КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 24-28-01067

НазваниеЛояльность и патриотизм в полиэтничном обществе: процессы индоктринации в империи Габсбургов во второй половине XVIII — начале XX в.

Руководитель Бут Юлия Евгеньевна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" , Свердловская обл

Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-108 - Новая и новейшая история стран Европы и Америки

Ключевые слова лояльность, патриотизм, национализм, идентичность, индоктринация, пропаганда, молодежь, гражданское воспитание, студенчество, конформизм, национальные конфликты, национальные протесты, Габсбургская монархия, Австрийская империя, Австро-Венгрия

Код ГРНТИ03.09.31, 03.09.55, 03.91.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Одним из неизменных вызовов для политических элит всегда являлось обеспечение консолидированной поддержки и лояльности со стороны населения. Начиная с эпохи Просвещения, при выработке ответа на этот вызов ключевой идеологической доктриной и интеграционным основанием становится понятие патриотизма как морально-нравственной нормы, в действительности понимаемого по-разному как теми, кто прилагал целенаправленные усилия для его формирования, так и реципиентами (любовь к монарху, любовь к государству, любовь к нации и т. д.). Процесс индоктринации, под которым понимают внедрение разнообразными способами политических идей и теорий, специально адаптированных для усвоения коллективным сознанием в интересах легитимации или делегитимации власти, протекал особенно сложно в полиэтничных композитарных государствах, одним из самых ярких примеров которых являлась монархия Габсбургов. Несмотря на то, что в последнее время выходят новые исследования по идеологической политике Габсбургов и националистических организаций, предлагаются оригинальные подходы и концепции, все полученные на сегодняшний день результаты касаются отдельных примеров и аспектов деятельности правительственных и националистических элит по индоктринации, и требуется дальнейшее изучения этой обширной проблемы и богатого материала. Еще менее изученным остается процесс рецепции индоктринируемыми группами представлений о патриотизме и лояльности в тех формах, в которых их стремились привить, с одной стороны, габсбургские власти и националистические деятели, с другой. Проект направлен на то, чтобы дополнить изучение указанной проблемы новыми кейсами, которые будут в большей мере сфокусированы на деятельности габсбургских властей и националистических организаций по индоктринации, в первую очередь, учащейся молодежи как будущей интеллектуальной элиты, т. е. гимназистов и студенчества. Какие представления о лояльности и патриотизме пытались сформировать у них та и другая заинтересованные стороны? Какие задействовали для этого каналы, методы и инструменты? Какое влияние оказывала их деятельность на формирование национальной и/или имперской идентичности? Как устанавливались рамки лояльности и патриотизма, в чем усматривалось проявление нелояльности государству и своей нации? Проект призван соединить усилия российских специалистов по истории империи Габсбургов XVIII – начала XX в., чтобы через конкретно-исторические исследования реконструировать сложные процессы индоктринации полиэтничного общества и охарактеризовать особенности процессов самоидентификации населения габсбургского государства, что, в свою очередь, внесет вклад в понимание исторических процессов развития и функционирования композитарной монархии как сложного социального организма. Научная новизна проекта состоит в том, что в фокусе исследований членов коллектива оказываются социальные группы и процессы индоктринации, малоизученные в мировой исторической литературе. В процессе проведения исследований в мировую науку будет введен определенный объем новых исторических источников, планируется перевод на русский язык ряда из них. Новизна заключается также в выборе походов к исследованию и использовании современных концепций, сравнительно недавно введенных в научный оборот и получивших признание в мировой науке. Исследования будут проведены на стыке таких направлений как социальная история, история ментальностей, история понятий и интеллектуальная история.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В 2024 г. на основе имевшихся и вновь собранных материалов из архивов и библиотек Вены, Будапешта, Праги, Брно и Москвы члены научного коллектива провели конкретно-исторические исследования по следующим темам: 1) «Воспитание молодых аристократов в монархии Габсбургов на рубеже XVIII–XIX в.: проблемы статуса и идентичности» (О. В. Хаванова); 2) «Габсбургские учителя как профессиональные патриоты и агенты габсбургского государства на местах» (Ю. Е. Бут); 3) «Национально-политический дискурс австрийских пангерманистов и образ Г. фон Шёнерера как борца за национальные интересы в немецкоязычной студенческой среде» (В. В. Баченина); 4) «Чешский национализм и палитра идентичностей жителей монархии Габсбургов во второй половине XIX в. (на примере сокольского движения)» (В. В. Котов). Обеспечение консолидированной поддержки и лояльности как со стороны привилегированных общественных слоев, так и широких масс населения имело особую значимость в случае крупнейшей центральноевропейской державы Нового времени – полиэтничной и мультикультурной империи Габсбургов. На примере венгерско-хорватского рода графов Кеглевичей ― лояльных габсбургских аристократов О. В. Хаванова изучила соотношение образования и карьеры у представителей габсбургской аристократии и показала, какие перспективы открывала политическая лояльность для процессов вертикальной мобильности. Ключевую роль в этом процессе играли механизмы «экономики чести» — раздача титулов, чинов, должностей и иных милостей в обмен на лояльность. Доступ к образованию, открывавшему путь к успешной придворной карьере, стал одним из мощнейших инструментов формирования политических элит и социальной политики в целом. Усиление национальных движений и рост политической напряженности в XIX в. актуализирует задачу воспитания лояльности династии Габсбургов и австрийскому государству у широких непривилегированных слоев общества. К середине XIX в. габсбургская бюрократия уже твердо осознавала, что лояльность и патриотизм не возникают естественным образом и их необходимо формировать, в том числе, с помощью политических ритуалов и системы школьного образования. Использование этих двух инструментов габсбургскими чиновниками было изучено Ю. Е. Бут. Она приходит к выводу, что государственные чиновники стремились обеспечить гражданско-патриотическое воспитание школьной молодежи, развить чувства «австрийскости», любви к «большому Отечеству» и лояльности правящей династии. Однако, их меры были восприняты частью учителей как ограничение их свободы и вызвали бурный протест. Если в первой половине XIX в. учителя выступали как «профессиональные патриоты» и агенты государства на местах по воспитанию лояльности династии и любви к Отечеству, то в последней трети века они взяли на себя и другие функции, в том числе по распространению национальных и политических идей среди школьной молодежи, таким образом подрывая усилия габсбургской бюрократии по внедрению выработанной ею модели патриотического мышления и поведения. В качестве примеров использования политического ритуала как инструмента по воспитанию лояльности и патриотизма Ю. Е. Бут изучила детскую церемонию чествования императора в Шёнбрунне 21 мая 1908 г. и парад 12 июля 1908 г. в Вене. Их задачей было формирование династического патриотизма и демонстрация величия общего прошлого под скипетром Габсбургов, однако оценки очевидцев и современных исследователей носят противоречивый характер. С одной стороны, подобные мероприятия способствовали формированию устойчивой лояльности населения Францу Иосифу и империи, с другой стороны они становились ареной партийно-политического соперничества и национальных конфликтов, что, безусловно, снижало их эффективность. Важным фактором, препятствующим эффективной реализации выработанной чиновниками модели патриотического мышления и поведения, стал расцвет националистических организаций, которые тоже «сеяли» в умах молодежи свои идеи посредством разнообразных обществ, кружков и объединений, прессы и публичных речей. Националистические идеи, транслируемые с разных площадок, распространялись и укреплялись на протяжении второй половины XIX в., навязывая населению империи выбор национальной идентичности и деля имперское пространство на национальные регионы, что неизбежно приводило к межнациональным конфликтам, острота которых возросла к началу XX в. Эти проблемы детальнее изучили в своих исследованиях В. В. Баченина и В. В. Котов. В.В. Баченина, в частности, проанализировала программные документы и речи австрийских пангерманистов, т. н. «шёнерерианцев. Ее анализ свидетельствует о расколе внутри австрийского либерализма и начале радикализации либеральных взглядов. Использованный при изучении идентичности австрийских пангерманистов коммуникативный подход помог выявить ключевые лингвистические маркеры и концептуальные рамки, составляющие «немецкую» идентичность австрийцев. В. В. Баченина пришла к выводу, что австрийские пангерманисты оказывали существенное влияние на формирование идентичности австрийских немцев и распространению модели нелояльного Габсбургам политического поведения. В. В. Котов изучил вопрос о лояльности династии и государству Габсбургов и ее сочетанию с установками националистических идеологий на примере жителей чешских земель, перед которыми в третьей четверти XIX в. встала проблема выбора национальной идентичности. Объектом исследования стали идентификационные поиски основателей сокольского движения Й. Фигнера и М. Тырша и ряда других «соколов». Исходя из перспективы культурной истории, В.В. Котов установил, во-первых, факторы, которые способствовали наличию и осуществлению выбора той или иной идентичности в качестве «тотальной», и, во-вторых, формы манифестации новоприобретенной принадлежности к нации. Результаты конкретно-исторических исследований членов научного коллектива были представлены в виде докладов на 6 международных научных конференциях. По результатам исследования были подготовлены 6 научных статей, 2 из которых опубликованы в ведущих российских рецензируемых журналах.

 

Публикации

1. Баченина В.В. «Из Австро-Венгрии в Германскую империю»: коммуникативный подход и анализ идентичности австрийских пангерманистов Г. фон Шёнерера в конце XIX в. Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 14. Серия Германика. Вып. 2. Екатеринбург: Издательский отдел УрГПУ, 2024. С. 47–58. (год публикации - 2024)

2. Хаванова О.В. Граф Йозеф Кеглевич в елизаветинской России: к истории одной перлюстрации Славянский мир в третьем тысячелетии, Т. 19. № 1–2. С. 9–24. (год публикации - 2024)
10.31168/2412-6446.2024.19.1-2.01

3. Бут Юлия Евгеньевна Династические торжества как инструмент гражданско-патриотического воспитания в империи Габсбургов Historia Provinciae - журнал региональной истории (год публикации - 2025)

4. Бут Юлия Евгеньевна Политические ритуалы и исторические коммеморации Австро-Венгрии: юбилейный парад 12 июня 1908 г. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., Imagines Mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. (год публикации - 2024)

5. Баченина Валерия Вячеславовна Программа австрийского пангерманиста Георга фон Шёнерера (1879) Imagines mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв. (год публикации - 2024)

6. Бут Юлия Евгеньевна Дискурс свободы в австрийской педагогической прессе 1867–1914 гг. как инструмент протеста против государственного и общественного контроля Центральноевропейские исследования (год публикации - 2024)