КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-28-10209
НазваниеРепрезентация истории школы при реновации и капитальном ремонте здания через исследование и сохранение артефактов учебной повседневности
Руководитель Иванова Елена Владимировна, Кандидат психологических наук
Организация финансирования, регион Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" , г Москва
Конкурс №76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс)
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-601 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Ключевые слова учебная повседневность, образовательная среда, проксемика, артефакты, архитектурное наследие, репрезентация истории, “визуальный язык” школы, обучающиеся, школа
Код ГРНТИ14.25
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Полномасштабные проекты по реновации образовательной инфраструктуры стартовали во всех регионах России. Задействованы крупнейшие игроки образовательного рынка, начиная от компании ГК «Просвещение» и заканчивая ведущими девелоперскими компаниями, застраивающими не только новыми микрорайонами города, но и формирующие современную социальную инфраструктуру этих районов. Параллельно рассматриваются разнообразные проекты по реновации устаревшего фонда типовых зданий образовательных организаций, построенных с начала 60-х гг. В наши дни назрела необходимость модернизации и трансформации существующего в Москве устаревшего фонда школьных зданий, доставшихся нам со времен массовой типовой застройки 1960-х – 1980-х годов. Таких в Москве в настоящее время насчитывается более 1300 зданий, построенных по проектам прошлых лет в разные периоды становления системы образования, что составляет более 70 % всего фонда школьных зданий Москвы. Пространствами, нуждающимися в изменениях, оказываются фактически все – учебные классы, столовая, рекреации, коридоры, гардероб, библиотека, музей, спортивный и актовый залы, школьный двор. Предельно структурированное советское школьное пространство, воспроизводящееся в его привычном нам виде с середины XX века, диктует правила поведения учеников и их траектории движения внутри здания. Хорошая просматриваемость коридоров и рекреаций располагает к постоянному контролю и слежением за порядком, задавая социальному пространству школы иерархичность и четко распределяя роли между учеником и учителем. Коробки учебных помещений находятся за закрытыми дверями и глухими стенами, поэтому в школе возникает ощущение отсутствия связи между разными классами. Малодоступны и такие публичные школьные пространства как библиотека и музей: их двери, как правило, закрыты, и, проходя по коридору, невозможно заглянуть туда из любопытства.
Чтобы стать современной, интерактивной и открытой образовательной площадкой, типовым школьным зданиям нужны глубокие архитектурные изменения. В последние годы постепенно начали появляться проекты перепланировок и модернизации школ за счёт современных дизайнерских практик. Целью таких преобразований является приведение школьных зданий в соответствие с духом времени и современными требованиями образования.
Школьная среда играет важную роль в здоровье и успеваемости детей. Дети проводят 90 % своего времени в помещении, и большую его часть – в школе. Благодаря реновации старые школы превращают в современные образовательные центры. Обновляют устаревшие энергетические и инженерные системы, ремонтируют классы, рекреации, спортзалы, столовые, меняют двери и окна, закупают новую мебель и оборудование, благоустраивают пришкольные территории. Реновация школы – задача комплексная и требует вовлечения не только разнопрофильных специалистов (архитекторов, дизайнеров, психологов, педагогов и т. д.), но и всех участников образовательного процесса. И, безусловно, существует ряд проблем, которые необходимо преодолеть на пути к преобразованию школьного здания. Одна из проблем - это сохранение истории школы с учетом артефактов учебной повседневности, умение сохранить "визуальные и когнитивные следы" обучающихся, зафиксировать исторические моменты, проживаемые в стенах школы. Очень часто при реновации исторических зданий об этом забывают, стараясь быстрее всё осовременить, уничтожая важные артефакты учебной повседневности, которые помогали создавать ощущение истории школы, быть сопричастным к её важным событиям и другим ученикам, формировать чувство принадлежности к коллективу, педагогам и самому зданию.
На сегодняшний день практически отсутствует опыт сохранения и работы с артефактами для репрезентации истории школы, грамотный подход при реновации исторических зданий школ, учет "исторических" интерьерных и иных решений, которые связывали обучающихся со школой и событиями, в ней происходящими. Задачи исследования помогут начать решать эту проблему и сделают результаты исследования актуальными и научно обоснованными.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1. Иванова Е.В., Тер-Григорян А.Э. Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий ОБРАЗОВАНИЕ И ГОРОД: ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА. РЕСУРСЫ ВЗАИМНОГО РАЗВИТИЯ Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023., Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023 / Под редакцией С.Н. Вачковой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2023. – 282 с. – ISBN 978-5-384-00318-2. (год публикации - 2023)
2. Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.О. Блинова, А.Э. Тер-Григорян Репрезентация истории школы через сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации и строительства школьных зданий МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» (год публикации - 2023)
3. Иванова Е.В., Барсукова Е.М., Тер-Григорян А.Э., Янгуразова А.О. «Подходы к визуальной репрезентации артефактов учебной повседневности в образовательной среде школы» Образование и Саморазвитие (год публикации - 2025)
4. Иванова Е.В., Барсукова Е.М., Янгуразова А.О. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С АРТЕФАКТАМИ УЧЕБНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Вестник антропологии (год публикации - 2025)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
За отчетный период научным коллективом была проделана следующая работа в соответствии с заявленным в проекте планом работы научного исследования:
Организовано и проведено фокус-групповое исследование с обучающимися по теме артефактов учебной повседневности в образовательной среде, а также опрос учеников, учителей и родителей в пяти образовательных организациях по разработанным анкетам.
Проведены мероприятия в соответствии с разработанными методами исследования на базе пяти выбранных образовательных организаций. Отчетные материалы и результаты включены в прилагаемый отчет.
Достигнуты следующие конкретные научные результаты в отчетном периоде:
Подготовлены рукописи двух статей и отправлены в журналы, индексируемые в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях.
Рукопись статьи “Взаимодействие обучающихся с артефактами учебной повседневности как антропологическая практика” подготовлена и принята к публикации в журнале “Вестник антропологии” (WoS-RSCI, ВАК, РИНЦ) в выпуск 4 / 2025. Авторы: Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.О. Янгуразова. Справка о принятии статьи к публикации включена в прилагаемый отчет.
Рукопись статьи “Подходы к визуальной репрезентации артефактов учебной повседневности в образовательной среде школы” подготовлена и принята на рецензию в журнал “Образование и Саморазвитие” (Scopus), 1,5 п.л. Авторы: Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.Э. Тер-Григорян, А.О. Янгуразова. Справка о принятии статьи включена в прилагаемый отчет.
Подготовлены и опубликованы научно-популярные статьи в виде постов на сайте МГПУ (www.mgpu.ru) и других СМИ (EdDesign Research, Naked Science).
Научно-популярные статьи с результатами исследования опубликованы на официальном сайте ГАОУ ВО МГПУ 30.09.2024, 12.10.2024 г.. Доступ по ссылкам:
https://www.mgpu.ru/aktsiya-10-let-s-rnf-proshla-v-mgpu/
https://www.mgpu.ru/event/mgpu-i-vserossijskij-lektorij-10-let-s-rnf/
https://www.mgpu.ru/eksperty-mgpu-rasskazali-o-roli-artefaktov-uchebnoj-povsednevnosti/
Научно-популярная статья с результатами исследования “Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий” опубликована 30.04.2024 г. на сайте международной платформы EdDesign Research, которая призвана объединить исследовательские тексты, посвященные организации социального и физического пространства школы. Доступ по ссылке: https://eddesignaward.com/research/sohranenie-artefaktov-uchebnoj-povsednevnosti-v-proczesse-renovaczii-shkolnyh-zdanij/ .
Научно-популярная статья с результатами исследования “В МГПУ узнали, как сформировать у учеников эмоциональную связь с историей школы” опубликована 29.10.2024 г. на сайте российского научно-популярного сетевого издания Naked Science. Доступ по ссылке https://naked-science.ru/article/column/emotsionalnuyu-svyaz-s-is .
Состоялись выступления на очных научных конференциях и симпозиуме в формате пленарного доклада с участием представителей образовательных организаций.
19 апреля 2024 года в рамках VII Ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование развития» в смешанном формате прошел мини-симпозиум «Новая образовательная инфраструктура и ее влияние на городской ландшафт», на котором выступили члены научного коллектива и представили результаты исследования с докладами: Иванова Е.В., Барсукова Е.М. «Репрезентация истории школы через исследование. Результаты научного исследовательского гранта» и Тер-Григорян А.Э., Янгуразова А.О. «Сохранение артефактов учебной повседневности при реновации и капитальных ремонтах образовательной инфраструктуры». Программа мероприятия включена в прилагаемый отчет, а также представлена на официальном сайте ГАОУ ВО МГПУ, доступ по ссылке: https://www.mgpu.ru/event/vliyanie-novoj-obrazovatelnoj-infrastruktury-na-gorod/
26 сентября 2024 года в рамках Всероссийского лектория «10 лет с Российским научным фондом» члены научного коллектива представили результаты исследования и выступили с докладом: «Российские и международные практики по работе с артефактами учебной повседневности». Программа, презентационные материалы и фотоотчет мероприятия представлены на официальном сайте ГАОУ ВО МГПУ, доступ по ссылке: https://www.mgpu.ru/aktsiya-10-let-s-rnf-proshla-v-mgpu/. Благодарности за участие включены в прилагаемый отчет.
Выступление в Международной гимназии «Сколково» с лекцией «Школа как отражение времени и артефакты учебной повседневности», в ходе которой эксперты научного проекта (Иванова Е.В., Барсукова Е.М.) рассказали как в разные эпохи воспринималось здание школы и как, соответствуя вызовам времени, менялись типовые проекты школ: от церковно-приходских школ и школ-институтов по проекту пост-конструктивистов до современных школ с авторской архитектурой. Подробнее с результатами выступления можно познакомиться по ссылке: https://research.mgpu.ru/news/all-news/uchenye-rasskazali-kak-sokhranit-svyaz-s-proshlym-cherez-artefakty/
Оформлены методические рекомендации по теме исследования в виде рукописи, подготовленной к печати - 3 п.л.
Методические рекомендации “Артефакты учебной повседневности: исследование, подходы к работе и визуальная репрезентация” (Авторы: Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.Э. Тер-Григорян, А.О. Янгуразова) имеют популярный стиль изложения и предназначены для педагогов, администрации школ, архитекторов, работающих с образовательной инфраструктурой, дизайнеров образовательных пространств. Подготовленные методические рекомендации рекомендованы к печати ученым советом научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования (протокол от 27.11.2024 г. №03-186) и включены в прилагаемый отчет.
Оформлен буклет с примерами использования артефактов учебной повседневности для репрезентации истории школ – 3 п.л.
В буклет “Артефакты учебной повседневности” вошли примеры использования артефактов учебной повседневности для репрезентации истории школы при реновации и капитальных ремонтах здания. Подготовленная верстка буклета включена в прилагаемый отчет и доступна к просмотру по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/wvkrDhn8rYZQJg .
Публикации
1. Иванова Е.В., Тер-Григорян А.Э. Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий ОБРАЗОВАНИЕ И ГОРОД: ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА. РЕСУРСЫ ВЗАИМНОГО РАЗВИТИЯ Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023., Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023 / Под редакцией С.Н. Вачковой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2023. – 282 с. – ISBN 978-5-384-00318-2. (год публикации - 2023)
2. Е.В. Иванова, Е.М. Барсукова, А.О. Блинова, А.Э. Тер-Григорян Репрезентация истории школы через сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации и строительства школьных зданий МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» (год публикации - 2023)
3. Иванова Е.В., Барсукова Е.М., Тер-Григорян А.Э., Янгуразова А.О. «Подходы к визуальной репрезентации артефактов учебной повседневности в образовательной среде школы» Образование и Саморазвитие (год публикации - 2025)
4. Иванова Е.В., Барсукова Е.М., Янгуразова А.О. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С АРТЕФАКТАМИ УЧЕБНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Вестник антропологии (год публикации - 2025)