КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 24-28-00091
Название«Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: типология сюжетов, поэтика, герменевтика
Руководитель Туфанова Ольга Александровна, Доктор филологических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук , г Москва
Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-451 - Филология
Ключевые слова древнерусская литература, поэтика, герменевтика, историческое повествование, летопись, «девиантный» текст, типология сюжетов
Код ГРНТИ17.00.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Историческое повествование Древней Руси традиционно рассматривают либо с точки зрения истории или поэтики текста, либо как источник информации об исторических событиях, деятелях, быте, нравах, культуре и др. Целью проекта является выявление и изучение «девиантных» текстов, т.е. таких сюжетных фрагментов, в которых повествуется о людях, нарушающих общепринятые нормы, игнорирующих социальные правила поведения, выступающих против действующей системы. Главная задача проекта — создание типологии основных «девиантных» текстов и моделей поведения средневековых «девиантов», которые воспринимались и изображались как ненормальные или противоестественные с точки зрения летописца, анализ их поэтики. Решение данной задачи позволит лучше понять мировоззренческую и художественную позицию повествователя как представителя той или иной эпохи и культуры, а также осмыслить нравственно-этический кодекс наших предков, который, являясь духовной скрепой народа, имеет обыкновение актуализироваться на разных этапах исторического развития общества в особо сложные моменты. Сегодня понятие «девиантность» определяется как любое отклонение от общепринятых норм, которое «всегда противоречит ожиданиям общества». Его принято использовать в психологии, социологии, педагогике, медицине и пр. Летопись зафиксировала исторически сложившийся в обществе «предел, меру», «интервал допустимого поведения, деятельности людей». Записи создавались в соответствии с содержательным, жанровым, стилистическим каноном и удовлетворяли «литературному этикету». Наиболее же ярко творческая манера летописца проявлялась при создании текстов о людях и событиях, нарушающих общественные, нравственные, религиозные нормы и правила поведения, не объяснимых или трудно объяснимых с точки зрения господствующего мировоззрения и имеющихся знаний о мире и природе человека. С этой позиции любой средневековый «девиантный» текст дает представление об антимодели поведения и одновременно содержит явно или опосредованно выраженную идеальную модель поведения. Поэтому комплексное изучение такого рода текстов направлено не только на решение научной задачи создания типологии «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси и описания их художественной специфики в единстве многообразия, но и на разработку большой темы «сквозные “девиантные” сюжеты в древнерусской литературе». Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предполагается теоретико-литературное осмысление проблемы «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси, определяется устойчивый круг сюжетов, в центре внимания которых находится «девиантное» событие» либо поведение средневекового «девианта», выявляются особенности поэтики этих сюжетов, даются новые интерпретации исследованным ранее фрагментам. Научная литература, посвященная девиантологии, особенно социологическим, психологическим, педагогическим теориям девиантного поведения, обширна. При всей разработанности проблемы в иных областях знания собственно литературоведческих исследований о художественной специфике средневековых «девиантных» текстов, практически не существует. Точнее, интерес к изображению «кромешного» мира», к антропофагическим, криминальным, «бунташным» и т.п. сюжетам неизменно обнаруживается в исследовательских работах, однако в большинстве случаев в ином ключе — либо с точки зрения исторической достоверности, либо в рамках привычного образного дуализма. Фронтальное исследование основного корпуса летописей с точки зрения сквозных, повторяющихся и уникальных «девиантных» сюжетов, разработка релевантного категориального и языкового аппарата для их характеристики станет серьезным вкладом в изучение древнерусской словесности и углубит представление о специфике синкретичного характера исторического повествования Древней Руси.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В отчетный период первого года реализации проекта начата разработка темы «“Девиантный” текст в историческом повествовании Древней Руси: типология сюжетов, поэтика, герменевтика». Впервые применительно к литературе Древней Руси было введено в научный оборот и обосновано понятие «девиантный» текст. Под «девиантным» текстом понимаются фрагменты, в центре внимания которых находится поступок или действия человека (группы людей), который воспринимается и оценивается книжником как противоречащий общепринятым нормам и ожиданиям общества или неординарный, экзотический, диковинный. Исходя из определения девиантности как отрицательного, так и положительного отклонения от нормы были выделены две основные группы. Первая группа — «девиантные» тексты, в которых запечатлевается исключительно насилующее зло, проявленное в жестоких поступках (отрицательное отклонение); вторая группа — «девиантные» тексты, фиксирующие положительное отклонение, дающие образец идеальной картины мира, идеального или правильного, должного поведения в той или иной экстремальной, неординарной жизненной ситуации. Отличительным признаком текстов и первой и второй группы является трехкомпонентная сюжетная схема, которая, несмотря на «подвижность» композиционной структуры, обнаруживается во всех подобных нарративах. Развернутое теоретико-методологическое обоснование понятия «девиантный» текст применительно к древнерусским литературным памятникам было представлено в статье руководителя проекта О.А. Туфановой «“Девиантный” текст в историческом повествовании Древней Руси: к постановке проблемы» (Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 23 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 265–302. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-265-302; ссылка: https://old-rus-imli.ru/ru/germenevtika-arkhiv/66-germenevtika-drevnerusskoj-literatury-sbornik-23/447-deviantnyj-tekst-v-istoricheskom-povestvovanii-drevnej-rusi-k-postanovke-problemy).
С целью выполнения главной задачи проекта — создания типологии основных «девиантных» текстов — было проведено сквозное исследование большого корпуса летописей и летописцев и произведена предварительная выборка сюжетов, отражающих отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение. В качестве ключевого критерия отбора текстов из общего летописного массива был избран изоморфизм, то есть соответствие содержания (рассказ об анормальном поступке) и формы (наличие трехкомпонентной сюжетной схемы). Было установлено, что с точки зрения формы «девиантные» тексты представляют собой как сюжетное, так и бессюжетное повествование. Под сюжетным «девиантным» повествованием подразумевается ряд взаимосвязанных событий и/или действий персонажей, представленных в их временной последовательности, с относительно четко обозначенным конфликтом; под бессюжетным «девиантным» повествованием понимается рассказ о событиях и/или действиях персонажей, не связанных друг другом (по сути, перечень), но обусловленных какой-либо первопричиной. Специфика такого деления, а также особенности поэтики бессюжетных «девиантных» текстов были отражены в опубликованной статье О.А. Туфановой «О художественной специфике бессюжетных “девиантных” текстов в летописях» (Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 4. С. 160–181. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-4-160-181; ссылка: https://studlit.ru/index.php/ru/arkhiv/97-2024-tom-9-4/1461-o-khudozhestvennoj-spetsifike-bessyuzhetnykh-deviantnykh-tekstov-v-letopisyakh).
На основе первичной, предварительной выборки текстов из общего летописного массива создана «рабочая» версия типологии «девиантных» текстов, представленная тремя большими тематическими группами, в каждой из которых есть свои подгруппы: 1) криминальные сюжеты, 2) сюжеты о девиантном поведении в экстремальных ситуациях; и 3) сюжеты, в основе которых лежит конфликт культур. Проведена первичная систематизация криминальных сюжетов, в результате которой были выделены три тематические подгруппы: сюжеты о массовых преступлениях против власти и/или порядка управления; сюжеты о преступлениях против личности; сюжеты о преступлениях против семьи и нравственности; а также определена их художественная специфика. В контексте работы по выявлению и анализу поэтики сюжетов о девиантном поведении людей в экстремальных ситуациях была опубликована статья исполнителя проекта Н.А. Демичевой «Человек в осажденном городе: к проблеме изучения «девиантного» текста в историческом повествовании Древней Руси» (Вестник славянских культур. 2024. Т. 73. С. 250–260. https://doi.org/10.37816/2073 9567 2024 73 250 260; ссылка: http://vestnik-sk.ru/russian/archive/2024/tom-73/demicheva).
Общее количество написанных и опубликованных статей в течение первого года реализации проекта равно 3 (2 – по плану, 1 – сверх плана).
Результаты исследования были апробированы в 10 докладах на международных и всероссийских научных конференциях, а также на заседании Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН: 5 – по плану, 5 – сверх плана.
На официальном сайте Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН была создана страница, посвященная ходу реализации проекта, дающая представление на русском и английском языках об опубликованных статьях и научных докладах на конференциях, все материалы сопровождают аннотации и ссылки: на русском языке — https://old-rus-imli.ru/ru/granty/deviantnyj-tekst-v-istoricheskom-povestvovanii-drevnej-rusi-tipologiya-syuzhetov-poetika-germenevtika, на английском языке — https://old-rus-imli.ru/en/projects/deviant-text-in-the-historical-narrative-of-old-russia-typology-of-plots-poetics-hermeneutics.
Публикации
1.
Туфанова О.А.
«Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: к постановке проблемы
Герменевтика древнерусской литературы, Сборник 23. С. 265-302. (год публикации - 2024)
10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-265-302
2.
Демичева Н.А.
Человек в осажденном городе: к проблеме изучения «девиантного» текста в историческом повествовании Древней Руси
Вестник славянских культур, Т. 73. С. 250–260. (год публикации - 2024)
10.37816/2073-9567-2024-73-250-260
3.
Туфанова О.А.
О художественной специфике бессюжетных «девиантных» текстов в летописях
Studia Litterarum, Т. 9, № 4. С. 160–181. (год публикации - 2024)
10.22455/2500-4247-2024-9-4-160-181