КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 24-28-00648

НазваниеРазвитие экономической инфраструктуры российско-иранского трансграничья (вторая половина XIX – начало ХХ в.)

Руководитель Корноухова Гадиля Гизатуллаевна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы" , г Москва

Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые слова Российская империя, российско-иранские отношения, Закаспийская область, Кавказское наместничество, Закавказье, Северная Персия, транспортно-логистическая система

Код ГРНТИ03.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на рассмотрение мероприятий по развитию экономической инфраструктуры в приграничных территориях Российской империи и соседнего государства – Ирана. Цель проекта заключается в выяснении степени эффективности проводившейся программы с точки зрения укрепления российского экономического присутствия в данной соседней стране. Последнее российскими правящими кругами понималось как действенный инструмент укрепления политических позиций Российской империи в Иране. Под экономической инфраструктурой понимаются здания (склады, торговые сооружения, таможенно-пропускные пункты, фабрики, банки) и инженерные сооружения (железные дороги, шоссе, мосты, порты, телеграфные и телефонные линии, электростанции). Географические рамки исследования охватывают Закавказье, Закаспийскую область Туркестанского генерал-губернаторства, северную территорию Ирана. Здесь, на периферии евразийского континента в борьбе за влияние во второй половине XIX в. конкурировали различные имперские проекты: британский, французский, германский. Российский имперский проект представлял собой комплексную, объемную программу, одним из элементов которого выступала экономическая интеграция, не только окраинных, но и примыкавших к России заграничных территорий в общее экономическое пространство. Данная политика являлась составной частью геоэкономической стратегии России по укреплению своих внешнеполитических позиций в регионе Среднего Востока на рубеже XIX-ХХ вв. Необходимость создания пояса защиты своих южных границ из лимитрофных государств заставляли высшую бюрократию искать пути решения проблем. Одним из них стала интенсификация российско-иранского торгового обмена через приграничные закавказские и туркестанские территории, что должно было способствовать укреплению политических позиций России в Иране. Заявленная тема находится в русле одного из наиболее актуальных направлений отечественной и зарубежной историографии. В последние десятилетия существенное внимание уделяется анализу воздействия экономических процессов на эволюцию международную ситуации. Это связано с повышением роли экономики в жизни как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом, с растущим влиянием экономических процессов на неэкономические сферы, на распределение сил в международном масштабе. Одним же из важных условий успешного торгового взаимодействия государств является существование развитой экономической инфраструктуры на их приграничных территориях. Авторский коллектив планирует выявить особенности, успехи и просчеты экономической политики правительства России в российско-иранском трансграничье. Реализация проекта будет основываться на обширном комплексе различных категорий источников: законодательных, делопроизводственных государственных документах, статистических данных, публицистике, периодической печати и др. Основной базой исследования выступят документы фондов федеральных и региональных архивов России. В современных геополитических реалиях имперский опыт (как отрицательный, так и положительный), несомненно, может быть полезен для выстраивания эффективной модели взаимодействия РФ со странами Каспийского региона – Азербайджаном, Ираном, Туркменией, Казахстаном. Значительный ресурсный потенциал, уникальное географическое положение региона предопределяют экономические, политические и военно-стратегические интересы ведущих субъектов мировой политики.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В ходе первого этапа проекта его реализации была определена исследовательскими задачами, представленными в заявке. Участниками проекта были проработаны дела, хранящиеся в центральных и региональных архивах Российской Федерации. Основной массив документов был обнаружен в Архиве внешней политики Российской империи. Также были привлечены документы из Государственного архива Российской Федерации и Центрального городского архива г. Москвы. В рамках запланированных научных командировок в Санкт-Петербург, Астрахань и Оренбург были собраны ценные сведения, содержащиеся в документах Российского государственного исторического архива, Государственного архива Астраханской области и Объединенного Государственного архива Оренбургской области. В течение 2024 г. было подготовлено 10 научных публикаций, 3 из которых индексируются в международных базах данных Scopus, WoS и RSCI. Проведенный анализ источников позволил определить круг инфраструктурных проектов, разрабатывавшихся российским правительством и выяснить результаты их реализации. Установлено, что отсутствие развитой транспортной сети в районах российско-персидского трансграничья отчетливо осознавалось высшей российской бюрократией как фактор, тормозивший дальнейшее российско-персидское торгово-экономическое взаимодействие. Проявление активности со стороны европейских государств по прокладке железных дорог в Персии первоначально спровоцировало желание российского правительства включиться в гонку за железнодорожные концессии. Однако вскоре выяснилось, что этот путь не вполне подходит для Российского государства: члены правительства пришли к выводу, что без соединения персидских магистралей с российской железнодорожной сетью, проложенные в Персии линии не дадут ожидаемого результата. В связи с этим, в конце XIX в. приоритетным вниманием государства стали железные дороги в южных фронтирных районах самой Российской империи. Материалы Общей государственной росписи демонстрируют интенсивный рост инвестиций в транспортную инфраструктуру Закавказья и Закаспийской области на рубеже XIX–XX вв., благодаря чему железные дороги России вплотную подошли к персидской границе. На период активного строительства железных дорог на российской территории в самой Персии было принято решение ограничиться строительством шоссе. В результате были проложены Энзели-Тегеранская (1899 г.), Казвин-Хамаданская (1905 г.) и Джульфа-Тавризская (1906 г.) дороги. Последнюю строили уже изначально в соответствии с техническими нормами, позволившими в дальнейшем трансформировать ее в железнодорожную линию. Помимо сухопутной транспортировки большую роль в российско-персидском товарообороте играли водные пути сообщения. В Закаспийской области значимым моментом стал запуск пароходного движения по р. Амударья. Его ценность заключалась в возможности осуществления транспортной коммуникации с теми труднодоступными районами российского среднеазиатского фронтира, которые оставались неохваченными работой Закаспийской железной дороги. Однако ключевую роль в транспортировке российско-персидских грузов играли морские перевозки. При этом основная перевалка товаров двух государств происходила в персидском порте Энзели, эксплуатация которого была сильно затруднена из-за постоянного образования подводных мелей. Анализ источников показал, что отечественным экспертам пришлось рассмотреть немало спорных моментов, прежде чем решиться направить российские казенные средства на возведение дорогостоящего инфраструктурного объекта на территории чужого государства. Само строительство осуществлялось в непростых природно-климатических условиях и сопровождалось организационными трудностями объективного характера. Тем не менее, статистические данные показывают, что несмотря на все сложности, достигнутые результаты способствовали увеличению числа заходивших в порт пароходов и как следствие – повышению грузооборота между двумя соседними государствами. Важным инструментом интенсификации торговых оборотов является такое средство связи как телеграф. Установлено, что в начале 1860-х гг. развернулись активные работы по прокладке телеграфных линий в Закавказье, а в 1863 г. они были присоединены к системе телеграфной связи Российской империи. Что касается соединения закавказской телеграфной сети с персидской, то это также произошло в 1860-е гг. в районе пограничного города Джульфа. При этом изначально Россия подключилась к телеграфной линии, построенной в Персии британской Индоевропейской телеграфной компанией. Позже Россия получила от персидского правительства концессии на строительство собственных телеграфных веток в различных частях страны. Масштабная работа по возведению экономической инфраструктуры на южнокаспийских рыболовных промыслах была проведена представителями российской купеческой династии Лианозовых. Вопрос об удовлетворительном состоянии их оборудования находился на контроле у российского правительства. Когда в 1908 г. выяснилось, что Астрабадский промысел оказался в полуразрушенном состоянии из-за хищнического отношения к нему субарендаторов, то Министерство иностранных дел оказало влияние на наследников Лианозова с целью приведения экономической инфраструктуры промысла в надлежащий вид. Завершенный первый этап исследования показал масштабность работ, проведенных российским правительством по развитию экономической инфраструктуры российско-персидского трансграничья. Возведенные объекты способствовали как торговому оживлению территорий российского южного фронтира, так и интенсификации российско-персидского товарообмена. При этом грузопоток шел не только из России, но и из Персии, что приносило финансовую выгоду обеим странам. Статистические сведения и справочная информация по проекту представлены на сайте тематического электронного ресурса «Инфраструктурное развитие российско-иранского трансграничья в XIX–XX вв.». URL: https://russiran.tilda.ws/

 

Публикации

1. Корноухова Г.Г. Строительство Энзелийского порта в Персии российской казной в начале XX в. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Том: 25 Номер: 3 Год: 2024 Страницы: 434-453 (год публикации - 2024)
10.17150/2308-2488.2024.25(3).434-453

2. Корноухова Г.Г. Строительство российской казной Тавризского шоссе в российско-персидском трансграничье в начале ХХ в. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история, № 4. Т. 16. С. 474–489. (год публикации - 2024)
10.22363/2312-8127-2024-16-4-474-489

3. Колпаков П.А. Государственная политика по инфраструктурной интеграции Закавказья и развитию экономических связей с Персией в последней четверти XIX в. (на примере железнодорожного строительства) Российская государственность: вопросы истории и права: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Абакан, 25 октября 2024 г.) , Российская государственность: вопросы истории и права: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Абакан, 25 октября 2024 г.) / науч. ред. В. В. Наумкина; отв. ред. Н. А. Баранцева, В. Н. Козлова. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2024. С. 203-205. (год публикации - 2024)

4. Колпаков П.А. Организация железнодорожного сообщения Российской империи и Ирана через Закавказье во второй половине XIX — начале XX в. «В сердцах людей Крым всегда был неотъемлемой частью России»: к 10-летию воссоединения Крыма с Россией: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 17 апреля 2024 г. — Москва: РУДН, 2024. — 292 с., Москва: РУДН, 2024. С. 158-167. (год публикации - 2024)

5. Токтамысов С.Ж. Governmental Discussion on the Private Capital Participation in the Trans-Caspian Railway Construction in the Late XIX Century RUDN Journal of Russian History, Volume 23, Issue 1, pages 109-121 (год публикации - 2024)
10.22363/2312-8674-2024-23-1-109-121

6. Корноухова Г.Г. Russian-Persian Economic Relations in Early 20th Century: Road Construction Nauchnyi Dialog, Volume 13 Issue3 Page 445-462 (год публикации - 2024)
10.24224/2227-1295-2024-13-3-445-462

7. Корноухова Г.Г. Обсуждение проекта строительства Энзелийского порта в Персии в государственных ведомствах Российской империи на рубеже XIX–XX вв. Каспийский регион: политика, экономика, культура (год публикации - 2024)

8. Токтамысов С.Ж. Discussion of Projects for the Development of the Amudarya Flotilla by the Russian Government at the Turn of the 19th–20th centuries Journal of Frontier Studies, Volume 9, Issue 3, pages 60-82 (год публикации - 2024)
10.46539/jfs.v9i3.625

9. Колпаков П.А. Телеграфная связь в Закавказье как средство обеспечения российских геоэкономических интересов в Персии во второй половине XIX в. Внешнеполитические интересы России: история и современность. сборник материалов XII Всероссийской научной конференции. Самара, 2024. 266 с., Колпаков П. А. Телеграфная связь в Закавказье как средство обеспечения российских геоэкономических интересов в Персии во второй половине XIX в. // Внешнеполитические интересы России: история и современность. сборник материалов XII Всероссийской научной конференции. Самара, 2024. С. 92−99. (год публикации - 2024)

10. Коротков Е.А. Расходы бюджета Российской империи по строительству железных дорог в Закавказье на рубеже XIX—XX вв. «В сердцах людей Крым всегда был неотъемлемой частью России»: к 10-летию воссоединения Крыма с Россией: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: РУДН. , Москва, 17 апреля 2024 г. — Москва: РУДН, 2024. Cтраницы 276-289. (год публикации - 2024)