КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 24-21-00106
НазваниеСтатика и динамика трубопроводов
Руководитель Ильгамов Марат Аксанович, Доктор физико-математических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук , Республика Башкортостан
Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах; 01-301 - Теория упругости, сопряженные модели
Ключевые слова трубопровод, статический и динамический изгиб, пространственные колебания, изгибно-вращательные колебания, вынужденные колебания, параметрические колебания, резонанс, непериодический режим
Код ГРНТИ30.15.27
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Актуальность решения обозначенной проблемы определяется тем, что трубопроводы, в том числе изготовленные из композитных материалов, широко применяются в энергетике, нефтегазовой промышленности, аэрокосмической технике, машинах и аппаратах. Композитные трубы обладают рядом преимуществ. Они позволяют прокачивать среды при больших давлениях, имеют более высокую усталостную прочность, более стойки к агрессивным средам, могут иметь меньший вес и другие технические преимущества. Транспортировка жидкости и газа по трубопроводам осуществляется работой насосов, которые создают постоянное и переменное внутреннее давление. Вибрационные движения может совершать основание, с которым связаны опоры трубы. Для летательного аппарата, например, таким основанием служит его корпус. В условиях действия постоянного и переменного давления в транспортируемом продукте и вибрациях опор происходят как взаимодействия изгибных параметрических и вынужденных колебаний в одной плоскости, так и пространственные движения трубопровода. В зависимости от условий возбуждения колебания конкретного трубопровода могут усиливаться или ослабевать. Поэтому значительный практический и научный интерес представляют вопросы заблаговременного принятия мер по защите трубопровода от колебаний с большой амплитудой, вследствие которых он может потерять работоспособность.
Научная новизна исследований заключается в развитии изгибно-вращательной модели для изучения пространственной статики и динамики трубопроводов. Применение данной модели также возможно при изучении плоских изгибных колебаний трубы. Модель учитывает действия гравитационной и выталкивающей архимедовой сил, сил вязкого сопротивления, взаимодействие постоянного и переменного давления в транспортируемой среде и изменений кривизны осевой линии, вибрации опор и т.д. Также важен учет внешней и внутренней присоединенных масс сред, взаимного влияния продольной и кольцевой деформаций трубы. Постоянное и переменное внутреннее и внешнее давления, а также другие факторы могут приводить к среднему перемещению трубопровода. В частности, явление всплытия подводного газового трубопровода, более тяжелого, чем выталкивающая сила воды, объясняется одновременным действием температурного расширения, осевого сжатия, поперечной распределенной нагрузки, обусловленной взаимодействием давления газа и воды и кривизной осевой линии. Такое равновесное положение сооружения является недопустимым для его эксплуатации. До сих пор не разработан механизм всплытия трубопровода вследствие изменения гидростатического давления при его подъеме и колебаний давления газа, что отмечено в литературе. Обычным является недостаток информации о причинах наступившего происшествия. В качестве примера можно привести всплытие двух газовых трубопроводов «Бованенково – Ухта-2» в Байдарацкой губе (залив Карского моря, лето 2021 года). Здесь трубопровод представляет собой слоистую конструкцию (между двумя стальными оболочками находится бетонный слой), что обеспечивает балластные, теплоизоляционные свойства, защиту внутренней трубы от повреждений. Особое внимание в проекте уделяется взаимодействию внутреннего давления в трубопроводе и изменений кривизны его осевой линии.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
1. Исследован подъем подводного трубопровода сосредоточенной силой. Рассмотрена математическая модель, в которой трубопровод с конечной длиной поднятой части находится в водоеме с горизонтальным дном. Предполагалось, что подъем трубы сосредоточенной силой не превышает глубины водоема, форма ее является пологой кривой, угол поворота осевой линии мал по сравнению с единицей, поперечное сечение остается круговым и перпендикулярным к осевой линии. Гидродинамические силы на трубу в результате ее обтекания водой, а также скорость течения транспортируемой среды не учитывались. В прямой задаче определен подъем участка под сосредоточенной силой до поверхности водоема, при заданных весовых и жесткостных характеристиках, условиях закрепления, заданных значениях сосредоточенных сил и длины поднятого участка. В Обратной задаче найдены длина поднятого участка и сосредоточенные силы при заданных других входных параметров. Показано совпадение значений длины подъема трубопровода, определенных из минимизации полной потенциальной энергии системы и функции сосредоточенной подъемной силы от входных параметров. Длина поднятой части равна отношению подъемной силы к весу трубопровода, умноженному на 4/3. Установлено, что две трети веса поднятого участка трубопровода воспринимается подъемной сосредоточенной силой, одна третья часть веса – на концах участка (на опорах). Получено, что под действием поперечной сосредоточенной силы длина поднятого участка балки, стержня, трубы (находящихся на горизонтальной плоскости и подвергнутых изгибу) прямо пропорциональна этой силе и обратно пропорциональна их весу, а высота (стрела) подъема прямо пропорциональна четвертой степени сосредоточенной силы и обратно пропорциональна кубу веса единичной длины. Увеличение подъемной силы в 2 раза приводит к увеличению стрелы подъема в 16 раз. Результаты исследований опубликованы в журнале "«Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки»" и доложены на Всероссийской конференции "Математические проблемы механики сплошных сред".
2. Рассмотрена математическая модель трубы с вибрирующими опорами для исследования влияния эффективной присоединенной массы на пространственные колебания трубопровода. В ней пространственные колебания трубы рассматривались как совокупность относительных изгибных перемещений в одной плоскости, переносных угловых поворотов плоскости изгиба и поступательных движений опор, а присоединенная масса учитывает движение частиц транспортируемой газожидкостной смеси в поперечных сечениях трубопровода. Для решения задачи записаны дифференциальное уравнение вращений трубы вокруг прямой, проходящей через опоры и дифференциальное уравнение изгибных колебаний трубы в одной плоскости. Далее с принятием аппроксимирующей функции прогиба и применением метода Бубнова-Галеркина решение задачи сведено к системе двух нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений. Система решена численно методом Рунге-Кутта. Получено аналитическое решение линеаризованных уравнений движения трубы.
Числовые расчеты проводились в разработанном авторами программном коде на математическом пакете Maple. Был проведен углубленный анализ полученных решений с помощью дискретного преобразования Фурье и отображения Пуанкаре. Из результатов вычислений можно отметить следующие выводы. Построены графические зависимости отношений собственных частот изгибных и угловых колебаний, полученные с учетом и без учета перетекания частиц жидкости в поперечных сечениях труб от объемного содержания газовой и относительной плотности жидкой фазы транспортируемой среды. С увеличением плотности жидкой фазы транспортируемой среды отношения частот увеличиваются, а с увеличением объемного содержания газовой фазы – сначала увеличиваются, достигают максимума и далее уменьшаются до единицы. Показано, что что при одном и том же внутреннем давлении собственные частоты изгибных колебаний с учетом перетекания частиц жидкой фазы в поперечных сечениях трубы выше, чем собственные частоты без учета этого эффекта. Для стальной трубы они отличаются приблизительно на 4-5%, для титановой – 6-7%, для трубы из стекловолокна – 10-12%. При этом собственные частоты угловых колебаний труб практически остаются неизменными. Установлено, что с увеличением внутреннего давления происходит уменьшение собственных частот изгибных колебаний стальной, титановой и композитной труб. В этом случае собственные частоты угловых колебаний труб увеличиваются.
Научная статья по результатам исследований выйдет в печать в следующем году в первом номере журнала "Проблемы машиностроения и надежности машин". Результаты исследования также были доложены и обсуждены на VIII Российской конференции – школы молодых ученых с международным участием "Многофазные системы: модели, эксперимент, приложения".
3. Проведены вибрационные испытания на вибростенде ВЭДС-400 (установка вибрационная электродинамическая серии 400) по определению частот собственных колебаний защемленной с двух сторон медной трубки под действием постоянного внутреннего давления. Для этого вибростенд разгонялся от 50 Гц до 1500 Гц, так называемый прямой ход. От 1500 Гц до 50 Гц – обратный ход. На первом этапе испытания проведены для трубки с водой без давления. По результатам испытаний получен небольшой эффект Гистерезиса. Установлено, что по первой изгибной форме колебаний эффект Гистерезиса составляет не более 0.5%. С увеличением формы изгибных колебаний процент расхождения возрастает. Дальнейшие испытания проведены для той же трубки с маслом при различных значениях внутреннего давления рабочей жидкости. Получен большой массив выходных экспериментальных данных. На данном этапе проводится сравнительный анализ экспериментальных данных с теоретическими вычислениями. Подготавливается научная статья для опубликования.
4. Написана и принята в печать издательством "Наука" рукопись монографии «Статика и динамика трубопроводов». В раздел монографии вошли научные исследования, проведенные при поддержке текущего гранта.
Публикации
1.
Шакирьянов М.М., Юлмухаметов А.А.
Влияние присоединенной массы на пространственные колебания трубопровода с вибрирующими опорами
Многофазные системы, Т. 19, №1s. С. 124–125. (год публикации - 2024)
10.21662/mfs2024.1s
2. Шакирьянов М.М., Юлмухаметов А.А. Влияние присоединенной массы транспортируемой газожидкостной среды на пространственные колебания трубопровода с вибрирующими опорами Проблемы машиностроения и надежности машин (год публикации - 2025)
3.
Ильгамов М.А.
Подъем подводного трубопровода сосредоточенной силой
Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки., Т. 517, № 1. С. 65-70. (год публикации - 2024)
10.31857/S2686740024040108
4. Ильгамов М.А., Шакирьянов М.М., Юлмухаметов А.А., Ахмедьянов А.В. Подъем подводного газопровода сосредоточенной силой Математические проблемы механики сплошных сред: Тезисы докладов Всероссийской конференции, посвящённой 105-летию со дня рождения академика РАН Л.В. Овсянникова (Новосибирск, 13–17 мая 2024 года). Новосибирск: Сибирское отделение РАН, С. 66-67. (год публикации - 2024)
5. Ильгамов М.А., Шакирьянов М.М. Статика и динамика трубопроводов Москва: Наука., 229 с. (год публикации - 2024)