расширенную версию исследований, включая социологические, психологические, культурологические и интерактивные компоненты. В тематических разделах (контекст, история идей и эмоций, мемуары, рецепции, самоанализ, самопрезентация, музыка, Глинка) содержатся как архивные материалы, так и актуальные исследования, аннотированные описания, комментарий, система тегов и гиперссылок с возможностью скачивания файла.
4. Научное мероприятие: Всероссийская научная конференция 16-17 октября 2024 года в Государственном институте искусствознания (г. Москва) «Михаил Глинка и русская художественная культуры 19-21 веков: опыт исполнительской, критической и научной интерпретации».
Научная конференция посвящена юбилею М. И. Глинки — признанного классика русской музыкальной культуры. Несмотря на обширную научную литературу, многие аспекты его жизни и творчества до сих пор остаются недостаточно раскрытыми, что побуждает исследователей вновь и вновь обращаться как к его биографии, так и наследию. Тематика конференции предполагала не только расширение знаний о композиторе и его творчестве за счет привлечения новых источников, но и обращение к феномену «глинкинианы» в прошлом и настоящем. Была предпринята попытка осмысления почти двухсотлетнего опыта исполнительской, сценической, критической интерпретации наследия Глинки.
С программой конференции можно ознакомиться по ссылке:
https://sias.ru/upload/iblock/02e/14u00fz24qbkt2zxhnnfo30i0s33ksd2/Programma_Glinka_1_.pdf
5. Создание оригинал-макета и публикация Сборника материалов «Наследие Глинки. Наблюдения. Суждения. Гипотезы» объемом 11,25 п.л.
В сборник вошли статьи, написанные авторами по материалам прочитанных докладов на Всероссийской научной конференции «Михаил Глинка и русская художественная культура XIX–XX веков: опыт исполнительской, критической и научной интерпретации (Москва. Государственный институт искусствознания, 16–17 октября 2024 года). Очерки и статьи музыковедов демонстрируют уровень современного этапа развития отечественной глинкинианы. В работах рассматриваются конкретные музыкальные сочинения Глинки, его связь с композиторами-современниками, отражение полемики музыкальных критиков в их восприятии и понимании наследия Глинки.
Сборник будет интересен для искусствоведов, культурологов, психологов, антропологов, философов, представителей других гуманитарных наук, а также всех читателей, интересующихся отечественной и культурой в целом.
6. Промежуточные научные результаты исследования отражены в публикации шести аналитических статей по тематике проекта (запланировано было не менее пяти статей), а также в выступлениях с докладами по тематике проекта на различных научных мероприятиях (см. пункт 1.10. настоящего отчета).
Конечные научные продукты (издание «Записок», монография, сборник, разделы информационного ресурса) обнаруживают новые современные ракурсы восприятия феномена М. И. Глинки и новое понимание характера самопрезентации творческого субъекта в символическом порядке культуры; позволяют не только познакомиться с классическими текстами, но и представляют современный дискурс идей. Научные продукты ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и будут полезны не только для музыковедов и музееведов, но и для искусствоведения в целом, а также для психологов, философов, культурологов, антропологов, а также всех читателей, интересующихся отечественной культурой в целом.
Публикации
1. Лащенко С.К. Античный ген в наследии М. И. Глинки Платоновские исследования (год публикации - 2024)
2.
Лащенко С.К.
Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья первая.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 2023. № 4. — С. 8-21. (год публикации - 2023)
10.56620/2782-3598.2023.4.008-021
3.
Лащенко С.К.
Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья вторая.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 2024. № 1. – С. 8-23. (год публикации - 2024)
10.56620/2782-3598.2024.1.008-023
4. Бильченко Е. В. Русский культурный архетип как мифологическая целостность: музыкальная философия М.И. Глинки Вече. Ежегодник русской философии и культуры., № 35. - 2023. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – С. 145-160. (год публикации - 2023)
5.
Бильченко Е.В., Маркова Т.Н.
Опера «Руслан и Людмила! М. Глинки: страницы истории и современность
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 767-775. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-01
6.
Атанова А.А., Завирюха В.И., Миняков И.Д.
«Жаворонок» М.И. Глинки в транскрипциях М.А. Балакирева и И.Я. Паницкого
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 776-785. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-02
7.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д.
«Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 786-796. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-03
8.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д.
Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность
Вопросы культурологии , Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 797-807. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2409-04
9. Лащенко С. К. Наследие Глинки. Наблюдения. Суждения. Гипотезы: сборник статей Сборник. - Сост. С. К. Лащенко. — СПб.: РХГА, 2024., 180 с. (год публикации - 2024)
10.
Лащенко С. К.
Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности в пространстве культуры: к постановке проблемы
Вопросы культурологии , 2024. Том XXI. № 11(238). – С. 993-1002. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2411-05
11. Лащенко С. К. Механизмы самопознания, самооценки и самопрезентации творческой личности (на примере «Записок М. И. Глинки»). Монография. - СПб.: Издательство РХГА, 2024. — 284 с., 284 с. (год публикации - 2024)
12.
Лащенко С. К.
М. И. Глинка и Император Николай I: историческая реальность и культурные мифы
Вопросы культурологии , 2024. Том XXI. № 11(238). – С. 1003-1011. (год публикации - 2024)
10.33920/nik-01-2411-06
13. Лащенко С. К. Записки М. И. Глинки / сост., коммент., вступ. статья С. К. Лащенко. — СПб.: Издательство РХГА, 2024. — 416 с., ил. , 416 с. (год публикации - 2024)
Возможность практического использования результатов
Подготовленное в рамках нашего проекта издание «Записок» включает конкретные, откомментированные документы, связанные с биографией и сочинениями Глинки, с текстологическим анализом памятника как явления отечественной и европейской культуры, что будет способствовать развитию современной отечественной глинкинианы. Академическое издание «Записок М. И. Глинки» сыграет роль одного из своеобразных «ускорителей» столь необходимого сегодня изучения музыкально-исторического прошлого России и, в частности, жизни и творчества самого Глинки.
Конечные научные продукты (издание «Записок», монография, сборник, разделы информационного ресурса) обнаруживают новые современные ракурсы восприятия феномена М. И. Глинки и новое понимание характера самопрезентации творческого субъекта в символическом порядке культуры; позволяют не только познакомиться с классическими текстами, но и представляют современный дискурс идей. Научные продукты, ориентированные как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и будут полезны не только для музыковедов, музееведов и архивистов, но и для искусствоведения в целом, а также для психологов, философов, культурологов, антропологов, а также всех читателей, интересующихся отечественной культурой в целом.