КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 24-28-00470
НазваниеКороткий бронзовый век Урала
Руководитель Корочкова Ольга Николаевна, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" , Свердловская обл
Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-103 - Археология
Ключевые слова Зауралье, поздний бронзовый век, андроноидная общность, черкаскульская культура, культурогенез, миграции
Код ГРНТИ03.09.21
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект ориентирован на исследование особенностей включения горно-лесного Зауралья в металлоносную историю Евразии. Особого интереса заслуживает феномен довольно позднего начала и скоротечного периода эпохи бронзы, примеры взрывного и латентного развития металлургии и металлообработки в регионе, лишенном условий для культивирования земледелия и скотоводства, но богатого меднорудными месторождениями. В центре внимания – ситуация, связанная с исследованием различных моделей развития культур эпохи бронзы: от динамичной, взрывной начала II тыс. до н.э., когда здесь формируется самостоятельный центр металлообработки, о чем сообщают феномен коптяковской культуры, до в некотором роде статичной, латентной, отраженной в памятниках черкаскульской культуры андроноидной общности и культур конца бронзового века (межовской, березовской, бархатовской). На фоне соседних металлоносных культур среднеуральские образования демонстрируют ограниченный ареал, высокую роль каменной индустрии, неочевидные следы производства пищи, многообразие символических практик, многочисленные свидетельства протяженных информационных связей с населением сопредельных территорий. Эти особенности актуализируют проблему развития обществ на периферии Западноазиатской металлургической провинции, в регионе уязвимом с точки зрения пищевой безопасности, чья инфраструктура заметно уступала соседним западносибирским областям, связанных мощными речными магистралями (Тобол, Ишим, Иртыш, Обь), и имела ограниченные возможности в плане осуществления коммуникаций сухопутными коридорами в сравнении с лесостепными и степными пространствами. Вместе с тем, именно на этой территории, в I тыс. до н.э., возникает мощный горно-металлургический иткульский центр, который во многом наследует технологическое наследие бронзового века. Какова роль носителей культур эпохи поздней бронзы в сохранении и передаче сложных знаний, какие факторы и механизмы поддерживают подобные процессы? В нашем случае эта исследовательская проблема дополняется еще рядом обстоятельств, т.к. исторические процессы второй половины II тыс. до н.э. развивались на фоне климатических вызовов суббореала, дисперсности расселения, ярко выраженного миграционного фактора на юг в степной регион, и на запад в Приуралье, многочисленных примеров интеграции в инокультурную среду и реципрокных изменений, вариативности символических и хозяйственных практик.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
Исследовательской удачей нынешнего года можно определенно считать спасение от дальнейшего разрушения и раскопки археологического памятника Шигирский Исток III, расположенного в зоне знаменитого Шигирского торфяника на Среднем Урале. Основные этапы его освоения относятся к энеолиту и бронзовому веку, находки неолита и раннего железного века единичны. Археологические ситуации и исключительный по своему составу артефактный набор, который содержит предметы всех основных комплексов и этапов бронзового века, а также предшествующих им энеолитических, переводят его в разряд ключевых объектов для изучения эпохи палеометалла региона. Среди находок отметим: литейные формы (кельт и кинжал с упором, долото) дербеденовского горизонта, вотивный топорик и украшения абашевского типа, обломки бронзовых орудий (наконечник копья, клинок ножа-кинжала) коптяковско-сейминского очага, остатки металлопроизводства (капли, сплески, обломки тиглей), скульптурные изображения из кремня и талька, символические предметы (каменная булава, пест-терочник, массивный диск), керамику, которая позволяет установить культурно-хронологический контекст находок эпохи бронзы в рамках коптяковской или черкаскульской культуры. В раскопе площадью 156 кв.м обнаружено нетипичное для горно-лесной зоны погребение с дромосом, которое, судя по сохранившимся деталям, представляло собой сложный комплекс с внушительным надмогильным сооружением. Это предупреждает о неординарном статусе погребенного, кремированный прах которого был помещен в большую могилу (2.4×2.2×0.4 м).Не исключено, что что обнаруженные в непосредственной близости от могилы литейные формы могли иметь отношение к погребенному в ней индивиду. Раскопанное погребение заметно расширяет представление о символических практиках местного населения в конце эпохи бронзы. Очевидные параллели со степными вариантами погребальной обрядности сигнализируют о весьма заметных переменах в образе жизни, связанных с высокой степенью интегрированности горно-лесного Зауралья в систему меридиональных связей Уральской горно-металлургической области.
Другой значимый результат работ на этом памятнике связан с обнаружением на его территории чрезвычайно редких в горно-лесном Зауралье металлических предметов абашевского облика. Хронологическая позиция абашевских древностей позволяет соотносить эти металлические предметы с комплексом коптяковской культуры. С этим же периодом мы склонны связывать тальковую шаровидную булаву и сапожковидный пест-терочник – типичные находки ранней фазы бронзового века в Зауралье и Западной Сибири. Заметим, что в горно-лесном Зауралье это первая находка булавы. Также впервые здесь обнаружено скульптурное изображение головы птицы (тетерев?), которое могло быть частью какого-то массивного изделия, от которого сохранился обломок бруска, покрытого резьбой в виде косой решетки. Учитывая отсутствие жилых и хозяйственных объектов коптяковской культуры, но наличие ярких символических предметов, а также ямки, в которой обнаружен длинный бронзовый стержень, есть основания предполагать, что и в начале бронзового века данная площадка озера использовалась в качестве культовой площадки. Не исключено, что сакральные функции участок западного берега Шигиркого озера приобрел еще раньше. На это указывает наличие жертвенника эпохи энеолита, обнаруженного в раскопе. Он представлял остатки черепа лося, рядом с которыми лежал изогнутый нож-тесак из углистого сланца, фигурка (кабана?) из льдистого кварца и крупный сосуд с многочисленными просверленными отверстиями.
Обнаруженные на территории памятника литейные формы существенно сказались на представлениях о специфике металлопроизводства черкаскульской культуры и стали стимулом для разработки сюжета о своеобразии металлопроизводства этой андроноидной культуры. Находки литейных форм в месте, находившемся в эпицентре сырьевой базы коптяковско-сейминского металлургического очага (Калатинская группа меднорудных месторождений), переводят проблему наследования традиций носителей этого центра мастерами черкаскульской культуры из гипотетической в реальную. Сформированная база данных металлических предметов и литейных атрибутов, включающая сведения о более чем 90 предметах позволила выдвинуть для проверки гипотезу о формировании в середине II тыс. до н.э. черкаскульского металлургического очага. Есть основания полагать, что к востоку от Урала разворачивалась собственная история развития металлопроизводства, основанная на развитии достижений сейминско-турбинских традиций втульчатого литья на основе оловянных сплавов и усвоения традиций своего времени, которые сформировались в степной зоне.
Составленная карта и сопоставление основных культурных ареалов, обозначенных памятниками черкаскульской, пахомовской, алексеевско-саргаринской и сусканской культур сигнализируют об особом статусе черкаскульской культуры в системе культур Зауралья, обусловленном локализацией в зоне меднорудных месторождений и значительной ролью металлопроизводства в системе ее жизнеобеспечения. Модели развития древнего металлопроизводства в районах, обладавших различными условиями для производства пищи (благоприятными или, напротив, экстремальными) демонстрируют разнообразие альтернатив социально-экономического развития и факторы, которые позволяют преодолевать эти вызовы и развивать критические технологии даже в районах уязвимых пищевых стратегий.
Публикации
1.
Корочкова О.Н., Спиридонов И.А.
НАХОДКИ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ БРОНЗОВОГО ВЕКА В ГОРНО-ЛЕСНОМ ЗАУРАЛЬЕ
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ.,
Номер: 275
Страницы: 132-145
(год публикации - 2024)
10.25681/IARAS.0130-2620.275.132-145